Пояснительная записка
Рабочая программа по письму и развитию речи для 6х классов составлена на основе авторской учебной программы по письму и развитию речи для 5-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.Автор программы В. В. Воронкова под редакцией В. В. Воронковой. Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011 год.
Данная программа разработана в связи с несоответствием количества часов, отведённых в учебном плане коррекционной школы и в авторской программе: в учебном плане коррекционной школы для надомного обучения – 3 часа в неделю (102 часа в год), в авторской государственной программе – 5 часов в неделю (170 часов в год).
В авторской программе не предусмотрено распределение часов по темам, поэтому возникла необходимость распределить часы по темам в рабочей программе.
Программа составлена для ученика надомного обучения, имеющего тяжёлые нарушения в развитии устной и письменной речи, поэтому изложения исключены из рабочей программы.
Задачи:
Учащиеся должны:
— овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
— получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
— научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
— быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышленияшкольников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Разделы, темы | Количество часов |
| | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Повторение | | 6 |
2 | Звукиибуквы | | 10 |
3 | Слово | | 68 |
3.1 | Состав слова. | | 12 |
3.2 | Части речи | | 2 |
3.3 | Имя существительное. | | 8 |
3.4 | Падеж имён существительных | | 11 |
3.5 | Склонение имён существительных | | 6 |
3.6 | Первое склонение имён существительных | | 9 |
3.6 | Второе склонение имён существительных | | 8 |
3.7 | Третье склонение имён существительных | | 12 |
4 | Предложение | | 12 |
5 | Повторение | | 6 |
6 | Связнаяречь (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку) всего программного материала по русскому языку. | | |
| Всего | 170 | 102 |
Содержание обучения
1.Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений.
Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Составление рассказа по вопросам
2.Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.Согласные твердые и мягкие.Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.Согласные звонкие и глухие.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных.Гласные ударные и безударные.Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.Составление рассказа по плану и рисункам. Алфавит.
Слово
Состав слова
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.Правописание приставок.Приставка и предлог.Разделительный ъ.
Части речи
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное
Понятие об имени существительном. И мена существительные одушевленные и неодушевленные.И мена существительные собственные и нарицательные. Изменение имен существительных по числам. Составление рассказа по плану и рисунку. Род имен существительных.Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. Письменные ответы на вопросы.
Падеж имён существительных
Изменение существительных по падежам.Именительный падеж: кто? что?Родительный падеж: кого? чего?Дательный падеж: кому? чему?Винительный падеж: кого? что?
Различие родительного, винительного и именительного падежей.Творительный падеж: кем? чем?Предложный падеж: о ком? о чём?Упражнения в определении падежей имён существительных.
Склонение имён существительных
Понятие о склонении имён существительных. Имена существительные 1 склонения.
Имена существительные 2 склонения. Имена существительные 3 склонения.
Упражнение в определении склонений имён существительных. Деловое письмо. Адрес на конверте и открытке
Первое склонениеимён существительных
Падежные окончания существительных 1 скл. ед.ч. в И.п.Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в Р.П. Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в Д.п.
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в В.п.
Именительный, родительный, винительный, дательный падежи существительных 1 скл. Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в Т.п.Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в п.п.Сопоставление падежных окончаний в родительном, дательном, предложном падежах. Составление рассказа по вопросам.
Второе склонениеимён существительных
Второе склонение имён существительных в ед. числе.Сопоставление именительного и винительного падежей сущ. 2 скл. Окончания существительных 2 скл. в родительном падеже.Сопоставление родительного и винительного падежей существительных 2 скл. Окончания существительных 2 скл. ед.ч. в дательном падеже. Окончания существительных 2 скл. ед.ч. в творительном падеже.
Окончания существительных 2 скл. ед.ч. в предложном падеже.Повторение правописания падежных окончаний существительных 2 скл. Составление рассказа по рисункам.
Третье склонениеимён существительных
Третье склонение имён существительных единственного числа
Окончания имён существительных 3 скл. в родительном, дательном и предложном падежах. Неодушевлённые существительные 3 скл. в именительном и винительном падежах. Окончания имён существительных 3 скл. в творительном падеже. Падежи и падежные окончания имён существительных. Работа с деформированным текстом. Упражнение в различении падежей и падежных окончаний имён существительных.Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения.Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям.
Предложение
Предложение. Работа с деформированным текстом. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.Главные и второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.Предложения нераспространенные и распространенные.Однородные члены предложения.Однородные подлежащие. Составление рассказа по опорным словам «Мой друг». Однородные подлежащие, сказуемые. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены.Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.Знаки препинания при однородных членах.
Повторение
Повторение пройденного. Правописание безударных гласных в корне. Состав слова
Части речи. Имя существительное. Род, число, падеж, склонение.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
алфавит;
способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
4.Список рекомендуемой литературы
Учебник «Русский язык» 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Воронковой В. В.- изд. М.: «Просвещение», 2007г.
2. Программа по письму и развитию речи для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой «Владос» 2011 г. Автор программы В. В. Воронкова
Согласовано
Зам.директора по КР
_______________________
«___» __________ 2014 года
№ урока | Тема урока | Колич. часов | Дата по плану | Дата фактич. |
1 четверть |
| | Повторение | 6 | | |
1 | 1 | Практические упражнения в составлении и распространении предложений. | | 1.09 | |
2 | 2 | Связь слов в предложении | | 3.09 | |
3 | 3 | Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. | | 5.09 | |
4 | 4 | Составление рассказа по вопросам | | 8.09 | |
5 | 5 | Контрольный диктант № 1 «Предложение» | | 10.09 | |
6 | 6 | Работа над ошибками. Различение предложений по интонации. | | 12.09 | |
| | Звуки и буквы | 10 | | |
7 | 1 | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | | 15.09 | |
8 | 2 | Согласные твердые и мягкие. | | 17.09 | |
9 | 3 | Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. | | 19.09 | |
10 | 4 | Согласные звонкие и глухие. | | 22.09 | |
11 | 5 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слов | | 24.09 | |
12 | 6 | Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. | | 26.09 | |
13 | 7 | Гласные ударные и безударные. | | 29.09 | |
14 | 8 | Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | | 1.10 | |
15 | 9 | Составление рассказа по плану и рисункам | | 3.10 | |
16 | 10 | Алфавит. | | 6.10 | |
| | Слово | 57 | | |
| | Состав слова | 12 | | |
17 | 1 | Состав слова | | 8.10 | |
18 | 2 | Корень и однокоренные слова. | | 10.10 | |
19 | 3 | Окончание | | 13.10 | |
20 | 4 | Приставка | | 15.10 | |
21 | 5 | Суффикс. | | 17.10 | |
22 | 6 | Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. | | 20.10 | |
23 | 7 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | | 22.10 | |
24 | 8 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. | | 24.10 | |
25 | 9 | Правописание приставок. | | 27.10 | |
26 | 10 | Контрольный диктант №2 по теме «Состав слова» | | 29.10 | |
27 | 11 | Работа над ошибками. Приставка и предлог. | | 31.10 | |
| | 2 четверть | | | |
28 | 12 | Разделительный ъ. | | 10.11 | |
| | Части речи | 2 | | |
29 | 1 | Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. | | 12.11 | |
30 | 2 | Умение различать части речи по вопросам и значению. | | 14.11 | |
| | Имя существительное | 8 | | |
31 | 1 | Понятие об имени существительном. | | 17.11 | |
32 | 2 | И мена существительные одушевленные и неодушевленные. | | 19.11 | |
33 | 3 | И мена существительные собственные и нарицательные | | 21.11 | |
34 | 4 | Изменение имен существительных по числам | | 24.11 | |
35 | 5 | Составление рассказа по плану и рисунку | | 26.11 | |
36 | 6 | Род имен существительных. | | 28.11 | |
37 | 7 | Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода | | 1.12 | |
38 | 8 | Письменные ответы на вопросы. «Зимние гости» | | 3.12 | |
| | Падеж имён существительных | 11 | | |
39 | 1 | Изменение существительных по падежам. | | 5.12 | |
40 | 2 | Именительный падеж: кто? что? | | 8.12 | |
41 | 3 | Родительный падеж: кого? чего? | | 10.12 | |
42 | 4 | Дательный падеж: кому? чему? | | 12.12 | |
43 | 5 | Винительный падеж: кого? что? | | 15.12 | |
44 | 6 | Различие родительного, винительного и именительного падежей. | | 17.12 | |
45 | 7 | Творительный падеж: кем? чем? | | 19.12 | |
46 | 8 | Предложный падеж: о ком? о чём? | | 22.12 | |
47 | 9 | Упражнения в определении падежей имён существительных | | 24.12 | |
48 | 10 | Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное» | | 26.12 | |
49 | 11 | Работа над ошибками. | | 29.12 | |
| | 3 четверть | | | |
| | Склонение имён существительных | 6 | | |
50 | 1 | Понятие о склонении имён существительных. | | 12.01 | |
51 | 2 | Имена существительные 1 склонения. | | 14.01 | |
52 | 3 | Имена существительные 2 склонения. | | 16.01 | |
53 | 4 | Имена существительные 3 склонения. | | 19.01 | |
54 | 5 | Упражнение в определении склонений имён существительных. | | 21.01 | |
55 | 6 | Деловое письмо. Адрес на конверте и открытке | | 23.01 | |
| | Первое склонениеимён существительных | 9 | | |
56 | 1 | Падежные окончания существительных 1 скл. ед.ч. в И.п. | | 26.01 | |
57 | 2 | Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в Р.П. | | 28.01 | |
58 | 3 | Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в Д.п. | | 30.01 | |
59 | 4 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. | | 2.02 | |
60 | 5 | Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в В.п. | | 4.02 | |
61 | 6 | Именительный, родительный, винительный, дательный падежи существительных 1 скл | | 6.02 | |
62 | 7 | Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в Т.п. | | 9.02 | |
63 | 8 | Окончания существительных 1 скл. ед.ч. в п.п. | | 11.02 | |
64 | 9 | Сопоставление падежных окончаний в родительном, дательном, предложном падежах.Составление рассказа по вопросам | | 13.02 | |
| | Второе склонениеимён существительных | 8 | | |
65 | 1 | Второе склонение имён существительных в ед. числе. | | 16.02 | |
66 | 2 | Сопоставление именительного и винительного падежей сущ. 2 скл. | | 18.02 | |
67 | 3 | Окончания существительных 2 скл. в родительном падеже. | | 20.02 | |
68 | 4 | Сопоставление родительного и винительного падежей существительных 2 скл. | | 23.02 | |
69 | 5 | Окончания существительных 2 скл. ед.ч. в дательном падеже. | | 25.02 | |
70 | 6 | Окончания существительных 2 скл. ед.ч. в творительном падеже. | | 27.02 | |
71 | 7 | Окончания существительных 2 скл. ед.ч. в предложном падеже. | | 2.03 | |
72 | 8 | Повторение правописания падежных окончаний существительных 2 скл.Составление рассказа по рисункам. | | 4.03 | |
| | Третье склонениеимён существительных | 11 | | |
73 | 1 | Третье склонение имён существительных единственного числа | | 6.03 | |
74 | 2 | Окончания имён существительных 3 скл. в родительном, дательном и предложном падежах | | 9.03 | |
75 | 3 | Неодушевлённые существительные 3 скл. в именительном и винительном падежах. | | 11.03 | |
76 | 4 | Окончания имён существительных 3 скл. в творительном падеже. | | 13.03 | |
77 | 5 | Падежи и падежные окончания имён существительных. | | 16.03 | |
78 | 6 | Контрольный диктант № 4 по теме «Изменение имен существительных» | | 18.03 | |
79 | 7 | Работа над ошибками.Работа с деформированным текстом | | 20.03 | |
| | 4 четверть | | | |
80 | 8 | Упражнение в различении падежей и падежных окончаний имён существительных. | | 30.03 | |
81 | 9 | Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. | | 01.04 | |
82 | 10 | Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям | | 03.04 | |
83 | 11 | Обобщение по теме «Изменение имен существительных по падежам» | | 6.04 | |
84 | 12 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное» | | 8.04 | |
| | Предложение | 12 | | |
85 | 1 | Предложение. Работа с деформированным текстом | | 10.04 | |
86 | 2 | Главные члены предложения. | | 13.04 | |
87 | 3 | Второстепенные члены предложения. | | 15.04 | |
88 | 4 | Главные и второстепенные члены предложения. | | 17.04 | |
89 | 5 | Второстепенные члены предложения. | | 20.04 | |
90 | 6 | Предложения нераспространенные и распространенные. | | 22.04 | |
91 | 7 | Однородные члены предложения. | | 24.04 | |
92 | 8 | Однородные подлежащие.Составление рассказа по опорным словам «Мой друг» | | 27.04 | |
93 | 9 | Однородные подлежащие, сказуемые | | 29.04 | |
94 | 10 | Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. | | 1.05 | |
95 | 11 | Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. | | 4.05 | |
96 | 12 | Знаки препинания при однородных членах. | | 6.05 | |
| | Повторение | 6 | | |
97 | 1 | Повторение пройденного. Правописание безударных гласных в корне. | | 8.05 | |
98 | 2 | Состав слова | | 11.05 | |
99 | 3 | Части речи. | | 13.05 | |
100 | 4 | Имя существительное. Род, число, падеж, склонение. | | 15.05 | |
101 | 5 | Итоговый контрольный диктант №6. | | 18.05 | |
102 | 6 | Работа над ошибками | | 20.05 | |