Просмотр содержимого документа
«Конспект итогового занятия по проекту "Народные традиции в детских рисунках"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
Конспект занятия
на тему: « Итоговое занятие по проекту «Народные традиции в детских рисунках»,
проведенного педагогом дополнительного образования
Долговой Ольгой Николаевной
с учащимися 3-го года обучения
на базе АМУ КДЦ «Бугры»
2022г.
Состав учебной группы
• количество детей, присутствующих на занятии - 12
• количество мальчиков – 2, девочек - 10
• возрастные характеристики присутствующих: группа одновозрастная, третьего года обучения
Тема учебного занятия
• тема занятия: итоговое занятие по проекту «Народные традиции в детских рисунках».
• место занятия в учебном процессе: Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка», 3 год обучения, подведение итогов работы над проектом «Народные традиции в детских рисунках»
• степень сложности: занятие средней сложности
Цель занятия
• Подведение итогов работы над проектом «Народные традиции в детских рисунках».
Задачи занятия
Образовательные:
• Расширить представления детей о народных традициях.
• Развивать умение видеть красоту и своеобразие в обрядах и народных традициях.
Развивающие:
• Развитие познавательной и творческой активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Стимулировать развитие фантазии, внимания, мышления, творческого воображения, зрительной памяти.
Рекомендовать использование различных художественных техник (примакивание, «тычком», концом кисти, всем ворсом, по сухому и по мокрому листу) и материалов (акварель, гуашь, восковой мелок) в рисовании;
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому народному искусству.
• Воспитывать эстетические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.
Форма учебного занятия:
• практическое занятие
Форма организации работы:
• фронтальная
План учебного занятия:
1.Вводная, организационная часть (5 минут):
• Приветствие: звучит музыкальное произведение «Русские традиции» ipleer.com/g/русские + традиции
• Постановка цели занятия
2. Основная часть (35 минут):
• Обобщение образовательного материала: беседа о том, какие народные традиции, праздники знают дети, что нового они узнали в течение учебного года, что им особенно запомнилось, понравилось.
• Обобщение, систематизация и закрепление материала: создание художественного произведения
3. Заключительная часть (5 минут):
• Подведение итогов занятия: обсуждение – что хотели изобразить, что получилось, что хотелось бы дополнить. Презентация рисунков.
Ход учебного занятия - содержание структурных частей занятия.
Этапы занятия
Методы обучения
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Организационный
Словесные: сообщение темы занятия
Наглядные: иллюстрации к традициям, прадникам
Вступительная беседа, демонстрация наглядного материала
объяснительно-иллюстративные: узнавание обряда, традиции по иллюстрации;
исследовательские: рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений
Основной
Словесные: слушание музыкальных произведений
Наглядные: иллюстрации народных праздников, традиций
Практические: помощь в выборе содержания, способов изображения
Выразительное чтение стихов о народных праздниках
Рассказ о традициях русского народа,
Индивидуальные консультации по выбору средств и материалов для изобразительной деятельности
Репродуктивные: изобразительная деятельность, частично-поисковые: выбор средств и материалов для изобразительной деятельности, исследовательские: поиск нетрадиционных методов выполнения работы
Заключительный
Словесные: анализ готовых работ,
Практические: рекомендации по выполнению финальных дополнений
Наглядные: рассматривание готовых работ
Подведение итога занятия, перспективы дальнейшего применения работ (при необходимости предоставить возможность продолжить работу над темой)
Анализ работ по методу самооценки, редактирование (по необходимости)
Содержание учебного занятия.
Вводная (организационная) часть – 5 минут.
Приветствие. Педагог встречает детей и приглашает войти в класс. Звучит музыкальное произведение «Русские традиции» www.ipleer.com/g/русские + традиции.
Постановка цели. Педагог напоминает о том, что в течение учебного года проходила работа над проектом «Народные традиции в детских рисунках»
Вопрос к детям: Какие обычаи, традиции русского народа вам запомнились? (ответы детей)
Рассказ педагога:
- Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Менталитет – каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.
Традиция, обычай, обряд – важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определенные ассоциации и обычно бывают связаны воспоминаниями о «предыдущей, старой Руси». Великая ценность традиций, обрядов и обычаев в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, вбирая в себя весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привнося в нашу жизнь все самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличаются один от другого.
В течение года мы с вами на занятиях в творческом объединении не только рисовали различные игрушки, поделки, характерные для разных регионов нашей необъятной Родины, но и знакомились с традициями и обрядами русских народных праздников. В ходе сегодняшней игры мы определим «Знатока народных праздников».
Народные праздники.
-В этом раунде вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся темы. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа, выбрав из них правильный, по моей команде поднять карточку с соответствующим номером.
В какое время года отмечают праздник Покров? (Зимой; Осенью; Весной; Летом).
В какой праздник зимой окунаются в прорубь не только «моржи»? (Святки; Крещение; Иван-Купала; Вознесение).
Какой день Масленицы называют «прощенным»? (Понедельник; Воскресенье; Среда; Суббота).
Праздник Кузьминки называют так… (По фамилии знаменитости; По названию местности; По кличке животного; В честь святых Кузьмы и Демьяна).
«Мифология»
Как называется (называются):
Дух дома, живущий за печкой? (Домовой).
Злая старуха-волшебница и ведьма с костяной ногой? (Баба-Яга).
Кот Бабы-Яги – главный помощник в её злодеяниях? (Баюн)
В славянской мифологии хозяин леса и зверей? (Леший).
Хозяин воды, который обитает у мельницы или в омуте? (Водяной).
Мифический дух, который может изменить свой облик, превратившись во что угодно? (Оборотень).
«Народные игрушки»:
Как называются вятские глиняные игрушки? (Дымковские).
Чем расписывают свои игрушки филимоновские мастера? (Пером).
Как называются гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синей гамме? (Гжельские).
Не спеши языком - 2. Сам пропадай - 3. С кем поведёшься - 4. Труд человека кормит - 5. Глаза страшатся - 6. Ученье - свет - 7. По одежке встречают - 8. Грамоте учиться –
Кто угадает, когда это бывает?
Православная Русь немыслима без праздников. Давайте распределим их по временам года.
(на доске название праздников, учащиеся определяют время года).
Зима: Рождество, Масленица, Сретение, Святки, Митрофанов день, Васильев вечер, Ефремов день.
Весна: Сороки, Благовещение, Пасха, Вербное воскресение, Егорьев (Юрьев) день.
- Я поочередно буду задавать вам вопросы, касающиеся русских народных праздников. Выиграет тот, кто даст больше правильных ответов.
Что символизирует масленичный блин? (Солнце).
Назовите главный атрибут праздника Троицы? (Березовые ветки).
Почему братьев Кузьму и Демьяна звали кашниками? (не брали денег за работу, их кормили кашей).
Чем заканчивается народный праздник Масленица? (Сжиганием чучела).
В какой праздник «девица косу не плетет» (Благовещение).
В какой праздник принято выпускать птиц из клеток? (Сороки).
Какое блюдо ели в канун Рождества? (Сочиво).
Как называется время от Рождества Христова до Крещения Господня? (Святки).
В какой народный праздник с горок спускают горящее колесо? (Масленица).
Наиболее активным участникам вручаются памятные сувениры.
2. Основная часть – 35 минут.
2.1 Практическая работа. Педагог предлагает вспомнить любимый народный праздник, традицию, мероприятие и нарисовать картину.
2.2 Введение нового материала. Для выполнения работы необходимо получить новые оттенки какого-либо цвета. Педагог объясняет, что для получения новых оттенков необходимо добавлять в небольшом количестве основные цвета – белый, желтый, синий, красный.
2.3 Валеологическая пауза – физкультминутка:
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.
2.4 В процессе выполнения практической работы педагог оказывает индивидуальные консультации по выбору средств, материалов и методов изобразительной деятельности.
3. Заключительная часть – 5 минут.
3.1 Подведение итогов занятия. Перед просмотром работ педагог спрашивает детей о том, что они планировали изобразить? Предлагает детям продолжить оформление выставки и презентовать свою работу.
Планируемый результат занятия
На данном занятии планируется подведение итогов работы над проектом, закрепить представления учащихся о народных традициях, продолжали развивать творческие навыки: чувство цвета, композиционные умения; продолжала развивать психические процессы: внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память.
В процессе изобразительной деятельности учащиеся будут осуществлять выбор средств и материалов для изобразительной деятельности, поиск нетрадиционных методов выполнения работы. Закрепление навыков и умений смешивания красок для получения новых оттенков. Результативность занятия будет определяться путем проведения выставки рисунков.
Методы обучения
В соответствии с избранной классификацией методов обучения:
• Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесные – беседа, объяснение, комментарий;
Наглядные – зрительная наглядность;
Практические – отсутствие четких шаблонов и образцов работы;
Самостоятельное выполнение задания.
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские методы обучения)
• Методы, в основе которых лежит характер познавательной деятельности обучающихся (информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый или эвристический и исследовательский) и др.
Образовательные технологии.
Информационно – коммуникационные (наглядный материал, DVD – проигрыватель, тексты литературных произведений);
Проблемного обучения (создание художественного произведения на заданную тему);
Проектной деятельности (занятие является заключительным этапом работы над проектом «Народные традиции в детских рисунках»):
Беседа о народных традициях, обычаях, праздниках
Конспекты учебных занятий по художественному воспитанию, а также по развитию познавательной и творческой активности детей 9-10 лет (3-й год обучения) на темы по программе проекта
Выставка рисунков «Народные традиции в детских рисунках»
Литература, использованная педагогом для подготовки занятия:
• методическая:
1. Кузин В.С. Изобразительное искусство: 3 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2009;
2. Кузин В. С. Изобразительное искусство: 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2007;
3. Изобразительное искусство 1-8 классы: развернутое тематическое планирование по программе В. С. Кузина / авторы-составители О. В. Павлова, Г. П. Попова – Волгоград: издательство «Учитель», 2010;
4. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авторы-составители В. Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007
5. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2007;
6. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005;
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб., издательство «Лань», 1999