kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Возрождение русской культуры в 13-15 вв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расцвет русской культуры в XIV—XV веках связан не только с экономическим и политическим развитием страны, с ростом народного сопротивления, с победоносной Куликовской битвой, но и с проникновением Предвозрождения на русскую почву, которое породило новое видение мира, усилило интерес к человеческой личности и духовному развитию.

Высокого уровня развития достигло искусство русской живописи. Создалась замечательная школа, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев.

Использовав и переработав художественное наследие предшествующего периода, Андрей Рублев довел его своим гением до невиданного совершенства. Кисти Рублева пренадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря и замечательный иконостас владимирского Успенского собора.

Преподобный Сергий Радонежский, под ллиянием идей которого сформировалось мировоззрен е Андрея Рублева, был выдающейся личностью своегс времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, всячески способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содейстовал объединению русских земель вокруг Москвы.

Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы. Своими советами и духовным опытом он помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути. Наконец, именно он благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы. Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

Замечательным творением Рублева является ико­ностас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» и «Жены-мироносицы у гроба Христа».

Другом и ближайшим помощником Андрея Рублева был Даниил Черный. Ими была воспитана целая плеяда русских живописцев.

Расцвет русской культуры в XIV—XV веках связан не только с экономическим и политическим развитием страны, с ростом народного сопротивления, с победоносной Куликовской битвой, но и с проникновением Предвозрождения на русскую почву, которое породило новое видение мира, усилило интерес к человеческой личности и духовному развитию.

Высокого уровня развития достигло искусство русской живописи. Создалась замечательная школа, выдающимся представителем которой был русский художник Андрей Рублев.

Использовав и переработав художественное наследие предшествующего периода, Андрей Рублев довел его своим гением до невиданного совершенства. Кисти Рублева пренадлежит икона «Спаса» из собора Саввино-Сторожевского монастыря и замечательный иконостас владимирского Успенского собора.

Преподобный Сергий Радонежский, под ллиянием идей которого сформировалось мировоззрен е Андрея Рублева, был выдающейся личностью своегс времени. Он ратовал за преодоление междоусобиц, деятельно участвовал в политической жизни Москвы, всячески способствовал ее возвышению, мирил враждовавших князей, содейстовал объединению русских земель вокруг Москвы.

Особой заслугой Сергия Радонежского было его участие в подготовке Куликовской битвы. Своими советами и духовным опытом он помогал Дмитрию Донскому, укреплял в нем уверенность в правильности избранного пути. Наконец, именно он благословил русское воинство перед Куликовской битвой. Личность Сергия Радонежского обладала особым авторитетом для современников, на его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы. Андрей Рублев как духовный наследник этих идей воплотил их в своем творчестве.

Замечательным творением Рублева является ико­ностас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре и особенно иконы «Троица» и «Жены-мироносицы у гроба Христа».

Другом и ближайшим помощником Андрея Рублева был Даниил Черный. Ими была воспитана целая плеяда русских живописцев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Возрождение русской культуры в 13-15 вв.»



Методическая разработка урока на тему:

«Возрождение русской культуры в ХIII-XV вв.»


Методические приемы

План урока


  1. Краткая характеристика особенностей русской культуры данного периода.


  1. Литература .Историческая мысль.


  1. Зодчество.


  1. Живопись.


  1. Быт.


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление учебного материала.

5.Итог урока.

6.Домашнее задание.

3 минуты

10 минут

20 минут

5 минут

5 минут

2 мин.


1.Организационный момент.


Культура – совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей .Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре .Однако это деление условно ,поскольку каждое произведение материальной культуре, является результатом осознанной человеческой деятельности ,и, в то же время, практически любое произведение духовной культуры( литературное произведение, икона ,картина, архитектурное сооружение) выражается в конкретной вещественной форме. Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. В до монгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня ,создала основы для культурного развития последующих эпох. Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла, повседневная жизнь и яркие удивительные события находили отражение в устном народном творчестве .Широко распространилась грамотность, в связи с распространением христианства на Руси. С принятием христианства на Руси стали строить храмы. С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Киевская Русь благодаря творческом усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития ,встав вровень с западноевропейскими странами .Развитие культуры в 14-15 вв. о раздробленностью и ордынским игом Культуре был нанесен страшный урон, но затем наметилось ее возрождение после Куликовской битвы. Цель урока сформировать представление об особенностях русской культуры данного периода ,охарактеризовать главные ее достижения.




Совокупность риторических вопросов для активизации внимания: дать определение понятия « культура»





Логический переход к объяснению нового материала

Опрос обучающихся по заданному на дом материал: Рассказать о противостоянии Москвы и Твери.

Куликовская битва и ее значение.


Изучение нового учебного материала.

В развитии культуры можно выделить несколько этапов:

  1. От вторжения Батыя до середины 14 в.

  2. Вторая половина 14-первая половина 15в.

  3. Вторая половина 15 в. И начало 16 в. У государства, взаимообогащение местных культур расцвет московского зодчества ,широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

14-15 века-время острых религиозных споров на Руси. В 1439 г. Во Флоренции состоялся церковный собор провозгласившей унию между православной и католической церквами. По условиям унии ,православная церковь должна была подчиниться Папе Римскому и принять основы католического вероучения. Русское духовенство и московский великий князь отказались принять унию По приказу Василия 11в 1441 году Исидор(московский митрополит) был арестован и объявлен еретиком. Собор русской православной церкви избрал митрополитом ставленника великого князя-рязанского епископа Иону. Фактически Русская церковь стала независимой от греческой, автокефальной(самоуправляющейся).

К 14-15 вв. относится и распространение русских ересей( определение понятия ересь-религиозное учение, вступающее в противоречие с официальной доктриной).

В средневековой Руси было довольно широко распространена грамотность Кроме служителей церкви грамотой владели многие городские жители . С 14 века наряду с пергаментом использовали привозимая из Европы бумага. На смену торжественному уставному письму пришел более быстрый в написании полуустав, а с конца 15 в. С преобладать скоропись. По прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. В Новгороде летописание не прерывалось. Появляться и новые центры летописания: с 1325 г. Летописание ведется в Москве.
























Что такое ереси и что проповедовали еретики (стр.197)

















1408-Троицкая летопись.

1479-Московский летописный свод./Идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении Руси, преемственность традиций .


Появились исторические повести. В них рассказывается о деятельности реальных исторических лиц, о фактах и событиях.










Житийная литература. Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописание крупнейших церковных деятелей Руси :митрополита Петра и Сергия Радонежского.

В житии Стефана Пермского Епифаний Премудрый описывает , как русский священник проповедует среди языческих пермских племен. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой литературы была повесть. Особенно интересна лирическая «Повесть о Петре и Февронии»

Среди мастеров, работавших в Новгороде ,прославился Феофан Грек ( ок.1340.-после 1405 г.)Феофан, приехавший из Византии, работал в Новгороде и в Москве. Для его фресок и икон характера особая эмоциональная напряженность ,насыщенность цвета , Образы Феофана суровые, аскетичные.

Иная манера была присуща Андрею Рублеву. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона «Троица» На иконе изображены три ведущих беседу прекрасных юноши, символизирующих Бога Отца ,Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция картины необыкновенно гармонична Иконописец сосредотачивает внимание на главном-спокойных одухотворенных лицах и фигурах.









Русская архитектура тяжело переживала нашествие. Множество храмов было разрушено ,прежние центры каменного зодчества на Северо-Востоке и на Юге пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и Москва ( вторая половина 14в.) Самыми знаменитыми постройками:

Собор Успения Богоматери на Городке в Звенигороде ( 1399-1400гг.). крестово-купольный одноглавый храм.

Собор Троицы Троице-Сергиевой Лавры (1422-1423).Построен над гробом Сергия.

Кремль. Первые белокаменные стены Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1369 г. В 15-начале 16 вв. был создан «теперешний» Московский Кремль. Сердце Кремля- Соборная площадь, на которую выходят соборы.



Обучающиеся самостоятельно читают и составляют конспект с таблицами:

« О битве на Калке»-поражение русских в 1223 г.

« Повесть о разорении Рязани Батыем»-о подвиге Евпатия Коловрата.

«Сказание о Мамаевом побоище»- о победе Дмитрии Донского на Куликовом поле.

« Задонщина»(Софоний Рязанец)











Обучающие читают повесть.стр199.









Разбор произведений А. Рублев (Икона «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора Московского Кремля, «Троица», «Спас» из Звенигородского чина, «Архангел Михаил») Даниил Черный ( икона «Апостол Павел», икона « Рождество Христово» из Рождественской церкви в Звенигороде.










Показ иллюстрации.

Закрепление учебного материала.

Тест

Итог урока:

Развитие культуры 14-15 вв. обусловлено главными моментами, характерными для этой эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым из них связано появление многих местных центров культуры, со вторым – страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем ее возрождение в эпоху национального подъема-во время Куликовской битвы и образования единой России.

Вывод делают обучающиеся вместе с учителем

Домашнее задание.

  1. пар.19;

  2. Подготовить доклады на темы:

  3. А) «Творчество А.Рублева»;

  4. Б) «Епифаний Премудрый-автор житий»;

  5. В) «Женщина на Руси: Повесть о Петре и Февронии».

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Возрождение русской культуры в 13-15 вв.

Автор: Александрова Вероника Витальевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Возрождение русской культуры. "
    ["seo_title"] => string(31) "vozrozhdieniie-russkoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "129793"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415775023"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Нить притяжения" Мотивы лирики русских поэтов в творчестве Абая"
    ["seo_title"] => string(70) "nit-pritiazhieniia-motivy-liriki-russkikh-poetov-v-tvorchiestvie-abaia"
    ["file_id"] => string(6) "255442"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447935775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Презентация для классного часа «День славянской письменности и культуры»"
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiia_dlia_klassnogho_chasa_dien_slavianskoi_pis_miennosti_i_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "354167"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477998585"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства