Урок по истории древнего мира по теме: «Вторая Пуническая война Рима с Карфагеном».
Планируемые результаты урока:
Предметные УУД:
Научатся определять термин: пуны. Получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, оценивать силы сторон, высказывать предположение об исходе войн.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня освоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные УУД:
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности(неуспешности)учебной деятельности.
Образовательный ресурс: презентация "Вторая война Рима с Карфагеном".
План урока.
1.Введение в тему урока.
2.Сценка из прошлых времён – домашнее задание.
3.Доклад о полководце Ганнибале как исторической личности.
4.Работа с источником «Ганнибал учится воевать и командовать».
5.Изучение битвы при Каннах.
6.Окончание войны. Выводы по теме.
7.Закрепление материала – ответы на вопросы.
1.Ребята, мы с вами уже изучали тему: «Первая Пуническая война Рима и Карфагена». Рим захватил о.Сицилию и другие острова, с этим не мог смириться Карфаген. Причиной Второй Пунической войны по – прежнему остаётся агрессивная политика Рима и Карфагена. Римляне стремились стать единственными хозяевами всего Западного Средиземноморья, на их пути был город Карфаген. Карфаген готовился к новой войне. Карфагенские рабовладельцы, стремясь вознаградить себя за потерю Сицилии и других территорий, захватили значительную часть Испании. Здесь они собрали большую армию, во главе которой стоял полководец Ганнибал.
Проблема урока: Почему Ганнибал, не проиграв на территории Италии не одного сражения, не смог завоевать Италию?
2.Сценка «Приход галла Луция на заседание Римского Сената».
Юноша, обращаясь к стражникам:
- Пропустите меня на заседание Сената, это вопрос жизни и смерти! Риму угрожает опасность!
Один из стражников:
- Хорошо, без оружия ты можешь пройти на заседание Сената. Может, они и выслушают тебя.
- Сенаторы, этот человек хочет сказать вам что – то важное.
Главный сенатор, обращаясь к юноше:
- Говори!
- Я галл, жил в долине реки По. Несколько дней назад огромная армия пришла в нашу долину. Слоны, лошади, несколько повозок, много людей…
Сенатор:
- Армия? Но как она могла перейти горы, заслоняющие долину?!
- Думаю, шли они долго и трудно, ведь в горах ещё снег. Наверняка многие воины погибли, но всё равно это сильная армия.
Сенатор:
- Эта армия захватила твою землю, галл ?
- Нет, они многих галлов приняли в свою армию. Их полководец сказал, что они захватят Рим!
Сенаторы:
- Это могут быть только пуны! Карфаген опять встал у нас на пути! Наградить этого человека(о юноше – галле).
- Консулы Рима, готовьте армию!
Враг угрожает Риму!
Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
3.О каком событии было рассказано в сценке? (С опорой на иллюстрации ученики определяют переход армии Ганнибала через горы Альпы). Только очень необычному полководцу пришло бы в голову так рисковать, чтобы добиться своей цели. Каким же человеком был полководец Ганнибал?
Один из учеников рассказывает доклад о личности Ганнибала.(Изображение полководца на доске).
Ганнибал(246 – 183 гг. до н.э.)
Известный карфагенский полководец, сын Гамилькара Барки. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, его отец, отправляясь на войну в Испанию, подозвал к себе сына и спросил: «Хочешь ли ты поехать вместе со мной в Испанию?» Мальчик охотно согласился. Тогда отец подвёл сына к жертвеннику, где ещё дымилось убитое животное. «Протяни руку над жертвенником, - сказал Ганнибалу отец, - и клянись, что ты никогда не будешь другом римлян». – «Клянусь!» - сказал маленький Ганнибал. И всю свою жизнь он оставался верен этой детской клятве.
После смерти отца Ганнибал стал командовать карфагенскими наёмниками в Испании. Он был одарённым военачальником и для своего времени образованным человеком. Римляне никогда не умели проникнуть в его планы, не знали, как он поступит. Ганнибал умел применять на войне искусные приёмы борьбы, совершенно неожиданные ловушки и хитрости. Ганнибал выиграл все сражения с римлянами, кроме последнего.
Вопрос: какими личностными качествами обладал Ганнибал? Обсуждение ответов.
4.Чтобы понять, каким полководцем был Ганнибал, обратимся к историческому источнику «Ганнибал учится воевать и командовать». Каждому ряду даны свои вопросы к тексту. Обсуждение ответов учащихся (по рядам).
5.Мы с вами сказали, что Ганнибал был великим полководцем и сейчас рассмотрим битву при Каннах, которая была лучшим примером его военного таланта.
По карте и схеме учитель рассказывает и показывает расстановку сил в битве.
Ученики предлагают, как действовали участники битвы, каков был исход битвы.
В чём проявилось полководческое искусство Ганнибала в сражении при Каннах?
Ганнибал с меньшими силами окружил и уничтожил численно превосходящую римскую армию. После битвы при Каннах карфагеняне были уверены в скором окончании войны, считая, что римляне пойдут на выгодный для карфагенян мир.
6.Почему Ганнибал не завоевал Италию?
1)Его союзники(Македония, Капуя и Сиракузы) не прислали своих войск. Правители Карфагена боялись, что Ганнибал отнимет у них власть.
2)202 г. до н.э. у г.Замы произошла последняя битва(Как римлянам удалось обмануть Ганнибала?)
У римлян был численный перевес, но карфагеняне сначала выигрывали. На сторону римлян перешла нумидийская конница, что решило исход битвы и войны.
7.Итак, ребята, каковы были результаты Второй Пунической войны?
Она завершилась победой Рима над Карфагеном.
Какой можно из этого сделать вывод?
Рим в результате Второй Пунической войны стал самым сильным из средиземноморских государств.
Подведение итогов урока, выставление оценок.