Внеклассное занятие по ИЗО. Россия процветает искусством (Н.К.Рерих) Цели: прикоснуться к красоте, воспетой в песнях, легендах и ожившей в простых предметах обихода; рассмотреть основные технологические этапы изготовления деревянной хохломской посуды и закрепить представление о росписи в практической работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: прикоснуться к красоте, воспетой в песнях, легендах и ожившей в простых предметах обихода; рассмотреть основные технологические этапы изготовления деревянной хохломской посуды и закрепить представление о росписи в практической работе.
Оборудование: Краски, кисти, баночки с водой ( для детей); выставка детских работ; выставка книг; изделия Хохломы на партах, на столе учителя; «бельё» - деревянные нерасписанные заготовки; фото и слайды с изображением технологического процесса; записи народных мелодий; картонные шаблоны «черпачки» - заготовки на класс.
Ход занятия
Учитель. Здравствуйте, дети! Посмотрите внимательно на предметы, нарисованные и сделанные! На округлых, золотистых боках чаши изображены ярко-красные и чёрные травинки, по тулову изгибаются нежные листики и веточки с упругими ягодами чёрной смородины, на поверхности солоницы и ковша расцветают и вовсе нигде не виданные золотые цветы. А маленький ковш напоминает добрую сказочную птицу. Эти необыкновенные предметы созданы хохломскими мастерами, работавшими в селе Семино и городе Семёнове Нижегородской области.
Давайте отправимся в небольшое увлекательное путешествие и узнаем, как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество.
Разное сказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил. Посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать.
Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и её угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой.
Это, конечно, легенда. Начало «золотой» росписи идёт от древних мастеров – живописцев. Из осины и липы делали они лёгкую и прочную посуду. Давайте вспомним основные этапы технологии создания изделий, о которых мы с вами говорили на предыдущих уроках.
Опрос: Какими инструментами работал мастер?
Ответы детей: топором, ножом, на станке (показ фото)
Грунтовка ( в составе глины) – красно-коричневого цвета. (демонстрация фото)
Лужение (втирание алюминиевого порошка) ( показ изделия или фото)
Крашение (роспись изделия)
Лачение и сушка.
Каждый этап был важным и ответственным, потому что от тщательно выполненной работы и зависело качество сделанного предмета.
Продолжим наше путешествие и перенесёмся мысленно в Нижегородчину, где ещё совсем недавно в селах можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома», ведь так её называли, и где она взяла свои огненные краски. Пусть об этом поведают нам наши девочки.
Дети рассказывают легенду.
Легенда о мастере.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Сам царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал мастера за труды его. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский дров и перебрался в глухие далёкие леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, ясным для всех и понятным, а ещё мечтал о том, чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами, ягодками да тонкими веточками. Так хороши были чашки, что слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие стали здесь избы рубить да селиться рядом, чтобы мастерству поучиться, ремеслом овладеть. Да не очень-то получалось.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо- художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Учитель: Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор жаром дышат, поют хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям. И о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей. Как в любой легенде, в той, что мы услышали, есть вымысел, но правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
И мне думается, что не исчез тот мастер, а ушёл далеко-далеко, где не нашли его царские посыльные. Как вы думаете, почему он это сделал?
Ученики: Думаем, что больше всего любил он свободу и волю.
Учитель: А ещё говорят, что оставил мастер волшебную шкатулку с завещанием для тех, кто будет жить и творить в 21 веке, для тех, у кого чиста душа и светлы помыслы, потому что только такая душа может подхватить огонь души мастера и продолжить его дело. Таким и умение лучше других даётся. И говорят про них : «Есть божий дар!»
И в вашем классе есть такой человек ( Подходит и берёт за руку, ведёт к столу того, кто рисует лучше других). Хорошо тебе рисование даётся, видно, выбран ты мастером, а значит , быть тебе моим помощником, тебе и открывать шкатулку.
Ученик открывает шкатулку, достаёт из неё «обожжённый « документ и читает завещание мастера.
«Письмо молодому другу…
…Из мудрых и вечных камней
Сложите ступени грядущего…
Завещаю беречь, хранить, приумножить
И взять в новое тысячелетие…»
Учитель: О чём слова мастера? Что он завещал беречь и хранить? ( Искусство, ремесло, секреты мастерства)
Что значит «приумножить»? (Сделать больше, создать своими руками новые предметы и произведения искусства).
«Взять в новое тысячелетие…»( Знания)
(Стихи Н.К.Рериха «Завещание мастера» - хороший повод обсудить с детьми важные понятия, обозначить их место в современной системе ценностей).
На доске ковш - утица. В старину её называли братиной, потому что могла собраться вокруг неё вся братия, вся родня.
- Все ли ладно с утицей, все ли добро сделано?
Ученики: Черпачки не расписаны.
Учитель: Давайте распишем их, выполним наказ мастера – «доброе приумножать»! Посчитайте , сколько на братине черпачков? Верно, семь. Это число не простое, оно- заветное, народом любимое, в нашей культуре часто встречающееся. Не случайно у нас 7 дней в неделе, 7 чудес света, 7 нот в гамме, 7 цветов в радуге, 7»я» - семья.
Мы сейчас на уроке проведём конкурс мастеров: 7 самых лучших черпачков украсят утицу – ковш, который мы оставим на память классу, а остальные подарят свои черпачки друзьям и близким. Поэтому старайтесь, ведь на черпачок будут любоваться дорогие вам люди, так пусть же им будет приятно! Это будет просто неповторимый подарок.
Давайте вместе вспомним основные элементы хохломской росписи.
Ученики: Травка, кустик, ягодки.
Учитель: Наверное, все догадались, где же взяли мастера эти элементы, у кого они учились. Конечно, у природы. Вот перед вами милые уголки природы, вдохновлявшие мастеров на чудо-красоту. ( Демонстрация слайдов)
Прошу вас обратить внимание на то, что художники не стремятся показать растения такими, какими мы видим их в жизни. Хохломские узоры декоративны! Полюбовались? А теперь – за дело. Начинаем творить, чудо-мастера! (На все задание 20 минут)
Вспомните, какими цветами работал мастер? (чёрный, красный, жёлтый, зелёный)
Дети работают под весёлую народную мелодию.
Учитель приглашает ученика, открывавшего шкатулку, выбрать лучшие 7 черпаков; при этом объясняя, почему он выбрал мальчика.
Учитель: В старину живописью промышляли в основном мужчины и учились тому промыслу с 10 лет. Долгие годы трудились, чтобы мастерами стать, и становились. Но всегда среди них особенные были – «с искрой божьей».
Я не случайно выбрала ( называется имя), вы все знаете, как он хорошо рисует, у него порой получаются просто необыкновенные работы. Этому нельзя научить, это дано природой.
Лучшими черпачками украшают ковш-братину.
Итог занятия: слава о мастере в людской памяти жила, молва его славу далеко разносила, и в подтверждение славе были его дела – его посуда, вобравшая в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Учитель: Как вы считаете, выполнили мы наказ мастера: Сохранили, сберегли, приумножили и взяли в новое тысячелетие?
Поняли ли вы теперь, что значат слова мастера:
« Из мудрых и вечных камней
Сложите ступени грядущего…»?
Мудры знания, а вечны красота, любовь, искусство…
Своими работами вы положили первую ступень в Грядущее, Будущее. А таких ступеней в жизни будет ох как много…
Если кто-то из вас заинтересуется и захочет узнать чуточку больше об удивительных мастерах\, творящих добро, несущих радость людям, он может обратиться к книгам, представленным нами на выставке.(Демонстрация книги).
Пусть завершат наше небольшое путешествие слова А.Чуянова – фотохудожника, много лет посвятившего исследованию художественного наследия Нижегородского края: …Пока на Земле трудятся мозолистые руки мастера, есть надежда, что народное творчество будет жить в веках!»
Благодарю всех за урок! Спасибо всем, кто хорошо поработал!
Литература
Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры, М.: Искусство, 1990.
Бедник Н. Хохлома, Л., 1980
Величко Н. Энциклопедия. Роспись. Техники. Приёмы. Изделия, М.: Астпресс,1999