kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского"Идиот"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из конспекта урока:
Чтобы раскрыть суть произведения, его названия, понять замысел автора, следует получить общее представление о главных героях. Князь Мышкин (слайд 5).
Слайд 6. Перед вами два портрета главного героя романа Достоевского: И. Глазунова и самого автора. Отметьте сходство и различие. (На обеих иллюстрациях видны признаки болезни князя. На портрете Глазунова – это глаза Мышкина, а Достоевский в своей зарисовке отметил особенности строения черепа).
Слайд 7 – Евгений Миронов в образе князя Мышкина.
Слайд 8. Лев Николаевич – может не зря такое сочетание имени и отчества указал автор? Особый герой – самый «мягкий по характеру», широкий по доброте душевной, особенный. Со своим глубоким мышлением, практически идеальный, как Бог… Достаточно посмотреть или прослушать монолог о смертной казни, задевающий за живое даже жестокого человека.

Рассуждения в классе:

  • Дает ли автор надежду на излечение главному герою на протяжении всего произведения? (нет, он, как и Иисус – пытался внести в этот мир свет, но тьмы слишком много, а он один).
  • Предсказуема ли судьба Настасьи Филипповны? (Уже неоднократно были замечены признаки сумасшествия, определенности и уверенности ей не хватало, мучила доброта князя, его светлый облик, Настасья Филипповна не смогла бы дальше спокойно жить со своими метаниями, угрызениями совести и уверенностью Мышкина в её «светлой невинности»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Краткий конспект урока - дополнение к презентации.

Оргмомент.

Знакомство с целями урока (слайд 2)

Сегодня учащимся предоставляется выбор произведения из «Пятикнижия» великого писателя. Но нельзя оставить без внимания роман, который у всех на слуху, но мало кому известен – «Идиот». Хотя бы для того, чтобы понять сущность произведения, разобраться в причинах названия и возможных их толкованиях.

Поверхностно знакомимся, выделяя главное и важное, с историей создания романа (слайд 3).

Данный урок не обычный, построен по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Максимально приближена к первоисточнику экранизация романа в 2003 г. режиссера Владимира Бортко (в презентации даны ссылки для просмотра роликов. Трейлер на фильм – это толчок для интереса в дальнейшем рассмотрении произведения. Слайд 4.)

Чтобы раскрыть суть произведения, его названия, понять замысел автора, следует получить общее представление о главных героях. Князь Мышкин (слайд 5).

Слайд 6. Перед вами два портрета главного героя романа Достоевского: И. Глазунова и самого автора. Отметьте сходство и различие. (На обеих иллюстрациях видны признаки болезни князя. На портрете Глазунова – это глаза Мышкина, а Достоевский в своей зарисовке отметил особенности строения черепа).

Слайд 7 – Евгений Миронов в образе князя Мышкина.

Слайд 8. Лев Николаевич – может не зря такое сочетание имени и отчества указал автор? Особый герой – самый «мягкий по характеру», широкий по доброте душевной, особенный. Со своим глубоким мышлением, практически идеальный, как Бог… Достаточно посмотреть или прослушать монолог о смертной казни, задевающий за живое даже жестокого человека.

Слайд 9. Настасья Филипповна – интересная, своеобразная героиня, близкая по духу главному герою. Первое знакомство читателей с ней происходит через портрет глазами князя Мышкина.

Слайд 10. Характер героини идеально раскрывается в эпизоде со сожжением денег. Настасья Филипповна – центральный женский персонаж со своей, сломленной судьбой. Она играет мужскими сердцами, пытаясь найти оправдание своему. Иногда жестокая, гордая, иногда готовая показать себя настоящую – глубоко несчастную. Это и сводит её с ума.

Слайд 11. Аглая Епанчина – светлый, невинный образ, но в то же время, готовый постоять за свою честь. Страдает от нерешительности князя и уверенности , бросающей вызов из женской гордости Настасьи Филипповны. С пониманием и готовностью помочь относится к Мышкину, он ценит её как друга, но не находит в себе силы и уверенности для полного выражения своих чувств и намерений.

Слайд 12. Парфен Рогожин – жестокий, добивающийся своей цели любыми путями, даже путем пренебрежения своей гордостью и материальным благополучием. Без памяти влюблен в Настасью Филипповну (её красота никого не оставляет равнодушным), до смерти – в прямом смысле этого слова.

Слайд 13. Анализируем сюжетное наследие великого произведения.

Слайд 14. Финал романа – неожиданный, в чем-то и предсказуемый. Рассуждаем:

  • Дает ли автор надежду на излечение главному герою на протяжении всего произведения? (нет, он, как и Иисус – пытался внести в этот мир свет, но тьмы слишком много, а он один).

  • Предсказуема ли судьба Настасьи Филипповны? (Уже неоднократно были замечены признаки сумасшествия, определенности и уверенности ей не хватало, мучила доброта князя, его светлый облик, Настасья Филипповна не смогла бы дальше спокойно жить со своими метаниями, угрызениями совести и уверенностью Мышкина в её «светлой невинности»)

  • Почему Рогожин убил возлюбленную? (разные варианты могут быть: не был уверен, что она будет с ним, так сбегала из-под венца не один раз; проявились признаки «падучей болезни» и у самого Рогожина…)

  • Почему светлый образ князя остается в семье Епанчиных даже после проявления болезни князя? ( Доброта и искренность не оставили равнодушными семью даже после, так называемого предательства в глазах младшей дочери, за этот короткий промежуток совместного времяпровождения князь раскрыл себя и свои мысли, что осталось в памяти, сердцах семьи – это сильнее обиды.)

Слайд 15. Не просто так в финале романа побеждает демоническое начало – болезнь, идиотизм… Автор не видит света в будущем, доминирует безумие, жестокость, коварство. Все светлое и чистое, что есть в душе и характере главного героя вытесняется с возобновлением болезни… Повлиял и настрой самого писателя – взгляды на жизнь в момент написания произведения.

Слайд 16. Творческое домашнее задание. Три варианта для размышления над романом, можно выбрать самый близкий и понравившийся, раскрыть со своей точки зрения, опираясь на произведение. Любая самостоятельно рожденная мысль в ваших работах, имеющая доказательство – аксиома в анализе романа.

Удачи в самых смелых рассуждениях!





1


Просмотр содержимого презентации
«Ф.М.Достоевский »

Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Муниципальное бюджетное учреждение  средняя школа №25 г.Воронеж  Учитель русского языка и литературы  Тащилина Лариса Михайловна

Художественное своеобразие

романа Ф.М. Достоевского «Идиот»

Муниципальное бюджетное учреждение средняя школа №25 г.Воронеж Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна

Цели и задачи:

Цели и задачи:

  • Познакомиться с историей создания, основным замыслом великого романа.
  • Дать характеристику главным героям, которые отражают мировоззрение самого автора.
  • Выявить своеобразие сюжета, финала произведения.
  • Подвести итог, обозначив культурное наследие значимого классического произведения.
Из истории создания романа… После выхода в свет романа «Преступление и наказание» (1866г.), который имел большой успех, материальное положение Достоевского остается тяжелым, он по-прежнему продолжает работать на износ – взяв деньги вперед под замысел будущего произведения, спешить потом в срок закончить его . После женитьбы на стенографистке А. Г. Сниткиной, Ф. М. Достоевский уезжает с женой за границу, главным образом, чтобы написать большой роман. В музее швейцарского города Базеля писатель видит картину немецкого художника Г.Гольбейна Младшего «Мертвый Христос», где изображен Иисус, снятый с креста. На его лице и теле следы страшных смертных мук, и ничего, кроме названия картины, не говорит о том, что это Бог, а не просто казненный человек. Полотно Гольбейна потрясло Достоевского и стало поводом для новых размышлений – воплощение Бога в человеке, совмещения Божественной и человеческой природы. Именно этому посвящен роман «Идиот» (1868 г.), в котором присутствует и аналогичная картина художника.

Из истории создания романа…

После выхода в свет романа «Преступление и наказание» (1866г.), который имел большой успех, материальное положение Достоевского остается тяжелым, он по-прежнему продолжает работать на износ – взяв деньги вперед под замысел будущего произведения, спешить потом в срок закончить его .

После женитьбы на стенографистке А. Г. Сниткиной, Ф. М. Достоевский уезжает с женой за границу, главным образом, чтобы написать большой роман. В музее швейцарского города Базеля писатель видит картину немецкого художника Г.Гольбейна Младшего «Мертвый Христос», где изображен Иисус, снятый с креста. На его лице и теле следы страшных смертных мук, и ничего, кроме названия картины, не говорит о том, что это Бог, а не просто казненный человек. Полотно Гольбейна потрясло Достоевского и стало поводом для новых размышлений – воплощение Бога в человеке, совмещения Божественной и человеческой природы. Именно этому посвящен роман «Идиот» (1868 г.), в котором присутствует и аналогичная картина художника.

Трейлер на фильм 2003 г. по роману «Идиот»

Трейлер на фильм 2003 г. по роману «Идиот»

Лев Николаевич  Мышкин  Задача перед Достоевским стояла огромная – показать , по его собственным словам, «положительно прекрасного», «вполне прекрасного человека», в котором выразились черты нравственного идеала. … молодой человек лет 26-27, роста немного чуть повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное….

Лев Николаевич Мышкин

Задача перед Достоевским стояла огромная – показать , по его собственным словам, «положительно прекрасного», «вполне прекрасного человека», в котором выразились черты нравственного идеала.

молодой человек лет 26-27, роста немного чуть повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное….

Сравните изображения главного героя романа Достоевского «Идиот».

Сравните изображения главного героя романа Достоевского «Идиот».

Не только сам автор и художники старались передать образ главного героя, но и актеры. Евгений Миронов буквально «вжился» в роль.

Не только сам автор и художники старались передать образ главного героя, но и актеры. Евгений Миронов буквально «вжился» в роль.

В романе из уст главного героя исходит множество мудрых и глубоких мыслей… В монологе о смертной казни писатель передал свой собственный опыт…

В романе из уст главного героя исходит множество мудрых и глубоких мыслей…

В монологе о смертной казни писатель передал свой собственный опыт…

Настасья  Филипповна  Барашкова  «Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерно. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»

Настасья Филипповна Барашкова

«Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерно. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»

В отрывке со сожжением денег в качестве провокации для Гани Иволгина черты характера образа Настасьи Филипповны довольно ярко обнажаются. Лидия Вележева в фильме 2003г. четко это показала.

В отрывке со сожжением денег в качестве провокации для Гани Иволгина черты характера образа Настасьи Филипповны довольно ярко обнажаются. Лидия Вележева в фильме 2003г. четко это показала.

Аглая Епанчина  Князь Мышкин говорит об Аглае, что она

Аглая Епанчина

Князь Мышкин говорит об Аглае, что она "чрезвычайная красавица почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!.." А ее мать, Елизавета Прокофьевна, характеризуя младшую дочь :"Совершенно, совершенно как я, мой портрет во всех отношениях самовольный, скверный бесенок! Нигилистка, чудачка, безумная, злая, злая, злая! О, господи, как она будет несчастна!.." Сам Достоевский в подготовительных материалах отмечал-подчеркивал в Аглае сочетание "ребенка" и "бешеной женщины".

Рогожин Парфен Семёнович Один из главных героев романа, купец; С ним первым познакомился князь Мышкин  в вагоне поезда. Он «был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами. Нос его был широко сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица. Особенно приметна была в этом лице его мёртвая бледность, придававшая всей физиономии молодого человека изможденный вид…»

Рогожин Парфен Семёнович

Один из главных героев романа, купец; С ним первым познакомился князь Мышкин  в вагоне поезда. Он «был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами. Нос его был широко сплюснут, лицо скулистое; тонкие губы беспрерывно складывались в какую-то наглую, насмешливую и даже злую улыбку; но лоб его был высок и хорошо сформирован и скрашивал неблагородно развитую нижнюю часть лица. Особенно приметна была в этом лице его мёртвая бледность, придававшая всей физиономии молодого человека изможденный вид…»

На страницах романа показан отрезок жизненного пути князя, жизнь среди мечущихся , страдающих, запутавшихся людей, в судьбах которых он принимает участие. Но он бессилен помочь связанным с ним людям, терпит поражение и даже запутался в отношениях с двумя женщинами. Лев Николаевич не всесилен, но тем не менее след, оставленный им в душах окружающих людей, неизгладим. Достоевский сосредоточился на необходимом – на нравственном образце, на задаче духовного совершенствования человека. Судьбу и миссию Мышкина объясняет понятие христианской трагедии. Сюжетное наследие великого произведения

На страницах романа показан отрезок жизненного пути князя, жизнь среди мечущихся , страдающих, запутавшихся людей, в судьбах которых он принимает участие. Но он бессилен помочь связанным с ним людям, терпит поражение и даже запутался в отношениях с двумя женщинами. Лев Николаевич не всесилен, но тем не менее след, оставленный им в душах окружающих людей, неизгладим. Достоевский сосредоточился на необходимом – на нравственном образце, на задаче духовного совершенствования человека. Судьбу и миссию Мышкина объясняет понятие христианской трагедии.

Сюжетное наследие великого произведения

Финал романа  Финал романа «Идиот» - размышление писателя о Добре и Красоте в страшном мире наживы, безбожия, разгула эгоистических страстей. Мышкин и Рогожин вновь встречаются. Рогожин подводит князя к смертному ложу Настасьи Филипповны. Над телом убитой эти герои подобны сообщникам: оба убили её своей любовью. Божественное и человеческое в Мышкине постепенно гаснет, болезнь прогрессирует.      

Финал романа

Финал романа «Идиот» - размышление писателя о Добре и Красоте в страшном мире наживы, безбожия, разгула эгоистических страстей. Мышкин и Рогожин вновь встречаются. Рогожин подводит князя к смертному ложу Настасьи Филипповны. Над телом убитой эти герои подобны сообщникам: оба убили её своей любовью. Божественное и человеческое в Мышкине постепенно гаснет, болезнь прогрессирует.    

  Можно сказать, что в финале торжествует безумие эгоистического мира. Темное, демоническое начало вытесняет свет из жизни. Мышкин, «Князь Христос», Добро и Красота гибнут в этом страшном мире, оставив семена добра.

  Можно сказать, что в финале торжествует безумие эгоистического мира. Темное, демоническое начало вытесняет свет из жизни. Мышкин, «Князь Христос», Добро и Красота гибнут в этом страшном мире, оставив семена добра.

Домашнее задание  Поразмышляйте над великим романом. Напишите эссе, выбрав одну из предложенных тем:

Домашнее задание

Поразмышляйте над великим романом. Напишите эссе, выбрав одну из предложенных тем:

  • Князь Мышкин в современном мире…
  • Символический смысл названия произведения «Идиот».
  • Пророческие слова князя «красота спасет мир» от романа до наших дней.
Шаблон сайта http://pedsovet.su Материалы для создания презентации: Картинка 1 слайд: http://www.tsosh26.ru/index/shmo_russkogo_jazyka_i_literatury/0-264 Картинка 2 слайд: http://lenagold.ru/fon/clipart/s/sve3.html Картинка 3 слайд: http://www.olimppress.ru/parts_25.htm Использованы иллюстрации сайтов: www.spletnik.ru ; rutv.ru ; e-mironov.com ; sar-rodgor.ru ; bibliorelax.blogspot.com; Yatagan Caron; www.pravmir.ru ; www.foma.ru ; www.anars.ru ; Igorkomeluk.info; Loreread.ws; Cwer.ws; Kinofilms.tv; www.glazunov.ru ; Nnm.me; Yablor.ru; Tv-22.ru; www.stihi.ru ; Russian-classic.diary.ru; Ivchangela.ru. Список использованной литературы: 1. Русская литературная классика XIX века: учебное пособие / под ред. А.А. Слинько и В.А.Свительского. – Воронеж: Родная речь, 2003. – 426 с. 2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века /гл. ред. М.Д.Аксёнова. – М.:Аванта+, 2002. – 672 с. 3.http://www.litra.ru/composition/get/coid/00043301184864191389 Видео ролики из фильма:

Шаблон сайта http://pedsovet.su Материалы для создания презентации:

Картинка 1 слайд:

http://www.tsosh26.ru/index/shmo_russkogo_jazyka_i_literatury/0-264

Картинка 2 слайд:

http://lenagold.ru/fon/clipart/s/sve3.html

Картинка 3 слайд:

http://www.olimppress.ru/parts_25.htm

Использованы иллюстрации сайтов:

www.spletnik.ru ;

rutv.ru ;

e-mironov.com ;

sar-rodgor.ru ;

bibliorelax.blogspot.com;

Yatagan Caron;

www.pravmir.ru ;

www.foma.ru ;

www.anars.ru ;

Igorkomeluk.info;

Loreread.ws;

Cwer.ws;

Kinofilms.tv;

www.glazunov.ru ;

Nnm.me;

Yablor.ru;

Tv-22.ru;

www.stihi.ru ;

Russian-classic.diary.ru;

Ivchangela.ru.

Список использованной литературы:

1. Русская литературная классика XIX века: учебное пособие / под ред. А.А. Слинько и В.А.Свительского. – Воронеж: Родная речь, 2003. – 426 с.

2. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века /гл. ред. М.Д.Аксёнова. – М.:Аванта+, 2002. – 672 с.

3.http://www.litra.ru/composition/get/coid/00043301184864191389

Видео ролики из фильма:

  • www.youtube.com ;
  • vk.com.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского"Идиот"

Автор: Тащилина Лариса Михайловна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288442


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства