Гусакова А.Н.
РС (Я) п. Айхал
2015 год.
Рабочая программа дополнительного образования по изобразительной деятельности представляет внутренний образовательный документ и разработана в соответствии с:
Рабочая программа дополнительного образования по изобразительной деятельности отвечает требованиям ФГОС ДО, возрастным и психологическим особенностям детей, разработана с учетом дидактических принципов, психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Программа предусматривает преемственность изобразительной деятельности содержания во всех видах музыкальной деятельности.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью на базе МБДОУ «Детский сад № 8 «Рябинка» был создан кружок по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисть» (образовательная область «Художественное творчество»). Кружковой работой охвачены дети, которые имеют художественные способности и желание заниматься продуктивной деятельностью. Программа «Волшебная кисть» предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования. Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Рабочая программа дополнительного образования по изобразительной деятельности сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО и концептуальными положениями используемой в детском саду, на основе программы развития и обучения дошкольника рисованию «Школа рисования» под редакцией Данилава Л., Михайлова Н., СПб. М: 2006г. «Рисуем без кисточки» под редакцией Фатеевой А.А. 2004 г.
Тема | Задачи |
Сентябрь |
1. Дождик лей! | Рисунок выполняется пальчиками (точки, коротенькие линии). (бумага, акварель, влажные салфетки) |
2. Нарядный мухоморчик | Продолжать применять пальчиковую технику рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки ватной палочкой или пальчиком, зелёной травки. (бумага, пальчиковые краски, ватные палочки, влажные салфетки) |
3. Осенние цветочки (печатание листьями) | Продолжаем применять в работе нетрадиционную технику печатания. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски. (сухие листья, акварель, кисти, бумага) |
4. Осеннее деревце | Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. Бумага, пальчиковые краски, влажные салфетки) |
5. Листопад | Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). (бумага, сухие листья, акварель, влажные салфетки) |
6. Опята- дружные ребята (рисование грибочков) | Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов, травка). (бумага, пальчиковые краски, влажные салфетки) |
7. Дождик, дождик! Лей-лей! | Рисунок с резервом из воскового (мелок, акварель). |
Октябрь |
1. Нарядные листочки | Украшение сухих листочков гуашью. (бумага, гуашь, кисти, влажные салфетки) |
2. Отражение в пруду | Рисунок выполняется с применением техники монотипии. (бумага, акварель, кисти) |
3. Забавные животные | Печатание листьями. (бумага, сухие листья, кисти, акварель) |
4. Деревья в нашем саду | Применение техники набрызг краски. (бумага, акварель, зубная щётка, готовый трафарет) |
5. Осень | Заполнение цветового фона раздельным мазком. (бумага, акварель, влажные салфетки) |
6. Старые картинки | Работа в технике потрескавшийся воск (фрукты, овощи, грибы- на выбор). (готовый контур, восковые мелки, акварель, кисти) |
7. Натюрморт | Работа с восковыми мелками и акварелью. (восковые мелки, бумага, акварель) |
8. Коллаж (коллективная работа) | Развитие фантазии и воображения. (бумага, клей, фломастеры, акварель, кисти) |
Ноябрь |
1. Вид из окна в дождливую погоду | Рисование на мятой бумаге, смоченной водой. (бумага, акварель, кисти) |
2. Лёгкие паутинки | Рисование резервом из свечи+акварель. (бумага, восковые мелки, акварель, кисти) |
3. Яркая рябина | Печатание сухими листьями и ватными палочками. (сухие листья, акварель, кисти, ватные палочки) |
4. Голые деревья | Выдувание из капли стволов деревьев и веток. (акварель, бумага) |
5. Дома на нашей улице | Рисование по трафарету (бумага, трафарет, акварель, кисти) |
6. Букет листьев в вазе | Применение техники набрызг краски (листья наложены слоями и снимаются слои поэтапно) (бумага, сухие листья, щетка, акварел, кисти) |
7. Мама моя | Портрет мамы в обрамлении отпечатков листьев. (бумага, кисти, сухие листья) |
8. Морское дно | Рисование восковыми мелками+акварель. |
Декабрь |
1. Вечер | Резерв из свечи+акварель. |
2. Фонари центральной улицы | Рисование цветными мелками. |
3. В лесу | Рисование с помощью трафарета. (бумага, акварель, кисти) |
4. Снеговики (коллективная работа) | Рисование с применением ватных дисков. (бумага, ватные диски, акварель, кисти_ |
5. Метеоритный дождь | Восковые мелки+акварель. |
6. Шары для ёлки | Применяем восковые мелки+акварель+соль для посыпки. |
7. Ёлки | Рисование ёлок с пушистыми ветками резервом из свечи+акварель. |
8. Ёлка, наряжайся! (коллективная работа) | На подготовленную основу (ёлка) наклеиваем ватные диски, разрисованные акварелью. (ватные диски, акварель, кисти) |
Январь |
1. Снеговичок | Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке). (жесткая кисть, акварель, фломастеры, бумага для акварели) |
2. Встреча | Работа с трафаретом (по контуру и закрасить) в технике тычкования. (жесткая кисть, акварель, бумага для акварели) |
3. Весёлые друзья снеговичка | Рисование ладошкой, дополнение и украшение образа. (пальчиковые краски, кисти для нанесения красок, альбомный лист, влажные салфетки) |
4. Наши ладошки | Нанести на ладошку цветные краски и сделать отпечатки, дополнить образ весёлыми мордочками. (пальчиковые краски, акварель, тонкие кисти, бумага для акварели, влажные салфетки) |
5. Зимние узоры | Работа с резервом восковой свечи или восковым мелком (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным рисунком. (восковые мелки, акварель, кисти, бумага для акварели) |
6. То, что спрятано под снегом | Рисунок выполняется свечой или восковыми мелками, закрашивается жидкой акварелью. (восковые мелки, акварель, кисти, бумага) |
Февраль |
1. Зимний денёк (коллективная работа) | Применение в работе техники бумагопластика: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»). (салфетки, клей, кисти, акварель, бумага, влажные салфетки) |
2. Снежок порхает, кружится | Упражнять детей в технике рисования ватными палочками: изображение снежка в воздухе. Развивать чувство ритма, самостоятельность. (ватные палочки, акварель, бумага) |
3. Волшебные снежинки | Продолжать применять в работе технику рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. (восковые мелки, акварель, бумага) |
4. Нарядим снеговичка | Бумагопластика. Упражнять в умении скатывать салфетку в плотный комочек, прижимать к клейкой основе. Дополнять образ. (салфетки, клей, бумага, влажные салфетки) |
5. Петушок-золотой гребешок | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать воображение. (пальчиковые краски, кисти, бумага, ватные палочки, влажные салфетки) |
6. Ветер дует нам в лицо (коллективная работа) | Применение знакомой техники-бумагопластика, резерв из свечи или воскового мелка, тычкование ватной палочкой. (ватные палочки, восковые мелки, акварель, салфетки б, салфетки влажные) |
7. Украсим чашку для папы | Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма. (формы для нанесения печатного рисунка, акварель, бумага) |
8. Фонарики | Знакомство с техникой рисования мокрыми мелками.с15 (мелки школьные, бумага) |
Март |
1. Красивые бусы для мамы | Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков, пуговиц, ватными палочками). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету. (бумага, формы для нанесения печатного рисунка, акварель) |
2. Наши отпечатки (коллективная работа) | Печатание пальчиками и ладошками по сырой основе.с30 (пальчиковые краски, бумага, влажные салфетки) |
3. Разноцветные рыбки | Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза). (бумага, пальчиковые краски, кисти для нанесения краски, фломастеры, влажные салфетки) |
4. Музыкальный рисунок | Учить детей наносить размашистые штрихи, развивать чувство ритма, штриховать «внутреннее пространство».с18 (бумага, восковые мелки) |
5. Иллюстрация к сказке «Колобок» | Продолжать развивать интерес к бумагопластике. Закреплять навык наклеивания (заполнение бумажными шариками контурного изображения личика колобка). (салфетки, клей, контурные трафареты бумага, влажные салфетки) |
6. Рисунки маслом | Совершенствовать технику рисования ватными палочками, использовать в работе цветные мелки. Развивать познавательный интерес.с57 (бумага, ватные палочки) |
7. Звонкая капель | Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли, снег из бумажных шариков. (бумага, пальчиковые краски, салфетки б., салфетки влажные) |
8. Сахарный мелок | Развитие воображения.с75 (школьные мелки цв., бумага, влажные салфетки) |
Апрель |
1. «Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа) | Упражнять в рисовании ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков. (бумага, пальчиковые краски, кисти для нанесения краски, влажные салфетки) |
2. Таинственная краска | Способствовать развитию творческих способностей, познавательного интереса.с80 (бумага, акварель, кисти, ватные палочки) |
3. Космос | Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). (штампы для печатного рисунка, акварель, ватные палочки, бумага) |
4. Звёздное небо | Техника рисования резервом из свечи или восковым мелком, закрашивание готового рисунка акварелью. (бумага, восковые мелки, акварель, кисти) |
5. Клоуны в цирке | Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», - наряд в горошек или полоску). Развивать чувство ритма. (бумага, акварель, ватные палочки) |
6. Мелковая краска | Развитие творческих способностей и воображения.с83 (школьные мелки, ватные палочки, бумага) |
7. Атрибуты для клоуна | Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. (салфетки, клей, бумага) |
8. Восковой рисунок | Применение в работе умений объединять несколько техник рисования (резерв из свечи+пастельный мелок+акварель).с95 (восковые мелки, кисти, акварель, бумага) |
Май |
1. Цветочек радуется солнышку | Упражнять в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка). Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка) (трафарет для печатного рисунка, бумага, фломастеры) |
2. Точки-точки | Техника рисования-пуантилизм. Заполнение силуэта точками (фломастеры, карандаши, краски, бумага с готовым контуром, влажные салфетки).с98 |
3. Салют на нашей улице (коллективная работа) | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. (бумага, салфетки, клей, влажные салфетки) |
4. Нарисованные украшения | Способствовать развитию творческого воображения, познавательного интереса, желания экспериментировать.с117 (бумага, фломастеры, мелки, ножницы) |
5. Гусеничка в травке | Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). (пальчиковые краски, бумага, влажные салфетки) |
6. Рисование каплями | Способствовать развитию интереса к экспериментированию.с118 (салфетки бумажные, акварель, кисти, бумага) |
7. Одуванчики в травке | Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью (головки одуванчиков) и тампонировании. Развивать эстетическое восприятие. (бумага, акварель, кисти, ) |
8. Витражный рисунок | Развитие воображения, фантазии и познавательного интереса.с121 (бумага, акварель, маркеры, кисти) |
Дополнительная платная образовательная услуга по художественно-эстетическому развитию изобразительная студия «Волшебные краски» проводится 2 раза в неделю по 30 мин.