- предметные: на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о справедливости и равенстве в Вавилонском царстве;
- метапредметные:
регулятивные: формулировать учебную задачу, определять последовательность действий при её решении .
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, формулировать собственное мнение и позицию.
- личностные: воспитать у учащихся представление о законах, как форме организации коллективной жизни.
Оборудование: технологическая карта учащегося (Приложение1), общая подборка законов (Приложение2), подборка законов для групповой работы (Приложение 3), ЭОР – мультимедийная презентация, историческая карта «Древние цивилизации Азии III-I тысячелетия до н.э.» оценочный лист (Приложение 4).
1.Организационный этап.
Ребята делятся на 6 рабочих групп, выбирают руководителя группы, получают раздаточный материал.
2.Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.
По берегам Евфрата тянется ряд холмов, они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыты развалины самого большого города Южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата Бога». Греки от названия города прозвали и всю страну «Вавилон».
Вавилон в течение долгого времени был маленьким незаметным поселением, но за 6-сть столетий Вавилон превратился в самый большой и богатый город во всей Месопотамии. «Для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого», царь Хаммурапи создал законы, которые «освещали страну для блага народа».
Этот свод законов (именуемый также Кодексом или Законником) был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы. Именно эта находка позволила ученым сделать важные выводы о жизни вавилонян.
Учитель: представим себя на месте ученых. Что могло бы заинтересовать Вас в находке?
Учащиеся:
1. О чем эти законы?
2. Можно ли охарактеризовать Древневавилонское общество по этим законам?
3. Насколько справедливы были законы?
3. Глоссарий.
Объясни значение слов: цивилизация, государство, закон, свободные граждане, рабы, неравенство.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель: Как вы думаете, что вам нужно узнать, чтобы на уроке ответить на поставленные вами вопросы?
Ученики: необходимо познакомиться с самими законами и обсудить их.
Каждая группа получает технологическую карту и карточку с тематической подборкой законов, которые необходимо проанализировать и ответить на поставленные вопросы. (Приложение 1),( Приложение2).
На основе ответа на третий вопрос технологической карты составляется кластер.
Преступления
Законы
Ответственность за нерадивость
Наследование имущества
Договорные, долговые отношения
Воинская служба
Защита прав детей
Изучив законы в группах, нам предстоит сделать вывод об их справедливости.
Проблемный вопрос: У всех ли людей были одинаковые права и возможности?
Для решения этого вопроса вам понадобятся исторические документы, которые есть на ваших столах.
(Приложение 2). Карточка «2»
(§ 197) Если человек переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.
(§ 198) Если он выколол глаз мушкенуму (человек не имеющий земельной собственности) или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.
(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.
(§ 201) Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
(§ 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
(§ 221) Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.
(§ 222) Если это сын мушкенума, то он должен заплатить 3 сикля серебра.
(§ 223) Если это раб человека, то хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.
Можно ли по представленным законам сделать вывод о неравенстве людей?
Какие категории населения можно выделить по тексту?
Приведите доказательства неравенства различных категорий населения?
Ответы учащихся:1) В обществе существовало неравенство, потому что 2)среди населения можно выделить чиновников, свободных людей, мушкенумов, рабов, 3) которые по- разному оценивались в случае увечий и несли не одинаковую ответственность за преступления.
Давайте поработаем с приложением №3, у каждой группы своя подборка законов. Ответьте на вопросы, предложенные вашей группе, ответы коротко занесите в технологическую карту.
5. Первичная проверка понимания.
Учитель: Давайте ознакомимся с результатами вашей работы.
(Выслушиваются ответы учащихся)
Учащиеся дают собственную оценку изученным законам, характеризуя их с точки зрения справедливости;
Вавилоняне воспринимали эти законы как должное. Законы Хаммурапи позволяло управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство сильным и развитым. Некоторые из законом справедливы, но нам эти законы кажутся жестокими.
6. Первичное закрепление.
Выполните задание 6 технологической карты. В чем твои представления о равенстве и справедливости, совпадают с представлениями вавилонского царя, а чем нет.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
§13, синквейн на тему «Законы «сияющей справедливости». Рабочая тетрадь
задание №5,стр.49
8. Рефлексия. В конце урока руководитель группы оценивают работу своей ячейки в технологической карте.
Руководитель группы, состав
Этапы работы
Оценка за деятельность каждого в группе
1
2
3
Технологическая карта урока
по теме: Законы «сияющей справедливости»
Организационный момент. Определите руководителя группы.
Определите ключевые задачи урока, поставьте проблемные вопросы к теме.