конспект урока "Внутренняя и внешняя политика Александра III"
Конспект урока "Внутренняя и внешняя политика Александра III"
конспект урока по ФГОС "Внутренняя и внешняя политика Александра III".
Урок
10 класс
Тема: «Внутренняя и внешняя политика Александра III».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: оценка личности и деятельности Александра III, создание условий для осознания и осмысления материала средствами технологии критического мышления, развивающего обучения.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о внутренней и внешней политике Александра III
Развивающая:продолжить развитие умений оценивать деятельность и личность исторического деятеля в соответствии с его временем, самостоятельно работать с историческим документом, с текстом, выделять главное, анализировать их, аргументированно высказывать свое мнение, делать выводы, работать в группе.
Воспитательная: воспитывать интерес к личности Александра III, формирование активной жизненной позиции, воспитание толерантности, совершенствование коммуникативных свойств личности.
Метапредметные умения
Личностные УУД:
- определять правила работы в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль;
- выделять то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Внутренняя и внешняя политика Александра III" »
Урок
10 класс
Тема: «Внутренняя и внешняя политика Александра III».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: оценка личности и деятельности Александра III, создание условий для осознания и осмысления материала средствами технологии критического мышления, развивающего обучения.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся о внутренней и внешней политике Александра III
Развивающая: продолжить развитие умений оценивать деятельность и личность исторического деятеля в соответствии с его временем, самостоятельно работать с историческим документом, с текстом, выделять главное, анализировать их, аргументированно высказывать свое мнение, делать выводы, работать в группе.
Воспитательная: воспитывать интерес к личности Александра III, формирование активной жизненной позиции, воспитание толерантности, совершенствование коммуникативных свойств личности.
Метапредметные умения
Личностные УУД:
- определять правила работы в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль;
- выделять то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
- Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо! Посмотрите на соседа слева, посмотрите на соседа справа! Посмотрите на меня! Давайте улыбнёмся друг другу! Сели удобно!
Сегодня мы вспомним и подробно познакомимся еще с одной исторической личностью.
II. Актуализация знаний. Мотивация.
Впервые вы с этим человеком, императором познакомились в 8 классе, и что-то у вас осталось в памяти, и я надеюсь, что на протяжении урока у вас сформируется целостное представление, и расширятся знания об этом правителе. А чтобы узнать имя этого правителя, я прочитаю несколько цитат о нем. Вы в свою очередь назовете имя правителя, а, следовательно, и тему урока.
Послушайте небольшой отрывок из стихотворения:
Рукой железной правя твердо,
Ты порождал любовь и страх,
И Флаг Российский реял гордо
В нам чуждых странах и морях.
Таких Царей, как Ты, не будет,
Вот почему Ты мог сказать:
«Когда Царь Русский рыбу удит –
Европа может подождать!»
Этот очерк написан замечательной современной писательницей Еленой Семёновой.
2) С.Ю. Витте: «…император … был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности-походил на большого русского мужика…; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал… »
“Император повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 60–70-х годов — безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России”. (С.С. Ольденбург)
Итак, тема урока…
III. Изучение нового материала:
Запишите тему урока. Итак, как я уже сказала, с личностью Александра III вы встречались в 8 классе. Вспомните, пожалуйста, что вам известно о нем, но для начала начертите таблицу. И в первой колонке запишите, что вам известно об этом правителе.
Что я знаю?
Что я хочу узнать?
Что я узнал?
Прочтите, что вы записали? Скажите, достаточно ли нам этих знаний, чтоб сформировать целостное представление о личности Александра III, о его деятельности? Нет.
А что вам хотелось бы узнать сегодня? Запишите во второй колонке вопросы, на которые хотите получить ответы.
Как можно сформулировать общую цель урока? Ответы учащихся.
Сегодня мы постараемся расширить свои знания о личности и деятельности Александра III. А в конце урока попробуем ответить на проблемный вопрос: внутренняя политика Александра III – это контрреформы,т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования или продолжение великих реформ 60-70-х гг.
Мы с вами будем работать в группах.
Для начала я предлагаю послушать сообщение по теме: «Александр III-воспитание и характер».
К.Айабас- сообщение «Личность Александра 3»
Сегодня мы с вами будем создавать проекты.
1 группа – историки
Задание: подготовить мини-проект по теме: «Реформы и контрреформы Александра III»
Задача: выяснить, внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования или это продолжение великих реформ 60-70-х гг.
2 группа – политологи
Задание: подготовить мини-проект по теме: «Внешняя политика Александра III»
Задача – охарактеризуйте основные направления внешней политики России в правлении Александра III и оцените ее результаты.
3 и 4 группа – экономисты.
Задание для 3 группы: подготовить мини доклад «Развитие сельского хозяйства в России после крестьянской реформы.
Задача: - Перечислите характерные черты развития крестьянского хозяйства во второй половине XIXв. »
Задание для 4 группы: подготовить мини-проект по теме: «Развитие промышленности в годы правления Александра III»
Охарактеризуйте правительственную политику по отношению к промышленности в годы правления Александра III. Перечислите основные положения экономической реформы С.Ю. Витте. Охарактеризуйте положение рабочих России в последней трети XIXв. и меры правительства по урегулированию рабочего вопроса.
Выступление групп: 4 группы.
Физкультминутка
- Расслабимся и отдохнем.
Врачи Эпохи Возрождения говорили: «Четыре действия рождают чудо: пей мед, смотри на воду, зеленый цвет и красивое лицо». Цветотерапия
Закрепление изученного материала:
Работа с текстом. Выполнение заданий ЕГЭ.С1.-С3.
Ниже приведены две из существующих точек зрения на внутреннюю политику Александра III:
1.Внутренняя политика Александра III в итоге привела страну к политическому кризису начала ХХ в.
2. Внутренняя политика Александра III создала условия для успешного развития страны.
Укажите, какая из точек зрения вам представляется более убедительной и предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы
При поддержке Внутренняя политика Александра III Д.А. Толстой и его преемник И.Н. Дурново проводили политику контрреформ, которые ограничивали либеральные преобразования 1860-1870-х гг.
Приведите не менее двух примеров, так называемых контрреформ в социальной сфере. Чем были вызваны контрреформы в сфере народного просвещения? Укажите не менее двух обоснований.
Ниже приведены две из существующих точек зрения на характер политики Александра III:
1.Г.В. Плеханов писал об эпохе 1880-х-начале 1890-хгг. «Целых тридцать Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась».
2. Политика Александра III была направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства, она опиралась на исторические традиции. И хотя акцент был сделан на ограничение реформ 60-70 –х годов, проводились и либеральные мероприятия. Он вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами.
Укажите, какая из точек зрения вам представляется более убедительной и предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Составьте исторический портрет Александра III
Составьте синквейн по теме «Александр III»
V. Подведение итогов урока:
- Итак, внутренняя политика Александра III – это контрреформы,т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования или продолжение великих реформ 60-70-х гг.
-- Справились ли мы с поставленной задачей?
Ну что ж, нам остается подвести черту, хотя, скорее всего, она будет условна, т.к. мы вновь с вами увидели насколько противоречива деятельность Александра III, выступающего и в роли реформатора, и в роли консерватора. Возможно, в ходе обсуждения, вы утвердились в своем мнении, возможно, ваши представления изменились…
Рефлексия
- Руководители групп заполните карту «Оценка работы группы».
- Члены групп оцените свою работу на уроке, заполнив лист «Рефлексия»
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
Домашнее задание: (по выбору)
А) сочинение –эссе: «Роль Александра III в укреплении российской государственности».