Просмотр содержимого документа
«Восстание под предводительством Е.И. Пугачева (История России, 7 класс)»
Тема: Восстание под предводительством Е.И. Пугачева (История России, 7 класс)
Учебник. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. М., «Просвещение» 2013 г. Параграф 25..
Цели урока:
Предметная – уметь определять особенности народных выступлений; делать выводы
Познавательная – уметь выявлять особенности различных объектов в процессе их рассмотрения, составлять сравнительную таблицу
Регулятивная - уметь планировать решение учебной задачи, анализировать собственную работу, соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого из них
Коммуникативная – уметь сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, устанавливать и соблюдать очередность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно указывать на ошибку
Личностная – уметь воспринимать гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну, уважать и принимать политическое разнообразие.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная и коллективная.
Были ли представители крепостных крестьян привлечены к заседаниям Уложенной комиссии в 1767 г.? (нет)
Какие жалобы на свое положение представители крепостных крестьян могли бы высказать на заседаниях Уложенной комиссии, если бы они были приглашены на заседание? (помещики могли ссылать крестьян в Сибирь на каторгу, каторгой каралась даже жалоба на своего помещика; имели право расширять свою пашню за счет крестьян; увеличивали барщину до 6 дней в неделю; продавать своих крестьян в рекруты и др.)
Как вы думаете, какая связь прослеживается между увеличением привилегий дворян и катастрофическим положением крестьянства?
Обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к пониманию того, что произвол помещиков и бесправие крепостных крестьян не могли не вызвать недовольство народа.
Одной из форм крестьянского сопротивления было бегство. Крестьяне бежали в основном на окраины Российской империи: на Урал, в Сибирь, на север, и казачьи области, в степные районы, на Украину и даже за границу. Стали организовываться разбойные шайки из беглых крестьян. Именно они грабили торговые караваны на дорогах, нападали па усадьбы помещиков. Происходят открытые вооруженные крестьянские выступления. Например, в 1760 г. только и Московской губернии погибло 27 помещиков.
Народные выступления были разрозненными, стихийными, без определенных четких целей, а вызывались только местными причинами. Следовательно, они были быстро и легко подавлены правительственными войсками. Но и эти крестьянские волнения свидетельствовали о нарастании в России мощного народного движения.
«Народ живо еще помнит кровавую пору, которую - так выразительно – прозвал он пугачевщиной» (А.С. Пушкин) (слайд)
Наша цельдать характеристику восстания под предводительством Е.И. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий.
Изучение нового материала
Давайте прочитаем первый пункт 25 параграфа и найдем причины восстания под предводительством Пугачева.
Учащиеся находят и записывают в тетрадь причины:
1) ужесточение эксплуатации крепостных крестьян.
2) тяжкое положение работных людей
3) усиление насилия по отношению к народам Поволжья и Приуралья
4) наступление государства на бывшие вольности казачества
В это время вновь появляются в разных концах Российской империи самозванцы, которые объявляли себя сыновьями царя Ивана, царевичами Алексеями; Петром II, Петром III
Вспомните, когда в российской истории уже появлялись самозванцы? (в Смутное время — Лжедмитрий I и Лжедмитрий II.). Когда появляются самозванцы? (когда власть не может или не хочет улучшить тяжелое положение народа).
Очень много (до 40 претендентов) объявляли себя Петром III. Почему в народе оказался популярным именно Петр III? (облегчил положение старообрядцев; был свергнут с престола)
Именем Петра III назвался и предводитель самого масштабного антифеодального восстания Е.И. Пугачев.
Сообщение учащегося о Емельяне Ивановиче Пугачёве (до 1773 г.) (задано на прошлом уроке)
Рассмотрим программу, которую Е.И. Пугачев предложил своим сторонникам.
Учащийся читает Манифест (декабрь 1773 г.):
«Тех, кто сам видит мое благородное лицо и прекрасный образ или в мыслях и сознании возвеличит меня, близко узнав, искренней душой, языком и делом и горячем сердцем и честью верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать вашими землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противиться: бояр, генерал, майор, капитан и иные – голову рубить, имение взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезите царю: обоз, лошади и разное оружие доставляйте царю, другие пожитки раздавайте армейским людям. В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник – того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне, - пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду. Не оставайтесь в неведении, пожалуйста».
Учащиеся понимают, что в этом манифесте Е. Пугачев обещал казакам восстановить все казачьи вольности и дать землю, реки, денежные жалованья, порох, свинец и т. п. Но самое важное для казаков то, что Е. Пугачев обещал создать «Казацкое царство», в котором казаки станут первым сословием. Это и нашло главный отклик среди яицких казаков.
Записывается в тетрадь понятие:
Манифест- (от позднелат. manifestum - призыв) особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.
Физкультминутка
Организуется работа вгруппах. Класс делится на четыре творческие группы, которые работают с учебником. Три группы получают задания по исследованию этапов восстания. Четвертая группа исследует итоги и значение восстания.
I группа – 1-й период (сентябрь 1773 г.- март 1774 г.) II группа- 2-й период (март -июль 1774 г.) III группа -3-й период (июль 1774 г.-1775 г.)
IV группа – итоги и значение восстания
Талица (слайд)
Восстание под предводительством Е.И. Пугачева (1773-1775)
Вопросы для сравнения
1-й период
2-й период
3-й период
Итоги и значение
Время
Район действия восставших
Соратники Е.И. Пугачева
Социальный и национальный состав восставших
Сообщение учащегося о походе Е.И. Пугачева по территории Волгоградской области и попытке взять Царицын (задано на прошлом уроке).
Итоги восстания оформляются в таблицу. Представители I-III групп показывают путь армии Пугачева по исторической карте.
IV группа определяется со значением восстания:
1) показало глубокие противоречия русского общества; 2) практически не изменила к лучшему положение крестьянства, казачества, народов Поволжья, Приуралья; 3) на некоторых уральских заводах была повышена оплат труда; приняты меры по улучшению условий труда работных людей 4) правительственные мероприятия направлены на укрепление системы управления государством (губернская реформа 1775 г.);
Формулирование вывода с обоснованием
Генерал А.И. Бибиков писал Екатерине II: «Не Пугачев важен, важно всеобщее негодование» Прокоментируйте это высказывание. (учащиеся вспоминают причины восстания).
Почему Пугачевщина запомнилась народу России? Оно было самым крупным по своим масштабам, охватило огромную территорию, в нем участвовали массы крестьян, казаков, работных людей, горожан, инородцев.
Восстание Пугачева потерпело поражение не случайно. Большинство восставших не имело военного опыта, а против них действовала регулярная армия. Кроме того, отряды Пугачева были плохо вооружены. У восставших не было четкого понимания своих целей и конструктивной программы. Разбойный характер и жестокость восставших вызывали возмущение в различных слоях общества.
Прокомментируйте определение значения пугачевского бунта, данное историком Н. Я. Эйдельманом: «Вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Пугачев — содрали бы все десять...».
Вывод: Екатерина II сделала очень серьезные выводы из восстания Пугачева. Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева привела к некоторому улучшению положения уральских рабочих и казаков, и централизации власти в России. Больше крестьянских войн в стране не было.
Проверка изученного материала.
В какой войне участвовал Е.И.Пугачев? (в Семилетней войне, в русско- турецкой войне)
За кого выдавал себя Е.Пугачев? (за «чудесно спасшегося» императора Петра III).
Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей? (организаторские способности, умение повести за собой людей, смелость, природную сметку, хорошие военные навыки, предприимчивость, большую силу воли)
Почему менялся социальный состав участников крестьянин войны? (крестьяне редко покидали пределы своего уезда)
Какая группа населения примкнула к восстанию впервые? (горнозаводские рабочие)
Все восстания в XVII и XVIII веках заканчивались поражением. Даёт ли это основание говорить об их бесполезности? Нет. Призрак пугачевщины стал постоянно преследовать помещиков и представителей власти. С этих пор правительство стало на путь решения крестьянского вопроса, который превратился в важнейший вопрос в общественной жизни России.
Итоги урока.
- Достигли ли мы цели, которую ставили, изучая восстание под предводительством Е.И. Пугачева? Если нет, то, что нам помешало?
Как я усвоил материал?
Усвоил весь материал - 9-10 баллов
Частично усвоил материал - 7 – 8 баллов
Мало что понял - 4 – 6 баллов
Как я работал?
Со всеми заданиями справился – 9-10 баллов
Допустил ошибки - 7- 8 баллов
Не справился - 4-6 баллов
Как работала группа, учебная пара
Совместно выполняли задания - 9-10 баллов
Не все были активны - 7- 8 баллов
Работа была непродуктивная - 4- 6 баллов
Домашнее задание параграф 25 (учебник Данилова), сравнить восстания С.Т. Разина и Е.И. Пугачева и заполнить таблицу.
Восстание С.Т. Разина
Восстание Е.И. Пугачева
Общее
1. Вера в «доброго царя»
2…
Различия
1. Начало восстания носило характер похода за добычей.