ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Фестиваль детского рисунка»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Фестиваль детского рисунка»
В 2004 году на городском методическом объединении учителей изобразительного искусства и черчения были высказаны предложения о создании праздника детского рисунка для поддержания интереса к художественному изобразительному творчеству детей школьного возраста. Примером для такого предложения послужил праздник, разработанный и проводимый мной и Йошкар-олинским художественным училищем в рамках педагогической практики для учащихся школы № 7 г. Йошкар-Олы занимающихся в школьной изостудии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Фестиваль детского рисунка»»
Министерство образования и науки Республики Марий Эл
Управление образования администрации городского округа
«Город Йошкар-Ола»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№7 г. Йошкар-Олы»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Фестиваль детского рисунка»
Лабазовой
Марины Юрьевны,
учителя изобразительного искусства
2015 год
В 2004 году на городском методическом объединении учителей изобразительного искусства и черчения были высказаны предложения о создании праздника детского рисунка для поддержания интереса к художественному изобразительному творчеству детей школьного возраста. Примером для такого предложения послужил праздник, разработанный и проводимый мной и Йошкар-олинским художественным училищем в рамках педагогической практики для учащихся школы № 7 г. Йошкар-Олы занимающихся в школьной изостудии. Для организации праздника была создана творческая группа из учителей изобразительного искусства города. Творческой группой разработан перспективный план работы над подготовкой праздника. Распределены обязанности между организаторами. Я имела опыт проведения такого мероприятия, поэтому стала ответственной за его разработку и проведение. Был определён план работы над данным проектом:
Изучение методических, теоретических материалов по данному проекту;
Определение формы работы над проектом;
Привлечение учащихся художественного училища к активной работе над темой;
Совместная работа учителей города над данной проблемой в рамках выбранной формы праздника;
Результативность проекта;
Подведение итогов;
С 2004 года в формате города реализуется проект «Фестиваль детского рисунка».
Цель проекта – творческое развитие личности, на основе приоритетов художественного образования максимально используя потенциал учащихся общеобразовательных школ, не занимающихся в художественных школах.
Сегодня вряд ли нужно доказывать необходимость наличия в школах изостудий или кружков по изобразительной деятельности, так как не все дети могут, в силу разных причин, посещать кружки, изостудии, художественные школы в городе, а развитие разносторонне развитой личности требование современного образования.
В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, развитие творческих способностей приобретает особое значение.
В реализации данной задачи важно рассмотреть и психологический аспект.
Школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счёт расширения
круга общения, вхождение ребёнка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; потребность в оценке взрослого человека; свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность;
стремление к новым впечатлениям и др. Поэтому, одной из основных проблем, стоящих, сегодня перед системой народного образования и общества в целом, является проблема развития творческой личности. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть, следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческой личности школьника с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Гипотеза:
В процессе организации и проведении Фестиваля (внеурочной деятельности учащихся) повышается уровень креативности в детских рисунках.
Задачи проекта (Фестиваля детского рисунка):
- Выявление талантливых детей в сфере изобразительного искусства и создание для них возможностей демонстрировать результаты своего творчества широкой публике с целью удовлетворения их потребности в общественном признании, повышению самооценки;
Создание условий для развития талантов и их профориентация;
Популяризация детского творчества;
Повышение уровня творческих способностей детей;
Повышение профессионального уровня школьных педагогов;
Поощрение творческих педагогов.
Содействие творческой реализации детей из социально незащищённых семей и их адаптация в социуме.
Субъект проекта: одаренные учащиеся общеобразовательных школ города.
Объект проекта: творческие способности учащихся.
Ресурсы проекта:
Человеческие – учащиеся 1- 8 классов общеобразовательных школ города, проявляющих интерес к изобразительному искусству, преподаватели изобразительного искусства, учащиеся художественного училища;
Статистические: подведение итогов, анализ по годам.
Краткое содержание проекта:
Организация школьных изостудий изокружков; обсуждение вариантов форм проведения Фестиваля; проведение школьных конкурсов; подведение итогов промежуточных школьных конкурсов; обмен опытом между педагогами; выбор тематики Фестиваля; разработка положения Фестиваля;2 отбор номинаций для каждого Фестиваля; праздничное открытие Фестиваля; проведение очного этапа Фестиваля; подведение итогов Фестиваля; проведение церемонии закрытия Фестиваля с награждением участников по номинациям, а также их педагогов;проведение конференций и творческих встреч участников Фестиваля и педагогов с преподавателями художественных школ, училища, художниками; проведение мастер- классов, круглых столов; проведение передвижных выставок; экскурсия по мастерским и выставкам художественного училища; рекомендации талантливых и одаренных детей – Лауреатов Фестиваля к поступлению в художественные школы, училища, ВУЗы для дальнейшего обучения; поддержка и продвижение творческих педагогов.
Сотрудничество Фестиваля
Фестиваль сотрудничает с управлением образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Йошкар-олинским художественным училищем, Союзом художников РМЭ.
Ожидаемые результаты:
- Повышение профессиональной компетентности школьных педагогов;
- Совершенствование творческого потенциала детей;
- Творческое развитие личности на основе приоритетов художественного образования, формирование общей культуры, миропонимания и мироощущения, эмоционально-целостного отношения к миру и самому себе;
- Создание эстетически развитой аудитории зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
- Сохранение и передача традиций в области художественного творчества;
- Выявление одарённых детей, создание условий для их развития;
Результаты реализации проекта:
В рамках работы над проектом были осуществлены следующие мероприятия:
- 2004 год – 1 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля «Виды изобразительного искусства» по номинациям: живопись (пейзаж), графика (пейзаж), декоративно-прикладное искусство (роспись предметов быта), очная форма.
- 2005 год – 2 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля «Поэтический образ природы в рисунках детей», очная форма.
- 2006 год – 3 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля «Иллюстрации к русским народным сказкам», очная форма.
- 2007 год – 4 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля «Иллюстрации к марийским народным сказкам», очная форма.
- 2008 год – 5 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля
«Иллюстрации к сказкам народов мира», очная форма.
- 2009 год – 6 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля
«Иллюстрации к сказкам А. Толстого», очная форма.
- 2010 год – 7 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля
«Иллюстрации к сказам П.П.Бажова», очная форма.
- 2011 год – 8 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля
«Иллюстрации к сказкам Г.Х. Андерсена», очная форма.
- 2012 год – 9 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля
«Мы в ответе за тех кого приручили…», очная форма.
- 2013 год – 10 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля
«Сказочные герои в современном мире», очная форма.
- 2014 год – 11 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля
«Дружба крепкая не сломается…», очная форма.
- 2015 год – 12 Городской Фестиваль детского рисунка. Тема Фестиваля
«Иллюстрации к стихам русских поэтов. Поэтический образ природы».
Каждому из Фестивалей предшествовали школьные, городские, республиканские конкурсы детских рисунков, которые способствовали отбору одарённых детей. Заседания методического объединения, круглые столы, мастер-классы, семинары помогали педагогам выработать методики и технологии работы с одарёнными детьми.
Психолого-педагогические результаты исследовательского проекта (мониторинг).
Планируемые направления развития Фестиваля:
Публикация рисунков в брошюру;
Съемка видеофильма о Фестивале;
Создание сайта;
Организация передвижных выставок по школам;
Организация Фестиваля на республиканском уровне;
Проведение заключительных этапов психолого-педагогического исследования.
Сценарий Городского Фестиваля детского рисунка
Май 2011 год
Городской Фестиваль детского рисунка проводиться ежегодно ГМО учителей изобразительного искусства совместно с Йошкар-олинским художественным училищем на базе училища.
Ход Фестиваля:
Регистрация участников;
Экскурсия по учебным мастерским и выставочному залу художественного училища;
Встреча с художниками – педагогами в их мастерских;
Торжественное открытие Фестиваля;
Приветственное слово администрации художественного училища;
Приветственное слово организаторов Фестиваля;
Театрализованное выступление студентов.
Театрализованное выступление студентов в 2011 году было посвящено творчеству Г. Х. Андерсена. Для выступления взят фрагмент сказки «Ангел».3
Организаторы Фестиваля объявляют задание для выполнения работ;
Дети распределяются по возрастным группам, в каждой группе зачитывается свое задание;
Работы выполняются в течение двух часов;
Работа жюри Фестиваля;
Подведение итогов, награждение участников и педагогов;
Торжественное закрытие и выставка работ.
Заключение
Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в нашей стране, коренным образом повлияли на все сферы жизни, в том числе и на образование. Главная цель сегодняшней системы образования - это воспитание свободной, самоопределяющейся творческой личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и социуме.
Качественное образование – это, прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека, значит помочь ему стать субъектом культуры, научить творчеству. Очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить личность в человеке и заложить в нем механизмы самореализации.
Творчество, креативность – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимость, оригинальность, уникальностью. Таким образом, Фестиваль дает возможность реализовать и повысить свои творческие способности всем школьникам, которые участвуют в данном проекте и дают возможность для самореализации учителей педагогов. Фестиваль помогает привлечь внимание проблемам детского творчества.
Приложения:
Приложение №1
Психолого-педагогические результаты исследования проекта.
Мониторинг участия школ в Фестивале.
Участие школ города
Год
Количество
школ принявших
участие
Количество
участников
2005
4
8
2006
20
40
2007
22
44
2008
24
48
2009
25
50
2010
27
54
2011
18
36
В 2011 году количество школ участников уменьшилось ввиду того что в нескольких школах города нет учителей изобразительного искусства. На таблице видно, что количество участников неуклонно росло, это является показателем интереса к Фестивалю и к изобразительному искусству.
Интерес к Фестивалю прослеживается и в качестве выполненных рисунках участников.
Так как учителя заинтересованы в получении хороших результатов. Педагоги ведут спланированную работу по улучшению качества подготовки детей к Фестивалю (в Фестивале участвуют дети творчески одаренные и принимавшие участие во многих заочных конкурсах). Почти во всех школах усилили внеклассную кружковую работу, за последние пять лет образовались изостудии и кружки. Наконец 2014/2015 года кружки организованы в 15 школах города. Внеклассная работа помогает систематизировать деятельность педагога по подготовке к различным конкурсам и Фестивалям. Для сравнения в 2005 году в 7 школах города функционировали кружки по изобразительной деятельности, увеличение кружков свидетельствует о повышение интереса к изобразительному творчеству. Заинтересованность учителей к подготовке детей к Фестивалю стимулируется проведением круглых столов, мастер-классов по внеклассным занятиям новым методам обучения и технологиям.
На городском методическом объединении учителей изобразительного искусства после каждого Фестиваля проводиться обсуждение и анализ проведенного мероприятия. Проведен опрос среди педагогов. Для учителей были заданы следующие вопросы:
Нравиться ли вам форма проведения Фестиваля?
27 опрошенных.
«Да» - 25 человек;
«Нет» - 2 человека.
Способствует ли такая форма проведения Фестиваля развитию творческих способностей школьников?
27 опрошенных.
«Да» - 27 человек;
«Нет» - 0 человек.
Какие дополнения вы бы внесли в проведение Фестиваля?
27 опрошенных.
«Никакие» - 23 человека;
«Изменить номинации фестиваля» - 2 человека;
«Присуждать три призовых места» - 2 человека.
Правильно ли каждый год менять тематику Фестиваля?
27 опрошенных.
«Да» - 26 человек;
«Нет» - 1 человек.
Возросло ли качество детских рисунков за 5 лет?
27 опрошенных.
«Да» - 25 человек;
«Нет» - 2 человека.
По результатам опроса учителя положительно оценивают организацию проведения Фестиваля и считают, что данная форма работы активизирует творческие способности детей. Педагоги школ надеются на возможность дальнейшей работы над проектом.
Среди школьников, которые участвовали в Фестивале, было проведено краткое анкетирование. 36 участников ответили на следующие вопросы анкеты:
Понравился ли Фестиваль?
«Да» - 36 человек;
«Нет» - 0 человек.
Готовились ли вы к празднику детского рисунка?
«Да» - 34 человека;
«Нет» - 3 человека.
Какая подготовка была проведена вашим учителем?
«Читали сказки Г.Х. Андерсена» - 36 человек;
«Анализировали с учителем сюжет будущего рисунка» - 30 человек;
«Продумывали вариант рисунка» - 34 человека»;
«Подбирали технику выполнения работы» - 36 человек.
Как вам понравилась экскурсия по художественному училищу?
«Очень понравились, картины студентов» - 30 человек;
«Интересно было смотреть, как работают в мастерских студенты» - 5 человек;
«Понравились мастерские художников» - 30 человек;
Хотели ли бы вы учиться в художественном училище и стать художником?
«Да» - 15 человек;
«Нет» - 10 человек;
«Не знаю» - 11 человек.
Метод беседы
На каждом Фестивале дети-участники встречаются с художниками педагогами и активно участвуют в беседе с ними. На одном из Фестивалей детям понравилось в мастерской В.В. Курочкина, преподавателя живописи, рисунка и анатомии. Он рассказал детям о своем детстве, как он начинал рисовать, где учился. Показал новые работы и дети сфотографировались с ними. Так же дети встречались и с директором детской художественной школы №2 Ю.А. Белугиным. Он рассказывал детям об условиях поступления в художественную школу и о творчестве детей обучающихся в ней, во время беседы дети задавали вопросы.
Метод наблюдения
Во время проведения творческой части Фестиваля за работой детей наблюдали студенты-консультанты (их будущая специальность художник-педагог). При подведении итогов консультанты поделились своими наблюдениями с педагогами школ. Они были удивлены творческой самостоятельностью детей, креативностью мышления, умением отбирать нужный материал, выбирать подходящую технику выполнения рисунка, навыком работы художественными материалами и детской непосредственностью.
В дальнейшем планируется, продолжить исследование детской изобразительной деятельности. Я предполагаю провести тестирование, используя психологические тесты на креативность в детском рисунке по методике Э.П. Торренса. В настоящее время, я протестировала по данному тесту детей, которые занимаются в изостудии общеобразовательной школы № 7, и предварительные данные показались интересными для дальнейшего исследования.
Приложение №2
СОГЛАСОВАНО
Директор ГОУ СПО «Йошкар-олинское художественное училище (техникум)»
________________Б.В. Маклашин
20 апреля 2011 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
от «_____» __________2011 г. №____
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении городского фестиваля детского
изобразительного искусства
Общие положения
Учредителями и организаторами фестиваля детского изобразительного искусства (далее – Фестиваль) являются управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Йошкар-олинское художественное училище (по согласованию). Настоящее положение определяет цели, порядок, проведение, содержание Фестиваля.
Цели и задачи Фестиваля
Основной целью проведения Фестиваля является выявление и поддержка талантливых детей в области изобразительной деятельности.
Задачи:
совершенствование работы с детьми в области изобразительного искусства;
развитие творческой инициативы детей, художественного мышления и воображения;
воспитание в детях любви к искусству и красоте вокруг нас.
Условия и порядок проведения Фестиваля
Городской Фестиваль детского изобразительного искусства проводиться 15 мая 2011 года на базе ГОУ СПО «Йошкар-олинское художественное училище (техникум)» по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Водопроводная, д. 41. Начало Фестиваля в 9:00. Окончание Фестиваля в 13:00.
В Фестивале участвуют обучающиеся общеобразовательных учреждений, находящихся на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», от 8 до 14 лет.
В Фестивале принимают участие только обучающиеся не занимающиеся в городских изостудиях и художественных школах.
От образовательного учреждения направляются не более 2 участников.
Каждый участник должен принести с собой бумагу формата А3 с очерченной рамкой 2x2 см. и материалы, которыми будет рисовать.
Для участия в конкурсе необходимо направить заявку до 10 апреля 2011 года в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Йошкар-Олы» по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, д. 89, приемная.
Форма заявки:
ФИО участника
Класс и возраст
Общеобразовательное учреждение
Педагог
Адрес, контактный телефон
1.
2.
Тематика Фестиваля
Иллюстрации к сказкам Г.Х. Андерсена.
Живопись
Графика
Критерии оценки
Раскрытие темы;
Оригинальность, образность и художественное решение композиции;
Удачный выбор художественного материала.
Жюри Фестиваля
В жюри Фестиваля приглашаются опытные художники, педагоги общеобразовательных учреждений, педагоги учреждений дополнительного образования и художественных школ (по согласованию).
Подведение итогов
По итогам проведения Фестиваля детского изобразительного искусства всем участникам вручаются сертификаты участников Фестиваля, лучшие работы будут отмечены дипломами Лауреатов Фестиваля и выставлены на выставочных площадках города.
Контакты оргкомитета
По вопросам участия и условиям проведения Фестиваля обращаться по телефону: руководитель городского методического объединения учителей ИЗО, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7».
Приложение №3
Сценарий выступления:
Выступление сопровождалось видео, музыкальной презентацией.
Слова автора: Каждый раз, как засыпает доброе, хорошее дитя, с неба спускается божий ангел, берет дитя на руки и облетает с ним на своих больших крыльях все его любимые места. По пути они набирают целый букет разных цветов и берут их с собою на небо, где они расцветают еще пышнее, чем на земле. Бог прижимает все цветы к своему сердцу, а один цветок, который покажется ему милее всех, целует; цветок получает тогда голос и может присоединиться к хору блаженных духов.
Все это рассказывал божий ангел ребенку, унося его в своих объятиях на небо; дитя слушало ангела, как сквозь сон. Они пролетали над теми местами, где так часто играло дитя, пролетали над зелеными садами, где росло множество чудесных цветов.
Ангел: Какие же взять нам с собою на небо?
Автор: В саду стоял прекрасный, стройный розовый куст, но чья-то злая рука надломила его, так что ветви, усыпанные крупными полураспустившимися бутонами, почти совсем завяли и печально повисли.
Ребенок: Бедный куст! Возьмем его, чтобы он опять расцвел там, на небе.
Автор: Ангел взял куст и так крепко поцеловал дитя, что оно слегка приоткрыло глазки. Потом они нарвали еще много пышных цветов, но, кроме них, взяли и скромный златоцвет и простенькие анютины глазки.
Ребенок:Ну вот, теперь и довольно!
Автор:Но ангел покачал головой, и они полетели дальше. Ночь была тихая, светлая; весь город спал, они пролетали над одной из самых узких улиц. На мостовой валялись солома, зола и всякий хлам: черепки, обломки алебастра, тряпки, старые донышки от шляп, словом, все, что уже отслужило свой век или потеряло всякий вид; накануне как раз был день переезда.
И ангел указал на валявшийся среди этого хлама разбитый цветочный горшок, из которого вывалился ком земли, весь оплетенный корнями большого полевого цветка: цветок завял и никуда больше не годился, его и выбросили.
Ангел:Возьмем его с собой!
Автор: И дитя широко-широко открыло глазки, вглядываясь в прелестное, радостное лицо ангела. В ту же самую минуту они очутились на небе у бога, где царят вечные радость и блаженство. Бог прижал к своему сердцу дитя - и у него выросли крылья, как у других ангелов, и он полетел рука об руку с ними.
Рисунок 1 Антылев А. 6 класс, Лицей им. М.В. Ломоносова, 2011 г.
Рисунок 2 Гурьянова С. 6 класс, МОУ «СОШ №6 г. Йошкар-Олы», 2011 г.
Рисунок 3 Тимирханова К. 5 класс, МОУ "СОШ №7 г. Йошкар-Олы", 2011 г.
Рисунок 4 Маркова Д. 7 класс, МОУ "СОШ № 30 г. Йошкар-Олы", 2011 г.
Рисунок 5 Нагибина Е. 6 класс, Лицей им. Александровой, 2011 г.
Рисунок 6 Шашина К. 6 класс, МОУ "СОШ №30 г. Йошкар-Олы", 2011 г.
Список использованных источников:
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000.-272 с.
Программа по изобразительному искусству 1-8 класс. /Под рук. Б.М. Неменского. - М.: Мин. обр., 1992. - 130 с.
Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5-9 классы. // Просвещение. – 2011.
Матюшкин Л. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.
Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6.- С.24-29.
Бокарева Г., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater. - 2002. - № 6. - С. 52–54.
Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. - 2002. - № 8. - С. 6–11.
Учимся работать над проектом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://uchilka.ucoz.ru/index/uchenicheskie_proekty / Загл. с экрана.
Формирование творческих способностей обучающихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.cap.ru/home/76/gorono/2006/2006_03_17soc_obrazov/taratin/proekt. / Загл. с экрана.
Тест Торренса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sakhitti.ru/itti/web/odaren/4.1.11.html / Загл. с экрана.
Международный Фестиваль «Все краски мира» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.prioritet-school.ru/wkm.php / Загл. с экрана.