2022 - Год народного искусства и нематериального культурного наследия России. Цель проекта: донести до сознания учащихся, что они являются носителями народной культуры, национальных традиций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Народные традиции в детских рисунках"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
ПРОЕКТ
по инновационной деятельности
НАЗВАНИЕ
«Народные традиции в детском рисунке»
Целевая аудитория:
Учащиеся 9-10 лет
Автор (ы): Долгова Ольга Николаевна, ПДО
Всеволожск
2022
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
Народные традиции в детском рисунке
Руководитель проекта
Долгова Ольга Николаевна
Консультанты (если есть)
Кириллова Виктория Александровна
Ленкова Юлия Петровна
Состав и возраст проектной группы
9-10 лет
Срок реализации
1 год
Типология проекта
творческий
Направленность
художественная
Учебный предмет или образовательная программа, в рамках которого проводится проект (при наличии)
Волшебная кисточка
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (при наличии)
Изобразительная деятельность
Театральная деятельность
Хореографическая деятельность
Литература
Актуальность
В современном обществе уделяется мало внимания знакомству детей с народными традициями своей Родины. Необходимо, чтобы дети осознавали уникальность своего народа, своей страны.
Цель проекта
Создание условий для развития художественных и творческих способностей учащихся через знакомство с русской народной культурой и творчеством
Задачи проекта
Образовательные:
• Познакомить детей с народными традициями.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Учить видеть красоту и своеобразие в обрядах и народных традициях.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому народному искусству.
1.Подготовительный: погружение в проект, цели и задачи проекта, определение источников информации.
2. Организация работы над проектом:
Сбор и обработка информации. Выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет работа над проектом.
Планирование работы: определяются основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно -материальных и индивидуально -личностных условий. Выбор критериев самооценки итога проектной деятельности. Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
3. Практическая деятельность. Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.
4. Презентация. Оформляется выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый учащийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия в конкурсе рисунка.
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось и почему.
Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности. Выставка рисунков. Награждение победителей конкурса. Подарить рисунки в кабинет литературы, в библиотеку.
Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко)
Деятельность педагога
Формулировка проблемы, задач, определение продукта проекта.
Помощь в планировании и организации деятельности.
Консультация для родителей на тему: «Влияние народных традиций на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста».
Практическая помощь, направление и контроль осуществления проекта.
Организация выставки детских рисунков по соответствующим темам.
Деятельность детей
Принятие задач проекта.
Рассказывают о народных традициях, праздниках, играют в народные игры.
Работа над рисунками, рассматривание иллюстраций. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
Деятельность родителей
Онлайн-экскурсии, лекции и др. интернет-ресурсы.
Экскурсии с детьми в музеи.
Совместная изобразительная деятельность с детьми.
Рабочее планирование проекта
План-матрица реализации проекта по этапам:
Вступительная беседа, знакомство с некоторыми народными праздниками (календарный план). Выбор темы в соответствии с календарным планом.
Необходимое оборудование:
Выбор материала: бумага, акварель, гуашь, восковой мелок, школьный мелок, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пастель.
Конспекты для занятий родителей с детьми дома (во время дистанционного обучения);
Конспект итогового занятия;
Выставка детских рисунков по соответствующим темам.
2. ХОД ПРОЕКТА
Этап работы над проектом
Продолжительность
Место работы обучающихся (очная, дистанционная)
Содержание работы обучающихся
Выход этапа (что создано, освоено и т.д.)
Организационно-подготовительный
1 занятие
очная
Определение источников информации, принятие задач проекта
Изучены теоретические материалы по темам проекта, выбраны варианты выполнения проекта: конкретный замысел творческого произведения
Основной
Сентябрь - май
Очная, дистанционная
Работа над рисунками, рассматривание иллюстраций. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
Спланирована работа:
- выбор техники изобразительной деятельности;
- последовательность выполнения работы;
- необходимое оборудование и материалы;
- выбор способа презентации.
Предварительная оценка результатов по итогам обсуждения хода выполнения проекта.
Заключительный
май
очная
Итоговая презентация, анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности
Портфолио проекта: Паспорт проекта.
Рабочие материалы проекта, выполненные участниками проекта: фотоматериалы, пособия.
Публикация проекта.
Отзывы о проекте, выставка рисунков
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный этап:
Погружение в проект.
Знакомство учащихся с темой данного проекта. Описание ситуации, постановка проблемы.
2022 год объявлен Президентом Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России (Указ №745). Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".
Проводится опрос обучающихся для мотивации к предстоящей деятельности:
- что вы знаете о народном творчестве?
- какие народные приметы, обычаи мы можем изобразить?
- какие материалы мы можем применить?
- куда применить лучшие рисунки?
Проводится совместное обсуждение и выбор названия предстоящего проекта, формулируется его цель и задачи.
Цель проекта:
Знакомство детей и родителей с народным искусством, создание условий для приобщения их к народной культуре, развитие художественных и творческих способностей детей средствами народного искусства.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Познакомить детей с народными традициями.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Учить видеть красоту и своеобразие в обрядах и народных традициях.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому народному искусству.
Сбор и обработка информации. При выполнении данного проекта, обучающиеся активно пользовались литературными источниками, наглядными материалами, интернет – ресурсами.
Выбор варианта выполнения проекта. Исходя из полученной информации, творческих способностей, собственных навыков и умений, учащихся запланировали выполнить творческие работы на темы народных праздников, традиций, обычаев, обрядов и т.п.
Обсуждение организационных, содержательных моментов предстоящей деятельности для решения поставленной цели.
Коллективный анализ плана работы:
Выбрать технику изобразительной деятельности, формат и т.п.
Тематика художественного произведения.
Расположение работы: вертикальное, горизонтальное; содержание.
Выбор материала и оборудования.
Выполнение творческой работы.
В результате коллективного анализа должно сложиться представление, что цель может быть достигнута разными способами. Педагог контролирует работу учащихся, корректирует возможные ошибки, приглашает к сотрудничеству.
Планирование работы.
После коллективного анализа предстоящей проектной деятельности, учащиеся приступают к непосредственному планированию своей работы:
- выбор техники изобразительной деятельности;
- последовательность выполнения работы;
- необходимое оборудование и материалы;
- выбирают способ презентации.
Выбор критериев устной самооценки итога проектной деятельности. Обсуждаются критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности.
Основные критерии оценки творческих работ учащихся, выполненных в рамках проекта:
- соответствие тематике проекта: иллюстрация народных праздников, традиций, обычаев, обрядов и т.п.
- качество исполнения, самостоятельность выполнения работы;
- творческий замысел (рассказ учащегося, что он пытался передать в своем рисунке);
- активность учащихся в планировании своей работы, в подготовке и проведении презентации.
Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования
2. Основной этап:
Реализация проекта.
Последовательная реализация намеченных планов и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Самостоятельное выполнение работы. Оформление продукта проекта.
Предварительная презентация. Оформляется выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый учащийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия в конкурсе детского рисунка.
Темы занятий:
Сентябрь – «Осенины» (14, 21, 27)
Октябрь – «Покров день» (14)
Ноябрь – «Зимние Кузьминки» (14)
Декабрь – «Митрофанов день» (6)
Январь – «Васильев вечер» (13)
Февраль – «Ефремов день» (10)
Март – «Сороки» (22)
Апрель – «Благовещенье» (7)
Май – «Егорьев день» (6)
3. Заключительный этап:
Итоговая презентация.
В кабинете оформляется выставка из выполненных работ с последующим обсуждением, каждый участник устно оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее. Приглашаются родители, педагоги посмотреть и оценить выставку работ по тематике проекта, презентация.
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось, и почему.
Приобретенные учащимися в ходе работы над проектом умения:
Конспекты для занятий родителей с детьми дома (во время дистанционного обучения) «Покров день», «Ефремов день»;
Конспект итогового занятия;
Выставка рисунков (презентация).
Публикация проекта.
Отзывы о проекте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура. М. - 2000 г.
Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: генезис и типология калядования. М. - 1982 г.
Громыко М. М. Мир русской деревни. М. - 1991 г.
Есаулова Н.А., Потапова Н.Н., Пугачева Н.В., «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста», г. Москва, Педагогическое общество России, 2005 г.
Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. М. - 2008 г.
Жигульский К. Праздник и культура. М. - 1985 г.
Забелин И. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
Михайлов С.А. Народные праздники на Руси. М. - 2004 г.
Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. Л. - 1988 г.
Снегирев Н.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М. - 1990 г.
Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М. - 1992 г.
Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. М. - 2009 г.