kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ф.М. Достоевский в портретах и иллюстрациях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка мероприятия. Может быть проведено ля учащихся художественного класса. Можно использовать на укроках литературы.

Просмотр содержимого документа
«текст»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Ильинская детская школа искусств»












Ф.М. Достоевский

в портретах и иллюстрациях












Выполнили: Ефремова Г.А., Лядова Л.А.,

преподаватели художественного отделения










п.Ильинский



Ф.М. Достоевский в портретах и иллюстрациях

1.Портреты писателя

Василий Григорьевич Перов

В мае 1872 года В.Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М. Достоевского. Видимо, почувствовав интуитивно родственность взглядов писателя и художника, П.М. Третьяков и предложил не кому-нибудь, а именно Перову написать портрет Достоевского для своей коллекции

Но, несмотря на внутреннюю близость художника и писателя, задача, стоявшая перед Перовым, была необычайно сложная, и определялась она не только масштабом самой личности Достоевского, но и высокой требовательностью, предъявляемой писателем вообще к искусству портретиста. «В редкие только мгновения, – писал Достоевский, – человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывал, и не было ее вовсе на лице
Портрет Ф.М. Достоевского – пожалуй, одна из самых знаменитых работ В.Г. Перова. В нем художник отобразил истинный характер знаменитого писателя. Фигура портретируемого написана на темном фоне. Отсутствие особого разнообразия цветовой гаммы говорит о том, что художник основное внимание сосредоточил на отображении внутреннего мира русского гения. В.Г. Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула “уйти в себя”. Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста, изображена чуть сверху и сбоку. Поворот головы, сомкнутые черты лица, взгляд, устремленный в невидимую точку за пределами картины, создают ощущение глубокой сосредоточенности, “страдания” мысли, которые скрываются за внешним аскетизмом. Руки писателя нервно сцеплены на колене – замечательно найденный и, как известно, характерный для Достоевского жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения. 
Перов уловил на портрете "минуту творчества Достоевского. Ничего отвлекающего, «рассказывающего». Напротив, отталкиваясь от самой модели, художник привносит в портрет созерцательный настрой, располагающий к размышлению. Потому и сама посадка фигуры, с ее угловатым абрисом, цепко схваченными руками на коленях, решена как замкнутая, сосредоточенная в себе композиция. 
Расстегнутый сюртук – не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна – чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями, и напряженной работой», – как писал о Достоевском один из его современников. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» – всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Художника же в данном случае интересует совсем другое – Достоевский-мыслитель. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу. Плоское, с широкими скулами, болезненно-бледное лицо Достоевского само по себе мало привлекательное, и тем не менее оно, можно сказать, магнетически притягивает к себе зрителя.
Перов сумел поймать и отобразить на холсте тот драматический момент, когда духовным очам Достоевского открылась какая-то страшная истина с ее трагической неизбежностью и душа содрогнулась от великой скорби и безысходности. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе

Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского, и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица».


Константин Александрович Трутовский


Первое прижизненное изображение молодого Ф.М. Достоевского эпохи его литературного дебюта – графический портрет Константином Александровичем Трутовским, который в то время уже обучался в Императорской Академии Художеств. 
В своих воспоминаниях К.А. Трутовский пишет: «В то время Федор Михайлович был очень худощав; цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий. Всегда сосредоточенный в себе, он в свободное время постоянно задумчиво ходил взад и вперед где-нибудь в стороне, не видя и не слыша, что происходило вокруг него. Добр и мягок он был всегда, но мало с кем сходился из товарищей…»
Будучи по своему художественному профилю иллюстратором, Трутовский не стремился в портрете передать всю глубину внутреннего мира писателя – он, прежде всего, воссоздавал внешний облик Достоевского. Многое в этой работе идет от духа времени, существовавших в то время штампов и академической выучки. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. На лице портретируемого нет еще горечи испытаний и страдания – это обычный молодой человек, у которого все впереди.


Лев Евграфович Дмитриев-Кавказский


В конце 1880 года Л.Е. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф.М. Достоевского (перо, карандаш). Художник очень точно передает внешний облик писателя, не акцентируя особенного внимания на смысловой доминанте портрета. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз.


Владимир Андреевич Фаворский


На гравюре В.А. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. Он одет в длинный темный сюртук. На столике две высокие свечи в подсвечниках и стопка книг, на стене – две маленькие фотографии в рамочках. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа. Художник точно воспроизводит известные по прижизненным портретам и фотографиям черты лица Достоевского: высокий крутой лоб, мягкие приглаженные волосы, длинная жидковатая борода, приспущенные надбровные дуги. Подобно Перову, художник психологически тонко отобразил Достоевского-творца, запечатлев его взгляд, погруженный в себя.

Константин Алексеевич Васильев

Достоевский сидит за столом, покрытым зеленым сукном, перед ним – лист белой бумаги, сбоку – горящая свеча с кровавой верхушкой пламени. Уникальность этого портрета состоит в том, что не только свеча, но также лицо и руки писателя словно бы излучают свет. И, конечно же, снова акцент сделан на особенный, устремленный в себя взгляд.

2. Иллюстрации Достоевского в творчестве Глазунова.

Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все важнейшие произведения великого писателя.

Князь Мышкин


Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. 

Рогожин

Могучим контрастом князю Мышкину вылеплена фигура бешеного в своей страсти, по-русски беззаветно, до смертной черты любящего женщину купца Рогожина!

Парфён Рогожин — одна из самых трагических фигур в русской литературе. Поначалу — битый собственным отцом купчик в смазных сапогах и тулупе, потом — миллионер, равнодушный к приумножению своего состояния, и, наконец, в финале — убийца.

Настасья Филипповна

Глазунов: «А Настасья Филипповна... Она загадочна, как загадочна вообще душа женщины. В ней переплетается образ, я бы, сказал, “красоты страшной силы” с мистическим реализмом чувства любви, преданности, своеволия, истерического накала — словом, все, что было свойственно женщинам, которых любил Достоевский. Это его тип женщины...1»

Вместе с тем этот образ вечной женственности, в мировой литературе нет более сложного и волнующего образа, чем Настасья Филипповна. Она как больная птица, не могущая лететь; она и жертва, и насильница

Аглая— самая младшая и самая красивая из девиц Епанчиных. Любимица матери. Язвительная, избалованная, но абсолютное дитя.


«Братья Карамазовы».

Грушенька — героиня романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880). Прототипом образа послужила знакомая Достоевских Агриппина Ивановна Меньшова (в замужестве Тер), которую, как и героиню романа, обманул бросивший ее жених-поручик.

…И вот в четыре года из чувствительной, обиженной и жалкой сироточки вышла румяная, полнотелая русская красавица, женщина с характером смелым и решительным, гордая и наглая, понимавшая толк в деньгах, приобретательница, скупая и осторожная, правдами иль неправдами, но уже успевшая, как говорили про неё, сколотить свой собственный капиталец…»


«Белые ночи»

Добужинский обращает главное свое внимание на архитектурный пейзаж, который лишь «задан» в повести нашему воображению. с любовью и именно в духе раннего Достоевского воспроизведен Петербург сороковых годов. Здесь два основных момента повествования, психологический и описательный, находятся в обратном соотношении, чем у Достоевского, для которого главное – сердечная драма мечтателя, а картины белых ночей и города – лишь фон.

Выполнены иллюстрации в технике «граттаж»
На шести из восьми больших рисунков изображен Петербург белой ночью. Конечно, каждый из них иллюстрирует какое-либо место текста; но фигуры Настеньки и мечтателя воспринимаются зрителем лишь как необходимая часть всего пейзажа.
«Преступление и наказание»

РАСКОЛЬНИКОВ.1961 г  Раскольников Родион Романович – главный герой романа. Романтик, гордая и сильная личность. Живет в Петербурге на съемной квартире. Крайне беден. Бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории. 


Неточка Незванова”

…В темноте петербургской комнаты трепетно горит свеча. Маленькая девочка с ужасом ощущает близость мертвого тела. Ребенок и смерть... Работая над этим образом, он вспоминал дни ленинградской блокады, ледяную квартиру и все то, что ему довелось пережить самому, будучи почти сверстником Неточки Незвановой.

Глазунов в поисках модели долго стоял около школы, находящейся вблизи мастерской, вглядываясь в лица современных школьниц, идущих веселой гурьбой после уроков. На них я не прочел ничего. Закрывая глаза, я видел внутренним взором и ощущал образ Неточки, но не мог найти его зримого воплощения. Вдруг раздался звонок в дверь мастерской: На пороге стояла Неточка... Маленькая девочка смотрела на Глазунова встревоженными серьезными глазами.


Работая над образами Достоевского в течение долгих лет, Глазунов убедился, что знаменитый “Дневник писателя”, наиболее полно выражающий гражданскую и философскую позицию Федора Михайловича. И именно “Дневник” и является ключом, открывающим двери ко всем произведениям великого русского мыслителя, художника, пророка и гражданина.

1

Просмотр содержимого презентации
«Достоевский в потретах и иллюстрациях»

Фёдор Михайлович Достоевский в портретах и иллюстрациях

Фёдор Михайлович Достоевский

в портретах

и иллюстрациях

В.Г. Перов. Портрет Достоевского Федора Михайловича. (1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва)

В.Г. Перов. Портрет Достоевского Федора Михайловича. (1872. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва)

Портрет Ф.М. Достоевского кисти К.А. Трутовского (1847). Итальянский карандаш.

Портрет

Ф.М. Достоевского кисти

К.А. Трутовского (1847). Итальянский карандаш.

Л.Е. Дмитриев-Кавказский. Портрет  Ф.М.Достоевского (1880)

Л.Е. Дмитриев-Кавказский. Портрет

Ф.М.Достоевского (1880)

Ф.М. Достоевский. В.А. Фаворский. Гравюра на дереве. 1929 г.

Ф.М. Достоевский. В.А. Фаворский. Гравюра на дереве. 1929 г.

Портрет Ф.М. Достоевского. К.А. Васильев. 1976 г.

Портрет

Ф.М. Достоевского.

К.А. Васильев.

1976 г.

Портрет Ф.М. Достоевского. И.А. Иванов. 1978-1979 г.

Портрет

Ф.М. Достоевского. И.А. Иванов.

1978-1979 г.

Портрет Ф.М. Достоевского. О.А. Литвинова.

Портрет

Ф.М. Достоевского. О.А. Литвинова.

«Идиот» РОГОЖИН.1956 г.  Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского

«Идиот»

РОГОЖИН.1956 г. Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Идиот".

Князь Мышкин.

АГЛАЯ.1982 г.  Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского

АГЛАЯ.1982 г. Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского "Идиот".

Настасья Филипповна

«Братья Карамазовы» И.С.Глазунов. Алёша И.С.Глазунов. Грушенька

«Братья Карамазовы»

И.С.Глазунов. Алёша

И.С.Глазунов. Грушенька

ГРИРОГРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУТУЗОВ — СЛУГА КАРАМАЗОВЫХ.1983 г.  Иллюстрация к роману

ГРИРОГРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУТУЗОВ — СЛУГА КАРАМАЗОВЫХ.1983 г. Иллюстрация к роману "Братья Карамазовы".

И.С.Глазунов.

ИВАН КАРАМАЗОВ. 1978 г. Иллюстрация к роману "Братья Карамазовы". И.С.Глазунов.

«Белые ночи» И.С.Глазунов. Настенька И.С.Глазунов. Мечтатель Е.Башмаков. Белые ночи

«Белые ночи»

И.С.Глазунов. Настенька

И.С.Глазунов. Мечтатель

Е.Башмаков. Белые ночи

Мстислав Добужинский иллюстрации к повести «Белые ночи»

Мстислав Добужинский

иллюстрации к повести «Белые ночи»

"Преступление и наказание"

П.Клодт. Раскольников и Мармеладов

И.С.Глазунов. ДВОР.1983 г.

И.С.Глазунов. РАСКОЛЬНИКОВ.1961 г.

«Неточка Незванова» Неточка Незванова Бедное семейство.

«Неточка Незванова»

Неточка Незванова

Бедное семейство.

свой творческий метод И.С. Глазунов определяет по Достоевскому как «реализм в высшем смысле этого слова», как выражение идеи борьбы добра и зла, где поле битвы – сердце человека

свой творческий метод И.С. Глазунов определяет по Достоевскому как «реализм в высшем смысле этого слова», как выражение идеи борьбы добра и зла, где поле битвы – сердце человека

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ф.М. Достоевский в портретах и иллюстрациях"

Автор: Ефремова Г.А., Лядова Л.А.

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Урок по русской литературе.Тема: "Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 1 часть"
    ["seo_title"] => string(94) "urok-po-russkoi-litieraturie-tiema-f-m-dostoievskii-roman-priestuplieniie-i-nakazaniie-1-chast"
    ["file_id"] => string(6) "303947"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457625389"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Урок по русской литературе.Тема: "Ф. М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 1 часть"
    ["seo_title"] => string(96) "urok-po-russkoi-litieraturie-tiema-f-m-dostoievskii-roman-priestuplieniie-i-nakazaniie-1-chast-1"
    ["file_id"] => string(6) "303949"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457625396"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского"Идиот""
    ["seo_title"] => string(59) "khudozhiestviennoiesvoieobraziieromanafmdostoievskoghoidiot"
    ["file_id"] => string(6) "288442"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454620508"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Романы Достоевского. Роман  «Преступление  и наказание» "
    ["seo_title"] => string(56) "romany-dostoievskogho-roman-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "198887"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428485420"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Мальчик у Христа на ёлке- разработка урока "
    ["seo_title"] => string(45) "mal-chik-u-khrista-na-iolkie-razrabotka-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "164719"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422691464"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства