Образовательные: Формировать представления о внутренней политике Александра III.
Воспитательные: способствовать становлению таких качеств, как уважение к окружающим, умение выслушать чужую точку зрения, формировать умения вступать в диалог.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся аналитического мышления, эмоционально-образного мышления, познавательного интереса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Внутренняя политика Александра III" »
Внутренняя политика Александра III.
Цель:
-уяснить, что сущностью внутренней политики Александра III является корректировка реформ предыдущего царствования в соответствии с базовыми ценностями – сохранением самодержавия и опорой на национальные традиции;
29 апреля 1881 г. – манифест Александра III о незыблемости самодержавия; 14 августа 1881 г. – «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»; 28 декабря 1881 г. – закон об обязательном выкупе крестьянских наделов и о понижении выкупных платежей; 1 июня 1882 г. – закон об ограничении использования труда малолетних на промышленных предприятиях; 5 июня 1887 г. – циркуляр «о кухаркиных детях»; 12 июля 1889 г. – закон о земских участковых начальниках; 12 июля 1890 г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».
Оборудование урока:
Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. Москва «Просвещение», 2007 г.
Рабочая тетрадь к учебнику «История России XIX век». Москва «Просвещение», 2007.
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Внутренняя политика Александра III»
Ход урока:
Сообщение учащегося:
Александр III
Внутренняя политика Александра III получила название «контрреформ», т.е. отказ от реформ и преобразований предыдущего царствования.
Основная цель урока – выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III - это контрреформы. СЛАЙД 4
Александру III было известно, что перед смертью его отец одобрил проект либеральных реформ Михаила Тариеловича Лорис – Меликова.
Но под влиянием обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева новый император отказался от этого проекта, сказав, что его отец «слишком много нареформировал». Лорис – Меликов ушел в отставку. Началось новое правление.
Наиболее сложной по-прежнему была крестьянская проблема.
Задание учащимся:
проработать пункты «Попытки решения крестьянского вопроса», «Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление»:
заполнить таблицу «Крестьянская политик Александра III»
выберите правильный ответ
сделать вывод, в чем заключалась двойственность в отношении крестьянского вопроса? (С одной стороны, принимались меры для освобождения и поддержания крестьян, с другой – для поддержания помещиков и усиления их власти над крестьянами.)
Россия стала первой в мире страной, где стал осуществляться контроль за условиями труда рабочих.
Задание учащимся:
Отметьте, какие меры предусматривало рабочее законодательство.
В чем заключалась двойственность рабочего законодательства.
Главной целью принятых законов, в отношении и крестьян и рабочих, лежало стремление отвлечь народ от революционных выступлений, показать народу царскую заботу о нем. Но, в то же время, в стране происходит усиление полицейского режима. В мае 1882 г. был отправлен в отставку министр внутренних дел Игнатьев Николай Павлович.
Задание учащимся:
Определить причину отставки Игнатьева.
Но уже 14 августа 1881 г. было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», которое давало право местной администрации большие полномочия в сфере борьбы с антиправительственными выступлениями.
Задание учащимся:
Назовите основные положения этого документа. Выберите правильный ответ.
Наступлением на права прессы стали «Временные правила о печати» от 27 августа 1882 года, которые ужесточили контроль за периодическими изданиями. Устанавливался строгий надзор за газетами и журналами, по требованию Министерства внутренних дел редакторы обязаны были сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами, многие издания, такие как «Отечественные записки», «Дело», «Голос», «Московский телеграф» были закрыты.
Затем продолжилось наступление на права судов. В 1885 г. был ликвидирован принцип несменяемости судей, в 1887 г. – принцип открытости судебных заседаний, а в 1889 г. – уничтожен мировой суд (заменен земскими начальниками, которыми могли быть только дворяне).
Новым министром внутренних дел стал Толстой Дмитрий Андреевич.
Под его нажимом министр просвещения Делянов Иван Давыдович
меняет политику в области просвещения.
5 июня 1887 г. выходит циркуляр Делянова, получивший название «Циркуляр о «кухаркиных детях». Он запрещал принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
По закону 1884 года университеты были лишены автономии. Была повышена плата за обучение в Университетах с 10 до 50 рублей в год, уволены многие известные профессора, закрыто большинство высших технических курсов – учебных заведений, в которых женщины могли получать высшее образование.
12 июля 18889 г. был издан закон о земских начальниках.
Задание учащимся:
Заполнить схему.
К каким изменениям привело введение должности земских начальников?
Подведение итогов:
Действительно ли внутренняя политик Александра III – это контрреформы?
Назовите реформы Александра II, которые в царствование Александра III были затронуты контрреформами?