kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Урок по теме: "Вторая война Рима с Карфагеном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает задания на формирование критериальной оценки учащихся, технологическую карту урока по теме: "Вторая война Рима с Карфагеном"

Просмотр содержимого документа
«Подсчитай общее количество баллов и оцени себя по критериям»

Подсчитай общее количество баллов и оцени себя по критериям.

Критерии

Твоя оценка

«5» - 15-12 баллов

«4» - 11-8 баллов

«3» - 7- 5 баллов





Подсчитай общее количество баллов и оцени себя по критериям.

Критерии

Твоя оценка

«5» - 15-12 баллов

«4» - 11-8 баллов

«3» - 7- 5 баллов





Подсчитай общее количество баллов и оцени себя по критериям.

Критерии

Твоя оценка

«5» - 15-12 баллов

«4» - 11-8 баллов

«3» - 7- 5 баллов





Подсчитай общее количество баллов и оцени себя по критериям.

Критерии

Твоя оценка

«5» - 15-12 баллов

«4» - 11-8 баллов

«3» - 7- 5 баллов







Просмотр содержимого документа
«Прочитайте отрывок из сочинения историка»

Прочитайте отрывок из сочинения историка.

Подчинив себе Италию, римляне стали стремится к захвату плодородного острова Сицилия. Их попыткам завладеть Сицилией воспрепятствовал Карфаген – богатейший город в Северной Африке.

Кроме обширных земель в Северной Африке, Карфаген владел частью Испании и островами в Западном Средиземноморье. Он имел большую армию, состоявшую из наёмников, и сильнейший военный флот.

Тем не менее, Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном и завладеть Сицилией. Однако могущество Карфагена сломлено не было, и обе стороны готовились к новым схваткам.

Не дожидаясь нападения римлян, молодой и талантливый карфагенский полководец Ганнибал первым нанёс удар.

Но, не смотря на это, древнеримский историк писал, что Сципион открыл путь могуществу римлян и получил прозвище Африканский.

Вопросы: 1. Что мы узнали из документа? 2. О чем нам рассказывает текст? Сформулируйте тему урока.3. Что остается «за кадром» данного документа? Какие вопросы у нас вызывает данный документ?





Прочитайте отрывок из сочинения историка.

Подчинив себе Италию, римляне стали стремится к захвату плодородного острова Сицилия. Их попыткам завладеть Сицилией воспрепятствовал Карфаген – богатейший город в Северной Африке.

Кроме обширных земель в Северной Африке, Карфаген владел частью Испании и островами в Западном Средиземноморье. Он имел большую армию, состоявшую из наёмников, и сильнейший военный флот.

Тем не менее, Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном и завладеть Сицилией. Однако могущество Карфагена сломлено не было, и обе стороны готовились к новым схваткам.

Не дожидаясь нападения римлян, молодой и талантливый карфагенский полководец Ганнибал первым нанёс удар.

Но, не смотря на это, древнеримский историк писал, что Сципион открыл путь могуществу римлян и получил прозвище Африканский.

Вопросы: 1. Что мы узнали из документа? 2. О чем нам рассказывает текст? Сформулируйте тему урока.3. Что остается «за кадром» данного документа? Какие вопросы у нас вызывает данный документ?



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока по теме»

Самоанализ урока по теме: Вторая война Рима с Карфагеном

5 класс

Педагогические
цели

Создать условия для развития умения анализировать причины и результаты военных столкновений Рима с Карфагеном; способствовать ознакомлению с ходом военных действий, важнейшими событиями и историческими личностями

Тип и вид урока

Урок открытия новых знаний/урок смешанного типа

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Личностные
результаты

Применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)

Метапредметные

результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии

Причины военных столкновений Рима с Карфагеном. Борьба Рима и Карфагена за Сицилию. Начало Второй Пунической войны, переход Ганнибала через Альпы. Вторая война Рима с Карфагеном (218–201 гг. до н. э.). Битва при Каннах (216 г. до н. э.). Победа римлян в войне. Рим – хозяин западного Средиземноморья. Ганнибал, Сципион

Образовательные ресурсы

Карта «Вторая война Рима с Карфагеном (218–201 гг. до н. э.)». Учебник. Рабочая тетрадь № 2.




Параметры анализа урока

критерий

Уровневые показатели оценки

Баллы

Цель урока

Создать условия для развития умения анализировать причины и результаты военных столкновений Рима с Карфагеном; способствовать ознакомлению с ходом военных действий, важнейшими событиями и историческими личностями

на уроке организовала ситуацию (проблемное задание с отрывком из сочинения историка) постановки учениками цели урока как собственной учебной задачи;

3

Содержание образования

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется (проектирование плана действий), обсуждается и моделируется в ходе рефлексии

3

Содержание учебного материала

Причины военных столкновений Рима с Карфагеном. Борьба Рима и Карфагена за Сицилию. Начало Второй Пунической войны, переход Ганнибала через Альпы. Вторая война Рима с Карфагеном (218–201 гг. до н. э.). Битва при Каннах (216 г. до н. э.). Победа римлян в войне. Рим – хозяин западного Средиземноморья. Ганнибал, Сципион

подбор учебного материала позволил ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса

3

Структура урока

  • Мотивационный этап.

  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.

  • Первичное закрепление нового знания.

  • Включение в систему знаний и умений.

  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

на уроке этапы организованы в соответствии с планом (целью урока и психологической структурой деятельности ученика); нет лишних или недостающих этапов. Все этапы урока проведены до звонка, без выхода за пределы временных рамок (достижение результата не ведёт к увеличению «личностной цены»),

3

Межэтапные связи

наличие внешней и внутренней логики между этапами на уроке, организующей понимание учащихся и освоение единицы со­держания образования

Внешняя логика: связь этапов учебным материалом, общей темой.

Внутренняя логика: связь этапов урока единицей содержания обра­зования, осваиваемой на данном уроке

учитель на уроке вовлекает учащихся в обсуждение логики их «движения» в освоении нового способа деятельности; организует «точки» понимания и рефлексии на стыке этапов (какова была задача, что уже сделано, можно ли переходить к следующему этапу, что предстоит делать далее, проверяет готовность к переходу на новый этап деятельности).

3

Формы обучения

(индивидуальная, индивидуализированная, групповая, фронтальная и др

Различные формы обучения: фронтальная (постановка цели, задач, плана действия); индивидуальная (работа по рабочим листа)

на уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена (в соответствии с запланированными целями). Проводится самооценка на основе предварительного обсуждения критериев оценки. «Правильные ответы» учеников принимаются сразу, не проблематизируются (сценарная оперативная диагностика не проводится), неправильные ответы игнорируются или отбрасываются, если это ведёт к отступлению от плана урока.

3

Методы обучения

продуктивные методы частично-поисковые, проблемные,

применение запланированных методов обучения на уроке позволило включить учеников в качестве активных субъектов на всех этапах их деятельности: постановка учебной задачи (цели), планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция

3

Подведение итогов урока

Рефлексия, лист самооценки

Учитель организует оценивание итогов урока на основе предварительно выработанных критериев, с учетом самооценки,

3

Самоонализ


в ходе анализа и рефлексии представлено обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель - средства - результат».

3

итого 27 баллов




Просмотр содержимого документа
«Эталон задание 3»

Эталон:

  1. Битва при Каннах.

  2. Пехоту построил полумесяцем, обращенной к противнику выпуклой стороной. Лучшие части пехоты и конницы стояли по краям полумесяца.

  3. Римское войско оказалось в окружении. При каннах пало 70 тысяч римлян, в том числе консул, так возражавший против битвы.


Эталон:

  1. Битва при Каннах.

  2. Пехоту построил полумесяцем, обращенной к противнику выпуклой стороной. Лучшие части пехоты и конницы стояли по краям полумесяца.

  3. Римское войско оказалось в окружении. При каннах пало 70 тысяч римлян, в том числе консул, так возражавший против битвы.


Эталон:

  1. Битва при Каннах.

  2. Пехоту построил полумесяцем, обращенной к противнику выпуклой стороной. Лучшие части пехоты и конницы стояли по краям полумесяца.

  3. Римское войско оказалось в окружении. При каннах пало 70 тысяч римлян, в том числе консул, так возражавший против битвы.




Просмотр содержимого документа
«Эталон»

Эталон:

  1. Сицилия.

  2. Карфаген.

  3. 1. Близость моря. 2. Удобные заливы, 3. Неприступные города.



Эталон:

  1. Сицилия.

  2. Карфаген.

  3. 1. Близость моря. 2. Удобные заливы, 3. Неприступные города.



Эталон:

  1. Сицилия.

  2. Карфаген.

  3. 1. Близость моря. 2. Удобные заливы, 3. Неприступные города.



Эталон:

  1. Сицилия.

  2. Карфаген.

  3. 1. Близость моря. 2. Удобные заливы, 3. Неприступные города.



Эталон:

  1. Сицилия.

  2. Карфаген.

  3. 1. Близость моря. 2. Удобные заливы, 3. Неприступные города.



Эталон:

  1. Сицилия.

  2. Карфаген.

  3. 1. Близость моря. 2. Удобные заливы, 3. Неприступные города.



Эталон:

  1. Сицилия.

  2. Карфаген.

  3. 1. Близость моря. 2. Удобные заливы, 3. Неприступные города.





Просмотр содержимого документа
«приложение к уроку»

Рабочий лист урока

Фамилия. Имя __________________________________________


Задание 1. Прочитай предложенный текст и выполни задания

Весь Апеннинский полуостров был в руках Римской республики. Пролив, отделяющий Сицилию от Италии, настолько узок, что на карте он даже не обозначен. Сицилия как будто «прилипла» к Италии, является ее продолжением. Именно так рассуждали римские аристократы: «Италия принадлежит нам, – говорили они, – а Сицилия – продолжение Италии. Поэтому остров должен быть нашим».

Однако завладеть Сицилией было не просто.

В военном флоте Карфагена было много пентер – больших быстроходных кораблей с пятью рядами весел с каждой стороны. Сухопутное войско Карфагена состояло из наемников: греков, африканцев, испанцев и многих других. Вспомните, в чем сильные и слабые стороны наемного войска.

Два хищника – Рим и Карфаген – вступили в борьбу из-за обладания богатой, плодородной Сицилией.

Задания: 1) Посмотри на карту (стр. 228) и напиши название острова треугольной формы близ берегов Италии. Ответ: ____________________________

2) Определи по условным обозначениям карты, кому принадлежала часть Сицилии, обведенная красно-розовым цветом. Кто мог воспротивиться попыткам римлян завоевать Сицилию? Ответ: ______________________

3) Найди на карте Карфаген. Посмотрите на карту и определите в чем выгоды местоположения Карфагена на этом месте.

Ответ: 1.________________________ 2. ________________________ 3.________________________.

Сравни с эталоном. Оцени работу. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь 0 , 1 балл или 3 балла.

Критерии оценивания:


Кол-во баллов

Твои баллы

  1. Правильно назван остров

1


  1. Правильно определен город

1


  1. Правильно назван остров, определен город, определено выгодное местоположение (названо не менее трех позиции)

3


Итого :

5



Задание 2. Прослушай сообщение твоих одноклассников и сформулируй вывод, ответив на вопросы: С какой целью Ганнибал совершил труднейший переход через Альпы? На что он рассчитывал?



В 216 г.до н.э. произошло одно из решающих сражений второй войны Рима с Карфагеном. Ганнибал разгадал замысел римлян и принял смелый план.

Задание 3. Прочитай п. 2 стр. 229-231 учебника, рассмотри схему сражения на стр.230 учебника и ответь на вопросы.

1. О каком сражении идет речь? Ответ: _________________________________

2. В чем заключался план Ганнибала? Ответ: 1. _________________________________

2. ______________________________________________________________________

3. Каковы были итоги битвы? Ответ: 1. _______________________________________

2. ______________________________________________________________________

Сравни с эталоном. Оцени работу. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь 0 , 1 балл или 2балла.

Критерии оценивания:


Кол-во баллов

Твои баллы

  1. Правильно названо сражение.

1


  1. Правильно раскрыт план Ганнибала

(2 предложения).

2


  1. Правильно названы итоги сражения

(2 предложения).

2


Итого :

5



Задание 4. 202 году до н.э. близ города Зама произошла последняя битва Ганнибала и римлян. Прочитай пункт 3. Стр.231-232 и составь синквейн.

  1. В первой строке одним словом обозначается тема

(имя существительное Кто? Что?).

  1. Вторая строка - описание темы двумя словами

( 2 прилагательных Какой? Какая? Какие?)

  1. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами

(3 глагола Что делать?).

  1. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая отношение к теме

(разные части речи).

  1. Пятая строка - одно слово, синоним темы.









Лист самоанализа

Дата проведения урока ______________________

Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен.

 Мне было интересно работать на уроке

  • В процессе работы у меня возникли затруднения

 Результатом работы я доволен

  • Материал на уроке мне был понятен


Лист самоанализа

Дата проведения урока ______________________

Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен.

 Мне было интересно работать на уроке

  • В процессе работы у меня возникли затруднения

 Результатом работы я доволен

  • Материал на уроке мне был понятен


Лист самоанализа

Дата проведения урока ______________________

Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен.

 Мне было интересно работать на уроке

  • В процессе работы у меня возникли затруднения

 Результатом работы я доволен

  • Материал на уроке мне был понятен


Лист самоанализа

Дата проведения урока ______________________

Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен.

 Мне было интересно работать на уроке

  • В процессе работы у меня возникли затруднения

 Результатом работы я доволен

  • Материал на уроке мне был понятен


Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф &47

  2. Выучите даты основных событий

  3. Выполните задание 56 на стр. 54 в рабочей тетради «Заполните контурную карту»

Критерии:

«5» - Все задания выполнены, условные знаки нанесены на карту и обозначены в легенде карты, использованы цветные карандаши.

«4» - задания выполнены, но не полностью (отсутствуют названия мест и дат сражений), условные знаки нанесены на карту и обозначены в легенде карты, использованы цветные карандаши.

«3» - выполнено 3 из предложенных 6 заданий.


Домашнее задание

  1. Прочитайте параграф &47

  2. Выучите даты основных событий

  3. Выполните задание 56 на стр. 54 в рабочей тетради «Заполните контурную карту»

Критерии:

«5» - Все задания выполнены, условные знаки нанесены на карту и обозначены в легенде карты, использованы цветные карандаши.

«4» - задания выполнены, но не полностью (отсутствуют названия мест и дат сражений), условные знаки нанесены на карту и обозначены в легенде карты, использованы цветные карандаши.

«3» - выполнено 3 из предложенных 6 заданий.






Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Урок 52. Вторая война Рима с Карфаненом

Педагогические
цели

Создать условия для развития умения анализировать причины и результаты военных столкновений Рима с Карфагеном; способствовать ознакомлению с ходом военных действий, важнейшими событиями и историческими персонажами

Тип и вид урока

Урок открытия нового знания

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Личностные
результаты

Применение правил делового сотрудничества: сравнение разных точек зрения, умение считаться с мнением другого человека, проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)

Метапредметные

результаты

Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Основное содержание темы, понятия и термины, персоналии

Причины военных столкновений Рима с Карфагеном. Борьба Рима и Карфагена за Сицилию. Начало Второй Пунической войны, переход Ганнибала через Альпы. Вторая война Рима с Карфагеном (218–201 гг. до н. э.). Битва при Каннах (216 г. до н. э.). Победа римлян в войне. Рим – хозяин западного Средиземноморья. Ганнибал, Сципион

Образовательные ресурсы

Карта «Вторая война Рима с Карфагеном (218–201 гг. до н. э.)». Учебник. Рабочая тетрадь № 2.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствую учащихся.

Проверяю готовность к уроку




Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

Предлагаю учащимся прочитать отрывок из текста историка, ответить на вопросы к тексту документа.

Этап целеполагания

Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель?

- Давайте сформулируем задачи. Какие задачи мы перед собой ставим?

- Давай наметим план действий.

(1. Причины второй войны Рима с Карфагеном

2. Основные события

3. Итоги войны) все вывешиваю на доску

Слушают учителя , читают предложенный текст, отвечают на поставленные вопросы. формулируют учебные задачи урока, предлагают план действий.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Борьба Рима и Карфагена за Сицилию.


Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ,

работа с картой, беседа

  1. Причины войны.

Работать сегодня мы будем с рабочими листами. Подпишите их.

Приступим к выполнению задания 1 в рабочем листе (комментирую задание и критерии). На выполнение этого задания вам дается _____ минут.

Назовите причины второй войны Рима и Карфагена

(о. Сицилия, расширение территории).

2. Основные события.

1. Организую работу над заданием 2 (устно)(сообщения Ткачева, Кириченко + ответы на вопросы: сформулируй вывод, ответив на вопросы: С какой целью Ганнибал совершил труднейший переход через Альпы? На что он рассчитывал? )

2. В 216 г. до н.э. произошло одно из решающих сражений второй войны Рима с Карфагеном. Ганнибал разгадал замысел римлян и принял смелый план.

Выполните задание 3 (Прочитай п. 2 стр. 229-231 учебника, рассмотри схему сражения на стр.230 учебника и ответь на вопросы) (комментирую задание и критерии).

На выполнение задания вам отводится _____минут.

3. 202 году до н.э. близ города Зама произошла последняя битва Ганнибала и римлян. Прочитай пункт 3. Стр.231-232 и составь синквейн.

На выполнение задания вам отводится _____минут.

Назовите итоги войны

Подсчитайте общее количество баллов и оцените себя по критериям.

«5» - 10-8 баллов

«4» - 7-5 баллов

«3» - 4-3 балла

Читают текст, выполняют задания по карте. Извлекают информацию из текста, выполняют предложенные задания.

Познавательные: понимают условные обозначения на карте; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; овладевают навыками смыслового чтения Коммуникативные: слушают
и понимают речь других

Критерии

IV. Рефлексия

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Что получилось?

- Над чем стоит еще поработать?

Организую работу с листом самооценки.




Отвечают на поставленные вопросы заполняют лист самоанализа.


Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

V. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

  1. Прочитайте параграф &47

  2. Выучите даты основных событий

  3. Выполните задание 56 на стр. 54 в рабочей тетради «Заполните контурную карту»

Критерии:

«5» - Все задания выполнены, условные знаки нанесены на карту и обозначены в легенде карты, использованы цветные карандаши.

«4» - задания выполнены, но не полностью (отсутствуют названия мест и дат сражений), условные знаки нанесены на карту и обозначены в легенде карты, использованы цветные карандаши.

«3» - выполнено 3 из предложенных 6 заданий.


Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Задание
в рабочей тетради,

сообщение




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме: "Вторая война Рима с Карфагеном"

Автор: Кондратюк Надежда Борисовна

Дата: 28.01.2018

Номер свидетельства: 453018

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Методическая разработка урока по теме: "Вторая война Рима с Карфагеном" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-vtoraia-voina-rima-s-karfaghienom"
    ["file_id"] => string(6) "217943"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433529520"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории Древнего мира "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-istorii-drievniegho-mira-1"
    ["file_id"] => string(6) "153338"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420994595"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства