«ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ»
Открытый урок по истории Древнего мира в 5 классе.
Учитель истории и обществознания, МКОУ Терновская СОШ №2 Толубаева Вера Николаевна.
Цель урока: (Сл.1)
Познакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать их значение для жителей Вавилона.
Продолжить формировать информационные и коммуникативные компетентности учащихся (умение анализировать исторические документы, делать выводы, самостоятельно составлять рассказ, развивать речь, логическое мышление) (Сл.2)
Оборудование урока; карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», современная политическая карта мира, компьютер, мультимедио, текст законов, памятка для работы с документами.
Основные понятия и термины: Вавилон, Вавилония, закон
Хронология: 1792-175 гг. до н.э. – правление вавилонского царя Хаммурапи.
Персоналии: Хаммурапи.
План урока: (сл.2)
I.Организационный момент.
II. 1)Актуализация знаний:
а) Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья? (сл.3,4,5)
б)Решение задач
2) Объяснение нового материала.
А) Образование Вавилонского государства.
Б) Законы царя Хаммурапи.
3) Самостоятельная работа учащихся с документами.
А) Работа с текстом законов.
4) Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
5) Домашнее задание.
Форма урока: урок-презентация с элементами практической работы с источниками.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний.
Ребята! Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе III граница Египта была отодвинута до реки Евфрат.
-Как можно было добраться египтянам до этой реки?
-Какой путь мы с вами выбираем?
-Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Двуречье или Междуречье)
Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Авфрат? (Турция, Сирия, Ирак). (работа с картой)
Египтянин, побывав в Двуречье, рассказывал дома: «Вода там течет наоборот, а лодки по ней плывут только в одну сторону»
- Почему он так говорил? (Реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив).
А теперь заполним таблицу, где отметим, что общего, а в чем различия в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья?
Общее: Различия:
Разлив рек, Разливы рек очень бурные,
Ил, Строили все из глины,
Оросительные каналы, Клинопись, глиняные дощечки
Земледелие, ремесло
Одновременно возникли государства, города, религия
Письменность
Итак, мы выяснили природные особенности этих стран. Египет был богат полезными ископаемыми, а Двуречье бедно.
Вывод: Основным занятием жителей Двуречья было поливное земледелие ( обратить внимание учащихся на значение ирригационной системы для развития цивилизации древности), ремесло, торговля.
2.Решение задач.
а) В городе Уре было исследовано более 2 тыс. гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же найдены золотые шлемы, венки, ожерелье и др.
- Какие выводы можно сделать на основании этих погребений? ( У жителей Ура существовали религиозные верования, вера в загробную жизнь, где все это может пригодится. Наличие в обществе богатых и бедных.)
б) В документе написано о мальчике, который опаздывал на занятия, плохо училсяи был несколько раз наказан ударами палки. А когда он вечером рассказал отцу об этом, тот очень обеспокоился. На другой день отец пригласил учителя. В доме его посадили на почетное место, угостили хорошим вином, потом учителю подарили нарядную одежду и надели на палец кольцо.
- Подумайте, чем был обеспокоен отец ученика? Почему он принимал учителя как высокого гостя и сделал ему дорогие подарки?
(Отец беспокоился, что сын станет плохим писцом, а писцы в то время очень ценились, так как они были помощниками царя.)
Объяснение нового материала.
1).Вавилон – главный город Двуречья (сл.6-13)
Рассказ учителя.
Долгое время города Двуречья воевали между собой за право быть главным городом. Победил в этой борьбе Вавилон, или как говорили вавилоняне – Баб-илу, что означало – «врата бога». Под властью Вавилона объединилось все Двуречье.
Вавилон был самым большим городом Передней Азии. Его улицы были четко распланированы. Город украшали величественные ворота, дома, храмы. Около ворот стоял царский дворец с висячими садами, которые считались одним из семи чудес света; в центре Вавилона возвышалась девяностометровая храмовая башня. С башни жрецы наблюдали за движением звезд и планет. Город украшали великолепные ворота.
Наивысшего расцвета Вавилон достиг при царе Хаммурапи, который около 1750 года до н.э. покорил соседние территории. Образовал государство от Персидского залива до Ассирии включительно – Вавилонию.
2). Законы царя Хаммурапи
Хаммурапи был самым знаменитым и могущественным царем Вавилона. ( сл.14). Он правил с 1792 по 1750 г. до н.э. Его послы ездили в Сирию, Финикию, Египет. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Он назначал правителей областей и городов, руководил войском. Однако в отличие от фараонов, вавилонский царь богом не назывался, а получал власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам. По приказу царя было вырыто много новых каналов для орошения полей. Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом и мудрым законодателем.
О Хаммурапи сохранилось не так много сведений, но он оставил о себе память в законах составленных по его приказу.
Изучая обществознание, мы с вами сталкивались с этим понятием.
-Ребята, кто из вас может объяснить, что такое закон?
Закон – это правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства.
В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу – двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.
Сегодня, изучая эти законы, мы узнаем, как жили древние вавилоняне. Рассказывают, что это были суровые законы, например, за то, что сын ударил своего отца, ему отрубали руку. Законы защищали бедняков, заставляли людей хорошо работать. Верите ли вы в это? Сегодня, изучая эти законы, мы сможем ответить на эти и другие вопросы. Всего законов было обнаружено 282.
IV.Работа с текстом законов. (сл. 12-16)
V.Закрепление изученного на уроке.
Беседа по вопросам.
- Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона?
( Это были правила, по которым жили жители этого государства.)
- Какое значение эти законы имеют для нас, людей живущих в XXI веке?
(Они дают нам информацию о том, как жили жители Вавилона при Хаммурапи, чем занимались, как им «разрешал» поступать закон в той или иной ситуации.)
VI.Итог урока.
Домашнее задание:
1. Прочитать &14 учебника А.А.Вигасина, И.Г.Годер
2. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1. С.44, задание №53