программа работы дополнительного образования детей ДПИ
Программа работы дополнительного образования детей ДПИ
Программа работы дополнительного образования детей декоративно прикладному искусству , кружка "Очумелые ручки". Включает в себя : пояснительную записку, методы и приемы работы, ожидаемый результат, содержание программы, учебно-тематический план, методическое обеспечение, литература.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа работы дополнительного образования детей ДПИ »
Утверждаю
Директор ДДТ
______Султанова Л. У.
"_____"_____________2014 г.
Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей
кружка декоративно - прикладного искусства "Очумелые ручки"
на 2014-2015 учебный год
Учителя ИЗО, технологии
МОКУ СОШ с. Нижнеулу-Елга
Крюковой И.В.
Возраст детей 10 – 16 лет
Срок реализации - 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Воспитывать творческое отношение к труду, уважение к народным традициям, эстетический вкус.
Потребность расширять кругозор в изучаемой области.
Методы и приёмы
Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, литературой, компьютером
Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Эвристический
Возраст детей
Занятия кружка рассчитаны на учащихся 5-11-х классов. Занятия проводятся в форме: тематических бесед, общих занятий в группах, индивидуальной работы с каждым обучающимся, самостоятельной работы, выставок.
Формы занятий
по количеству детей – коллективная
по особенностям коммуникативного взаимодействия учителя и обучающихся – рассказ, объяснение, беседа, практикум, конкурс
по дидактической цели – водное занятие, занятия по углублению знаний, практическое занятие, комбинированные формы занятий.
Режим работы
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Принципы
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Самоопределение обучающихся в выборе содержания деятельности в рамках занятий
Наглядность работы, демонстрация процесса обучения
Ожидаемые результаты
Дети, способные переводить свои знания в практически и социально необходимый продукт, получают моральное удовлетворение от необходимости своей работы. В будущем они смогут планировать свою работу при использовании ИКТ, планировать работу при выполнении творческой работы, находить неординарные пути решения. С данным материалом они могут участвовать в конкурсах декоративно-прикладного творчества, использовать его в дизайне интерьера.
В ходе занятий кружка "Очумелые ручки" учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Знать:
стили в аранжировке цветов, композицию, ритм в аранжировке цветов;
стили художественной росписи, основные приёмы и материалы применяемые для художественной росписи;
правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
о народных промыслах;
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;
о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
о проектной деятельности.
Уметь:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
работать в программе Power Point
планировать, организовывать рабочее место, выполнять последовательно операции, контролировать результат своей деятельности;
изготовлять плоскостные и объёмные изделия, декоративные композиции из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам;
декоративно оформлять и отделывать изделия, создавать изделия и декоративные композиции по своему замыслу;
работать, постепенно переходя от лёгких к более сложным задачам;
доводить начатую работу до конца;
уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой;
уметь находить необходимые сведения в Интернете.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой
Ниточная страна
Остров ненужных вещей
Роспись
Лепка
Работа с бисером
Работа с природным материалом.
Вязание крючком
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
эскиз
воплощение в материале
выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
Дидактический материал:
журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.