Программа дополнительного образования «Волшебные краски»
Программа дополнительного образования «Волшебные краски»
Данная программа преследует те же цели и задачи, что и существующие программы по изобразительному искусству. Её особенностью является желание через цветовосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными и более сложные художественные технологии для детей младшего школьного возраста. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству. Она ориентирована на детей как со средними способностями, так и позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная программа преследует те же цели и задачи, что и существующие программы по изобразительному искусству. Её особенностью является желание через цветовосприятие облегчить и сделать как можно более увлекательным, результативным период первого знакомства с красочными материалами, сделать доступными и более сложные художественные технологии для детей младшего школьного возраста. Данная программа создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству. Она ориентирована на детей как со средними способностями, так и позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей.
Актуальность программы:
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщая её к общечеловеческим ценностям, воспитывая нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Данная программа предлагает путь постижения языка цвета, начиная с младшего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность:
Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность более ярко познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.
Предложенная программа направлена на достижение следующей цели:
Развитие художественно-творческих способностей учащихся и как следствие визуального мышления (фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, пространственных представлений, сенсорных способностей, образного мышления и воображения) на основе цветовосприятия.
Познакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения композиции;
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, с выразительными возможностями художественных средств изобразительного искусства, знакомство с их образным языком на основе творческой деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
Закреплять приобретенные умения и навыки художественно – творческой деятельности и показывать детям широту их возможного применения;
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Программа рассчитана на работу с детьми 7-10 лет на 3 года обучения и состоит из следующих этапов:
Погружение (ознакомительный, обучающий) – 1-й год обучения 7-8 лет;
Развитие (закрепление и расширение знаний, умений и навыков) – 2-й год обучения 8-9 лет;
Исследовательский (творческое экспериментирование с художественными технологиями) – 9-10 лет.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определённый объём тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы.
Занятия проводятся один час в неделю, 33 часа в год.
Форма занятий с детьми – групповая. В группе по 7 человек.
В группу первого года принимаются все поступающие. Специального отбора не производится. Уровень подготовленности обучающихся не имеет значения. На этом этапе дети знакомятся со свойствами художественных материалов, с основными цветами солнечного спектра в пределах набора красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); с названиями и свойствами основных и дополнительных цветов спектра, с элементарными правилами смешения красок и получения многообразных оттенков цвета, с понятием тон в живописи (светлее, темнее).
По окончании первого года обучающиеся должны знать:
основные способы смешения цветов;
знать и уметь использовать в своей работе тёплые и холодные цвета;
основные характеристики цвета: насыщенность, светлота, яркость;
владеть понятиями о хроматических и ахроматических цветах;
Обучаемые должны научиться:
правильно определять и изображать цвет;
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
правильно работать красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).
В группу второго года могут поступать и вновь прибывающие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс обучения первого года.
Обучаемые второго года по основам цветоведения должны получить более глубокие сведения об оттенках цвета, о светлых и тёмных красках, о характере цвета; – об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, о правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.
Должны знать:
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков;
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.);– деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года обучаемые 2-го класса должны уметь:
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний;
использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
стремиться верно и выразительно передавать в рисунке форму, основные пропорции, общее строение и уметь изменять цвет предметов в зависимости от освещения;
правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, менять направления мазков согласно форме.
Третий год обучения рассчитан на детей обучавшихся уже два года. Занятия проходят в том же режиме – 2 часа в неделю. На третьем году обучения ребёнок исследует форму, экспериментирует со свойствами изобразительных материалов, технологиями. Более свободное владение различными художественными средствами даёт ребёнку возможность проявить свои индивидуальные творческие возможности. На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение. Знания и умения, полученные в первые годы обучения, применяются в создании творческих работ. В течение учебного года обучаемые 3-го класса должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить: свойства разных художественных материалов.
По окончанию курса обучения учащиеся должны знать и уметь:
Знать:
Основы цветоведения: знать о разнообразии цветовых решений, о связи цветового строя с содержанием искусства; разнообразие возможных выразительных средств изображения; значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
Виды и жанры произведений изобразительного искусства.
Свойства художественных материалов.
Основные законы композиции.
Уметь:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания и цветовоздушной перспективы;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
создавать творческие работы на основе собственного замысла.
Форма занятий с детьми – групповая. В группе по 7 человек.
Формы занятий:
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Основной формой работы являются учебные занятия.
Это могут быть: занятия – вариации; занятия – загадки, разгадки; занятия – творческие портреты, импровизации; занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей; занятия – праздники; занятия – эксперименты; занятия – фантазии, сказки, сюрпризы; занятия – путешествия, прогулки, экскурсии; занятия – конкурсы, соревнования. Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.
Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок творческих работ, обсуждений, викторин. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.
По окончанию курса проводиться итоговая проверка знаний, умений и навыков с целью определения объёма и глубины усвоенных знаний, сформированных умений и навыков в соответствии с требованиями учебной программы. Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.
Ожидаемые результаты.
Приобретение первичных навыков художественной работы в живописи, графике, скульптуре, декоративно - прикладных формах искусства.
Развитие наблюдательных и познавательных способностей.
Развитие фантазии, воображения, проявляющихся в творческой художественной деятельности.
Овладение выразительными возможностями художественных материалов в изобразительной деятельности.
Приобретение первичных навыков художественной работы в живописи, графике, скульптуре, декоративно - прикладных формах искусства.
Развитие наблюдательных и познавательных способностей.
Развитие фантазии, воображения, проявляющихся в творческой художественной деятельности.
Овладение выразительными возможностями художественных материалов в изобразительной деятельности.
Приобретение первичных навыков изображения предметного мира, растений и животных, первичных представлений об изображении человека на плоскости и в объёме.
Приобретение знаний о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства.
Создание уникальных индивидуальных и коллективных творческих работ.
Формы подведения итогов
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является выставка детских работ.
Учебно-тематический план. 1 год обучения.
№
Наименование темы
Кол.ч.
Творческое задание
Дата проведения
1.
Знакомство с волшебными красками
1
«Бабочка»
2.
Радуга -дуга
2
«Моё лето.»
3.
Цветовая угадайка.
2
«Краски осени»
4.
Желтая сказка.
2
« Осенние листья, листопад»
5.
Красная сказка.
2
«Чудо - дерево»
6.
Тёплые цвета.
2
«Осень»
7.
Холодные цвета
2
«Подводное царство»
8.
Зелёная сказка
2
«Лесная поляна»
«Весёлая гусеница»
9.
Светлые цвета.
Акварель – заливка.
Гуашь – добавление белой краски.
2
«Небесные переливы».
«Облака»
10.
Тёмные цвета
2
«Вечерний город».
11.
Коричневая сказка
2
«Краски земли»
«Деревянный дворец»»
12.
Контраст.
2
«Сказочный букет»
«Лоскутное одеяло»
13.
Выразительность цвета
2
«Птица счастья»
«Птица печали»
«Портрет клоуна»
( весёлый, озорной, грустный, серьёзный)
14.
Многоголосие тёплого цвета
2
«Замок огня. Дворец солнца»
«Весёлый цирк»
15.
Многоголосие холодного цвета
2
«Дворец зимы. Чародейка зима»
«Дождь»
16.
Рисуем животных
2
«Мой конь.»
«Северный олень»
«Больная ворона»
«Моя любимая собака»
«Котёнок»
17.
«Зашифрованные» SMS.
Жизнь цвета, линии, пятна.
2
Передать сообщение при помощи цвета , пятна, линий.
Всего
33
Учебно-тематический план. 2 год обучения.
№
Наименование темы
Кол.ч.
Творческое задание
Дата проведения
1
Гуашь, три основных цвета
1
«Портрет руки»
2
Цветовой спектр
2
«Цветик – семицветик"
3
Путешествие по краскам
2
Композиции – «настроения»
4
Светлая цветовая гамма.
2
«Осенний натюрморт»
5
Тёмная цветовая гамма.
2
«В гости к Бабе-Яге »
6
Сближенная цветовая гамма.
2
«Портрет чайника»
7
Тёплая гамма.
2
«Жар птица»
8
Холодная гамма.
2
Изображение и фантазия. «СОН»
9
Контраст
2
Украшение и фантазия «Фантастическое животное»
10
Характер линии.
Мазок (густота, направление, фактура).
2
«Ветер. Ручей. Деревья. Дождь»
11
Весёлые краски.
2
Выражение настроения.
12
Грустные краски.
2
Выражение настроения.
13
Добрые краски.
2
Выражение настроения.
14
Злые краски.
2
Выражение настроения.
15
Звонкие краски.
2
Выражение настроения.
16
Глухие краски.
2
Выражение настроения.
17
Сближенная цветовая гамма.
2
Натюрморт из предметов сближенной окраски
Всего:
33
Учебно-тематический план. 3 год обучения.
№
Наименование темы
Кол.ч.
Творческое задание
Дата проведения
1
Жизнь цвета, линии , пятна.
2
«Образ абстрактного человека»
2
Учимся у мастеров.
6
Тематическая композиция на подражание.
3
Мы «знатоки» акварели.
2
По – сырому : «Осенний вернисаж»
4
Мы «знатоки» гуаши.
4
«Пейзаж».
5
Мы «знатоки» цветного карандаша.
2
Изображение животных.
6
Пастель.
4
Портрет.
7
Мозаика.
2
«Колейдоскоп».
8
Витраж
2
«Моё окно».
9
Коллаж.
2
Натюрморт.
10
Гризайль (тон).
2
«Сказка про чёрную краску»
11
Монотипия.
3
Творческие композиции.
12
Диктанты по живописи.
2
Живопись и поэзия.
Всего:
33
Содержание изучаемого курса.
1 год обучения
1. Знакомство с волшебными красками Свойства акварельных и гуашевых красок. Свойства акварели.
2. Радуга –дуга. Семь цветов радуги. Работа акварелью.
3. Цветовая угадай-ка. Теория наблюдательности. Работа акварелью.
4. Желтая сказка. Теплые цвета. Работа акварелью.
5. Красная сказка. Теплые цвета. Работа акварелью.
6. Тёплые цвета. Свойства теплого цвета. Работа акварелью.
7. Холодные цвета Свойства холодного цвета. Работа акварелью.
8. Зелёная сказка Холодные цвета. Работа акварелью.
9. Светлые цвета. Акварель – заливка. Гуашь – добавление белой краски. Свойства белой краски. Выбеливание цвета. Сравниваем акварель и гуашь.
10. Тёмные цвета Свойства черной краски. Работа акварелью.
11. Коричневая сказка Естественные цвета земли. Работа акварелью.
12. Контраст. Теория контраста. Работа акварелью.
13. Выразительность цвета Как сделать цвет выразительным Работа акварелью.
14. Многоголосие тёплого цвета .Теплые цвета. Работа акварелью.
15. Многоголосие холодного цвета Холодные цвета. Работа акварелью.
16. Рисуем животных Передача фактуры. Смешанная техника.
17. «Зашифрованные» SMS.
Жизнь цвета, линии, пятна. Творческая работа. Смешанная техника.
2 год обучения.
1. Гуашь, три основных цвета. Главные цвета. «Портрет руки».
2. Цветовой спектр. Семь цветов радуги. «Цветик – семицветик".
3. Путешествие по краскам. Смешивание цветов. Дополнительные цвета. Композиции – «настроения».
4. Светлая цветовая гамма. Волшебная белая краска. «Осенний натюрморт».
5. Тёмная цветовая гамма. Волшебная черная краска. «В гости к Бабе-Яге ».
6. Сближенная цветовая гамма. Родственные цвета. «Портрет чайника».
19. Колорит. Сочетание цвета. «Утро, день, вечер, ночь». Изображение одного объекта при разном освещении. Составить колорит времён года, времени суток.
3 год обучения.
1. Жизнь цвета, линии, пятна. Абстрактное рисование. «Образ абстрактного человека».
2. Учимся у мастеров. Копирование работ. Тематическая композиция на подражание.
3. Мы «знатоки» акварели. Техники акварели. По – сыром : «Осенний вернисаж» .
4. Мы «знатоки» гуаши. Свойства гуашевых красок. «Пейзаж».
5. Мы «знатоки» цветного карандаша. Фактурная штриховка. Акварельные карандаши. Изображение животных.
6. Пастель. Техники пастельной живописи. Портрет.
7. Мозаика. Мозаичная техника живописи. «Калейдоскоп».
8. Витраж. Витражная техника изображения. «Моё окно».
9. Коллаж. Выполнение коллажа. Натюрморт.
10. Гризайль (тон). Техника работы одним цветом. «Сказка про чёрную краску»
11. Монотипия. Работа с отпечатком. Творческие композиции.
12. Диктанты по живописи. Творческие работы. Техника по выбору. Живопись и поэзия.
Литература
Беда Г.В. “Основы изобразительной грамоты” М., 1989.
Компанцева Л.В. “Поэтический образ природы в детском рисунке” – М., 1985 г.
Маслов Н.Я. “Пленэр” – М., 1989 г.
Неменский Б.М. “Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания” – М., 1987 г.
Одноралов Н.В. “Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве” М., 1983 г.
“Основы декоративного искусства в школе”. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина. – М., 1981 г.
Полуянов Ю.А. “Дети рисуют” Москва “Педагогика” 1988 г.