Проведенный урок является первым при изучении истории древнего Египта. Урок построен в соответствии психофизиологическими особенностями учащихся. Повышение познавательной активности на уроке способствует использование исторического источника, и постановка проблемного вопроса в начале изучения темы. В качестве наглядности используется видеофрагменты фильма о Древнем Египте, а также презентация. На данном уроке учащиеся продолжают совершенствовать свои умения и навыки работы с исторической картой, историческим источников, умения работать с материалом учебника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возникновение государства в Египте »
История Древнего мира 6 класс
Тема: Возникновение государства в Египте
Цели: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»; продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками. Активизировать познавательные возможности учащихся, способствовать запоминанию и аудированию изучаемого материала, учить извлекать новые знания из текста учебника;
Способствовать формированию интереса к предмету
Метод: словесный, проблемный, наглядный, частично-поисковый, работа с источником.
Оборудование: учебник 6 класс, раздаточный материал (исторический источник, таблица), презентация, компьютер, фильм «Древний Египет».
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент
Психологический настрой. Постановка целей урока.
Изучение нового материала.
План
Природные условия Дельты и Нильской долины. Население.
Первые государства в Египте.
Эпоха Древнего царства
Проблемное задание: Почему Египет считается самой развитой цивилизацией Древнего Востока?
Учитель:Цивилизация - объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.
Работа с историческим источником:Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Обсуждение. Работа с картой.
Учитель:Египет расположен на северо – востоке Африки, по этой земле протекает самая большая и длинная река в мире – Нил.
Главное природное богатство Египта – камень. В русле Нила добывают золото, гранит, полудрагоценные камни. На побережье реки густо рос папирус.
Работа с учебником: стр. 26 изучить природно-климатические условия Египта.
Разлив Нила продолжался с июня до ноября. Египтяне верили, что за первым порогом существует охраняемая змеей пещера, где живет бог Хапи, который поочередно наклоняет сосуды водой.
Как вы думаете, в каком месяце начиналась пахота? Какие условия необходимы для роста растений?
Учитель: Первоначально в Египте, в 4 тысячелетии до н.э. было около 40 государств, конечно, они были маленькими по территории, во главе каждой был правитель со своей армией, между государствами постоянно происходили войны. Постепенно из этих государств осталось лишь два крупных – Южное царство (белая корона) и Северное царство (красная корона).
В 3000 г. до н.э. царь Южного царства захватил Северный Египет и так образовалось единое Египетское государство. Царь - завоеватель хотел одеть на голову обе короны, но на одну голову 2 шапки не оденешь! Поэтому мастера сделали корону, которая объединяла в себе обе короны. Теперь царей стали называть фараонами.
Первого фараона объединившего Египет звали Менесом (Мина) (начало первой династии фараонов Египта). На побережье Нила было построено укрепление названное «Белой стеной». Позже здесь построили первую столицу Египта – Мемфис.
Теперь это было единое, мощное государство, которое начало захватывать соседние государства – Нубию на юге, страны Синайского полуострова на востоке.
Древнее Царство (2800-2300 гг до н.э.):
пирамида фараона Джосера (60 метров);
фараоны 4 династии пирамида Хеопса – 146 м 2500 тыс. каменных плит, 2,5 т вес каждой;
расслоение общества, появление рабов;
развитие ремесел;
во главе центрального управления визирь – верховный судья/казначей, начальник «домов»
Просмотр фильма: «Древний Египет»
Закрепление изученного материала
Расположение Египта. (Работа с картой.)
Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»?
Подумайте, прав ли был Геродот? (Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян - земледелие, а это основа будущей цивилизации.)
Как произошло объединение Египта?
Как звали первого фараона?
Как называлась первая столица государства?
Рефлексия: Заполнение таблицы
«Я узнал(а)…»
«Мне удалось…»
«Самым интересным сегодня было…»
«Труднее всего было…»
Домашнее задание: §4, записи в тетради; контурная карта Древний Египет.
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
Диодор (жил в I в. до н. э.) - греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийским). В течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14).
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние... Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31... .Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой... Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий - 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.
32... .Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы... ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние... Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями...
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил... Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота... Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.