Художественное своеобразие
романа Ф.М. Достоевского «Идиот»
Муниципальное бюджетное учреждение средняя школа №25 г.Воронеж Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна
Цели и задачи:
- Познакомиться с историей создания, основным замыслом великого романа.
- Дать характеристику главным героям, которые отражают мировоззрение самого автора.
- Выявить своеобразие сюжета, финала произведения.
- Подвести итог, обозначив культурное наследие значимого классического произведения.
Из истории создания романа…
После выхода в свет романа «Преступление и наказание» (1866г.), который имел большой успех, материальное положение Достоевского остается тяжелым, он по-прежнему продолжает работать на износ – взяв деньги вперед под замысел будущего произведения, спешить потом в срок закончить его .
После женитьбы на стенографистке А. Г. Сниткиной, Ф. М. Достоевский уезжает с женой за границу, главным образом, чтобы написать большой роман. В музее швейцарского города Базеля писатель видит картину немецкого художника Г.Гольбейна Младшего «Мертвый Христос», где изображен Иисус, снятый с креста. На его лице и теле следы страшных смертных мук, и ничего, кроме названия картины, не говорит о том, что это Бог, а не просто казненный человек. Полотно Гольбейна потрясло Достоевского и стало поводом для новых размышлений – воплощение Бога в человеке, совмещения Божественной и человеческой природы. Именно этому посвящен роман «Идиот» (1868 г.), в котором присутствует и аналогичная картина художника.
Трейлер на фильм 2003 г. по роману «Идиот»
Лев Николаевич Мышкин
Задача перед Достоевским стояла огромная – показать , по его собственным словам, «положительно прекрасного», «вполне прекрасного человека», в котором выразились черты нравственного идеала.
… молодой человек лет 26-27, роста немного чуть повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное….
Сравните изображения главного героя романа Достоевского «Идиот».
Не только сам автор и художники старались передать образ главного героя, но и актеры. Евгений Миронов буквально «вжился» в роль.
В романе из уст главного героя исходит множество мудрых и глубоких мыслей…
В монологе о смертной казни писатель передал свой собственный опыт…
Настасья Филипповна Барашкова
«Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерно. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»
В отрывке со сожжением денег в качестве провокации для Гани Иволгина черты характера образа Настасьи Филипповны довольно ярко обнажаются. Лидия Вележева в фильме 2003г. четко это показала.
Аглая Епанчина
Князь Мышкин говорит об Аглае, что она "чрезвычайная красавица почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!.." А ее мать, Елизавета Прокофьевна, характеризуя младшую дочь :"Совершенно, совершенно как я, мой портрет во всех отношениях самовольный, скверный бесенок! Нигилистка, чудачка, безумная, злая, злая, злая! О, господи, как она будет несчастна!.." Сам Достоевский в подготовительных материалах отмечал-подчеркивал в Аглае сочетание "ребенка" и "бешеной женщины".
Рогожин Парфен Семёнович
Один из главных героев романа, купец; С ним первым познакомился князь Мышкин в вагоне поезда. Он «был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами. Нос его был широко сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица. Особенно приметна была в этом лице его мёртвая бледность, придававшая всей физиономии молодого человека изможденный вид…»
На страницах романа показан отрезок жизненного пути князя, жизнь среди мечущихся , страдающих, запутавшихся людей, в судьбах которых он принимает участие. Но он бессилен помочь связанным с ним людям, терпит поражение и даже запутался в отношениях с двумя женщинами. Лев Николаевич не всесилен, но тем не менее след, оставленный им в душах окружающих людей, неизгладим. Достоевский сосредоточился на необходимом – на нравственном образце, на задаче духовного совершенствования человека. Судьбу и миссию Мышкина объясняет понятие христианской трагедии.
Сюжетное наследие великого произведения
Финал романа
Финал романа «Идиот» - размышление писателя о Добре и Красоте в страшном мире наживы, безбожия, разгула эгоистических страстей. Мышкин и Рогожин вновь встречаются. Рогожин подводит князя к смертному ложу Настасьи Филипповны. Над телом убитой эти герои подобны сообщникам: оба убили её своей любовью. Божественное и человеческое в Мышкине постепенно гаснет, болезнь прогрессирует.
Можно сказать, что в финале торжествует безумие эгоистического мира. Темное, демоническое начало вытесняет свет из жизни. Мышкин, «Князь Христос», Добро и Красота гибнут в этом страшном мире, оставив семена добра.
Домашнее задание
Поразмышляйте над великим романом. Напишите эссе, выбрав одну из предложенных тем:
- Князь Мышкин в современном мире…
- Символический смысл названия произведения «Идиот».
- Пророческие слова князя «красота спасет мир» от романа до наших дней.
Шаблон сайта http://pedsovet.su Материалы для создания презентации:
Картинка 1 слайд:
http://www.tsosh26.ru/index/shmo_russkogo_jazyka_i_literatury/0-264
Картинка 2 слайд:
http://lenagold.ru/fon/clipart/s/sve3.html
Картинка 3 слайд:
http://www.olimppress.ru/parts_25.htm
Использованы иллюстрации сайтов:
www.spletnik.ru ;
rutv.ru ;
e-mironov.com ;
sar-rodgor.ru ;
bibliorelax.blogspot.com;
Yatagan Caron;
www.pravmir.ru ;
www.foma.ru ;
www.anars.ru ;
Igorkomeluk.info;
Loreread.ws;
Cwer.ws;
Kinofilms.tv;
www.glazunov.ru ;
Nnm.me;
Yablor.ru;
Tv-22.ru;
www.stihi.ru ;
Russian-classic.diary.ru;
Ivchangela.ru.
Список использованной литературы:
1. Русская литературная классика XIX века: учебное пособие / под ред. А.А. Слинько и В.А.Свительского. – Воронеж: Родная речь, 2003. – 426 с.
2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века /гл. ред. М.Д.Аксёнова. – М.:Аванта+, 2002. – 672 с.
3.http://www.litra.ru/composition/get/coid/00043301184864191389
Видео ролики из фильма:
- www.youtube.com ;
- vk.com.