Тема: Рассказывание Ненецкой сказки «Кукушка»
Цель: Познакомить детей с особенностями жизни народов Севера.
Учить оценивать поступки героев произведения.
Воспитывать любовь и чуткость к матери, её просьбам.
№ Этапы урока. Учитель.Ученик.Модуль 1 Организационный момент
Дети встают в круг радости.
Игра «Дрозд»
Дети дарят друг другу свои улыбки.
Обыгрывание волшебной шкатулки. Педагог вместе с детьми рассматривает содержимое шкатулки, находят золотой ключик.
Дети встают в круг радости. Произносят слова игры
Я дрозд, ты дрозд
У меня нос, у тебя дрозд,
У меня гладкие, у тебя гладкие,
У меня сладкие, у тебя сладкие.
Мы с тобой любим друг друга.
Рассматривают шкатулку и находят волшебные ключи.
2 Новая тема
Сегодня Царица литература приготовила нам золотой ключик, произносим волшебные слова, чтоб открыть книгу:
«Ключик, ключик золотой,
Сказку новую открой!»
Ребята, я вижу, что это - Ненецкая народная сказка «Кукушка» Кукушка это птица. Как она кричит? Правильно. Но кто такие ненцы? Хотите узнать?
Рассказ педагога по картинкам.
«Ненцы это коренные народы, которые живут на Севере. Основное их занятие – рыболовство и оленеводство. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые, сильные и трудолюбивые люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для своих оленей они часто переходят из одного места на другое. Съедят олени корм – мох, ягель и идут дальше, а оленеводы за ними. Место, где живут оленеводы, называют стойбище. А дом где они живут – чум. Чум делают из шкур оленей, его легко разобрать и перевести в другое место. (как и юрту).
На Севере суровая зима, много снега. Жители шьют одежду из шкур животных. Женщины украшают её орнаментом. Обувь тоже шьют из оленей шкуры, такую одежду и обувь не купишь в магазине, её шьют женщины. У женщин севера очень много работы - они топят печь, рыбачат, шьют одежду и обувь, собирают ягоды, заготавливают дрова на зиму, ухаживают за детьми.
На Севере пасмурные, длинные, темные ночи, а вот летом ночей почти не бывает. Поэтому их называют « белыми». Вестницей белых ночей можно назвать кукушку:
« Белые ночи, белые ночи
Неба распахнуты очи.
Только кукушка на суку
Пробует голос ку-ку-ку-ку.»
Произносят хором волшебные слова и открывают шкатулку.
Слушают внимательно педагога.
Управление лидерством
Возрастные особенности.
3 Физ. минутка
Игра «Летняя или зимняя ночь»
Пока играет музыка, дети танцуют, как только музыка прекращается - засыпают.
Использование ИКТ.
Возрастные особенности.
4 Рассказывание сказки.
У народов Севера есть свои песни и танцы. А еще они очень любят сочинять и придумывать сказки. Вот одну сказку я вам сейчас расскажу: «Кукушка»
Слушают сказку.
5 Рефлексия.
-Почему мать превратилась в птицу?
-Правильно ли поступили дети по отношению к матери?
-Как бы вы поступили?
-Чему учит эта народная сказка?
О чем предупреждает?
Надо всегда заботиться о своих матерях, беречь их, ухаживать, когда они болеют, помогать им во всем: быть трудолюбивыми. Ведь не зря в народе говорят «Горька работа, да хлеб сладок»
Ответы детей.
Дети не слушали маму, вот она и улетела.
Мы помогали маме.
Учит помогать старшим, слушать их, заботится, когда болеют.
Критическое мышление.
Диалоговое общение. Возрастные особенности.
6 Итог урока
А сейчас я хочу посмотреть, как у нас в классе работают девочки, как работают мальчики. Вы поделитесь на две команды и попробуете собрать картинку по сказке. Какая команда быстрее соберет и аккуратно приклеит, та команда и выиграла.
Дети собирают разрезную картинку по сказке и приклеивают её.
Новые подходы в обучении.
Управление лидерством.
7 Физ. минутка
Скажем спасибо Царице Литературе за сказку. Закрытие книги.
И теперь немного потанцуем.
Благодарят Царицу Литературу за сказку и танцуют.
Использование ИКТ