Просмотр содержимого документа
«Изонить. Пояснительная записка 2013-2014г.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
Программа одобрена на заседании педагогического
совета школы «____» __________2013__ г.
Зам. директора по УВР:________Н.В. Хажилова
Зам. директора по МР: ________Г.В. Рассказова
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДОД «ДХШ» ____________Л.Н. Степанов «____»____________2013__ г.
Программа по предмету выбору:
«Изонить»
отделение «Подготовительное»
«Подготовка детей к обучению в детской художественной школе»
для учащихся 9-11 лет
(уровень реализации полного курса – 2 года обучения)
Автор - составитель
Муфтахова Фарида Ахметовн
преподаватель ДХШ
мегион2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
« Красота прошлого не есть красота
Эмпирического бывшего, это есть
красота настоящего, преображённого
прошлого, вошедшего
в настоящее.
Прошлое, вероятно, этой красоты
не знало…»
Н.А.Бердяев
Народное искусство во всём многообразии его проявлений - это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее. Человек без памяти прошлого лишён своих исторических корней, не способен осмыслить себя, своё место в жизни.
У Антуана де Сент Экзюпери есть такой эпизод, когда маленький принц спрашивает у Цветка: «Где же люди?». И Цветок отвечает: «Их носит ветром. У них нет корней» Что значит быть без корней? Это значит быть без основы, связывающей с родовыми устоями, национальными традициями, дающими человеку нравственно-ценностные ориентиры. Обращение к народному искусству - это и возможность обретения корней, и возможность подняться ещё на одну ступень духовного самосовершенствования. А формирование личности ребёнка может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности ребёнка в различных видах деятельности. И в связи с этим, согласно учебно- рабочей программы в Детской художественной школе введён предмет по выбору «Изонить» Ведь каждый ребёнок любит и по – своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу, мелом, углём и многими другими инструментами и материалами. А можно выполнить рисунок нитью, учась при этом прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть где разгуляться. Технология выполнения вышивки очень занимательна и проста.
Новизна данной программы заключается в том, что она построена по разделам и позволяет организовать конструктивно – художественную деятельность ребёнка. Особое значение придаётся усвоению художественно – творческого опыта, обучению плоскостному моделированию. В программе использованы материалы регионального культурно – национального компонента коренных народов Севера.
Актуальность программы по данному предмету определяется тем, что освоение данного курса поможет обучающимся создать графические креативные произведения, выявить их способности к плоскостному моделированию, организовать полезную и интересную деятельность, также поможет создать более целостное представление об этом удивительном жанре домашнего творчестве, соединившего в себе черты декоративно-прикладного искусства, живописи и рукоделия.
Актуальность обуславливается важностью и популярностью декоративно – прикладного искусства для развития и воспитания детей младшего школьного возраста.
Основное назначение программы – развитие творческой личности ребёнка.
Изонить или ниткография - доступный для детей вид декоративно- прикладного искусства. Изонить - техника, напоминающая вышивание и которая привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Данная образовательная программа предмета по выбору «Изонить» содержит, в первую очередь, учебный материал, который имеет огромное общеобразовательное значение, то есть, учебная программа направлена на удовлетворение эстетических потребностей учащихся, развитие эстетического вкуса и творческих способностей.
Содержание программы предусматривает теоретические и практические занятия. Основное время отводится для практических занятий. Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения детьми навыков. Сначала дети изготовляют простые работы, рассматривают образцы, анализируют их структуру и приёмы выполнения. Потом задания усложняются, дети учатся самостоятельно моделировать простые предметы, выбирать основу цвет ниток для изделий. А затем они осваивают составление сложных композиций из отдельных элементов изображения. Конечно, можно попробовать сразу воспроизвести по шаблону одно из сложных изображений и, возможно, попытка окажется удачной, но это будет лишь копирование, поэтому на практических занятиях учащиеся могут выразить свои мысли в художественно - образной форме, оттачивать мастерство.
Вид программы – модифицированная.
Учитывая возрастные особенности детей, допустимо строить план занятий таким образом, чтобы практическая работа занимала не менее 2\3 времени, отводимого на предмет, так как работа в материале требует продолжительного времени, то есть: занятия носят, в основном, практический характер (на теорию отводится 25% учебного времени). В процессе обучения необходимо приучать детей мыслить и трудиться творчески. Можно разрешать учащимся заканчивать отдельные работы дома.
Наполняемость групп -7-9 человек (в среднем) Занимаясь с такой группой, надо учесть, чтобы каждый ребёнок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы преподаватель мог видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно общаться. Количество учащихся в группе обусловлено тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер, а также группа может быть смешанной, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников.
Распределение учебного времени: Программа рассчитана для учащихся подготовительного отделения «Подготовка детей к обучению в детской художественной школе». Учебные занятия проводятся с сентября по май один раз в неделю по 1 часу. Продолжительность занятия – 40 минут с перерывом между занятиями 10 минут. Как содержание практических занятий, так и распределение часов по темам может быть изменён в зависимости от индивидуальных способностей учащихся. Набор детей в возрасте 9-10 и 10-11 лет осуществляется независимо от их способностей и умений. (Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика)
Срок реализации программы – 2 года. Объём курса составляет 68 часов.
1 год обучения – 34 часа
2 год обучения – 34 часа
Цель программы – обеспечить всестороннее развитие детей; побудить
к творчеству в доступной для них форме; развитие образного мышления, остроту восприятия окружающего мира, фантазии, воображения; выявить их способности к плоскостному моделированию, гармоничное развитие личности ребёнка средствами художественного образования. А цель прикладного искусства состоит в том, чтобы
«одушевить силою художества» предмет материального назначения, дать ему смысл, сделать его привлекательным. По словам А.Б. Салтыкова «Прикладные искусства преображают саму жизнь, заменяя существовавшие до них нехудожественные вещи – художественными, тем самым формируя сознание, духовный облик человека»
Задачи 1 года обучения:
-Знакомство с историей возникновения изонити. Первая версия
-Изучение правил техники безопасности
-Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для работы
-Знакомство с терминами и определениями
-Изучение условных обозначений
-Изучение 1-го основного технологического приёма: заполнение (изображение) угла
-Основные виды угла
-Последовательность заполнения прямого угла
-Изучение 2-го основного технологического приёма: Заполнение окружности
-Знакомство с определениями: хорда, диаметр
-Изучение основ цветоведения
-Заполнение простых фигур
Задачи 2 года обучения:
- Знакомство с историей возникновения изонити. Первая версия. Вторая версия
-Знакомство с произведениями искусства в данной технике и авторами
-Достоинства и применение данной техники, синтез с другими технологиями
-Знакомство с нехитрым набором инструментов и материалов
-Ознакомление с техникой изонити. Основные технологические приёмы
-Знакомство с терминами и определениями
-Изучение приёма заполнения окружности с самой длиной хордой – диаметром
-Заполнение сложных фигур
-Знакомство с дополнительными приёмами: овалы, дуги, спирали
-.Приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства
Данная программа решает следующие задачи:
1. Блок задач по развитию у детей математических представлений: дать понятия: «геометрическая форма», «количество и счёт», «ориентировка на плоскости»
2.Блок задач по сенсорному развитию: развивать цветовое восприятие;
3.Блок задач по умственному воспитанию: развивать абстрактное мышление; обучить плоскостному моделированию; сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности;
4.Блок задач по трудовому воспитанию: научить владеть иголкой, ниткой, шилом;
5. Блок задач по физическому воспитанию: развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения; развивать координацию движений рук под контролем глаз;
6. Блок задач по нравственному воспитанию: воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
7. Блок задач по эстетическому воспитанию: познакомить детей с новыми видами художественной деятельности; воспитывать эстетический вкус; развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга; привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации)
8. Речевой блок: развивать активный и пассивный словарь детей; объяснительную и доказательную речь; способствовать введению в активный словарь детей математических терминов;
Для наиболее успешного выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: типовое занятие (сочетает в себе объяснение и практическое задание) задание по представлению, беседы о декоративно- прикладном искусстве, экскурсии, подготовка к выставкам.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.
Педагогическая целесообразность: программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Основными формами уроков являются игра в воображение, заочная экскурсия, работа в творческих мастерских.
Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
1. Свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации;
2.Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
3.Систематичности и последовательности обучения;
4.Учёт возрастных особенностей обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки;
5.«от простого к сложному»- от простых к составлению сложных сюжетных композиций.
6. Связь искусства с жизнью своего народа, с их особенностями.
В содержание уроков будут внесены элементы занимательности, весёлые стихи
Загадки – любимая тема младших школьников. Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность.
Ведущие педагогические принципы
1.Принцип гуманности основан на уважении личности ученика, признании его права на собственное мнение.
2.Принцип деятельности подразумевает активное включение ребёнка в учебно - познавательную деятельность.
3.Принцип вариативности даёт возможность развивать у учащихся вариативное мышление
4.Принцип творчества
5.Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение творческих задач художественного образования.
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно- иллюстративный, деятельностный, наглядный.
Формы обучения:
фронтальной,
индивидуальной
групповой. Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу.
Контроль и учёт успеваемости.
1.вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
2.текущий, который проводится в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
3.итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Хотя курс не является образовательным для всех обучающихся в Детской художественной школе всё же следует контролировать и оценивать знания учащихся.
Контроль и учёт успеваемости осуществляется аттестацией, т.е просмотром работ. В течение каждой четверти даётся одно самостоятельное задание всей группе, а также можно и надо задавать домашнее задание индивидуально каждому ученику в зависимости от усвоения учебного материала как самостоятельную работу
учащихся после каждой четверти.
В процессе учебного года учащиеся активно участвуют в конкурсах и выставках.
Для закрепления полученных знаний и умений, навыков большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания.
Используются следующие формы проверки:
1.Анализ. 2.Мониториг. 3.Выставка
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
1.Высокий. 2. Средний. 3.Низкий.
Методы проверки:
- наблюдение;
- тестирование;
-опрос.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме текущих просмотров, итоговых выставок, конкурсов.
Критерии оценивания работ:
1.Правильная компоновка на листе;
2.Уровень владения техникой графитного, цветного карандашей;
3. Владение художественной техникой и материалом.
4.Усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
5.Личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
6.Самостоятельность и оригинальность замысла;
7.Содержательность сюжета;
8.Проявление наблюдательности, воображения;
9.Степень выполнения учебной задачи (передача цвета, пространства…)
По результатам текущей промежуточной аттестации выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
Оценка 5 «отлично» предполагает:
-самостоятельный выбор формата;
-Правильную компоновку изображения на листе;
-последовательное, грамотное и аккуратное ведение работы;
-умелое использование выразительных особенностей применяемого материала (цветной картон, бархатная бумага…)
-владение техникой изонити;
-умелое использование правил цветоведения;
- оригинальность и содержательность сюжета;
-умение завершить композицию и обобщать;
-творческий подход.
Оценка 4 «хорошо» допускает:
-некоторую неточность в компоновке;
-небольшие недочёты при подборе цветных ниток относительно цвета картона; - соблюдение правил техники безопасности в работе;
-владеет основными приёмами изонити;
- незначительная подсказка педагога при выполнении дополнительных приёмов в данной технике;
-небрежность рисунка;
Оценка 3 «удовлетворительно» предполагает:
-грубые ошибки в компоновке;
-неумение самостоятельно вести работу;
-неграмотный выбор цветных ниток относительно цвета картона;
-работает с помощью педагога.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п\п
Учебные предметы
Кол-во
учебных недель
в году
Кол-во
учебных недель
в году
1 год
2 год
1
«Волшебная изонить»
34
34
Всего часов:
68
2. Учебно-тематическй план на 2 года обучения
2.1. Учебно-тематическй план на 1-й год обучения
№ занятия
Тема занятия
Аудиторные занятия
Самостоятельная работа
Всего часов
Теория
Практика
Изонить
1
Вводный урок.История возникновения изонити. Первая версия.Правила ТБ. Материалы и инструменты
1
1
2
Термины и определения Подготовка к работе с изонитью.
1
1
1
3
Первый основной технологический приём.
«Заполнение угла» (заполнение прямого, тупого и острого углов)
1
1
1
4
«Четырёхконечная звёздочка»
1
2
2
5
«Квадрат» Прошивание всех углов квадрата
1
2
2
6
«Узор из углов»
Итоговое занятие
1
2
2
7
«Снежинка»
1
3
3
8
«Фантазия» Прошивание 2-х четырёхугольных звёздочек наложением друг на друга. Итоговое занятие
1
4
4
9
Второй основной технологический приём «Заполнение окружности»
1
1
1
10
«Снеговик»
1
3
3
11
«Композиция из углов и окружностей» Правила техники безопасности (Цыплёнок)
1
3
3
12
«Сказочная лисичка» (Кошечка) Итоговое
Занятие
1
3
3
13
«Кролик» Дополнительные приёмы: овалы
1
3
3
14
«Одуванчики на лугу»
1
3
3
15
«Северная красавица»
Итоговое занятие
1
2
2
Итого
34
34
2.2. Учебно -тематическй план на 2-й год обучения
№
Наименование темы
Количество заданий
Количество часов на одно
задание
Общее коли-
чество часов
1
2
3
4
5
Изонить
1
Вводный урок.История возникновения изонити. Вторая версия. Правила ТБ. Экскурсия в выставочный зал
1
1
1
2
Панно из углов. Основные технологические приёмы. Заполнение угла.
1
3
4
3
«Северная звёздочка»
(Кленовый лист)
1
2
2
4
Комбинации из углов и простых, сложных фигур.
Итоговое занятие
1
3
2
5
«Волшебные треугольник, квадрат и ромб» Основной технологический приём «Заполнение окружности»
1
2
2
6
«Узор в круге»
1
2
2
7
Заполнение сложных фигур. Итоговое занятие
1
3
3
8
«Узор из углов и окружностей»
1
2
2
9
«Композиция из углов и окружностей» Правила техники безопасности
1
3
3
10
«Валентинки»
1
2
2
11
Овалы, дуги. Итоговое занятие
1
3
3
12
«Жар - птица» Дуги
(Космос, петушок)
1
2
2
13
«Улитка» Спирали
1
2
2
14
«Северная фантазия» Северный олень
Итоговое занятие
1
4
4
Итого
34
34
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения
Тема №1 (1час) Вводный урок.
История возникновения изонити. Первая версия. Цели и задачи курса.
Инструменты и материалы, необходимые для работы в данной технике
Правила техники безопасности. Применение изделий, выполненных изонитью.
Тема №2 (1 час) Термины и определения. Подготовка к работе с изонитью.
Понятие «изнаночная сторона». Понятие о сантиметре и миллиметре на обычной линейке. Правило № 1. Нумерация точек на верхней стороне – от края к вершине, на нижней стороне – от вершины угла к краю.
Тема №3 (1 час) Первый основной технологический приём «Заполнение угла» Последовательность выполнения угла (заполнение прямого, тупого и острого углов
Понятие о разных углах: величине, длине сторон. Количественный и порядковый счёт. Понятие о точке отсчёта, о направлении счёта. Изображение углов.
Правило № 2. На обеих сторонах угла должно быть одинаковое количество отверстий.
Задание 1. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.
Задание 2. Выполнение углов (прямого, острого и тупого)
Материалы цветной картон, иголка с широким ушком, цветные катушечные нитки, ножницы, шило ( короткое или иголка с круглой головкой, кусок пенопласта или поролон, линейка, карандаш, клей – карандаш.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал, иллюстрации, работы из фонда.
Тема № 4 (2 часа) «Четырёхконечная звёздочка»
Понятие вершины угла. Различие лицевой и изнаночной сторон изделия
Правило № 3. Количество отверстий на обеих сторонах углов должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчёт.
Задание 1.Начертить звёздочку из 4-х углов с равной длиной сторон.
Задание 2 . Выполнение (вышивание) в материале
Материалы: цветной картон, иголка с широким ушком, цветные катушечные нитки, ножницы, шило (короткое или иголка с круглой головкой), кусок пенопласта или поролон, линейка, карандаш, клей – карандаш.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал
Тема №5 (2 часа) «Квадрат» Знакомство с геометрической фигурой.
Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла. Понятие: количественный и порядковый счёт. Верное расположение углов Повторение правил
техники безопасности.
Задание 1. Начертить квадрат, наносить разметки для дырочек (по трафарету или по линейке)
Задание 2. Прошивание всех углов квадрата
Материалы: цветной картон, иголка с широким ушком, цветные катушечные нитки, ножницы, шило, кусок пенопласта или поролон, линейка, карандаш,
клей – карандаш.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал
Тема № 6 (2 часа ) «Узор из углов» Итоговое занятие.Правило № 4. На лицевой стороне нити пересекутся, а на изнаночной будут одни стежки. Определение направления углов. Анализ выполненных работ, как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Устный опрос по пройденным темам.
Задание. Составить композицию из углов, имеющих общую сторону и вышивание
Материалы чёрный или тёмно-синий картон, иголка, белая катушечная нитка, ножницы, шило, линейка, карандаш, ластик.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал,работы из фонда.
Тема № 8 (4 часа) «Фантазия»Итоговое занятие. Прошивание 2-х четырёхугольных звёздочек наложением друг на друга. Правило № 5. Начинать работу надо с изнаночной стороны, вводя иголку в самое нижнее отверстие на любой стороне угла. Понятие о компоновке изображения. Выбор цвета ниток
Задание1. Начертить четырёхугольные звёздочки. Задание 2. Прошивание 2-х четырёхугольных звёздочек наложением друг на друга. 3. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал,работы из фонда.
Тема № 9 (1час) Второй основной технологический приём «Заполнение окружности» Знакомство с основным технологическим приёмом «Заполнение окружности
Понятие хорды. Понятие об окружности из 5-ти отверстий. Выбор цвета ниток. Правило № 6. На изнаночной стороне стежки идут по кругу в одну сторону, они могут совпадать или не совпадать друг с другом.
Задание. Заполнить окружность с хордой из 5-ти отверстий.
Заполнить окружность с хордой из 9-ти, 12-ти отверстиями
Тема № 10 (3 часа) «Снеговик» Знакомство с правилами и последовательностью работы над окружностями. Понятие об окружностях, разных по величине. Термин «Шаблон» Правило № 7. На лицевой стороне нити, пересекаясь друг с другом, образуют круг.
Задание 1.Создать образ снеговика из разных по величине окружностей: начертить круг в следующей последовательности: сперва маленький круг, затем снизу круг чуть побольше и ещё круг большего размера, чем предыдущий
Тема № 11 (3 часа) «Композиция из углов и окружностей» (Цыплёнок) Правила техники безопасности. Понятие «по кругу в одну сторону» Умение закреплять нить после её окончания.
Задание 1. Создать образ цыплёнка: начертить круг в следующей последовательности: сперва маленький круг, затем снизу круг чуть побольше, а затем остальные детали (клювик, хвост, лапки…)
Использование смешанной техники. Понятие перехода цвета ниток. Определение «Стилизация»
Задание 1. Вышить сказочную лисичку или кошечку (по желанию детей можно выбрать что-то другое) Задание 2. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал,работы педагога, работы из фонда.
Тема № 13 (3 часа) «Кролик» Дополнительные приёмы: овалы. Правило № 8. Заполнение овала выполняется как приём заполнения окружности. Понятие: о правильной компоновке изображения. Выбор цвета ниток в зависимости от цвета основы. Совершенствование навыков выполнения в технике изонити (нитеграфии) овалов, Умение протыкать шилом отверстия на картоне по отметкам
Задание: последовательное выполнение кролика и оформление. Вышивание можно совмещать с аппликацией.
Понятия «на глаз», «от руки» Повторение и закрепление правил техники безопасности. Анализ образцов. Симметрия. Совершенствование навыков выполнения окружностей с разными хордами. Создание сюжетных композиций. Термин «Композиция» Направление угла и окружности. Самостоятельный выбор цвета ниток.
Задание. Создание сюжетной композиции, используя разные по величине окружности и углы.
Обучение изображению сложных предметов. Понятие симметрии. Понятие о часовой стрелке и против. Повторение изученных правил. Самостоятельный выбор цвета нитей. Умение анализировать образец как с лицевой, так и с изнаночной стороны
Задание 3. Дорисовать выражение лица и оформить работу в рамочки. Вышивание можно совмещать с аппликацией или рисунком. Задание 4. Повторение и обобщение знаний и умений учащихся.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал,работы педагога, работы из фонда.
2 год обучения
Тема № 1 (1 час) Вводный урок. Беседа «История возникновения авангардной изонити» Вторая версия. Правила ТБ. Экскурсия в выставочный зал. Инструменты и материалы.
Тема № 2 ( 3 часа)Панно из углов
Знакомство с основными технологическими приёмами. Приём «Заполнение угла».
Анализ образца, определение направления вышивки. Правило № 1. Рисунок всегда наносится на изнанку. Термин «Орнамент» Умение пользоваться линейкой.
Задание. Выполнить панно из углов, используя построение различных углов с делением их сторон на равное количество частей с разными промежутками.
Обучение детей изображению сложных предметов: изображение состоит из углов разной длины. Понятие общей вершины. Понятие об смежных сторонах углов. Использование нитей разного цвета.
Задание 1. Начертить «Северную звёздочку» или «Кленовый лист»
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал,работы педагога, работы из фонда.
Тема № 4 ( 3 часа ) Комбинации из углов и простых, сложных фигур.
Итоговое занятие. Освоение приёма выполнения углов через сложных фигур. Понятие симметрии. Правила работы с шилом. Совершенствование навыков работы с изонитью. Повторение и обобщение полученных знаний, умений.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал,работы педагога, работы из фонда.
Тема № 5 ( 2 часа ) «Волшебные треугольник, квадрат и ромб» Основной технологический приём «Заполнение окружности» Понятие хорды. Квадрат, ромб и треугольник заполняются по тем же принципам, что и окружность. Правило № 2. Для большей эффективности можно заполнить противоположные углы ромба нитками разных цветов. Помните, что цвет несёт важную смысловую нагрузку.
Выбор цвета ниток
Задание 1. Начертить треугольник, квадрат и ромб по 2 фигурки, сделать разметки.
Задание 2. Вышить каждую фигурку двумя разными способами.
Тема № 6 (2 часа)«Узор в круге» Повторение правила: № 1. Рисунок всегда наносится на изнанку.Понятие «по кругу в одну сторону»Умение закреплять нить после её окончания. Правило № 3. Работу начинают с более длинной хорды, затем над той же окружностью работают по короткой хорде и т.д.
Задание 1. Начертить круг в следующей последовательности: сперва маленький круг, затем сверху круг чуть побольше и ещё круг большего размера, чем предыдущий.
Задание 2. Начало вышивки: работу начинают с более длинной хорды, затем над той же окружностью работают по короткой хорде и т.д.
Тема № 7 (3 часа)Заполнение сложных фигур.Итоговое занятие.
Обучение плоскостному моделированию. Умение создавать сюжетные композиции, используя принцип заполнения сложных фигур. Особое внимание уделяется цветовой гамме. Правило № 4. Любую сложную фигуру можно заполнить по частям.
Правило № 5. Шестиугольник строится на основе окружности.
«Повторение - мать учения». Повторение основных технологических приёмов
Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Обобщение полученных знаний и умений.
Задание 1. Заполнить шестиугольник 2-мя способами (можно по принципу окружности -1-й способ) Задание 2. Заполнить многоугольник с квадратом в центре или многоугольник с треугольником в центре.
Тема № 8 (2 часа) «Узор из углов и окружностей» Понятие: четыре угла с одной общей вершиной.Умение подбирать нужный угол к рисунку (рисунок дети выполняют раньше)Умение протыкать шилом отверстия на картоне по отметкам.Самостоятельный выбор цвета ниток. Правило №6. Если сделана ошибка, аккуратно распустите неправильные стежки. Лучше, если иголка будет вытянута из нитки, иначе проколотые дырочки расширяются и становятся заметными.
Задание. Создание узора из 4-х углов и окружности путём накладывания их друг на друга (начинать надо с окружности, затем приступать к выполнению углов.
Тема № 9 (3 часа) «Композиция из углов и окружностей»
Правила техники безопасности. Закрепление понятия о сантиметре и миллиметре на обычной линейке. Направление угла и окружности. Симметрия.
Умение анализировать образец как с лицевой, так и с изнаночной стороны
Задание. Выполнить узор, состоящий из 5-7 окружностей и 2-4 углов, используя построение окружности с делением её на чётное количество отрезков одинаковых по длине. Завершить и оформить работу.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал,работы педагога, работы из фонда.
Тема № 10 (2 часа) «Валентинки» Обучение изображению сложных предметов,
в данном случае «Валентинки» можно выполнить 4-мя вариантами.Закрепить понятие симметрии.Понятие о часовой стрелке и против.Самостоятельный выбор цвета нитей. Правило №7. Не обрывайте нить руками.
Задание. Выполнить узор с валентинками разными вариантами.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал,работы педагога, работы из фонда.
Тема № 13 (2 часа ) «Улитка» Спирали. Понятие «спираль» Освоение приёма выполнения спиралей. Применение данного приёма в композициях. Закрепление понятия хорды. Самостоятельный выбор ниток одного цвета, но разного тона- тёмного и светлого. Правило № 9. Запомни последовательность действия: изображение рисунка, нанесение точек, прокол отверстий, выбор хорды, счёт отверстий, направление нити.
Задание. Выполнить узор «Улитка», используя приём выполнения спиралей.
Зрительный ряд: демонстрационныйматериал,работы педагога, работы из фонда.
Тема № 14 (4 часа ) «Северная фантазия» Северный олень. Итоговое занятие
Умение создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы. Обучение плоскостному моделированию. Совершенствование навыков работы с изонитью. Правило № 10. Следите за натяжением нити, чтобы она и не стягивала, и не провисала. «Повторение- мать учения». Повторение основных технологических приёмов. Применение инструментов и материалов. Правила техники безопасности. Применение техники изонити. Часто встречающиеся ошибки и их устранение. Опыт работы вышивки с авангардной изонитью.
Задание. Выполнить композицию по заданной теме, используя приёмы выполнения изонити.
-приём заполнения прямого, острого, тупого углов и углов с разной длиной
сторон;
-приём заполнения окружностей с хордой разной длины;
-приём заполнения дуги;
-приём заполнения спирали;
-приём заполнения овала;
-термины и определения;
-цветовой круг;
-цветовое сочетание;
2.Наиболее удачные работы учащихся из фонда кабинета.
3.Авторские работы ведущего преподавателя.
4 Методическое пособие (автор-составитель ведущий прподаватель)
6. ПРИМЕЧАНИЕ
1. Результаты использования техники изонити учащимися показали, что этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики.
Наполняемость групп - 5-6 человек. Занимаясь с такой группой, надо учесть, чтобы каждый ребёнок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы преподаватель мог видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно общаться. Количество учащихся в группе обусловлено тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер, а также группа может быть смешанной, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки учеников.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л.И. «Вопросы психологии личности школьника»
2. Белошистая А.В. Жукова О.Г. «Волшебные нитки» М. Аркти. 2007.
3. Бурундукова Л. «Волшебная изонить» М.Аст-пресс книга. 20011.
4. Гильман Р.А.«Иголка и нитка в умелых руках» М.Легпромбытиздат. 1993.
5. Гусарова Н.Н.»Техника изонити для дошкольников» Санкт-Петербург. «Детство- Пресс» 2000.
6. Детское творчество. Иллюстрированный журнал №6. 1999.
7. Кашапов Р. «Типология личности, или какие мы разные»
8. Леонова О. «Рисуем нитью» Издательский дом «Литера» Санкт –Петербург. 2005.
9. Народное творчество. Научно-популярный журнал № 2, 2002.
10. Народное творчество. Научно-популярный журнал. №2. 2006.
11. Сашко Л.Н. «Хордовый стежок» 2000.
12. Учебное пособие по изонити. Составитель Ф.А.Муфтахова.