kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Народные традиции в детских рисунках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

2022 - Год народного искусства и нематериального культурного наследия России. Цель проекта: донести до сознания учащихся, что они являются носителями народной культуры, национальных традиций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Народные традиции в детских рисунках"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»









ПРОЕКТ

по инновационной деятельности



НАЗВАНИЕ


«Народные традиции в детском рисунке»




Целевая аудитория:

Учащиеся 9-10 лет





Автор (ы): Долгова Ольга Николаевна, ПДО












Всеволожск

2022

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Название проекта

Народные традиции в детском рисунке

Руководитель проекта

Долгова Ольга Николаевна

Консультанты (если есть)

Кириллова Виктория Александровна

Ленкова Юлия Петровна

Состав и возраст проектной группы

9-10 лет

Срок реализации

1 год

Типология проекта

творческий

Направленность

художественная

Учебный предмет или образовательная программа, в рамках которого проводится проект (при наличии)

Волшебная кисточка

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта (при наличии)

Изобразительная деятельность

Театральная деятельность

Хореографическая деятельность

Литература

Актуальность

В современном обществе уделяется мало внимания знакомству детей с народными традициями своей Родины. Необходимо, чтобы дети осознавали уникальность своего народа, своей страны.

Цель проекта


Создание условий для развития художественных и творческих способностей учащихся через знакомство с русской народной культурой и творчеством

Задачи проекта

Образовательные:

• Познакомить детей с народными традициями.

• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

• Учить видеть красоту и своеобразие в обрядах и народных традициях.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей любовь к русскому народному искусству.

• Воспитывать эстетические чувства.

• Воспитывать любознательность.

Развивающие:

• Развитие познавательной активности детей.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память.

Этапы

1.Подготовительный: погружение в проект, цели и задачи проекта, определение источников информации.

2. Организация работы над проектом:

Сбор и обработка информации. Выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет работа над проектом.

Планирование работы: определяются основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно -материальных и индивидуально -личностных условий. Выбор критериев самооценки итога проектной деятельности. Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.

3. Практическая деятельность. Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.

4. Презентация. Оформляется выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый учащийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия в конкурсе рисунка.

Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось и почему.

Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности. Выставка рисунков. Награждение победителей конкурса. Подарить рисунки в кабинет литературы, в библиотеку.

Характеристика деятельности участников в рамках проекта (кратко)

Деятельность педагога

  1. Формулировка проблемы, задач, определение продукта проекта.

  2. Помощь в планировании и организации деятельности.

  3. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных традиций на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста».

  4. Практическая помощь, направление и контроль осуществления проекта.

  5. Организация выставки детских рисунков по соответствующим темам.

Деятельность детей

  1. Принятие задач проекта.

  2. Рассказывают о народных традициях, праздниках, играют в народные игры.

  3. Работа над рисунками, рассматривание иллюстраций. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

Деятельность родителей

  1. Онлайн-экскурсии, лекции и др. интернет-ресурсы.

  2. Экскурсии с детьми в музеи.

  3. Совместная изобразительная деятельность с детьми.

Рабочее планирование проекта

План-матрица реализации проекта по этапам:

Вступительная беседа, знакомство с некоторыми народными праздниками (календарный план). Выбор темы в соответствии с календарным планом.

Необходимое оборудование:

Выбор материала: бумага, акварель, гуашь, восковой мелок, школьный мелок, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пастель.

Перечень необходимых инструментов: кисти белка, пони № 1-4, щетина №8, 20, непроливайка, салфетки, ватные палочки.

Работа с информативными источниками: книги, интернет - ресурсы, наглядный материал.

Презентация итогов проекта

Форма подведения презентации итогов проекта: итоговое мероприятие. Оценивание результатов.

Предполагаемые итоговые продукты проекта (портфолио проекта)

Паспорт проекта;

Программа проекта;

Дидактические материалы по тематике проекта;

Практические пособия «Смешивание красок», «Способы тонировки листа»;

Конспекты для занятий родителей с детьми дома (во время дистанционного обучения);

Конспект итогового занятия;

Выставка детских рисунков по соответствующим темам.


2. ХОД ПРОЕКТА


Этап работы над проектом

Продолжительность

Место работы обучающихся (очная, дистанционная)

Содержание работы обучающихся

Выход этапа
(что создано, освоено и т.д.)

Организационно-подготовительный

1 занятие

очная

Определение источников информации, принятие задач проекта

Изучены теоретические материалы по темам проекта, выбраны варианты выполнения проекта: конкретный замысел творческого произведения

Основной

Сентябрь - май

Очная, дистанционная

Работа над рисунками, рассматривание иллюстраций. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

Спланирована работа:

- выбор техники изобразительной деятельности;

- последовательность выполнения работы;

- необходимое оборудование и материалы;

- выбор способа презентации.

Предварительная оценка результатов по итогам обсуждения хода выполнения проекта.

Заключительный

май

очная

Итоговая презентация, анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности

Портфолио проекта: Паспорт проекта.

Рабочие материалы проекта, выполненные участниками проекта: фотоматериалы, пособия.

Публикация проекта.

Отзывы о проекте, выставка рисунков








  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА


1. Организационно-подготовительный этап:

Погружение в проект.

Знакомство учащихся с темой данного проекта. Описание ситуации, постановка проблемы.

2022 год объявлен Президентом Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России (Указ №745). Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".

Проводится опрос обучающихся для мотивации к предстоящей деятельности:

- что вы знаете о народном творчестве?

- какие народные приметы, обычаи мы можем изобразить?

- какие материалы мы можем применить?

- куда применить лучшие рисунки?

Проводится совместное обсуждение и выбор названия предстоящего проекта, формулируется его цель и задачи.

Цель проекта:

Знакомство детей и родителей с народным искусством, создание условий для приобщения их к народной культуре, развитие художественных и творческих способностей детей средствами народного искусства.

Задачи проекта:

Образовательные:

• Познакомить детей с народными традициями.

• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

• Учить видеть красоту и своеобразие в обрядах и народных традициях.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей любовь к русскому народному искусству.

• Воспитывать эстетические чувства.

• Воспитывать любознательность.

Развивающие:

• Развивать познавательную активность детей.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память.




Организация деятельности.

Сбор и обработка информации. При выполнении данного проекта, обучающиеся активно пользовались литературными источниками, наглядными материалами, интернет – ресурсами.

Выбор варианта выполнения проекта. Исходя из полученной информации, творческих способностей, собственных навыков и умений, учащихся запланировали выполнить творческие работы на темы народных праздников, традиций, обычаев, обрядов и т.п.

Обсуждение организационных, содержательных моментов предстоящей деятельности для решения поставленной цели.

Коллективный анализ плана работы:

  1. Выбрать технику изобразительной деятельности, формат и т.п.

  2. Тематика художественного произведения.

  3. Расположение работы: вертикальное, горизонтальное; содержание.

  4. Выбор материала и оборудования.

  5. Выполнение творческой работы.

В результате коллективного анализа должно сложиться представление, что цель может быть достигнута разными способами. Педагог контролирует работу учащихся, корректирует возможные ошибки, приглашает к сотрудничеству.

Планирование работы.

После коллективного анализа предстоящей проектной деятельности, учащиеся приступают к непосредственному планированию своей работы:

- выбор техники изобразительной деятельности;

- последовательность выполнения работы;

- необходимое оборудование и материалы;

- выбирают способ презентации.

Выбор критериев устной самооценки итога проектной деятельности. Обсуждаются критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности.

Основные критерии оценки творческих работ учащихся, выполненных в рамках проекта:

- соответствие тематике проекта: иллюстрация народных праздников, традиций, обычаев, обрядов и т.п.

- оригинальность сюжета, фантазия, юмор, патриотизм;

- качество исполнения, самостоятельность выполнения работы;

- творческий замысел (рассказ учащегося, что он пытался передать в своем рисунке);

- активность учащихся в планировании своей работы, в подготовке и проведении презентации.

Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования



2. Основной этап:

Реализация проекта.

Последовательная реализация намеченных планов и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Самостоятельное выполнение работы. Оформление продукта проекта.

Предварительная презентация. Оформляется выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый учащийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия в конкурсе детского рисунка.

Темы занятий:

  • Сентябрь – «Осенины» (14, 21, 27)

  • Октябрь – «Покров день» (14)

  • Ноябрь – «Зимние Кузьминки» (14)

  • Декабрь – «Митрофанов день» (6)

  • Январь – «Васильев вечер» (13)

  • Февраль – «Ефремов день» (10)

  • Март – «Сороки» (22)

  • Апрель – «Благовещенье» (7)

  • Май – «Егорьев день» (6)


3. Заключительный этап:


Итоговая презентация.

В кабинете оформляется выставка из выполненных работ с последующим обсуждением, каждый участник устно оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее. Приглашаются родители, педагоги посмотреть и оценить выставку работ по тематике проекта, презентация.

Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось, и почему.

Приобретенные учащимися в ходе работы над проектом умения:

- умение прогнозировать, представлять итог работы;

- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности;

- умение составлять свой план работы и следовать ему;

- умение искать необходимую информацию в различных источниках.


Навыки, которые были оценены в ходе работы над проектом:

- творческие навыки;

- коммуникативные навыки;

- навыки анализа собственной деятельности.

Награждаются победители конкурса, дипломами отмечаются наиболее выразительные работы.

4. ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ


Критериями оценки проекта являются:

- актуальность (соответствие социокультурной ситуации развития общества);

- новизна (степень оригинальности инновационных подходов);

- образовательная значимость (степень влияния на развитие, воспитание и образование личности);

- общественная значимость (воздействие на развитие системы образования в целом);

- полезность (практическая значимость инновационной деятельности);

- реализуемость (реалистичность инновации и управляемость инновационной деятельности).


Критерии оценки творческих работ:

- соответствие тематике проекта: иллюстрация народных обычаев, праздников, обрядов и т.п.

- оригинальность сюжета, фантазия, юмор, патриотизм;

- качество исполнения, самостоятельность выполнения работы;

- творческий замысел (рассказ учащегося, что он пытался передать в своем рисунке);

- активность учащихся в планировании своей работы, в подготовке и проведении презентации.



  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Портфолио проекта:
Паспорт проекта;

Программа проекта;

Рабочие материалы проекта:

  • Дидактические материалы по тематике проекта;

  • Практические пособия «Смешивание красок», «Способы тонировки листа»;

  • Конспекты для занятий родителей с детьми дома (во время дистанционного обучения) «Покров день», «Ефремов день»;

  • Конспект итогового занятия;

  • Выставка рисунков (презентация).

Публикация проекта.

Отзывы о проекте.



  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Бакланова Т.И., Стрельцова Е.Ю. Народная художественная культура. М. - 2000 г.

  2. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: генезис и типология калядования. М. - 1982 г.

  3. Громыко М. М. Мир русской деревни. М. - 1991 г.

  4. Есаулова Н.А., Потапова Н.Н., Пугачева Н.В., «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста», г. Москва, Педагогическое общество России, 2005 г.

  5. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. М. - 2008 г.

  6. Жигульский К. Праздник и культура. М. - 1985 г.

  7. Забелин И. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.

  8. Михайлов С.А. Народные праздники на Руси. М. - 2004 г.

  9. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. Л. - 1988 г.

  10. Снегирев Н.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М. - 1990 г.

  11. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М. - 1992 г.

  12. Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. М. - 2009 г.


6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Народные традиции в детских рисунках"

Автор: Долгова Ольга Николаевна

Дата: 16.05.2022

Номер свидетельства: 607065

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Выступление на экспертно-методическом совете "Проект "Народные традиции в детских рисунках""
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplenie_na_ekspertno_metodicheskom_sovete_proekt_narodnye_traditsii_v_detski"
    ["file_id"] => string(6) "606602"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1652296269"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект итогового занятия по проекту "Народные традиции в детских рисунках""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_itogovogo_zaniatiia_po_proektu_narodnye_traditsii_v_detskikh_risunkakh"
    ["file_id"] => string(6) "606735"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1652422723"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Выставка "Народные традиции в детских рисунках""
    ["seo_title"] => string(48) "vystavka_narodnye_traditsii_v_detskikh_risunkakh"
    ["file_id"] => string(6) "606247"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1651774497"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект «Секреты бабушкиного сундука»."
    ["seo_title"] => string(36) "proiektsiekrietybabushkinoghosunduka"
    ["file_id"] => string(6) "285953"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454260047"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Проект "Приобщение дошкольников  к национальной культуре" "
    ["seo_title"] => string(63) "proiekt-priobshchieniie-doshkol-nikov-k-natsional-noi-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "217613"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433406351"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства