Учебный предмет «Изобразительное искусство и рисование» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.
Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, о формальной композиции, о способах работы с различными графическими материалами и техниками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Декоративно Прикладное Творчество"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»городского округа Нижняя Салда
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство и рисование»
срок реализации 3 года
Составитель: Бурцева М.А.
г .Нижняя Салда 2018-2019 г.
Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка………………………………………………..…..…3
Содержание учебного предмета………………………………………..…...7
Требования к уровню подготовки учащихся…………………………..…..28
IV. Формы и методы контроля, система оценок…………………..…….……..29
V. Методическое обеспечение учебного процесса………………………………30
VI. Список литературы и средств обучения…………………………………....32
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство и рисование» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Учебный предмет «Изобразительное искусство и рисование» направлен на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.
Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями
видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, о формальной композиции, о способах работы с различными графическими материалами и техниками.
Общеразвивающая программа «Изобразительное искусство и рисование» способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Начальные знания рисунка и владение художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать свои мысли и впечатления.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных
материалов и видеть результат своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
Рекомендуемый для освоения программы возраст детей: 7-13 лет.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство и рисование» реализуется при 3-летнем сроке обучения. Продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы,
аттестации, учебной
Затраты учебного времени,
Всего
часов
Нагрузки
Классы
1
2
3
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные занятия
32
36
32
36
32
36
204
Самостоятельная
5
6
5
6
5
6
33
работа
Максимальная
37
42
37
42
37
42
237
учебная нагрузка
Вид промежуточной
просмотр
просмотр
просмотр
аттестации
Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 час. Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Контроль знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 1раза в год ( итоговый - в мае).
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе составляет от 4 до 12 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель учебного предмета
Целью программы «Изобразительная грамота и рисование» является общеэстетическое воспитание, приобретение практических умений и навыков, развитие творческой индивидуальности учащегося, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Задачи учебного предмета
Задачами учебного предмета являются:
– знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;
– формирование знаний о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
– формирование знаний о формальной композиции;
– формирование умений и навыков работы с различными графическими материалами и техниками;
– развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;
– развитие зрительной и вербальной памяти;
– развитие образного мышления и воображения;
– формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Задания адаптированы и доступны для учащихся 7-13 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям.
Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.
Учебный план
1 год обучения
№ п/п
Перечень модулей, тем
Теория
Практика
Самоподготовка
Всего
Раздел 1 . Волшебный мир изобразительного искусства
4
10
0
14
Раздел 2. Как изображать цветы: отдельные цветки, составление букетов
0
10
0
10
Раздел 3.Как рисовать фрукты: простые и сложные
2
12
0
14
Раздел 4. Как рисовать посуду: простая форма. Сложный силуэт
18
0
18
Раздел 5. Как рисовать бытовые предметы
0
10
0
10
Итого:
6
52
0
68
Учебный план
2 год обучения
№ п/п
Перечень модулей, тем
Теория
Практика
Самоподготовка
Всего
Раздел 1. Стихия «Воздух». Как изображать туман, облака, тучи
2
8
0
10
Раздел 2.Стихия «вода». Как изображать дождь, снег, реку, водопад, море
0
8
0
8
Раздел 3. Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар
0
8
0
8
Раздел 4. Стихия «земля». Как изображать землю, горы, пустыню
0
10
0
10
Раздел 5. Как изображать деревья: породы деревьев
0
8
0
8
Раздел 6.Как изображать транспорт
0
8
0
8
Раздел 7.Как изображать архитектуру
2
14
0
16
Итого:
68
Учебный план
1 год обучения
№ п/п
Перечень модулей, тем
Теория
Практика
Самоподготовка
Всего
Раздел 1.Как изображать насекомых
2
8
0
10
Раздел 2. Как изображать морских жителей
0
12
0
12
Раздел 3. Как изображать птиц
0
8
0
8
Раздел 4. Как изображать зверей
0
8
0
8
Раздел 5. Как изображать людей
4
26
0
30
Итого:
6
62
0
68
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда
Согласовано:
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
____________________ Воронова М.А.
«____» _____________________ 20 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2018 - 2019 учебный год
Образовательная область: Декоративно-прикладное искусство
Учебный предмет: Основы изобразительной грамоты и рисование
Класс: 1
Программа: ДОП в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Раздел 1. Волшебный мир изобразительного искусства
I.
1-2
1-2
Вводное занятие. Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы (беседа). Экскурсия
4
3-4
3-4
Выразительные средства графики: точка, линии, пятна
4
5
5
Замкнутая линия-пятно-силуэт
2
6-7
6-7
Методы рисования. Плоские и объемные изображения (беседа)
4
Раздел 2. Как изображать цветы: отдельные цветки, составление букетов
8
8
Рисование цветов черными гелиевыми ручками
2
II
1
9
Рисунок цветов в технике «тушь»
2
2
10
Букет цветов в технике «сепия»
2
3
11
Изображение цветов в работах мастеров декоративно-прикладного искусства (беседа)
2
4-5
12-13
Копирование букета цветов
2
Раздел 3. Как рисовать фрукты и овощи: простые и сложные формы
6
14
Рисунки фруктов простым карандашом
2
7
15
Изображение фруктов в цвете (гуашь)
4
8
16
Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике «тушь»
2
III.
1
17
Экзотические фрукты в технике «сепия»
2
2
18
Изображение фруктов и овощей в работах художников. (Зарисовки) (Беседа)
2
3-4
19-20
Натюрморт
2
Раздел 4. Как рисовать посуду: простая форма. Сложный силуэт
Тема 1. Волшебный мир изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность самовыражения. Техники. Инструменты и материалы. Язык изобразительного искусства:традиции и современность. Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с основными техниками графики и живописи на примерах (детские работы, работы преподавателей или художников). Материалы и рабочие инструменты, их свойства и правильное использование.
Занятие может проходить в выставочном пространстве.
Тема 2. Выразительные средства графики: точки, линии, пятна.
Замкнутая линия – пятно – силуэт.
Знакомство с выразительными средствами графической композиции (точками, линиями, пятнами).
Заполнение формы шаблона - шмель (точка), рыбка (линия), ключ (пятно).
Тема 3. Замкнутая линия – пятно – силуэт.
Знакомство с видами линий. «Замкнутая линия» как способ создания пятна. Виды пятен по форме (абстрактное, конкретное). Введение понятия «силуэт». Простые и сложные силуэты.
Выполнение различных пятен (тушью, краской, чернилами). Использование сухой или влажной бумаги, трубочек для раздувания, промокашек. Связь формы пятна с образом. Создание выразительного образа из абстрактного пятна. Выполнение сложного силуэта (кувшин, чайник, ваза). Рекомендуемый формат А4. Материалы на выбор: фломастер, маркер, тушь и др.
Тема4.Методы рисования. Плоские и объемные изображения.
Реалистичное и декоративное изображение. Классический рисунок, экспрессивный рисунок, примитивный рисунок, стилизованный рисунок. Знакомство с плоскими и объемными изображениями на примерах репродукций, детских работ, работ преподавателей.
Занятие может проходить в выставочном пространстве.
Тема 5. Как изображать цветы: Отдельные цветки, составление букетов. Рисование цветов черными гелевыми ручками. Полевые и садовыецветы, цветочные букеты. Части цветка (головка, стебель, листья). Виды цветочных головок (соцветий) - круг с выраженным центром, полукруг, чаша, метелка. Характер стебля - прямой, пластичный, колючий. Виды листочков - округлые, острые, резные и др. Реалистичное и декоративное изображение.
Тема 6. Рисунок цветов в технике «сепия». Знакомство с техникой«сепия». Способы работы сепией - растирка, штриховка, тушевка. Исправления в сепии (перекрывание слоев, уточнение силуэта мелком или ластиком). Выполнение растирок, тушевок, штриховок.
Творческое задание: астры в вазе.
Тема 7. Букет цветов в технике «тушь». Знакомство с техникой«тушь». Приемы - заливка, лессировка, по-сырому, раздельный мазок.
Выполнение упражнений с использованием заливки, лессировки, раздельного мазка.
Творческое задание: полевые цветы (одним из предложенных приемов).
Тема 8. Как рисовать фрукты и овощи: Простые и сложные формы.
Садовые и экзотические фрукты. Овощи. Фрукты и овощи, состоящие из простых форм (круг, полукруг, овал, треугольник и др.). Сложные (составные) формы фруктов и овощей.
Знакомство со способами рисования простыми карандашами (ровный тон, штриховки и др.).
Творческое задание: выполнение зарисовок фруктов и овощей предложенными способами.
Тема 9. Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике «тушь».
Методика выполнения шаблонов (прорезные, силуэтные, модульные). Выполнение прорезного шаблона простого фрукта и его заполнение с помощью туши.
Выполнение силуэтного шаблона простого фрукта, размещение его на акварельной бумаге, заполнение техникой тушь.
Творческое задание: фрукты в вазе (выполнение рисунка в одной из предложенных техник).
Тема 10. Экзотические фрукты в технике «сепия».
Совершенствование навыков работы в технике «сепия».
Творческое задание: выполнение фруктового (овощного) портрета
«важного господина» в раме в технике сепия.
Тема 11. Как рисовать посуду: Простая форма. Сложный силуэт.
Знакомство с понятиями «ось симметрии», «овал». Простые симметричные предметы (кружка, сахарница, кастрюля и др.). Посуда со сложным асимметричным силуэтом (чайник, ваза).
Зарисовки посуды простой и сложной формы фломастерами и карандашами.
Творческое задание: посуда на столе в технике «цветные карандаши». Использование нового эффекта: клейкой ленты для маскирования при выполнении скатерти. Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор: фломастеры или цветные карандаши.
Тема 1.12. Восточный натюрморт в технике «тушь». Использованиецветной основы листа как средства декоративной композиции (для композиции подойдет активный тон пастельного листа – оранжевый, желтый, черный, темно-синий). Загораживание, равновесие (масс, цветовых пятен). Введение понятия «орнамент».
Творческое задание: выполнение восточного натюрморта с обилием орнаментированных деталей.
Тема 13. «Чаепитие» - рисование мягким материалом (на выбор:
соус, уголь-мел, сепия). Особенности работы мягким материалом.Выборформата (квадрат; прямоугольник, вытянутый по вертикали; прямоугольник, вытянутый по горизонтали). Освоение формата.
Тема 14. Как рисовать бытовые предметы и мебель: Зарисовки
бытовых предметов и мебели фломастерами.
Знакомство со способами рисования предметов быта и мебели.
Преобразование плоских фигур в объемные геометрические тела, а затем-- в конкретные объекты.
Выполнение зарисовок предметов быта и мебели фломастерами.
Рекомендуемый формат А3. Материал фломастеры.
Тема 15. «В чулане» – рисунок углем. Знакомство с техникойвысветления – покрытие всего листа углем, высветление участков с помощью куска замши и ластика. Доработка деталей ретушью и мелом.
Творческое задание: «В чулане» - рисунок углем с высветлением
Тема 16. Интерьер сельского дома. Знакомство с устройством сельскогодома. Внутреннее убранство основного помещения дома-избы (русская печь, стол, скамья, шкаф-поставец, сундуки и др.). Использование символической орнаментики в украшении предметов мебели и утвари.
Зарисовки цветными карандашами и фломастерами предметов мебели и утвари русского дома.
Творческое задание: интерьер русской избы.
Тема 17. Подготовка экспозиции к просмотру.
Просмотр – основная форма итогового контроля, выставка, демонстрирующая степень освоения программы и творческие успехи учащегося. Просмотр является важной формой мотивации и самоконтроля учащегося.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Разновидности пейзажа. Плановость. Знакомство с пейзажем-жанром изобразительногоискусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской (архитектурный), морской, горный и др.). Пейзаж в русском и западно-европейском искусстве. Художники-пейзажисты. Световоздушная среда, плановость в пейзаже. Занятие может проходить в выставочном пространстве.
Тема 2. Стихия «воздух». Как изображать туман, облака, тучи. Изображение мягким материалом (уголь, соус, мел, сепия) облаков, грозовых туч, сильного ветра. Знакомство со стихией«воздух».Свойствабумаги. Способы изображения облаков, грозовых туч, сильного ветра в технике «мягкий материал» (использование растирки (тканной, бумажной), ластика, высветление мелом, затемнение ретушью).
Выполнение нескольких зарисовок природных явлений.
Рекомендуемый формат А5. Использование «мягкого материала».
Тема 3. Работа в технике уголь. Туман. Передача плановости за счетрастирки предметов на втором плане и прорисовки – на первом.
Творческое задание: изображение ненастного дня с туманом.
Тема 4. Стихия «вода». Как изображать дождь, реку, водопад, море.
Изображение воды (дождь, река, водопад) с помощью техники тушь.
Знакомство со стихией «вода». Свойства бумаги. Способы изображения дождя, ливня, водопада, реки в технике «тушь». Приемы работы (вливание заливка, лессировки, выдувание и др.).
Выполнение нескольких зарисовок воды в разных состояниях.
Тема5. «Кораблик на волнах» – линейный рисунок. Типы линий. Свойства линии. Толщина. Ритм. Динамика.
Творческое задание: «Кораблик на волнах» в технике «линейный рисунок».
Тема 6. Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер,пожар. Знакомство со стихией«огонь».Способы изображения свечения,взрывов, костра, пожара.
Выполнение нескольких зарисовок стихий огня.
Тема 7. Варьирование эффектов. «Салют» – использование техники
акриловых чернил и отбеливателя. Выразительные свойства материалов.
Эффекты.
Творческое задание: «Праздничный салют».
Рекомендуемый формат А3. Материал: акриловые чернила и отбеливатель.
Тема8.Стихия земля. Как изображать землю, горы, пустыню.
Знакомство со стихией «земля». Способы изображения земли, гор, пустынь. Знакомство с техникой «фроттаж». Получение фактурных оттисков способом фроттаж.
Получение фактурных оттисков с различных поверхностей: грубой ткани, деревянной основы, монет, рифленых и шершавых поверхностей и др. Материалы на выбор (простые карандаши, уголь, соус, сепия).
Тема 9. Горный пейзаж в технике «тушь». Создание горного пейзажаиз графических элементов «линия-пятно».
Творческое задание: горный пейзаж в технике «линия-пятно».
Тема 10. Как изображать деревья: Породы деревьев. Знакомство с породами деревьев. Пластика ветки. Свойства материалов.
Выполнение зарисовок ветки дерева различными графическими материалами (простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), тушь-кисть, фломастер).
Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), тушь-кисть, фломастер.
Тема 11. Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель,сосна, береза, дуб и др.).
Знакомство с изображением разных пород деревьев.
Варианты схематичного рисования деревьев. Работа над композицией.
Орнамент.
Творческое задание: «В лесу» – работа гелевыми ручками.
Тема 12. Как изображать транспорт: Знакомство с изображением
общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и
др.). Схемы изображения общественного транспорта(автомобиль,автобус,
троллейбус, трамвай и др.).
Выполнение зарисовок общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др.) по схемам. Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер.
Тема 14. Как изображать архитектуру: Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши, перила и др.). Термин«архитектура»,знакомство с архитектурнымиэлементами. Схемы изображения элементов архитектуры.
Выполнение зарисовок по схемам. Рекомендуемый формат А4. Материал:
простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер.
Тема 15. Изображения многоэтажных городских домов. Пропорциизданий, масштаб. Конструктивный анализ формы зданий. Линейный рисунок.
Выполнение зарисовок зданий, вид из окна.
Тема 16. Сельские дома с элементами пейзажа.
Плановость. Воздух в пространстве. Светотень. Мягкий материал.
Задание: нарисовать деревенский пейзаж.
Тема 17. Подготовка экспозиции к просмотру.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1.1. Мир вокруг нас. Фауна. Окружающая среда,человек иживотные в изобразительном искусстве. Особенности выполнения набросков и зарисовок. Стилизация в рисунках. Реалистические и декоративные изображения.
Тема 2. Как изображать насекомых: Зарисовки насекомых (жуки,
пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами и черной гелевой
ручкой. Пошаговое изображение насекомых (от общего к частному).
Использование выразительных средств графических материалов.
Выполнение зарисовок по схемам.
Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, тушь-перо
(гелевая ручка), фломастер.
Тема3. «Налугу»–рисунок в смешанной технике(простойкарандаш и гелевая ручка). Сочетание разных материалов в композиции.
Творческое задание: создание композиции «На лугу».
Тема 4. Как изображать морских жителей: Работа по образцу. Выполнение рисунка морского жителя (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы). Рисование по образцу.Декоративное заполнение формы.
Выполнение рисунка морского жителя по образцу с последующей декоративной проработкой (морской конек, рыбы, лангусты, черепахи, крабы).
Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка), фломастер.
Тема 5. «На дне морском…» - работа над композицией в технике тушь. Эффекты(выдувание,заливка,лессировка).
Творческое задание: «На дне морском»
Тема 6. Как изображать птиц: Знакомство с правилами изображения птиц. Зарисовки и этюды домашних птиц (петух, утка, курица, цыпленок). Певчие и лесные птицы (малиновка, иволга, синица и др.) – зарисовки мягким материалом. Характерные особенности разных видов птиц.Знакомство с последовательным изображением птиц.
Выполнение зарисовок птиц с натуры (чучела) разными графическими материалами.
Тема7.Экзотические птицы–работа сепией на тонированной
бумаге.
Цветной фон как выразительное средство композиции.Выбор формата.
Особенности работы над образом птицы.
Творческое задание: экзотические птицы.
Рекомендуемый формат А 2. Использование «мягкого материала».
Тема8.Как изображать зверей: Знакомство с правилами
изображения животных. Дикие и домашние животные. Разновидности
животных. Пропорции, пластика, фактура. Характерные позы. Особенности движения.
Выполнение зарисовок животных разными графическими материалами (использование в работе атласа животных).
Рекомендуемый формат А3. Использование различных художественных материалов.
Тема 9. «Животные севера и юга». Работа фломастерами. Обобщение
знаний о животных. Выполнение композиции.
Творческое задание: «Животные севера и юга» (композиция).
Тема 15. «А у нас во дворе…».Тематическая композиция с включениемфигур людей. Детские игры и развлечения, детская площадка.
Творческое задание: «А у нас во дворе…».
Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор.
Тема 16. Спортивные соревнования. Итоговая работа. Закреплениетемы «движение и пластика человека». Тематическая композиция с включением фигур людей в движениях.
Творческое задание: спортивные соревнования.
Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор.
Тема 17. Подготовка экспозиции к просмотру.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Рисунок»:
-первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности,
- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;
умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого года обучения. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговая аттестация в третьем классе проводится в форме просмотра рисунков за третий год обучения и итоговой работы.
Итоговая работа предполагает создание работы, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, способность работать в различных техниках и материалах.
Итоговая работа может быть выполнена в любой изученной технике и выбирается самими учащимися.
Критерии оценок
По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
(отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
(удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной работе с каждым учеником.
Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть рисованием несложных натюрмортов.
Второй год обучения нацелен на формирование базовых знаний по изображению явлений природы, природных элементов, архитектуры, что позволяет учащимся научиться рисовать пейзаж.
Третий год обучения знакомит учащихся с изображением животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков изображать простую композицию.
Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками,
что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
Итогом освоения программы «Рисунок» становится выполнение учащимися итоговой работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:
книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.,
Педагогика,1989
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983
Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М.,
Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.,
Просвещение, 1985
Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.,
Просвещение, 1977
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.,
Просвещение, 1982
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ,
2002
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1985
Учебная литература
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М.,
Просвещение, 1998
Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М.,Просвещение, 1998
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008