kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вторая война Рима с Карфагеном

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомление учащихся с историей Второй Пунической войны. Образовательные задачи: раскрыть характер и причины войны; ход военных действий; значение побед Ганнибала и римлян;

Развивающие задачи: развитие у учащихся познавательного интереса к истории; развитие логического и аналитического мышления. Продолжение работы над формированием исторических понятий и терминов; формировать навыки работы с картой, схемой, учебником;

Воспитательные задачи: воспитывать у обучающихся уважение к историческому прошлому,  учить ценить заслуги ушедших поколений, учить учащихся не повторять их ошибок.

Тип урока:  урок новых знаний с элементами ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вторая война Рима с Карфагеном»


Вторая война Рима с Карфагеном Открытый урок для молодых специалистов области История Древнего мира 5 класс Цель урока: ознакомление учащихся с историей Второй Пунической войны. Образовательные задачи: раскрыть характер и причины войны; ход военных действий; значение побед Ганнибала и римлян; Развивающие задачи: развитие у учащихся познавательного интереса к истории; развитие логического и аналитического мышления. Продолжение работы над формированием исторических понятий и терминов; формировать навыки работы с картой, схемой, учебником; Воспитательные задачи: воспитывать у обучающихся уважение к историческому прошлому, учить ценить заслуги ушедших поколений, учить учащихся не повторять их ошибок. Тип урока: урок новых знаний с элементами ФГОС Оборудование урока: 1.Карта «Древняя Италия» 2.Портрет Ганнибала 3. Схема боя при Каннах 4. Дополнительная информация из Википедии 5. Иллюстративный материал (карточки с названиями городов Рим и Карфаген, сенат, консул, патриций, плебей, народный трибун и другие) 6. Проектор и презентация Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый. Формы проведения: индивидуальные опережающие сообщения (о Ганнибале, о битве при Каннах), фронтальные. Основные понятия и термины: Пунические войны, несправедливая, захватническая война. Сенат План изучения нового материала
  1. Причины войны Рима с Карфагеном
  2. Начало второй Пунической войны
  3. Битва при Каннах
  4. Окончание войны. Итоги и значение Пунических войн
Даты: 218 г.до н.э. – начало Второй войны Рима с Карфагеном 216 г.до н.э. – битва при Каннах 202 г.до н.э. – битва у г. Зама
  1. Личности: Ганнибал, Сципион
Структура урока 1.Организационный момент Подготовка карточек, рабочих листов 2.Причины войны Рима с Карфагеном Актуализация знаний учащихся через эвристическую беседу Подвожу учащихся к основной цели урока

Учитель

О чем будем говорить на уроке? (Учащимся тема сообщается) Учащиеся Причины войны между Римом и Карфагеном, ее ход, итоги войны. Учитель обобщает ответы и сообщает цель. Когда была основана Римская республика? Учитель учащимся Показать на карте: где расположена Италия, Рим, Апеннинский полуостров. Учащиеся показывают на карте Италию, Рим, Апеннинский полуостров. Учитель Подчинив Италию, римляне попытались подчинить острова в Средиземном море: Сицилию, Сардинию, Корсику. Учитель показывает на карте. Использует карточки с городами. Отмечает, что этому продвижению Рима воспротивился Карфаген. Вопросы и задание учащимся Кто основал Карфаген? Где он был расположен? Используется карточка с названием города. Задание: запишите даты войны в тетрадь. Учащиеся выполняют задание №1 и используют карту учебника стр.217. Вопросы учащимся: Каковы причины войны Рима с Карфагеном? Войны между Римом и Карфагеном были названы Пуническими, т.к. римляне называли жителей Карфагена пунами. Первую войну выиграл Рим. Сицилия подчинилась ему. Можно ли назвать войну Рима с Карфагеном справедливой? 3 Начало войны Полководцем Карфагена стал Ганнибал. Сообщение ученика о Ганнибале. Использовать портрет и дополнительный материал. Учитель Какие черты характера отмечает Тит Ливий у Ганнибала? Какие положительные черты были у него? А какие черты отрицательные? (опережающее задание) Учащиеся выполняют задание № 2 и отмечают в своих ответах, что Ганнибал пошел в Италию кружным путем через Северную Африку, Испанию, Галлию, горы Альпы (можно отметить путь на доске) Переход через Альпы был труден. Задание учащимся: использовать рисунок на стр. 217 для доказательства трудностей похода. Учащиеся выполняют задание № 3 и отвечают на вопросы, делают вывод о том, что галлы ненавидели римлян, т.к. те были завоевателями. Галлы дали продовольствие Ганнибалу, лошадей и вступили в войско. Сенат, узнав о приближении Ганнибала, приказал консулам остановить его. Однако, это им не удалось. Ганнибал их разбил. Учитель Путь на Рим был открыт. Ганнибал не стал захватывать город, а пошел на Юг страны. Почему? Задание № 4. Выполняя задание, учащиеся делают вывод, что город был хорошо укреплен. Ганнибал хотел поднять на борьбу против Рима покоренные народы Италии.

Физминутка

4.Битва при Каннах Учитель Самое крупное сражение между Римом и Карфагеном произошло около Канн. Для ответа нам потребуется схема боя (стр. 218). Запишите дату битвы в тетрадь. Консулы заспорили между собой: давать сражение или нет. Кто такой консул? Сенат? Выполняя задание №5, учащиеся делают вывод о построении римского войска и соотношении сил перед боем. 40 тысяч пехоты у Ганнибала. У римлян – 80 тысяч. Однако преимущество у Ганнибала было в коннице. Сообщение ученика о битве. Учитель Римляне проиграли сражение. Почему? Потеряли 70 тысяч человек Учащиеся выполняют задание №6 на сравнение этапов битвы. 5.Окончание войны Учитель Война затягивалась. Войско Ганнибала таяло. Народы Италии перестали его поддерживать. Почему? Воины грабили местных жителей. Римский полководец Сципион (показать портрет) высадился вблизи Карфагена. Ганнибал срочно покинул Италию. Ему нужно было защищать родной город. В 202 году первый раз Ганнибал потерпел поражение у г.Зама.

Учащиеся выполняют задания № 7 и №8

Задания 7-8 помогают учащимся выделить причины поражения Ганнибала Учитель

Предположите, каковы будут требования Рима после победы над Карфагеном?

Учитель обобщает ответы учащихся По мирному договору Карфаген лишился всех своих владений, выдал свой флот, боевых слонов и заплатил большую сумму денег (контрибуцию).



Рефлексия Задание учащимся Прочитать документ на стр. 219 Чтение и анализ документа на стр.219 поможет закрепить материал параграфа Учитель Какое значение имел флот для римлян? Почему по условиям мира Карфаген был вынужден отдать весь флот? Учащиеся отвечают на вопросы после №46, стр. 220. Д/з § 47, Задание: составить рассказ от имени участника похода Ганнибала Работа с картой из рабочей тетради, использовать карту учебника на стр.217.




Приложение к уроку «Вторая война Рима с Карфагеном» №1

Задание №1


Рассмотрите карту на странице 217. Каковы были владения Карфагена? Какие земли в них входили?

Карфаген был основан финикийскими мореплавателями и купцами. Он был расположен на перекрестке морских торговых путей и процветал в эту эпоху. Карфаген имел сильнейший военный флот. В военном флоте Карфагена было много пентер – больших быстроходных кораблей с пятью рядами весел с каждой стороны. Сухопутное войско города состояло из наемников: греков, африканцев (например, нумидийской конницы), испанцев и многих других.

В чем сильные и слабые стороны наемного войска? Вспомните, для чего воюют наемники, что их больше всего интересует?


Задание №2


Рассмотрите картину в параграфе, на странице 217

Кто входил в войско Ганнибала? В чем были трудности этого похода?


Задание №3


Оказавшись в долине реки По, Ганнибал объявил жившим там галлам, что воюет не с ними, а с Римом за свободу Италии. Галлы ненавидели покоривших их римлян. Они дали Ганнибалу продовольствие и лошадей, стали толпой вступать в его войско.

Как встретили галлы Ганнибала? Почему?

Определите по карте на странице 217, где и когда произошла первая битва карфагенского войска с римским?



Задание №4


Один из соратников Ганнибала, поздравляя его с победой, сказал: «Не пройдет и пяти дней, как ты будешь победителем пировать на Капитолии». Однако Ганнибал не пошел на Рим. Почему?

Мог ли он взять укрепленный город? Посмотрите на карту. Куда двинулся Ганнибал?




Задание №5


Настигнув неприятеля близ города Канны, консулы увидели обширную равнину. «Здесь и дадим сражение, - настаивал консул Эмилий Павел, - у нас в 2 раза больше пехоты, чем у Ганнибала». Другой консул Теренций Варрон возражал: «Вражеская конница сильнее нашей, а равнина – прекрасное место для ее действий. Безопаснее занять оборону на соседних холмах».

А как вы думаете, что лучше: дать бой на равнине или уйти под укрытие холмов?

На странице 218 находится схема битвы при Каннах. Посмотрите на первый рисунок, как построили римляне свои войска? Как построил свои войска Ганнибал? Подумайте, почему Ганнибал поставил в центр галлов и испанцев, а по флангам африканцев?


Задание №6


Рассмотрите схему на странице 218 Определите, какие предложения относятся к первому, второму и третьему рисунку.

  1. Римское войско оказалось в окружении. Сбитые в кучку легионеры служили хорошей мишенью для врага: каждый дротик, каждый камень из пращи попадал в цель. При Каннах пало 70 тысяч римлян, в том числе и консул, возражавший против битвы.

  2. Но до победы было далеко. Вихрем налетели на римлян испанские, галльские и африканские всадники Ганнибала. Опрокинув римскую конницу, они стали заходить в тыл вражеской пехоте. Одновременно отборные части карфагенской пехоты ударили по противнику с боков.

3)Римские легионы всей своей тяжестью обрушились на вражеский центр. Полумесяц карфагенского войска стал прогибаться внутрь. «Победа!» - кричали римляне.



Задание №7


Прочитайте текст и определите, в чем были причины поражения Ганнибала (найдите не менее 3 причин)?

После битвы при Каннах Ганнибал прислал послов для заключения мира, но римляне отказались. Они не упали духом и не потеряли мужества. Нависшая над ними опасность придала им еще больше сил. Они собрали новое войско, куда вступили даже юноши и старики.

Войско Ганнибала редело. Расчет на поддержку жителей Италии не оправдался, они не желали больше помогать Ганнибалу, потому что его наемники грабили всех без разбора, опустошая страну.

Ганнибал обратился за помощью к Карфагену. Но многие купцы Карфагена боялись, что Ганнибал, разбив Рим, захватит власть в городе. Они отказали Ганнибалу в помощи.



Задание №8


После битвы при Каннах римскую армию возглавил молодой полководец Сципион. Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: что сделал Сципион, чтобы заставить Ганнибала уйти из Италии?


Приложение к уроку «Вторая война Рима с Карфагеном»

2

Детская энциклопедия

Биография Ганнибала

Ганнибал (247—183 гг. до н. э.), полководец и политический деятель Карфагена.

Сын Гамилькара Барки, командующего карфагенскими войсками в Испании, претендовавшего на политическую власть в Карфагене (древний город-государство в Северной Африке, в районе современного города Тунис).

В 221 г. до н. э., после смерти своего шурина Гасдрубала, провозглашён войсками командующим. Карфагенские власти вынуждены были признать это назначение, хотя издавна опасались амбиций рода Барки. По легенде, Ганнибал ещё в детстве поклялся отцу быть врагом римлян — главных соперников карфагенян в Западном Средиземноморье.

Считая новую войну с Римом неизбежной, Ганнибал старался спровоцировать её и в 219 г. до н. э. захватил и разорил Сагунт — отдавшийся под защиту римлян испанский город-государство (ныне город Сагунто на востоке Испании). Во время 2-й Пунической войны (218—201 гг. до н. э.) Ганнибал во главе огромной армии, отягощённой обозом и боевыми слонами, предпринял стремительный переход через Альпы и в 218 г. до н. э. вторгся в Италию. В четырёх сражениях — на реках Тицин, Треббия (218 г. до н. э.), Тразименском озере (217 г. до н. э.), при Каннах (216 г. до н. э.) — Ганнибал практически уничтожил римскую армию. Однако он не решился штурмовать Рим, занявшись закреплением своего владычества в Италии. Постепенно римляне переманили на свою сторону или захватили союзные Ганнибалу города, разбили его полководцев в Италии и Испании.

В 204 г. до н. э. римские войска переправились в Африку. Ганнибал был против воли отозван в Карфаген и в 202 г. до н. э. потерпел единственное в своей жизни поражение при Заме (Северная Африка, около современного города Эль-Кеф в Тунисе) от римского полководца Сципиона.
Римляне навязали Карфагену унизительный мир. Ганнибал стремился сохранить независимость своего государства, предупреждал о гибельности подчинения Риму и в конце концов бежал из Карфагена, опасаясь за свою жизнь. Став советником сирийского царя Антиоха III Великого, он подтолкнул его к войне с Римом (192—188 гг.).

Разгромив Антиоха, римляне потребовали выдать Ганнибала. Ганнибал бежал в Вифинию (царство на северо-западе Малой Азии, на территории современной Турции), а когда царь Прусий собрался выдать его римским посланникам, отравился.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Вторая война Рима с Карфагеном

Автор: Колягина Лариса Всеволодовна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Методическая разработка урока по теме: "Вторая война Рима с Карфагеном" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-vtoraia-voina-rima-s-karfaghienom"
    ["file_id"] => string(6) "217943"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433529520"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Урок по теме: "Вторая война Рима с Карфагеном""
    ["seo_title"] => string(48) "urok_po_tiemie_vtoraia_voina_rima_s_karfaghienom"
    ["file_id"] => string(6) "453018"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517115862"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420994595"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Первая, вторая и третья войны рима с карфагеном"
    ["seo_title"] => string(53) "piervaia_vtoraia_i_triet_ia_voiny_rima_s_karfaghienom"
    ["file_id"] => string(6) "407739"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1491667682"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Контрольная работа по истории Древнего Мира . "
    ["seo_title"] => string(47) "kontrol-naia-rabota-po-istorii-drievniegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "117256"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1412753785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства