kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Декоративно Прикладное Творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Изобразительное искусство и рисование» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.

Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, о формальной композиции, о способах работы с различными графическими материалами и техниками.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Декоративно Прикладное Творчество"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» городского округа Нижняя Салда











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

«ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»







ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Изобразительное искусство и рисование»

срок реализации 3 года






Составитель: Бурцева М.А.

























г .Нижняя Салда 2018-2019 г.

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка………………………………………………..…..…3

  1. Содержание учебного предмета………………………………………..…...7

  1. Требования к уровню подготовки учащихся…………………………..…..28

IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………..…….……..29

V. Методическое обеспечение учебного процесса………………………………30

VI. Список литературы и средств обучения…………………………………....32



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль


в образовательном процессе


Программа учебного предмета «Изобразительное искусство и рисование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.

Учебный предмет «Изобразительное искусство и рисование» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.

Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями

  • видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, о формальной композиции, о способах работы с различными графическими материалами и техниками.

Общеразвивающая программа «Изобразительное искусство и рисование» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Начальные знания рисунка и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.

Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных


материалов и видеть результат своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.


Рекомендуемый для освоения программы возраст детей: 7-13 лет.


Срок реализации учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство и рисование» реализуется при 3-летнем сроке обучения. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.


Сведения о затратах учебного времени



Вид учебной работы,

аттестации, учебной




Затраты учебного времени,


Всего


часов

Нагрузки


























Классы


1


2


3

















Полугодия

1


2

3


4

5


6

















Аудиторные занятия

32


36

32


36

32


36


204















Самостоятельная

5


6

5


6

5


6


33


работа


























Максимальная

37


42

37


42

37


42


237


учебная нагрузка


























Вид промежуточной



просмотр



просмотр



просмотр




аттестации




































Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 час. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.


Контроль знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1раза в год ( итоговый - в мае).




Форма проведения учебных занятий


Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе составляет от 4 до 12 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью программы «Изобразительная грамота и рисование» является общеэстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Задачи учебного предмета

Задачами учебного предмета являются:

– знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;

– формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

– формирование знаний о формальной композиции;

– формирование умений и навыков работы с различными графическими материалами и техниками;

– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;

– развитие зрительной и вербальной памяти;

– развитие образного мышления и воображения;

– формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

– воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.


Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

– сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

– распределение учебного материала по годам обучения;

– описание дидактических единиц учебного предмета;

– требования к уровню подготовки учащихся;

– формы и методы контроля, система оценок;

– методическое обеспечение учебного процесса.


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– практический;

– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео-

ряда).


Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой в области изобразительного искусства.

Учебные аудитории просторные, светлые, оснащены необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.






  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Задания адаптированы и доступны для учащихся 7-13 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста.

Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям.


Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.




Учебный план

1 год обучения


п/п


Перечень модулей, тем

Теория

Практика

Самоподготовка

Всего

Раздел 1 . Волшебный мир изобразительного искусства

4

10

0

14

Раздел 2. Как изображать цветы: отдельные цветки, составление букетов

0

10

0

10

Раздел 3.Как рисовать фрукты: простые и сложные

2

12

0

14


Раздел 4. Как рисовать посуду: простая форма. Сложный силуэт


18

0

18

Раздел 5. Как рисовать бытовые предметы

0

10

0

10

Итого:

6

52

0

68




Учебный план


2 год обучения


п/п


Перечень модулей, тем

Теория

Практика

Самоподготовка

Всего

Раздел 1. Стихия «Воздух». Как изображать туман, облака, тучи

2

8

0

10

Раздел 2. Стихия «вода». Как изображать дождь, снег, реку, водопад, море


0

8

0

8

Раздел 3. Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар

0

8

0

8


Раздел 4. Стихия «земля». Как изображать землю, горы, пустыню

0

10

0

10

Раздел 5. Как изображать деревья: породы деревьев

0

8

0

8

Раздел 6. Как изображать транспорт

0

8

0

8

Раздел 7. Как изображать архитектуру

2

14

0

16


Итого:





68



Учебный план


1 год обучения


п/п


Перечень модулей, тем

Теория

Практика

Самоподготовка

Всего

Раздел 1. Как изображать насекомых

2

8

0

10

Раздел 2. Как изображать морских жителей


0

12

0

12

Раздел 3. Как изображать птиц

0

8

0

8


Раздел 4. Как изображать зверей

0

8

0

8

Раздел 5. Как изображать людей

4

26

0

30

Итого:

6

62

0

68








Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда


Согласовано:

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________________ Воронова М.А.

«____» _____________________ 20 г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2018 - 2019 учебный год


Образовательная область: Декоративно-прикладное искусство

Учебный предмет: Основы изобразительной грамоты и рисование

Класс: 1

Программа: ДОП в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Преподаватель: Бурцева М.А. квалификационная категория

количество часов на предмет по учебному плану:

в неделю 2 ч.

за год 66 ч.

из них:

обучающе - развивающих 64 ч.

промежуточная аттестация 2 ч.

итого: 66 ч.



Семестр

недели

в семестре


урока


Тема урока


Количество

часов




Раздел 1. Волшебный мир изобразительного искусства


I.

1-2

1-2

Вводное занятие. Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы (беседа). Экскурсия




4


3-4

3-4

Выразительные средства графики: точка, линии, пятна

4


5

5

Замкнутая линия-пятно-силуэт

2


6-7

6-7

Методы рисования. Плоские и объемные изображения (беседа)

4




Раздел 2. Как изображать цветы: отдельные цветки, составление букетов



8

8

Рисование цветов черными гелиевыми ручками

2

II

1

9

Рисунок цветов в технике «тушь»

2


2

10

Букет цветов в технике «сепия»

2


3

11

Изображение цветов в работах мастеров декоративно-прикладного искусства (беседа)

2


4-5

12-13

Копирование букета цветов

2




Раздел 3. Как рисовать фрукты и овощи: простые и сложные формы



6

14

Рисунки фруктов простым карандашом

2


7

15

Изображение фруктов в цвете (гуашь)

4


8

16

Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике «тушь»

2

III.

1

17

Экзотические фрукты в технике «сепия»

2


2

18

Изображение фруктов и овощей в работах художников. (Зарисовки) (Беседа)

2


3-4

19-20

Натюрморт

2




Раздел 4. Как рисовать посуду: простая форма. Сложный силуэт



5

21

Натюрморт. Практическая работа (гуашь)

4


6

22

Зарисовка посуды карандашами и фломастерами

2


7-8

23-24

Орнамент. Классификация орнамента

4


9

25

Восточный натюрморт в технике «тушь»

2


10

26

«Чаепитие» - рисование мягкими материалами, (соус, уголь)

2

IV

1-2

27-28

Тематическая композиция «Сбор урожая». (Гуашь)


4




Раздел 5. Как рисовать бытовые предметы и мебель



3

29

Зарисовки бытовых предметов и мебели фломастерами

2


4

30-31

«В чулане» - рисунок углем

2


5-6

32

Интерьер сельского дома

4


7

33

Подготовка экспозиции. Годовой просмотр

2




Итого:

66





Утверждено на заседании преподавателей «_____» __________________ 2018 г.


Заведующая отделением изобразительного искусства______________________________________



















Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда

Согласовано:

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________________ Воронова М.А.

«____» _____________________ 20 г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2018 - 2019 учебный год


Образовательная область: Декоративно - прикладное искусство

Учебный предмет: «Основы изобразительной грамоты и рисования»

Класс:2

Программа: ДОП в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно- прикладное творчество».

Преподаватель: Бурцева М.А. квалификационная категория -

Количество часов на предмет по учебному плану:

в неделю 2 ч.

за год 68 ч.

из них:

обучающе - развивающих 66 ч.

Промежуточная аттестация 2ч.

итого: 68 ч.



Семестр


недели

в семестре


урока


Тема урока


Количество

Часов






I

1

1

Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Разновидности пейзажа. Плановость. (Беседа)

2


Раздел 1.


Стихия «Воздух». Как изображать туман, облака, тучи



2

2

Изображение мягким материалом (уголь, соус, пастель) облаков, грозовых туч, сильного ветра

2


3

3

Работа в технике «уголь». Туман

2


4-5

4-5

Композиция «Ежик в тумане»

4

Раздел 2. Стихия «вода». Как изображать дождь, снег, реку, водопад, море


6

6

Изображение воды (дождь, снег, река, водопад) с помощью техники тушь

2


7

7

«Кораблик на волнах» - линейный рисунок

2

II

8-1

8-9

Морской пейзаж. (Гуашь)

4


Раздел 3.


Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар



2

10

Костер – экспрессия в технике «сепия».

2


3

11

Варьирование эффектов «салют» -использование техники чернил и отбеливателя

2


4-5

12-13

Изображение заката. (Гуашь)

4


Раздел 4.


Стихия «земля». Как изображать землю, горы, пустыню



6

14

Земля, камни, горы в технике «фроттаж»

2


7-8

15-16

Горный пейзаж в технике «тушь». Линия – пятно

4

III

1-2

17-18

Изображение пустыни. (Гуашь)

4


Раздел 5.


Как изображать деревья: породы деревьев



3

19

Ветка с листьями. Использование различных техник (простой карандаш, чернила и кисть, тушь-перо

2


4

20

Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др. ). « В лесу» - работа черными гелиевыми ручками

2


5-6

21-22

Изображение леса

4


Раздел 6

Как изображать транспорт




7

23

Знакомство с изображением общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др. )


2


8

24

Ретро-автомобиль – рисунок простым карандашом

2



9-10

25-26

«Веселый трамвайчик» - композиция

4



Раздел 7.



Как изображать архитектуру



11

27

Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши и др.)

2

IV

1

28

Изображение многоэтажных городских домов

2


2-3

29-30

Композиция «Любимый город»

4


4

31

Сельские дома с элементами пейзажа. Техника «Уголь»

2


5-6

32-33

«Вот моя деревня» - композиция

4


7

34

Подготовка экспозиции

2





Итого:

68





Утверждено на заседании преподавателей «_____» __________________ 2018 г.


Заведующая отделением изобразительного искусства______________________________________
















Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда

Согласовано:

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

____________________ Воронова М.А.

«____» _____________________ 20 г.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2018 - 2019 учебный год


Образовательная область: Декоративно-прикладное искусство

Учебный предмет: «Основы изобразительной грамоты»

Класс:3

Программа: ДОП в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»

Преподаватель: Бурцева М.А. квалификационная категория -

Количество часов на предмет по учебному плану:

в неделю 2 ч.

за год 68 ч.

из них:

обучающе - развивающих 66 ч.

промежуточная аттестация 2 ч.

итого: 68 ч.



Семестр


недели

в семестре


урока


Тема урока


Количество

Часов

I

1

1

Мир вокруг нас. Фауна. (Беседа)

2


Раздел 1.


Как изображать насекомых



2

2

Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами и черной гелиевой ручкой

2


3

3

« На лугу» - рисунок в смешанной технике черная гелиевая ручка и тушь

2


4-5

4-5

Композиция « Воспоминания о лете»

4


Раздел 2.


Как изображать морских жителей



6-7

6-7

Работа по образцу. Изображение морских жителей (крабы, морского конька, черепахи, рыбы). Копирование

4


8-9

8-9

« На дне морском». Работа над композицией в технике «тушь»

4

II

1

10-11

Тематическая композиция по мотивам русских сказок. (Гуашь)

4


Раздел 3.


Как изображать птиц



2

12

Знакомство с правилами изображения птиц. Зарисовки домашних птиц (петух, утка, курица)

2


3-4

13-14

Тематическая композиция по мотивам советской мультипликации « Гадкий утенок»

4


5

15

Певчие и лесные птицы (малиновка, иволга, синица) зарисовки простым карандашом

2


Раздел 4.


Как изображать зверей



6

16

Знакомство с правилами изображения животных. Дикие и домашние животные

2


7

17

Животные севера и юга. Работа фломастерами

2

III

1-2

18-19

Тематическая композиция «Лимпопо» (Гуашь)

4







Раздел 5.


Как изображать людей



3-4

20-21

Портрет. Пропорции лица

4


5-6

22-23

Изображение эмоций человека

4


7-8

24-25

Знакомство с правилами изображения человеческой фигуры. Пропорции фигуры

4


9-10

26-27

Движение и пластика человека. Одевание фигуры человека. Наброски и зарисовки

4

IV

11-1

28-29

Эскиз театрального костюма

4


2-3

30-31

«А у нас во дворе …» Сюжетная композиция


4


4-5

32-33

Спортивные соревнования. Итоговая работа

4


6-7

34

Подготовка экспозиции. Просмотр

2




Итого:

68






Утверждено на заседании преподавателей «_____» __________________ 2018 г.


Заведующая отделением изобразительного искусства______________________________________
































ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Тема 1. Волшебный мир изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы. Язык изобразительного искусства: традиции и современность. Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с основными техниками графики и живописи на примерах (детские работы, работы преподавателей или художников). Материалы и рабочие инструменты, их свойства и правильное использование.

Занятие может проходить в выставочном пространстве.

Тема 2. Выразительные средства графики: точки, линии, пятна.

Замкнутая линия – пятно – силуэт.

Знакомство с выразительными средствами графической композиции (точками, линиями, пятнами).

Заполнение формы шаблона - шмель (точка), рыбка (линия), ключ (пятно).

Тема 3. Замкнутая линия – пятно – силуэт.

Знакомство с видами линий. «Замкнутая линия» как способ создания пятна. Виды пятен по форме (абстрактное, конкретное). Введение понятия «силуэт». Простые и сложные силуэты.

Выполнение различных пятен (тушью, краской, чернилами). Использование сухой или влажной бумаги, трубочек для раздувания, промокашек. Связь формы пятна с образом. Создание выразительного образа из абстрактного пятна. Выполнение сложного силуэта (кувшин, чайник, ваза). Рекомендуемый формат А4. Материалы на выбор: фломастер, маркер, тушь и др.

Тема 4. Методы рисования. Плоские и объемные изображения.

Реалистичное и декоративное изображение. Классический рисунок, экспрессивный рисунок, примитивный рисунок, стилизованный рисунок. Знакомство с плоскими и объемными изображениями на примерах репродукций, детских работ, работ преподавателей.

Занятие может проходить в выставочном пространстве.

Тема 5. Как изображать цветы: Отдельные цветки, составление букетов. Рисование цветов черными гелевыми ручками. Полевые и садовые цветы, цветочные букеты. Части цветка (головка, стебель, листья). Виды цветочных головок (соцветий) - круг с выраженным центром, полукруг, чаша, метелка. Характер стебля - прямой, пластичный, колючий. Виды листочков - округлые, острые, резные и др. Реалистичное и декоративное изображение.

Зарисовки черными гелевыми ручками (ромашка, колокольчик, василек, мак, одуванчик).

Творческое задание: сказочный цветок. Рекомендуемый формат А4.

Материал: черные гелевые ручки.

Тема 6. Рисунок цветов в технике «сепия». Знакомство с техникой «сепия». Способы работы сепией - растирка, штриховка, тушевка. Исправления в сепии (перекрывание слоев, уточнение силуэта мелком или ластиком). Выполнение растирок, тушевок, штриховок.

Творческое задание: астры в вазе.

Тема 7. Букет цветов в технике «тушь». Знакомство с техникой «тушь». Приемы - заливка, лессировка, по-сырому, раздельный мазок.

Выполнение упражнений с использованием заливки, лессировки, раздельного мазка.

Творческое задание: полевые цветы (одним из предложенных приемов).

Тема 8. Как рисовать фрукты и овощи: Простые и сложные формы.

Садовые и экзотические фрукты. Овощи. Фрукты и овощи, состоящие из простых форм (круг, полукруг, овал, треугольник и др.). Сложные (составные) формы фруктов и овощей.

Знакомство со способами рисования простыми карандашами (ровный тон, штриховки и др.).


Творческое задание: выполнение зарисовок фруктов и овощей предложенными способами.

Тема 9. Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике «тушь».

Методика выполнения шаблонов (прорезные, силуэтные, модульные). Выполнение прорезного шаблона простого фрукта и его заполнение с помощью туши.

Выполнение силуэтного шаблона простого фрукта, размещение его на акварельной бумаге, заполнение техникой тушь.

Творческое задание: фрукты в вазе (выполнение рисунка в одной из предложенных техник).

Тема 10. Экзотические фрукты в технике «сепия».

Совершенствование навыков работы в технике «сепия».

Творческое задание: выполнение фруктового (овощного) портрета

«важного господина» в раме в технике сепия.

Тема 11. Как рисовать посуду: Простая форма. Сложный силуэт.

Знакомство с понятиями «ось симметрии», «овал». Простые симметричные предметы (кружка, сахарница, кастрюля и др.). Посуда со сложным асимметричным силуэтом (чайник, ваза).

Зарисовки посуды простой и сложной формы фломастерами и карандашами.

Творческое задание: посуда на столе в технике «цветные карандаши». Использование нового эффекта: клейкой ленты для маскирования при выполнении скатерти. Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор: фломастеры или цветные карандаши.

Тема 1.12. Восточный натюрморт в технике «тушь». Использование цветной основы листа как средства декоративной композиции (для композиции подойдет активный тон пастельного листа – оранжевый, желтый, черный, темно-синий). Загораживание, равновесие (масс, цветовых пятен). Введение понятия «орнамент».


Творческое задание: выполнение восточного натюрморта с обилием орнаментированных деталей.

Тема 13. «Чаепитие» - рисование мягким материалом (на выбор:

соус, уголь-мел, сепия). Особенности работы мягким материалом. Выбор формата (квадрат; прямоугольник, вытянутый по вертикали; прямоугольник, вытянутый по горизонтали). Освоение формата.

Знакомство со свойствами разных материалов.

Творческое задание: «Чаепитие» - рисунок мягким материалом.

Тема 14. Как рисовать бытовые предметы и мебель: Зарисовки

бытовых предметов и мебели фломастерами.

Знакомство со способами рисования предметов быта и мебели.

Преобразование плоских фигур в объемные геометрические тела, а затем-- в конкретные объекты.

Выполнение зарисовок предметов быта и мебели фломастерами.

Рекомендуемый формат А3. Материал фломастеры.

Тема 15. «В чулане» – рисунок углем. Знакомство с техникой высветления – покрытие всего листа углем, высветление участков с помощью куска замши и ластика. Доработка деталей ретушью и мелом.

Творческое задание: «В чулане» - рисунок углем с высветлением

ластиком. Рекомендуемый формат А3. Материал: мел, уголь, ретушь.

Тема 16. Интерьер сельского дома. Знакомство с устройством сельского дома. Внутреннее убранство основного помещения дома-избы (русская печь, стол, скамья, шкаф-поставец, сундуки и др.). Использование символической орнаментики в украшении предметов мебели и утвари.

Зарисовки цветными карандашами и фломастерами предметов мебели и утвари русского дома.

Творческое задание: интерьер русской избы.





Тема 17. Подготовка экспозиции к просмотру.


Просмотр – основная форма итогового контроля, выставка, демонстрирующая степень освоения программы и творческие успехи учащегося. Просмотр является важной формой мотивации и самоконтроля учащегося.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Разновидности пейзажа. Плановость. Знакомство с пейзажем - жанром изобразительного искусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской (архитектурный), морской, горный и др.). Пейзаж в русском и западно-европейском искусстве. Художники-пейзажисты. Световоздушная среда, плановость в пейзаже. Занятие может проходить в выставочном пространстве.

Тема 2. Стихия «воздух». Как изображать туман, облака, тучи. Изображение мягким материалом (уголь, соус, мел, сепия) облаков, грозовых туч, сильного ветра. Знакомство со стихией «воздух». Свойства бумаги. Способы изображения облаков, грозовых туч, сильного ветра в технике «мягкий материал» (использование растирки (тканной, бумажной), ластика, высветление мелом, затемнение ретушью).

Выполнение нескольких зарисовок природных явлений.

Рекомендуемый формат А5. Использование «мягкого материала».

Тема 3. Работа в технике уголь. Туман. Передача плановости за счет растирки предметов на втором плане и прорисовки – на первом.

Творческое задание: изображение ненастного дня с туманом.


Тема 4. Стихия «вода». Как изображать дождь, реку, водопад, море.

Изображение воды (дождь, река, водопад) с помощью техники тушь.

Знакомство со стихией «вода». Свойства бумаги. Способы изображения дождя, ливня, водопада, реки в технике «тушь». Приемы работы (вливание заливка, лессировки, выдувание и др.).


Выполнение нескольких зарисовок воды в разных состояниях.


Тема 5. «Кораблик на волнах» – линейный рисунок. Типы линий. Свойства линии. Толщина. Ритм. Динамика.

Творческое задание: «Кораблик на волнах» в технике «линейный рисунок».

Тема 6. Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар. Знакомство со стихией «огонь». Способы изображения свечения, взрывов, костра, пожара.

Выполнение нескольких зарисовок стихий огня.

Тема 7. Варьирование эффектов. «Салют» – использование техники

акриловых чернил и отбеливателя. Выразительные свойства материалов.

Эффекты.

Творческое задание: «Праздничный салют».

Рекомендуемый формат А3. Материал: акриловые чернила и отбеливатель.

Тема 8. Стихия земля. Как изображать землю, горы, пустыню.

Знакомство со стихией «земля». Способы изображения земли, гор, пустынь. Знакомство с техникой «фроттаж». Получение фактурных оттисков способом фроттаж.

Получение фактурных оттисков с различных поверхностей: грубой ткани, деревянной основы, монет, рифленых и шершавых поверхностей и др. Материалы на выбор (простые карандаши, уголь, соус, сепия).

Тема 9. Горный пейзаж в технике «тушь». Создание горного пейзажа из графических элементов «линия-пятно».

Творческое задание: горный пейзаж в технике «линия-пятно».

Тема 10. Как изображать деревья: Породы деревьев. Знакомство с породами деревьев. Пластика ветки. Свойства материалов.

Выполнение зарисовок ветки дерева различными графическими материалами (простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), тушь-кисть, фломастер).

Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), тушь-кисть, фломастер.

Тема 11. Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.).

Знакомство с изображением разных пород деревьев.

Варианты схематичного рисования деревьев. Работа над композицией.

Орнамент.

Творческое задание: «В лесу» – работа гелевыми ручками.


Тема 12. Как изображать транспорт: Знакомство с изображением

общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и

др.). Схемы изображения общественного транспорта (автомобиль, автобус,

троллейбус, трамвай и др.).

Выполнение зарисовок общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др.) по схемам. Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер.

Тема 13. Ретро-автомобиль рисунок простым карандашом.

Копирование со старой фотографии.

Творческое задание: ретро-автомобиль – рисунок простым карандашом.

Тема 14. Как изображать архитектуру: Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.). Термин «архитектура», знакомство с архитектурными элементами. Схемы изображения элементов архитектуры.

Выполнение зарисовок по схемам. Рекомендуемый формат А4. Материал:

простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер.

Тема 15. Изображения многоэтажных городских домов. Пропорции зданий, масштаб. Конструктивный анализ формы зданий. Линейный рисунок.

Выполнение зарисовок зданий, вид из окна.



Тема 16. Сельские дома с элементами пейзажа.

Плановость. Воздух в пространстве. Светотень. Мягкий материал.

Задание: нарисовать деревенский пейзаж.

Тема 17. Подготовка экспозиции к просмотру.




ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Тема 1.1. Мир вокруг нас. Фауна. Окружающая среда, человек и животные в изобразительном искусстве. Особенности выполнения набросков и зарисовок. Стилизация в рисунках. Реалистические и декоративные изображения.

Тема 2. Как изображать насекомых: Зарисовки насекомых (жуки,

пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами и черной гелевой

ручкой. Пошаговое изображение насекомых (от общего к частному).

Использование выразительных средств графических материалов.

Выполнение зарисовок по схемам.

Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, тушь-перо

(гелевая ручка), фломастер.

Тема 3. «На лугу» рисунок в смешанной технике (простой карандаш и гелевая ручка). Сочетание разных материалов в композиции.

Творческое задание: создание композиции «На лугу».

Тема 4. Как изображать морских жителей: Работа по образцу. Выполнение рисунка морского жителя (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы). Рисование по образцу. Декоративное заполнение формы.

Выполнение рисунка морского жителя по образцу с последующей декоративной проработкой (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы).


Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер.

Тема 5. «На дне морском…» - работа над композицией в технике тушь. Эффекты (выдувание, заливка, лессировка).

Творческое задание: «На дне морском»

Тема 6. Как изображать птиц: Знакомство с правилами изображения птиц. Зарисовки и этюды домашних птиц (петух, утка, курица, цыпленок). Певчие и лесные птицы (малиновка, иволга, синица и др.) – зарисовки мягким материалом. Характерные особенности разных видов птиц. Знакомство с последовательным изображением птиц.

Выполнение зарисовок птиц с натуры (чучела) разными графическими материалами.

Тема 7. Экзотические птицы работа сепией на тонированной

бумаге.

Цветной фон как выразительное средство композиции. Выбор формата.

Особенности работы над образом птицы.

Творческое задание: экзотические птицы.

Рекомендуемый формат А 2. Использование «мягкого материала».

Тема 8. Как изображать зверей: Знакомство с правилами

изображения животных. Дикие и домашние животные. Разновидности

животных. Пропорции, пластика, фактура. Характерные позы. Особенности движения.

Выполнение зарисовок животных разными графическими материалами (использование в работе атласа животных).

Рекомендуемый формат А3. Использование различных художественных материалов.

Тема 9. «Животные севера и юга». Работа фломастерами. Обобщение

знаний о животных. Выполнение композиции.

Творческое задание: «Животные севера и юга» (композиция).

Рекомендуемый формат А3. Материал: фломастеры.


Тема 10. Как изображать людей: Портрет. Пропорции лица.

Начальные знания о портрете. Пропорции лица человека. Мужской, женский, детский портрет.

Творческое задание: портрет соседа, автопортрет Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор.

Тема 11. Изображение различных эмоций. Мимика.

Выразительные средства линии и пятна.

Изображение театральных образов: Пьеро, Петрушка.

Тема 12. Знакомство с правилами изображения человеческой фигуры. Пропорции фигуры.

Характерные особенности изображения мужской, женской, детской фигуры. Пропорции фигур.

Зарисовки фигур человека с натуры. Материал: простой карандаш,

фломастер, сепия.

Тема 13. Движение и пластика человека. Одевание фигуры человека.

Наброски и зарисовки. Использование модели шарнирного человечка для отображения движения. «Одевание фигуры».

Наброски и зарисовки людей в движении.

Рекомендуемый формат А4. Материал: фломастеры.

Тема 14. Эскиз театрального костюма. Отражение эпохи в костюме.

Детали костюма. Понятие «стиль» в костюме. Декорирование.

Творческое задание: эскиз театрального костюма для сказочного персонажа.

Рекомендуемый формат А4. Материал: акварель, гуашь.

Тема 15. «А у нас во дворе…». Тематическая композиция с включением фигур людей. Детские игры и развлечения, детская площадка.

Творческое задание: «А у нас во дворе…».

Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор.


Тема 16. Спортивные соревнования. Итоговая работа. Закрепление темы «движение и пластика человека». Тематическая композиция с включением фигур людей в движениях.

Творческое задание: спортивные соревнования.

Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор.

Тема 17. Подготовка экспозиции к просмотру.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Рисунок»:

-первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности,

силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);

- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;

    • навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

    • умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.






IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию.

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого года обучения. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Итоговая аттестация в третьем классе проводится в форме просмотра рисунков за третий год обучения и итоговой работы.

Итоговая работа предполагает создание работы, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работать в различных техниках и материалах.

Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной технике и выбирается самими учащимися.


Критерии оценок

По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

  1. (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

  1. (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учеником.

Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть рисованием несложных натюрмортов.

Второй год обучения нацелен на формирование базовых знаний по изображению явлений природы, природных элементов, архитектуры, что позволяет учащимся научиться рисовать пейзаж.

Третий год обучения знакомит учащихся с изображением животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков изображать простую композицию.

Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками,

что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.

Итогом освоения программы «Рисунок» становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.

Средства обучения

  • материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты,

плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации;

- демонстрационные: муляжи, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

















VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Методическая литература

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:

книга для учителя. – М., Просвещение, 1984

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991

  2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991

  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.,

Педагогика,1989

  1. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996

  2. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983

  3. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.,

Просвещение, 1971

  1. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.,

Просвещение, 1985

  1. Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985

  2. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.,

Просвещение, 1977

  1. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.,

Просвещение, 1982

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008

  2. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005

  3. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ,

2002


  1. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1985


Учебная литература


  1. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008

  2. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М.,

Просвещение, 1998

  1. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М.,Просвещение, 1998

  2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

  3. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Декоративно Прикладное Творчество"

Автор: Бурцева Марина Анатольевна

Дата: 14.12.2018

Номер свидетельства: 490764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа по декоративно-прикладному творчеству "Копилочка" (1-4 класс)"
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-po-diekorativno-prikladnomu-tvorchiestvu-kopilochka-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "263892"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449603436"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   КРУЖКА начального технического творчества с элементами  декоративно-прикладного творчества «Самоделкин» "
    ["seo_title"] => string(137) "rabochaia-programma-kruzhka-nachal-nogho-tiekhnichieskogho-tvorchiestva-s-eliemientami-diekorativno-prikladnogho-tvorchiestva-samodielkin"
    ["file_id"] => string(6) "109287"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404308109"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Рабочая учебная программа кружка "Декоративно-прикладное творчество" "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-uchiebnaia-proghramma-kruzhka-diekorativno-prikladnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "113416"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410161167"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Декоративно – прикладное творчество как средство формирования художественных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"
    ["seo_title"] => string(80) "dekorativno_prikladnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo_formirovaniia_khudozhestvennykh_"
    ["file_id"] => string(6) "490242"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544545754"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Рабочая программа кружка "Декоративно-прикладное творчество" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-kruzhka-diekorativno-prikladnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "104866"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402764663"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства