По окончании обучения детьми научатся ориентироваться на плоскости листа, смогут назвать несколько геометрических форм, их отличительные признаки, перечислить цвета и их оттенки в рисовании, самостоятельно выбрать технику раскрашивания в зависимости от предлагаемого педагогом наброска, раскрасить его, овладеют основами образного языка рисования, выработают и закрепят потребность в творчестве, общении с изобразительным искусством, будут способны эстетически воспринимать предметы и явления действительности, проявлять эмоционально-чувственное отношение к ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Летний модуль по ИЗО для детей 5-6 лет»
ЛЕТНИЙ МОДУЛЬ
по изобразительному искусству
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность работы по данному модулю в летний период обусловлена тем, что к 5-6 годам своей жизни ребёнок уже обладает обширным культурным опытом, переданным ему в ходе семейной социализации, владеет достаточным багажом образов (представление о цвете, форме, геометрических знаках), символических смыслов (знание того же языка), мифологем (сказки, игры, загадки, пословицы).
Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, что позволяет говорить о наполнении занятий метапредметным содержанием (по А.В. Хуторскому : «Метапредметное содержание- то что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления»).
Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на реализацию в течение 6 недель. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 учебному часу.
Наполняемость группы 15 человек. Продолжительность занятия согласно требованиям СанПиН для данного возраста - 30 минут. Летний модуль рассчитан для детей 5 - 7 лет.
Новизна программы заключается:
в формировании у старших дошкольников основ художественного творчества на основе метапредметных связей и жизненного опыта;
в возможности включения в процесс занятия современных компьютерных технологий и оборудования, выхода в сеть Интернет и использования цифровых образовательных ресурсов;
применения на занятиях нетрадиционных техник рисования, что способствует активному развитию воображения учащихся.
На сегодняшний день существует множество разнообразных программ для дошкольников, направленных на развитие их художественного творчества. Данный летний модуль предполагает не только знакомство детей с миром цветов и красок, но и знакомит с начальными основами геометрии, а именно: с геометрическими фигурами, через серию занятий ребята узнают о разнообразных способах рисования – нетрадиционных методиках. Вышеперечисленный комплекс занятий способствует разностороннему развитию детей и является начальным подготовительным этапом для усвоения школьного программного материала.
Педагогическая целесообразностьпрограммы связана с принципом модульного изложения дидактического материала на основе метапредметных связей и стилевого подхода к изучаемому материалу.
Цель программы:развитие художественных способностей и творческой активности детей дошкольного возраста, создание условий для её пробуждения и реализации, превращение в потребность.
Задачи:
Образовательные:
- обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению, посредством передачи в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
Воспитательные:
- эстетически воспитывать учащихся, формировать их духовную культуру и потребность в постоянном общении с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;
Развивающие:
- развивать зрительную память, пространственные представления, творческое воображение, эстетическое восприятие, эстетический вкус, эмоционально-чувственное отношение к предметам и явлениям действительности;
- формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности и произведениям изобразительного искусства, интерес и любовь к изобразительному искусству.
Содержание программы построено по принципу концентричности: от простого к сложному. На первых этапах дети знакомятся с основными цветами в рисовании, геометрическими формами, что впоследствии служит основой для использования данного материала при изучении следующих разделов по обучению нетрадиционным методикам рисования.
Далее, изучая программу, дети продолжают работать с геометрическими формами, знакомятся с техникой изображения животных, детских игрушек на основе геометрических форм, продолжают изучать нетрадиционные техники рисования,
Основные формы и методы работы
Программа предполагает использование различных форм и приемов работы учащихся.
Основной формой работы является учебное занятие. В ходе изучения программы и в зависимости от поставленных целей проводятся различные по типу занятия.
В начале освоения программы - это занятия по изучению нового материала, далее проводится несколько занятий, позволяющих детям закрепить и прочно усвоить изученный материал. Также практикуются занятия, обобщающие и итоговые, на которых педагог выявляет степень усвоения знаний и навыков. Организация и проведение образовательного процесса строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), восприятие явлений действительности, обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
По характеру восприятия учебного материала:
словесные (рассказ, объяснение, беседа);
наглядные (демонстрация наглядных пособий, организация наблюдений в природе, в кабинете);
практические (упражнения, практические занятия).
На занятиях применяется также метод педагогической игры (использование игровых приёмов и ситуаций). В ходе реализации Летнего модуля применяются и такие формы работы с детьми как:
беседа, нацеленные на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать;
включение детей в творческий процесс направлено на развитие их творческих способностей;
организация игровых ситуаций помогает приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность;
конкурсы и смотры достижений (выставки) помогают доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других детей.
Данный модуль подчеркивает важность увлеченности учащихся искусством для формирования у них познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Опираясь на возрастной принцип и в связи со спецификой предмета, предполагающей объяснения, иллюстрирование, на каждом занятии используются наглядные, словесные и практические методы и приемы.
Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов.
Ожидаемый результат
По окончании обучения детьми научатся ориентироваться на плоскости листа, смогут назвать несколько геометрических форм, их отличительные признаки, перечислить цвета и их оттенки в рисовании, самостоятельно выбрать технику раскрашивания в зависимости от предлагаемого педагогом наброска, раскрасить его, овладеют основами образного языка рисования, выработают и закрепят потребность в творчестве, общении с изобразительным искусством, будут способны эстетически воспринимать предметы и явления действительности, проявлять эмоционально-чувственное отношение к ним.
Умения и навыки
К концу обучения учащиеся должны:
иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных и нетрадиционных техниках;
при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции, формы, и т. д.)
уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
различать произведения изобразительного искусства.
Проблема критериев оценки успешности деятельности детей в рамках предлагаемой программы решается в двух аспектах: качественном и количественном.
Критерии оценки уровня развития специальных знаний, умений и навыков
1.ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ:
а) карандаш: умение использовать линии с различным нажимом, пятна, растушевку,
штриховку для создания выразительной композиции;
б) акварель: применение различных приёмов – вливание цвета в цвет, растяжение цвета;
в) гуашь:использование различных способов наложения цветового пятна.
2. ЗНАНИЯ О СРЕДСТВАХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
а) цвет: умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния,
выделения главного;
б) линия: использование различных по характеру линий для передачи наибольшей
выразительности образа. Владение разными материалами;
в) колорит: гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов. Эмоциональное воздействие.
3. ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) «рисованиеснатуры»:передача характерных особенностей, локального цвета предмета, его изменений на свету, в полутени и тени;
б) рисованиепо памяти и по воображению:самостоятельность, оригинальное композиционное решение. Применение средств художественной выразительности, наиболее полно отражающих замысел;
в)декоративное рисование:умение создавать декоративный образ, стилизовать природные формы, гармоничное использование в стилизации природных форм различных орнаментов. Зрительное равновесие форм и цвета.
Степень выраженности оценивается по 5-бальной системе.
1-2 балла соответствуют уровню ниже среднего (обучающийся овладел менее чем ½ объёма знаний, умений и навыков);
3-4 балла соответствуют среднему уровню (объём усвоенных знаний составляет более ½;
5 баллов соответствует уровню выше среднего (обучающийся освоил весь объём знаний, умений и навыков).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Акварель:
Луг и луговые растения
Ваза для цветов
Натюрморт
3
3
6
2
Гуашь:
Чистое озеро
Грибы-боровики
Кошечка
3
3
6
3
Восковые мелки:
Совушка-сова
Одуванчики
Ежики на опушке
3
3
6
4
Рисование пальчиками:
Подводное царство
Жираф и жирафики
Любимый узор
3
3
6
12
12
24
Содержание тем летнего модуля:
Введение
Общий обзор тем, видов деятельности. Инструменты, необходимые для работы. Знакомство, правила поведения
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
Все о графике: правила, законы, приемы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Рисование «Луг и луговые растения»
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Пользование рисовальными материалами;
Умение правильно и точно видеть и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
Передача объема средствами светотени с учетом тональных отношений;
Выполнение зарисовок и набросков.
Развитие наблюдательности точности, внимательности в изображении, зрительной памяти, образного мышления, воображения через систему развивающих упражнений и творческих заданий.
Рисование «Ваза для цветов»
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах, различение цветов, их светлоты и насыщенности.
Правильное обращение с художественными материалами;
Освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;
Получение различных цветов и их оттенков.
Рисование «Натюрморт»
Изображение растительного мира. Изображение животного мира.
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Определение и передача формы, характерной для изображаемого предмета;
Передача их наиболее типичных черт, пропорциональности форм.
Развитие наблюдательности за растительным и животным миром; умений вести наблюдения окружающей действительности, умений анализировать, сравнивать, обобщать передавать их наиболее типичные черты.
Рисование «Грибы - боровики»
Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении.
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Упражнения на заполнение свободного пространства на листе;
Виды орнаментов: замкнутый, бесконечный, ленточный и др.; законы построения орнаментов: симметрия , чередование элементов (ритм); цветовое решение.
Понятие – «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из геометрических фигур, на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира; применение в декоративной работе линии симметрии, силуэта, ритма.
Рисование «Любимый узор»
Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;
знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки.
Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэта, ритма; освоение навыков свободной кистевой росписи; составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.
Рисование «Кошечка»
Жанры изобразительного искусства:
пейзаж
портрет
натюрморт
Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;
С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.
Выполнение простейшего натюрморта графическими и живописными способами; выполнение простейшего пейзажа по памяти и с репродукций; выполнение портретов с натуры и по памяти;
Рисование «Чистое озеро»
Тематическое рисование.
Рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, воплощение сказочных сюжетов, которое ведется по памяти, на основе наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей
Рисование «Совушка - Сова»
Оформительские творческие и выставочные работы.
Ознакомление с основами художественно-оформительской и декоративно-прикладной работы.
В оформительские работы входят выполнение несложных оформительских работ, выставки, праздничное оформление зала; итоговые работы.