В 2012 году при моём личном общении с бывшими коллегами – врачами (моё первое высшее образование- врач) появилась идея организовать конкурс в котором могли бы принять участие дети разного возраста, начиная с раннего.
Цель вначале была типовая- развить творческие способности ребят. Миссия конкурса: привлечение к творческому поиску широкого круга детей и взрослых, открывая им мир большой художественной культуры.
Придумывая название нашего конкурса, мы остановились на «Нить Жизни» и решили связать два очень важных сферы : медицину и педагогику.
Название это образное - давайте вспомним мифологию.
У многих древних народом было поверье, что жизнь человека и судьба в целом связана с некой загадочной нитью, которую в каком-то таинственном месте этого мира прядут богини, владеющие судьбами всех и каждого. Чаще всего это было три очень старых злых старухи: в римской мифологии их называли Парками, в греческой Мойрами, а в поверьях германских племен они были известны как Норн. Считалось, что первая старуха прядет эту нить жизни, вторая – записывает в свою книгу все, что случиться с человеком, а третья – ждет того времени, когда надо будет оборвать эту нить, а следовательно и саму жизнь. Отголоски этих мифов звучат и сейчас, когда мы говорим: «преждевременно оборвалась его жизнь», «это ему было на роду написано», « оборвалась нить его жизни », все эти выражения так или иначе связаны с древними верованиями наших предков. Кстати, сходные взгляды о предопределенности человеческой судьбы имеются также и в магометанской религии. По ее учению есть на небесах ангел смерти Азраил, перед которым лежит огромная раскрытая книга судеб. Непрестанно записывает он в нее имена тех, кто должен быть рожден, а также вычеркивает имена всех тех, кто прожил положенный ему срок. И тот, кто был вычеркнут, немедленно умирает.
Атропа перерезает нить жизни, которую прядут её сёстры. Неумолимая, неотвратимая участь (смерть).
Жизнь человека начинается в больнице и часто заканчивается тоже в больнице. Попадая в стационары люди старшего (и не только!) возраста часто ощущают не только физическую, но и душевную боль. Всё уходит….., нить Жизни заканчивается…..
Медики подсказали прекрасную идею - украсить стены больниц детскими работами. Психологи утверждают, что детские работы благотворно влияют на человека- «Детский рисунок – молитве подстать!»
Ангельских глаз сохрани чистоту.
Не замути их ни болью, ни муками.
Детских фантазий спаси красоту!
Рождение первого конкурса переросло в Фестиваль «Среди запахов и звуков».
У меня не было опыта в проведении подобных мероприятий, но мне очень помогли мои нынешние коллеги и преподаватели АППО Галина Алексеевна Марина и Лариса Павловна Бакшинова- они помогли создать Положение и оповестили учителей изобразительного искусства, собрали работы, помогли оформить.
В результате вырос проект «Нить жизни»
Первая выставка состоялась в фойе гостиницы Санкт- Петербург в дни ежегодной медицинской конференции «Плужниковские чтения». Они проходят 13-14 сентября в день памяти Мариуса Стефановича.
Мариус Стефанович был прекрасным врачом и педагогом. В стенах кафедры оториноларингологии под его руководством прошло обучение более ста молодых специалистов, в том числе и меня. Его ученики сегодня работают на самых ответственных постах во многих странах ближнего и дальнего зарубежья.
Прекрасное знание иностранного языка, личное обаяние, прекрасные человеческие качества позволили объединить отоларингологов многих стран и открыли молодым врачам возможность обучаться в зарубежных клиниках. По признанию иностранных ученых, именно Мариус Стефанович стал тем «мостом» между Западом и Востоком, который позволил это осуществить.
Проф. М.С. Плужников был талантливым писателем. Его рассказы, в том числе посвященные старейшим сотрудникам университета, являются не только высокохудожественными произведениями, но и имеют большое историко-педагогическое значение.
Именно в 2012 году я узнала, что Плужникова нет уже 4 года. Нить его жизни оборвалась. Мы несколько лет вместе работали. Я была секретарём научного общества оториноларингологов. Моя личная цель -продлить память об этом человеке, продолжить его нить Жизни. Человек жив пока о нём помнят. Кафедра оториноларинголотии Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова и Общество «Человек и его здоровье» в дни памяти 13-14 сентября проводят ежегодно научно-практическую конференцию «Плужниковские чтения».
Название Фестиваля и первых конкурсов не случайно - это главы из книги М.С. Плужникова «Среди запахов и звуков»:
«В глубины морей», «В мире вечной тишины», «Душистая симфония жизни», «Начинаются охотничьи рассказы….», «Твой голос чудный».
Не случайно, Фестиваль начинается с 11 сентября ежегодно и длиться год. II Международный Фестиваль для детей, педагогов и воспитателей
“Я в этот мир пришёл не напрасно",
посвященный памяти заведующего кафедрой оториноларингологии
СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова – проф.М. С. Плужникова,
в рамках проекта «Нить Жизни» расскрывается гораздо шире при наличиипрограммы социально- педагогического сопровождения
Можно принять участие как в одном конкурсе, так и в каждом отдельно.
C 11 сентября 2013 года по 11 сентября 2014 года Фестиваль изменил название : «Я в этот мир пришёл не напрасно» и статус. Т.к. у М.С. Плужникова ученики были с разных республик Советского Союза, а теперь – стран, Фестиваль стал Международным. Присылают работы с разных стран. Осенью подводятся итоги и на очередной научно-практической конференции «Плужниковские чтения» будут объявлены победители.
Работы победителей Фестиваля украшают стены больницы Святителя Луки, Медицинские Форумы и научно-практические конференции.
Первые победители были награждены Главным врачом больницы, проведена экскурсия, познакомили детей, педагогов и родителей с современной мед. техникой.
С Положением можно познакомиться на сайте «Научно-исследовательского института славянской культуры» в разделе проект «Нить жизни».
Приглашаем участвовать в нашем проекте
Но вернемся к главной проблеме моего выступления! Мне представляется, что педагогический потенциал творческих конкурсов и фестивалей может быть гораздо шире. Конкурсы могут не только давать толчок для развития творческих способностей детей, их самореализацию, но и при условии ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО и ПОСТОЯННОГО педагогического сопровождения инициировать развитие и иных сторон личности школьников. Нами разработана программа педагогического сопровождения фестиваля «Нить жизни». Педагогическое сопровождение предполагает не только оказание помощи детям, участвующим в конкурсе, в выборе темы рисунка, техники, в обсуждении с ними композиции и цветовой палитры работы. Педагогическое сопровождение предполагает организацию тренингов, дискуссий и мастер-классов, которые помогают детям приобрести опыт вхождения в культуру. Ведь, как правило, в каждом ОУ в конкурсе хотят принять участие не 1 ученик, а группа - из 5, а то и 10 человек. Для них и разрабатывается данная программа.
Программа педагогического сопровождения состоит из 5 блоков:
1 блок, условно называется «Жизнь и творчество: невидимые нити (вхождение в проект)». Это цикл мероприятий (в обновном тренингового характера) по осмыслению сущности данного проекта. В рамках занятий детям в группе предлагается поразмышлять
- Над названием проекта, над тем, что такое «нить жизни», легко ли ее порвать, что или кто может это сделать, что помогает эту нить «восстановить», «связать» и пр.
- Над тем, что может чувствовать человек, находящийся в больнице, что может ему помочь больным найти в себе силы побороть болезнь, справиться с недугом, как помочь больным отвелечься от своих проблем, какую роль играет в этом искусство…
Результатом реализации первого блока программы становится представления детей о хрупкости жизни человека, о роли искусства в жизни человека
2 блок программы условно называется «Как стать художником?». Чтобы помочь ребятам создать свои работы, необходимо дать им несколько мастер-классов, которые помогут им освоить некоторые приемы, техники и технологии изобразительного искусства.
3 блок программы педагогического сопровождения «От сердца к сердцу: творим на радость людям». Собственно этот блок предполагает индивидуальную работу с каждым ребенком по созданию его творческой работы – картины на фестиваль.
4 блок «Размышления о ...». Коллективная рефлексия созданных работ. Создание временной выставки в своем ОУ. Приглашение родителей, педагогов и других учащихся на выставку.
5 блок «Продли нить жизни…». Социальная акция, связанная с дарением своих работ больнице.
Дананя программа была разработана нами только в этом году. Мы планируем выложить ее фрагменты на сайте ОУ 595 и НИИ Институт славянской культуры. Если Вас она заинтересует, вы заходите принять участие в фестивале, то мы готовы Вас обучить по ней в рамках семинара….