Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 год обучения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 год обучения
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска, является образовательным модулем обучения в изостудии «Волшебные краски» и направлена на формирование умений и навыков кистевого письма, реализацию полученных обучающимися знаний и умений кистевого письма в росписи по дереву.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в среднем и старшем звене школы. В современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Поэтому важно понимать необходимость сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства, передавать молодому подрастающему поколению.
Роспись по дереву - один из самых распространенных видов народного творчества на Русском Севере. В целом занятия росписью помогают детям осознать связь народного искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дельнейшего развития ребенка как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска, является образовательным модулем обучения в изостудии «Волшебные краски» и направлена на формирование умений и навыков кистевого письма, реализацию полученных обучающимися знаний и умений кистевого письма в росписи по дереву.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в среднем и старшем звене школы. В современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Поэтому важно понимать необходимость сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства, передавать молодому подрастающему поколению.
Роспись по дереву - один из самых распространенных видов народного творчества на Русском Севере. В целом занятия росписью помогают детям осознать связь народного искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дельнейшего развития ребенка как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска, является образовательным модулем обучения в изостудии «Волшебные краски» и направлена на формирование умений и навыков кистевого письма, реализацию полученных обучающимися знаний и умений кистевого письма в росписи по дереву.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в среднем и старшем звене школы. В современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Поэтому важно понимать необходимость сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства, передавать молодому подрастающему поколению.
Роспись по дереву - один из самых распространенных видов народного творчества на Русском Севере. В целом занятия росписью помогают детям осознать связь народного искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дельнейшего развития ребенка как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска, является образовательным модулем обучения в изостудии «Волшебные краски» и направлена на формирование умений и навыков кистевого письма, реализацию полученных обучающимися знаний и умений кистевого письма в росписи по дереву.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в среднем и старшем звене школы. В современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Поэтому важно понимать необходимость сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства, передавать молодому подрастающему поколению.
Роспись по дереву - один из самых распространенных видов народного творчества на Русском Севере. В целом занятия росписью помогают детям осознать связь народного искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дельнейшего развития ребенка как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска, является образовательным модулем обучения в изостудии «Волшебные краски» и направлена на формирование умений и навыков кистевого письма, реализацию полученных обучающимися знаний и умений кистевого письма в росписи по дереву.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в среднем и старшем звене школы. В современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Поэтому важно понимать необходимость сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства, передавать молодому подрастающему поколению.
Роспись по дереву - один из самых распространенных видов народного творчества на Русском Севере. В целом занятия росписью помогают детям осознать связь народного искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дельнейшего развития ребенка как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска, является образовательным модулем обучения в изостудии «Волшебные краски» и направлена на формирование умений и навыков кистевого письма, реализацию полученных обучающимися знаний и умений кистевого письма в росписи по дереву.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в среднем и старшем звене школы. В современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Поэтому важно понимать необходимость сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства, передавать молодому подрастающему поколению.
Роспись по дереву - один из самых распространенных видов народного творчества на Русском Севере. В целом занятия росписью помогают детям осознать связь народного искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дельнейшего развития ребенка как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска, является образовательным модулем обучения в изостудии «Волшебные краски» и направлена на формирование умений и навыков кистевого письма, реализацию полученных обучающимися знаний и умений кистевого письма в росписи по дереву.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в среднем и старшем звене школы. В современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Поэтому важно понимать необходимость сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства, передавать молодому подрастающему поколению.
Роспись по дереву - один из самых распространенных видов народного творчества на Русском Севере. В целом занятия росписью помогают детям осознать связь народного искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дельнейшего развития ребенка как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска, является образовательным модулем обучения в изостудии «Волшебные краски» и направлена на формирование умений и навыков кистевого письма, реализацию полученных обучающимися знаний и умений кистевого письма в росписи по дереву.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в среднем и старшем звене школы. В современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Поэтому важно понимать необходимость сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства, передавать молодому подрастающему поколению.
Роспись по дереву - один из самых распространенных видов народного творчества на Русском Севере. В целом занятия росписью помогают детям осознать связь народного искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дельнейшего развития ребенка как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 год обучения»
Управление образования Администрации Северодвинска
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
Принята на заседании
научно-методического совета
от «____» __________ 2020 г.
Протокол № _______
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУДО ДЮЦ
____________Агапитова Г.Е.
« ___ » _____________ 2020г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 год обучения
Организация-исполнитель
МАОУДО ДЮЦ
География программы
г. Северодвинск, ул. Орджоникидзе 19-а, каб. 113
Ф.И.О., должность автора (составителя), соавторов
Колпакова Апполинария Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Целевые группы
Обучающиеся 11-17 лет
Количество обучающихся на занятии
12-15 человек
Цель программы
Приобщение подростков к истокам русской северной народной культуры и общественно полезной деятельности посредством освоения навыков росписи по дереву
Направленность программы
Художественная
Срок реализации программы
1 год
Количество часов по программе
84 часа
Вид программы
Модифицированная
Уровень реализации программы
Дополнительное образование
Уровень освоения содержания программы
Общекультурный, стартовый
Способы освоения содержания образования
Репродуктивный, творческий
Краткое содержание
Программа направлена на знакомство с одним из видов декоративного искусства – росписью по дереву, на формирование умений и навыков кистевого письма.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения имеет художественную направленность и направлена на приобщение детей 11-17 лет к истокам народной культуры через освоение одного из видов декоративного искусства – роспись по дереву. Уровень программы – стартовый.
Программа составлена в соответствии с требованиями нормативных документов об образовании и с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ:
1. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
2. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
3. Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения реализуется в МАОУДО ДЮЦ г. Северодвинска, является образовательным модулем обучения в изостудии «Волшебные краски» и направлена на формирование умений и навыков кистевого письма, реализацию полученных обучающимися знаний и умений кистевого письма в росписи по дереву.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в среднем и старшем звене школы. В современном мире уделяется недостаточное внимание развитию гуманитарной сферы в области образования детей и подростков. А это влечет за собой потерю уважения к славному прошлому нашей страны, истокам ее культуры, складывающейся веками. Поэтому важно понимать необходимость сохранения и развития лучших традиций прошлого и современного искусства, передавать молодому подрастающему поколению.
Роспись по дереву - один из самых распространенных видов народного творчества на Русском Севере. В целом занятия росписью помогают детям осознать связь народного искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Обучающиеся овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дельнейшего развития ребенка как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать свой замысел на плоскости (объеме) с помощью различных материалов и видеть результат своей работы, а также эстетическую значимость общения с произведениями народного искусства, с самим процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей. Умение создавать их на первых порах гораздо важнее для общего художественного развития, воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, познания в какой-то мере самого себя, развития художественного вкуса на образцах, не подвластных капризам моды.
Программа «Творческая мастерская изостудии «Волшебные краски» 1 года обучения составлена на основе учебного курса Алферова Л.Г. «Технологии росписи»1 и Тимофеевой Л.Ф. «Народные росписи Русского Севера»2.
Новизна данной программы определяется учетом индивидуальных особенностей обучающихся, доступностью теоретического и практического материала. В процессе обучения дети получают знания о цветоведении, композиции, декоративно-прикладном искусстве, об истории росписей родного края, а также наиболее выдающихся мастерах данного народного промысла своей области.
Цель программы: Приобщение подростков к истокам русской северной народной культуры и общественно полезной деятельности посредством освоения навыков росписи по дереву.
Задачи программы:
Обучающие:
дать общие теоретические знания по северным художественным росписям;
дать понятие о графических и свободно кистевых росписях; о законах композиции (стилевое единство, выбор композиционного центра, симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность, соизмеримость орнамента росписи и формы предмета); ознакомить с колоритом различных видов росписей;
научить кистевым приемам, помочь приобрести необходимые навыки, рассказать о материале и инструментах, применяемых при работе над росписью;
помочь детям проявить индивидуальность, выработать свой почерк при изготовлении и расписывании бытовых предметов северными росписями.
Развивающие:
развитие творческого начала, пространственного воображения, эстетического и художественного вкуса.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к народному искусству Русского Севера;
- сохранение и развитие традиций северной росписи по дереву,
- приобщение к общественно полезной деятельности,
воспитание терпения, усидчивости, аккуратности.
Отличительной особенностью программы является ее практико-ориентированный характер. Большая часть времени отводится на освоение практических навыков обучающихся - в виде упражнений на постановку руки; в изучении приемов росписей и приобретении навыков; в освоении рисования всех элементов той или иной росписи (листья, капли, веточки, цветы, древо жизни, птицы и т.п.); в подготовке изделий под роспись; в составлении композиций и практической работе на деревянной основе.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой росписи.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 11 -17 лет.
Характеристика контингента обучающихся: группа формируется без предварительного отбора и может быть разновозрастной, что способствует лучшему и более углубленному изучению материала, возможности учится не только у педагога, но и друг друга.
Срок реализации программы –1 год, количество учебных недель – 42, количество учебных часов –84 часа. Освоение программы происходит в 1 этап и охватывается начальный уровень освоения ремесла (стартовый)
Основные формы проведения занятий: комбинированные и практические учебные занятия, беседа, выставки детских работ непосредственно в студии. В начале каждого занятия отведено время теоретической беседе до 25% об исторически сложившихся традициях на Русском Севере, о технике и технологии той или иной изучаемой росписи. Завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Режим занятий: группа занимается 1 раз в неделю по 2 учебных часа с обязательным 10-минутным перерывом.
Программа реализуется в рамках образовательной организации.
Возможные формы реализации программы – очная, очно-заочная (с элементами дистанционного обучения), дистанционная, возможно обучение по индивидуальным образовательным маршрутам.
Ожидаемые результаты и формы их проверки:
Ожидаемые результаты
Форма и методы контроля
Знает:
- историю возникновения изучаемой росписи,
- основы композиции,
- правила подготовки рабочего места,
- приемы работы кистью,
- правила смешивания красок,
- материалы, применяемые в росписи по дереву, инструменты,
- технологию выполнения различных видов росписей.
- правила охраны труда
Индивидуальный, фронтальный опрос.
Тестирование. Творческие просмотры.
Понимает:
- как самостоятельно составить композицию для любой поверхности и формы изделия по изученной росписи
Анализ практических работ, защита проектов по изученным темам.
Применяет:
- полученные знания по цветоведению и композиции в своих работах,
- умения доводить работу до конца.
Наблюдение на занятиях
Анализирует:
- используя самоконтроль и самоанализ
Выставка работ обучающихся
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке и периодичности проведения промежуточной аттестации обучающихся в МАОУДО ДЮЦ.
В процессе реализации программы педагог использует безотметочную систему оценивания, которая включает в себя различные виды контроля:
- предварительный, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития детей;
- текущий уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении того или иного материала;
- итоговый контроль (взаимоконтроль и взаимооценка, а также самоконтроль и самооценка).
Предварительный контроль проводится в форме собеседования, выполнения тестовых заданий, наблюдения. В качестве текущего и итогового контроля над эффективностью занятий по программе проводятся следующие мероприятия: диагностики, контрольные срезы, тестирования, участие в конкурсах и выставках разного уровня.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1.Учебно-тематический план
№
Раздел
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Общие сведения по северным росписям
8
2
6
3
Уфтюжская роспись
34
6
28
4
Ракульская роспись
38
7
31
6
Итоговое занятие
2
-
2
Итого:
84
17
67
2.2.Календарный учебный график
№
Месяц
Число
Время
Форма занятия
Кол-во часов
Тема
Место проведения
Форма контроля
1
сентябрь
15.40
Беседа
Игра
2
Вводное занятие «Сохраним красоту»
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2
каб. 113
Игра «Сохраним красоту»
2
сентябрь
15.40
Комбинированное
2
История возникновения и развития народных росписей русского Севера. Истоки возникновения росписей. Особенности колорита северных росписей.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Игра «Знаешь ли ты названия старинных предметов быта?»
3
сентябрь
15.40
Комбинированное
2
Графические и свободнокистевые виды росписей, виды орнаментов. Приемы работы различными типами кистей, пером. Упражнения на постановку руки (азбука народной росписи).
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Анализ практических работ, обсуждение
4
сентябрь
15.40
Практическое
2
Приемы работы различными типами кистей, пером. Упражнения на постановку руки (азбука народной росписи).
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Анализ практических работ, обсуждение
5
сентябь
октябрь
15.40
Комбинированное
2
Схемы различных композиций в северных росписях
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Анализ практических работ, обсуждение
6
15.40
Комбинированное
2
Уфтюжская роспись.
История возникновения и развития промысла.
Особенности колорита росписи.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
7
15.40
Комбинированное
2
Элементы росписи (свободный кистевой мазок, пятно, капля, листик с ресничками, точки и т.п.)
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Анализ практических работ, обсуждение
8
15.40
Комбинированное
2
Ягоды в уфтюжской росписи
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
9
октябрь
15.40
Комбинированное
2
Цветы и листья в уфтюжской росписи
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практ. работа
10
ноябрь
15.40
Практическое
2
Цветы и листья в уфтюжской росписи
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
11
15.40
Комбинированное
2
Изображение птиц
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
12
15.40
Практическое
2
Изображение птиц
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
13
ноябрь
15.40
Комбинированное
2
Бордюры с туесов и прялок Уфтюги
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
14
декабрь
15.40
Практическое
2
Бордюры с туесов и прялок Уфтюги
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
15
15.40
Практическое
2
Композиция с веточкой и птичками
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
16
15.40
Комбинированное
2
Составление композиции в круге, квадрате, полосе
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
17
15.40
Практическое
2
Составление композиции в круге, квадрате, полосе
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
18
декабрь-январь
15.40
Практическое
2
Разработка эскиза для доски заданного формата. Приготовление колера для фона, покрытие поверхности краской. Перевод рисунка на кальку.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
19
15.40
Практическое
2
Разработка эскиза для доски заданного формата. Приготовление колера для фона, покрытие поверхности краской. Перевод рисунка на кальку
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение Практическая работа
20
15.40
Практическое
2
Выполнение практической работы на доске
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
21
15.40
Практическое
2
Выполнение практической работы на доске
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
22
январь
15.40
Практическое
2
Выполнение практической работы на доске
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практ. работа
23
февраль
15.40
Комбинированное
2
Ракульская роспись. Сведения из истории развития промысла. Особенности росписи. Основные цвета в ракульской росписи.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Практическая работа в тетради.
24
15.40
Комбинированное
2
Правила выполнения живописной росписи.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Тестовые задания
25
15.40
Комбинированное
2
Элементы ракульской росписи – завитки, капельки-брызги, усики, полукружья.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Анализ практических работ, обсуждение
26
февраль
15.40
Комбинированное
2
Птицы в ракульской росписи
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
27
март
15.40
Практическое
2
Птицы в ракульской росписи
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
28
15.40
Комбинированное
2
Кустики в ракульской росписи
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
29
15.40
Практическое
2
Растительный узор
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
30
15.40
Практическое
2
Полосы - бордюры
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
31
март-апрель
15.40
Комбинированное
2
Фрагменты композиций с ракульских прялок
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
32
15.40
Практическое
2
Фрагменты композиций с ракульских прялок
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
33
Комбинированное занятие
Прорисовка Z-образной ветки с крупными 3-4 цветными листьями, с черными усиками и белыми полукружьями
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Анализ практических работ, обсуждение
34
15.40
Практическое
2
Составление узора в круге, квадрате, полосе.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
35
апрель
15.40
Практическое
2
Составление узора в круге, квадрате, полосе.
36
май
15.40
Практическое
2
Составление эскиза росписи панно (импровизация по мотивам ракульской росписи).
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
37
15.40
Практическое
2
Перенос эскиза росписи для панно на кальку.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
38
15.40
Практическое
2
Итоговая работа. Роспись деревянного изделия
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
39
май
15.40
Практическое
2
Итоговая работа. Роспись деревянного изделия.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
40
июнь
15.40
Практическое
2
Итоговая работа. Роспись деревянного изделия.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
41
июнь
15.40
Практическое
2
Итоговая работа. Роспись деревянного изделия.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Наблюдение
Практическая работа
42
июнь
15.40
Конференция
2
Защита проектов. Выставка работ. Подведение итогов года.
МАОУДО ДЮЦ уч.корп. №2 каб. 113
Защита проектов.
Анализ
Обсуждение
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1: Вводное занятие «Сохраним красоту»
Теория: знакомство с объединением «Волшебные краски», традициями, правилами поведения и техникой безопасности в кабинете. Правила поведения в МАОУДО ДЮЦ. Ознакомление с правилами техники безопасности, личной гигиены на занятиях. Знакомство обучающихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения, изготовлением изделий в традициях Русского Севера.
Практика: игры на знакомство, дидактическая игра «Сохраним красоту»
Методическое обеспечение: фото и видеоматериалы, изделия объемные и плоскостные. Прялки натуральные и муляжи.
Раздел 2. Общие сведения по северным росписям
Теория: История возникновения и развития народных росписей Русского Севера. Показ образцов разных видов росписей. Особенности колорита северных росписей. Графические и свободнокистевые виды росписей; виды орнаментов, характерных для графических и кистевых видов росписей Севера. Приемы работы различными типами кистей, пером. Схемы различных композиций в северных росписях.
Практика: Игра «Знаешь ли ты названия старинных предметов быта?». Упражнения на постановку руки «Азбука народных росписей».
Методическое обеспечение: фото и видеоматериалы, изделия объемные и плоскостные, гуашевые краски, беличьи кисти, карандаш, бумага А-4, калька, палитра, ёмкости для воды.
Раздел 3. Уфтюжская роспись
Теория: Знакомство с историей возникновения и развития промысла росписи; с наглядными образцами этой росписи (уфтюжская прялка, шкатулка и т.п.). Особенности колорита росписи. Элементы росписи (свободный кистевой мазок, пятно, капля, листик с ресничками, точки и т.д.). Приемы изображения ягод, листьев, цветов, птиц, бордюров в Уфтюжской росписи. Составление композиции в круге, квадрате, полосе.
Практика: Упражнения на отработку изображения элементов росписи. Разработка эскиза для доски заданного формата. Приготовление колера для фона, покрытие поверхности краской. Перевод рисунка на кальку. Роспись деревянного изделия (импровизация по мотивам уфтюжской росписи). Защита проекта.
Методическое обеспечение: фото и видеоматериалы, изделия объемные и плоскостные, гуашевые краски, беличьи кисти, карандаш, бумага А-4, калька, палитра, ёмкости для воды, деревянные заготовки.
Раздел 4. Ракульская роспись
Теория: Сведения по истории развития промысла. Особенности росписи. Основные цвета в ракульской росписи. Знакомство с наглядными образцами росписи. Особенности колорита росписи. Правила выполнения живописной росписи. Элементы ракульской росписи – завитки, капельки-брызги, усики, полукружья. Приемы изображения ягод, листьев, цветов, птиц, бордюров в данной росписи. Составление композиции в круге, квадрате, полосе.
Практика: Упражнения на отработку изображения элементов росписи. Прорисовка Z-образной ветки с крупными 3-4 цветными листьями, с черными усиками и белыми полукружьями. Разработка эскиза для доски заданного формата. Перевод рисунка на кальку. Роспись деревянного изделия (импровизация по мотивам ракульской росписи). Защита проекта.
Методическое обеспечение: фото и видеоматериалы, изделия объемные и плоскостные, гуашевые краски, беличьи кисти, карандаш, бумага А-4, калька, палитра, ёмкости для воды, деревянные заготовки.
Раздел 5. Итоговое занятие.
Практика: Выставка работ. Защита проектов. Подведение итогов работы.
Методическое обеспечение: готовые работы, ноутбук, проектор.
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной и результативной работы необходимо светлое помещение со столами горизонтально плоскими столешницами; шкафы для хранения папок с наглядными пособиями, альбомов, коробок с гуашевыми или темперными красками, деревянных заготовок, инструментов (линейки, карандаши, циркули, кисти), банок для воды.
На стенах вывешиваются наглядные пособия в виде панно, прялок, плакатов. Кроме того, нужны книги и альбомы по народному искусству и композиции.
Материально-техническое обеспечение:
Оснащение кабинетов:
хорошо освещённый кабинет с удобными рабочими местами, магнитной доской, стендами, мультимедийным оборудованием, ноутбуком;
Материалы и инструменты:
деревянные заготовки для изделий
гуашевые или темперные краски
беличьи или колонковые круглые кисти№1,2,3,4
карандаши простые ТМ, М, 2М
бумага (альбом или папка)
циркуль, линейка
калька
наждачная бумага с крупным и мелким зерном
Дидактические и методические материалы:
1. Таблицы по темам программы
2. Фото, видеоматериалы, иллюстрации, образцы изделий народных промыслов
3. Раздаточный материал: карточки
4. Образцы «Основные элементы»
5. Фотографии, иллюстрации
6. Эталонные изделия
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования.
V. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Нормативно-правовые источники
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Концепция развития дополнительного образования детей в РФ. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
Закон Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 14.11.2014) «Об образовании в Архангельской области».
Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР.
Литература
Для педагогов:
Алферов, Л. Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. - Серия: Учебный курс. [Текст]/ алферов Л.Г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000г. - 352 с., с илл.
Архаические корни традиционной культуры русского Севера [Текст] : сб. науч. ст. / С. В. Жарникова. - Вологда : МДК, 2003. - 96, [1] с. : ил., карт.
Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. [Текст] / Н.К. Величко. – Москва: АСТ-пресс, 1999. – 174 с., с ил.
Ейбогина, Е. В. Росписи Русского Севера : учебная программа для учащихся 8-11 классов. [Текст] / Е. В. Ейбогина ; [Арханг. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования]. - Архангельск : Правда Севера, 2007. - 36 с.
Жегалова, С.К. Русская народная живопись: кн. для учащихся ст. классов. [Текст] / С.К. Жегалова. — Москва, «Просвещение», 2003. — 160 с., с ил.
Круглова, О.В. - Народная роспись Северной Двины [Текст] / О.В. Круглова. - Москва: Изобразительное искусство, 2003. – 174 с.
Круглова, О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву : из собр. Загор. гос. ист.-худож. музея-заповедника. - 4-е изд., перераб. [Текст] / О.В. Круглова. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 26 с., [76] л. ил., цв. ил.
Полунина, В. Н. Роспись древней Уфтюги. [Текст] // «Народное творчество», №№ 1—2, 1993 – с. 34-38.
Русская народная роспись по дереву [Текст] : Новые находки. Систематизация. Соврем. состояние. - Москва : Изобраз. искусство, [1970]. - 199 с.: ил.
Тимофеева, Л. Ф. Народные росписи Русского Севера : авт. прогр. творч. мастерской [Текст] / Л. Ф. Тимофеева ; [Арханг. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования]. - Архангельск : Правда Севера, 1998. - 31 с.
Тимофеева, Л. Ф. Уфтюжская роспись : метод. пособие для преподавателей сев. росписи по дереву. [Текст] / Л. Ф. Тимофеева. - Архангельск: Правда Севера, 2000. - 61, [1] с., 6 цв. Ил.
Для родителей и детей:
Арбат, Ю. Светлый Север: рассказы и очерки о Русском Севере, его людях и его народном искусстве [Текст] / Ю. Арбат. – [Вологда] : Сев.-Зап. кн. изд-во Вологод. отд-ние], 1970 – 287 c.
Бернштам, Т. А. Народная культура Поморья [Текст] / Т. А. Бернштам. – М.: ОГИ, 2009 – 432 с.
Дмитриева, С. И. Традиционное искусство русских Европейского Севера : этнограф. Альбом [Текст] / С. Дмитриева. – М. : Наука, 2006 – 284 с.
Маленькие чудеса [] : сборник очерков о русском народном искусстве [Текст] / Н. В. Тарановская ; [художник А. Аземша]. - Ленингра : Детская литература, 1981. - 205, [2] с.: цв. ил.
Интернет-ресурсы
Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»: сайт. - URL: https://infourok.ru (дата обращения 16.04.2020). – Текст электронный.
Сайт мастеров декоративно-прикладного творчества «Ярмарка мастеров»: сайт. - URL: https://www.livemaster.ru/masterclasses/rospis/rospis-po-derevu (дата обращения 16.04.2020). – Текст электронный.
Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: сайт. - URL: http://mon.gov.ru (дата обращения 16.04.2020). – Текст электронный.
1 Алферов Л. Г. Технология росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. - Серия: Учебный курс. [Текст]/ алферов Л.Г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000г. - 352 с., с илл.
2 Тимофеева, Л. Ф. Народные росписи Русского Севера : авт. прогр. творч. мастерской / Л. Ф. Тимофеева ; [Арханг. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования]. - Архангельск : Правда Севера, 1998. - 31 с.