Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы 2 класс составлена на основе:
  1.Федерального государственного образовательного стандартного образования начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 
  2.Примерной основой образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1/15;
  3. Основной образовательной программы начального общего образования (в новой редакции), утвержденной приказом директора № 270-о 14.06.2016, согласованного 30.05.2016 года с Управляющим советом школы, протокол № 5, и принятого 27.05.2016 года педагогическим советом школы, протокол № 14;
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  5. 5.Учебного плана начального общего образования МАОУ Боровской СОШ, утвержденного приказом директора № 270-о 14.06.2016, согласованно 30.05.2016 года с Управляющим советом школы, протокол № 5, и принятого 27.05.2015 года педагогическим советом школы, протокол № 14;
  6.Программы по изобразительному искусству 2 класс, под редакцией Б.М. Йеменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)
  Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.
  В содержание предмета эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
  Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. 
  В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника 
  Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
  Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
  Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
  Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
  Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
  Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
  Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
 Учебная программа «Изобразительное искусство» для второго класса рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
  Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
  Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
  В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открываетмногообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
  Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
  Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
  Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
  Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
  Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
 Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
 • Проговаривать последовательность действий на уроке.
 • Учиться работать по предложенному учителем плану.
 • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
 • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
 • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
 • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
 • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
 • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
 б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
 • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
 • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
 • Учиться согласованно работать в группе.
                    |   №   |    Дата   |    Тема урока   |    Основные виды учебной деятельности   |    Планируемые результаты   |    ЭОР   |  
  |   план   |    факт   |    понятия   |    Предметные   |    метапредметные   |    Личностные результаты   |         |  
  |   Чем и как работают художники 8ч   |         |  
  |   1   |    6.09   |    6.09   |    Три основные краски, строящие многоцветие мира   |    Изображение цветов. Работа с гуашью.   |    Многоцветие, краски   |    Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию  Коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению   |    Презентация   |  
  |   2   |    13.09   |    13.09   |    Белая и черная краски   |    Изображение цветов. Работа с гуашью.   |    Черная и белая краска   |    Уметь: получать новые цвета путем смешивания   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном  Коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению   |         |  
  |   3   |    20.09   |    20.09   |    Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности   |    Изображение осеннего леса.   |    пастель   |    Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном  Коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению   |    Презентация   |  
  |   4   |    27.09   |    27.09   |    Выразительные возможности аппликации       |    Создание коврика «Осенняя земля с опавшими листьями».   |    аппликация   |    Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном  Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог   |    Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению   |         |  
  |   5   |    4.10   |    4.10   |    Выразительные возможности графических материалов       |    Красота и выразительность линии. Изображение зимнего леса.   |    графика   |    Знать: графические художественные материалы.  Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном  Коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог     |    Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению   |    Презентация   |  
  |   6   |    11.10   |    11.10   |    Выразительность материалов для работы в объеме       |    Изображение животных родного края.       |    объем   |    Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение.   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном  Коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению   |         |  
  |   7   |    18.10   |    18.10   |    Выразительные возможности бумаги       |    Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»).   |    выразительность   |    Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном  Коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению   |         |  
  |   8   |    25.10   |    25.10   |    Неожиданные материалы (обобщение темы)       |    Изображение ночного праздничного города.       |    Подручные материалы   |    Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном  Коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению   |    Презентация   |  
  |   Реальность и фантазия (7 ч)   |  
  |   9   |    8.11   |    8.11   |    Изображение и реальность   |    Изображение животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома. Работа с гуашью и цветной бумагой.   |    Предмет и реальность   |    Уметь: передавать в изображении характер животного   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   10   |    15.11   |    15.11   |    Изображение и фантазия.   |    Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д. Работа с гуашью.   |    Гуашь, сказка   |    Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация   |  
  |   11   |    22.11   |    22.11   |    Украшение и реальность   |    Изображение паутинок с росой и веточками деревьев. Работа с тушью или гуашью, мелом.   |    украшение   |    Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом.   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   12   |    29.11   |    29.11   |    Украшение и фантазия.   |    Украшение заданной формы (воротничок, кокошник, закладка для книги).   |    фантазия   |    Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  Коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация   |  
  |   13   |    6.12   |    6.12   |    Постройка и реальность.   |    Индивидуально-коллективная работа: конструирование из бумаги подводного мира.   |    Подводный мир, конструирование   |    Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   14   |    13.12   |    13.12   |    Постройка и фантазия   |    Создание макетов фантастических зданий, конструкций «Фантастический город». Работа с бумагой.   |    архитектура   |    Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   15       |    20.12   |    20.12   |    Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)   |    Анализ изученного. Отработка навыков работы акварелью, умений использовать цвет для достижения собственного замысла.   |    Анализ, творчество   |    Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация   |  
  |   О чем говорит искусство (11ч)   |         |  
  |   16   |         |         |    Изображение природы в различных состояниях   |    Работа акварелью. Восприятие произведений искусства. Обсуждение и анализ произведений художников и работ одноклассников.   |    контраст   |    Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы.   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |         |         |  
  |   17   |         |         |    Изображение характера животных       |    Изображение противоположных по характеру животных.   |    характер   |    Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация   |  
  |   18   |         |         |    Изображение характера человека: женский образ   |    Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и мачеха и др.).   |    Женский образ   |    Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   19   |         |         |    Изображение характера человека: мужской образ   |     Изображение героя сказки (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»);       |    Доброта и злость   |    Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   20   |         |         |    Образ человека в скульптуре   |    Создание в объеме образов с ярко выраженным характером (Царевна Лебедь). Работа с пластилином.   |    Объем фигур   |    Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация   |  
  |   21   |         |         |    Образ человека в скульптуре   |    Выражение характера человека через скульптуру.   |    Объем фигур   |    Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   22   |         |         |    Образ человека в скульптуре   |    Изображение состояний природы по сказке (А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).   |    Объем фигур   |    Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация   |  
  |   23   |         |         |    О чем говорят украшения       |     Выражение характера человека через украшение:   Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов;       |    Декоративно-прикладное искусство   |    Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения       |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   24   |         |         |    О чем говорят украшения       |    Украшение вырезанных из бумаги кокошников заданной формы и воротников   |    Декоративно-прикладное искусство   |    Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения       |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   25   |         |         |    О чем говорят украшения       |     Выражение намерений через украшение:   двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа с гуашью.       |    Декоративно-прикладное искусство   |    Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения       |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация   |  
  |   26   |         |         |    В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)   |    Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Цвет и краски в картинах художников.   |    оценка   |    Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном       |         |  
  |   Как говорит искусство (8 ч)   |  
  |   27   |         |         |    Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного   |     Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета.       |    Теплые и холодные цвета   |    Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   28   |         |         |    Тихие и звонкие цвета       |     Борьба теплого и холодного: изображение пера жар-птицы.       |    Тихие и звонкие цветы   |    Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация   |  
  |   29   |         |         |    Что такое ритм линий.   |     Смешение красок с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета):   Изображение весенней земли   |    Ритм линий   |    Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   30   |         |         |    Характер линий       |    Изображение весенних ручьев.         |    Характер линий   |    Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация   |  
  |   31   |         |         |    Ритм пятен   |    Ритмическое расположение летящих птиц (аппликация).   |    пятно   |    Уметь: использовать технику обрывной аппликации Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   32   |         |         |    Пропорции выражают характер   |    Лепка птиц с разным характером пропорций: большой хвост, маленькая головка и т. д.   |    птица   |    Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
  |   33   |         |         |    Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности       |    Создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц». Работа с гуашью и бумагой.   |         |    Уметь: работать с разными материалами   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |    Презентация     |  
  |   34       |         |         |    Итоговый урок года   |    Рисование на свободную тему.   |         |    Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность   |    Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.  Формирование положительного  отношения    к учению  коммуникативные: Потребность в общении с учителем  Умение слушать и вступать в диалог   |    Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном   |         |  
 
   1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru