Просмотр содержимого документа
«Декоративно - прикладное искусство»
Пояснительная записка
к структуированной программе по предмету «Изобразительное искусство» в 5-6 классах с уклоном на декоративно-прикладное искусство.
Программа и госстандарт по изобразительному искусству предусматривает развитие художественно-образного мышления и восприятий произведений искусства.
Особенность каждой программы, прежде всего, заключается в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности.
Государственная программа «Изобразительное искусство» в 5-х, 6-х классах включает 5 разделов. В связи с сокращением количества часов по изобразительному искусству в данную программу надо включить разбивку часов
№
Государственная прграмма
Кол-во часов
Кол-во часов
Структурированная программа с уклоном на ДПИ
Кол-во
часов
Кол-во часов
Тема
5 кл
6 кл
5 кл
6 кл
1
2
3
4
5
Рисунок
Живопись
Композиция
ДПИ
Лепка
Всего:
12
13
12
8
6
51
13
12
11
9
6
51
Рисунок
Живопись
Композиция
ДПИ
Лепка
Всего:
6
5
5
15
3
34
6
6
5
15
2
34
Для повышения заинтересованности учащихся к данному к данному предмету, для наиболее углубленного изучения декоративно-прикладного искусства казахского народа; орнамента, предметов быта, утвари родного края предлагаю количество часов по разделу декоративно-прикладного искусства за счет сокращения часов по другим разделам, считаю, что недостаточно часов по разделу ДПИ. Дети не могут наиболее полнее приобрести знания, умения для создания творческих работ. Это самый лучший и удобный вид работы, где могут развивать свои способности к творчеству.
Материальная база школы, кабинета обслуживающего и технического труда позволяет осуществлять межпредметную связь технологии с излбразительной деятельностью, так как ДПИ включает такие разделы как работа с тканью, с природным и бросовым материалом, картоном, кожей и
т. д.
Так, включая в программу 5 класса темы изготовление декоративных сувенирных изделий учащиеся наиболее полнее познакомятся с народными ремеслами и мастерами, научатся украшать и расписывать сувениры. При изучении темы: «Казахские национальные головные уборы» учащиеся работая в группе, наиболее полно познакомятся с казахскими орнаментами с отличием мужского и женского головного убора.
Выполняя коллективную работу к великому казахскому празднику «Наурыз» учащиеся познакомятся с традициями и обычаями казахского народа, готовят макет юрты, изучают макт юрты, изучают внутреннее строение и убранство юрты, изучают внутреннее строение и убранство юрты, знакомятся с казахскими народными играми.
В 6 классе включив в программу такие темы как «Казахская свадьба» учащиеся знакомятся с казахскими народными обрядами, украшают казахскую невесту и жениха в национальное свадебное платье, изготавливают и наряжают куклы.
Коллективная работа по теме: «Архитектура г Астаны» предоставит возможность знакомства с современной архитектурой молодой столицы нашего государства РК, а также вырабатывает умение конструировать и моделировать.
Воспитанию чувства любви ксвоему городу помомагает тема: « Кто работает на угольном разрезе». Учащиеся могут применять бросовый и природный материал.
При изучении данного раздела на занятии дети становятся творцами собственной жизни, моделируя и изменяя окружающий вокруг себя мир в виде придумывания и выполнения макетов и поделок.
Нитью через всю тему должен проходить казахский национальный орнамент.
Любое изделие ДПИ – это плод труда одного или нескольких детей. Занятие этим видом искусства дает детям конкретное представление о сложности многогранного труда художника, знакомит их с процессом создания поделок ДПИ, развивает пространственное мышление, понимание декоративности, умение компоновать на плоскости и объеме.
Общее количество часов – 144
Количество часов в неделю -4
Тематический план кружка «В мире красок»
№
Наименование разделов и тем
Кол-во часов теории
Кол-во часов практики
Общее кол-во часов
1
Рисунок
Линейная перспектива
Рисунок натюрморта
Пространственное построение пейзажа
10
25
35
2
Живопись
Рисунок деревьев
Рисунок натюрморта
Знакомство с произведениями живописи
12
30
42
3
Композиция
Законы композиции
Закон цельности
Закон типизации
Закон контрастов
8
22
30
4
Декоративно-прикладное искусство
Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства
5
20
25
5
Лепка
Знакомство с произведениями скульптуры
3
9
12
Всего:
144
Рисунок деревьев – этап работы: первая прокладка тональных отношений. (прорисовка деталей, уточнение тональных отношений, обобщение и завершение работы).
Рисунок натюрморта – этапы работы: компоновка, построение светотень, деталировка, обобщение. Техника исполнения – лессировка, а ля прима, по мокрому, пастозная живопись.
Знакомство с произведениями живописи.
Г. Исмаилов «Казахский вальс»; У. Ажиев «Жайлау Ассы»; М. Врубель «Царевна - Лебедь». Экскурсии в музей, выстовочные залы, мастерские.
Анализ. С. Мембеев «У юрты»; И. Репин «Бурлаки на Волге»; С. Романов «Танцующие березы»; В. Васнецов «Богатыри».
Материалы и оборудования: карандашы, акварельные краски, гуашь, кисти, бумага, пластилин, картон, глина.
Практическая деятельность. Составление композиции на темы «Осенний натюрморт»; «Букет осенних цветов»; «Новогодний карнавал»; «Зимние каникулы»; «Наурыз»; «Космос»; «Жайлау»
Знакомство с произведениями живописи художников Павлодарской области - Қаржасов Ғалым Насырович, Шуранов Өскен Аманжолович, Игембаев Ануар Есмуханович - живопись графика, Машрапов БотаПредседатель союза художников Павлодарской области
Баймолдин Қажыбек - Члены Союза Художников Республики Кахазахстан, Академики Академии искусств.
Композиция (5 часов)
Законы композиции. Закон цельности. Неделимость композиции. Необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Неповторимость элементов композиции. А. Галимбаев «Песня Казахстана». Закон типезации (закон жизнености). Основные черты: тепичные характеры в тепичных обстоятельсвая, передач а движени, развития действия во времени (И. Репин «Не ждали»); А. Школьный Ажиев «Вечность: юность, материнство и воспоминание» (триптих)
Законы констрастов. Констраст величены (высокий – низкий, толстый – тонкий) тональный констраст (светаля фигура на темном фоне и Наоборот): В. Серов «Девочка с персиком»; Б. Кустодиев Ажиев «Портрет Ф.И. Шаляпина»
Декоративно прикладное искусство (15 часов)
Краткие сведения о возникновении и развитии народного декоративно - прикладного искусства. Изобразительные виды декора: сложное изображение, орнаменты. Виды орнаментов: геометрические, растительные, зооморфные, комбинированные. Замкнутый и ленточный орнамент. Этапы выполнения орнамента. Народный орнамент: геометрические и природные формы; изображение растений; животных людей. Геометрический орнамент. Применение в орнаменте солярных мотивов.
Дерево жизни – вечный образ в искусстве народов мира. Дерево с птицами на ветках. Дерево с цветами и плодами. Цветущие ветки.