kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Чудо посуда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по ИЗО. Россия процветает искусством (Н.К.Рерих) Цели: прикоснуться к красоте, воспетой в песнях, легендах и ожившей в простых предметах обихода; рассмотреть основные технологические этапы изготовления деревянной хохломской посуды и закрепить представление о росписи в практической работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Чудо посуда»

МБОУ «Семьинская ООШ»

Чудо-посуда

(внеклассное занятие по ИЗО)

Учитель Буланова Е.А.

Россия процветает искусством (Н.К.Рерих)

Цели: прикоснуться к красоте, воспетой в песнях, легендах и ожившей в простых предметах обихода; рассмотреть основные технологические этапы изготовления деревянной хохломской посуды и закрепить представление о росписи в практической работе.

Оборудование: Краски, кисти, баночки с водой ( для детей); выставка детских работ; выставка книг; изделия Хохломы на партах, на столе учителя; «бельё» - деревянные нерасписанные заготовки; фото и слайды с изображением технологического процесса; записи народных мелодий; картонные шаблоны «черпачки» - заготовки на класс.

Ход занятия

Учитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите внимательно на предметы, нарисованные и сделанные! На округлых, золотистых боках чаши изображены ярко-красные и чёрные травинки, по тулову изгибаются нежные листики и веточки с упругими ягодами чёрной смородины, на поверхности солоницы и ковша расцветают и вовсе нигде не виданные золотые цветы. А маленький ковш напоминает добрую сказочную птицу. Эти необыкновенные предметы созданы хохломскими мастерами, работавшими в селе Семино и городе Семёнове Нижегородской области.

Давайте отправимся в небольшое увлекательное путешествие и узнаем, как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество.

Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил. Посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать.

Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой.

Это, конечно, легенда. Начало «золотой» росписи идёт от древних мастеров – живописцев. Из осины и липы делали они лёгкую и прочную посуду. Давайте вспомним основные этапы технологии создания изделий, о которых мы с вами говорили на предыдущих уроках.



Опрос: Какими инструментами работал мастер?

Ответы детей: топором, ножом, на станке (показ фото)

Основными этапами работы были следующие:

  1. «Бельё» - изготовление деревянных заготовок (демонстрация изделий).

  2. Грунтовка ( в составе глины) – красно-коричневого цвета. (демонстрация фото)

  3. Лужение (втирание алюминиевого порошка) ( показ изделия или фото)

  4. Крашение (роспись изделия)

  5. Лачение и сушка.

Каждый этап был важным и ответственным, потому что от тщательно выполненной работы и зависело качество сделанного предмета.

Продолжим наше путешествие и перенесёмся мысленно в Нижегородчину, где ещё совсем недавно в селах можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома», ведь так её называли, и где она взяла свои огненные краски. Пусть об этом поведают нам наши девочки.



Дети рассказывают легенду.

Легенда о мастере.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Сам царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал мастера за труды его. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский дров и перебрался в глухие далёкие леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, ясным для всех и понятным, а ещё мечтал о том, чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами, ягодками да тонкими веточками. Так хороши были чашки, что слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие стали здесь избы рубить да селиться рядом, чтобы мастерству поучиться, ремеслом овладеть. Да не очень-то получалось.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо- художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.



Учитель: Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор жаром дышат, поют хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям. И о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей. Как в любой легенде, в той, что мы услышали, есть вымысел, но правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

И мне думается, что не исчез тот мастер, а ушёл далеко-далеко, где не нашли его царские посыльные. Как вы думаете, почему он это сделал?



Ученики: Думаем, что больше всего любил он свободу и волю.

Учитель: А ещё говорят, что оставил мастер волшебную шкатулку с завещанием для тех, кто будет жить и творить в 21 веке, для тех, у кого чиста душа и светлы помыслы, потому что только такая душа может подхватить огонь души мастера и продолжить его дело. Таким и умение лучше других даётся. И говорят про них : «Есть божий дар!»

И в вашем классе есть такой человек ( Подходит и берёт за руку, ведёт к столу того, кто рисует лучше других). Хорошо тебе рисование даётся, видно, выбран ты мастером, а значит , быть тебе моим помощником, тебе и открывать шкатулку.

Ученик открывает шкатулку, достаёт из неё «обожжённый « документ и читает завещание мастера.

«Письмо молодому другу…

…Из мудрых и вечных камней

Сложите ступени грядущего…

Завещаю беречь, хранить, приумножить

И взять в новое тысячелетие…»



Учитель: О чём слова мастера? Что он завещал беречь и хранить? ( Искусство, ремесло, секреты мастерства)

Что значит «приумножить»? (Сделать больше, создать своими руками новые предметы и произведения искусства).

«Взять в новое тысячелетие…»( Знания)

(Стихи Н.К.Рериха «Завещание мастера» - хороший повод обсудить с детьми важные понятия, обозначить их место в современной системе ценностей).

На доске ковш - утица. В старину её называли братиной, потому что могла собраться вокруг неё вся братия, вся родня.

- Все ли ладно с утицей, все ли добро сделано?



Ученики: Черпачки не расписаны.

Учитель: Давайте распишем их, выполним наказ мастера – «доброе приумножать»! Посчитайте , сколько на братине черпачков? Верно, семь. Это число не простое, оно- заветное, народом любимое, в нашей культуре часто встречающееся. Не случайно у нас 7 дней в неделе, 7 чудес света, 7 нот в гамме, 7 цветов в радуге, 7»я» - семья.

Мы сейчас на уроке проведём конкурс мастеров: 7 самых лучших черпачков украсят утицу – ковш, который мы оставим на память классу, а остальные подарят свои черпачки друзьям и близким. Поэтому старайтесь, ведь на черпачок будут любоваться дорогие вам люди, так пусть же им будет приятно! Это будет просто неповторимый подарок.

Давайте вместе вспомним основные элементы хохломской росписи.



Ученики: Травка, кустик, ягодки.

Учитель: Наверное, все догадались, где же взяли мастера эти элементы, у кого они учились. Конечно, у природы. Вот перед вами милые уголки природы, вдохновлявшие мастеров на чудо-красоту. ( Демонстрация слайдов)

Прошу вас обратить внимание на то, что художники не стремятся показать растения такими, какими мы видим их в жизни. Хохломские узоры декоративны! Полюбовались? А теперь – за дело. Начинаем творить, чудо-мастера! (На все задание 20 минут)

Вспомните, какими цветами работал мастер? (чёрный, красный, жёлтый, зелёный)



Дети работают под весёлую народную мелодию.

Учитель приглашает ученика, открывавшего шкатулку, выбрать лучшие 7 черпаков; при этом объясняя, почему он выбрал мальчика.

Учитель: В старину живописью промышляли в основном мужчины и учились тому промыслу с 10 лет. Долгие годы трудились, чтобы мастерами стать, и становились. Но всегда среди них особенные были – «с искрой божьей».

Я не случайно выбрала ( называется имя), вы все знаете, как он хорошо рисует, у него порой получаются просто необыкновенные работы. Этому нельзя научить, это дано природой.

Лучшими черпачками украшают ковш-братину.



Итог занятия: слава о мастере в людской памяти жила, молва его славу далеко разносила, и в подтверждение славе были его дела – его посуда, вобравшая в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Учитель: Как вы считаете, выполнили мы наказ мастера: Сохранили, сберегли, приумножили и взяли в новое тысячелетие?

Поняли ли вы теперь, что значат слова мастера:

« Из мудрых и вечных камней

Сложите ступени грядущего…»?

Мудры знания, а вечны красота, любовь, искусство…

Своими работами вы положили первую ступень в Грядущее, Будущее. А таких ступеней в жизни будет ох как много…

Если кто-то из вас заинтересуется и захочет узнать чуточку больше об удивительных мастерах\, творящих добро, несущих радость людям, он может обратиться к книгам, представленным нами на выставке.(Демонстрация книги).

Пусть завершат наше небольшое путешествие слова А.Чуянова – фотохудожника, много лет посвятившего исследованию художественного наследия Нижегородского края: …Пока на Земле трудятся мозолистые руки мастера, есть надежда, что народное творчество будет жить в веках!»

Благодарю всех за урок! Спасибо всем, кто хорошо поработал!



Литература

  1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры, М.: Искусство, 1990.

  2. Бедник Н. Хохлома, Л., 1980

  3. Величко Н. Энциклопедия. Роспись. Техники. Приёмы. Изделия, М.: Астпресс,1999

  4. Вишневская В.М. Хохлома, Л., 1969

  5. Гольди И.И. Хороша ложка!, М: Детская литература, 1994

  6. Емельянова Т. Любовь моя, Хохлома, Горький, 1981

  7. Миловский А.С. Народные промыслы, М.: Искусство, 1994

  8. Сентова А. Где живёт Жар-птица, Горький, 1980

  9. Хохлома: альбом, М.: Искусство, 1980
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Чудо посуда

Автор: Буланова Елена Алексеевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС.  Чудо -посуда. Лепка «Чайный сервиз»."
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos-chudo-posuda-liepka-chainyi-sierviz"
    ["file_id"] => string(6) "324253"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462382609"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект интегрированного занятия на тему  "Чудо Гжели" (Художественно-эстетическое развитие""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiektintieghrirovannoghozaniatiianatiemuchudogzhielikhudozhiestviennoestietichieskoierazvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "317106"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1460278614"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Родительское собрание "Каждый ребенок есть однажды случившееся чудо." "
    ["seo_title"] => string(79) "roditiel-skoie-sobraniie-kazhdyi-riebienok-iest-odnazhdy-sluchivshieiesia-chudo"
    ["file_id"] => string(6) "108721"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403814784"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) ""Посуда в твоём доме"  урок изобразительного искусства  3 класс по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(71) "posuda-v-tvoiom-domie-urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-3-klass-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "167448"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423078006"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Проект "Посуда для Федоры""
    ["seo_title"] => string(24) "proiektposudadliafiedory"
    ["file_id"] => string(6) "283785"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453887295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства