kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Внутренняя политика Александра III"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен внутренней политике Александра  III оснорвных направлений его деятельности, характеру преобразований.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Внутренняя политика Александра III"»

Урок истории по теме: «Внутренняя политика Александра III»

Цели и задачи:

  • Выделить особенность внутренней политики Александра III - корректировка реформ предыдущего царствования в соответствии с основными базовыми ценностями – сохранением самодержавия и опорой на национальные традиции.

  • Показать роль К.П.Победоносцева в формировании политической программы Александра III; Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.

  • Развивать умения и навыки работы с историческими источниками.

  • Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Основные понятия: контрреформы; рабочее законодательство; реакционная политика.

Персоналии: Александр III; К.П.Победоносцев; Н.П.Игнатьев; Д.А.Толстой.

Оборудование урока:

  • Компьютер и проектор, интерактивная доска.

  • Презентация созданная в программе PowerPoint.

Актуализационная часть урока – проверка таблицы «Реформы Александра II», строится по форме презентации с историческими ошибками, созданной в программе PowerPoint, с добавлением реформ Александра III.

В ходе урока новый материал представлен в виде приложений ряда слайдов с изображениями и таблицами, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

На доске написан опорный план урока.

План урока:

  • Крестьянский вопрос.

  • Рабочее законодательство.

  • Консервативный поворот.

  • Местное самообразование.

  • Национальная и религиозная политика.

Ход урока

Эпиграф урока «Сущность русской истории состоит в борьбе реформы против контрреформы» (Политолог А.Л. Янов).

1. Мотивация. У каждого великого человека, имеющего неограниченную власть, своя жизненная позиция. Например, король Людовик XIV заявлял: "Государство - это я". Людовик XV провозглашал: "После нас - хоть потоп." А кто из великих мира сего вырезал на своей личной печати такие слова: "Я ученик и нуждаюсь в учителях".
ПетрI.

Приведите несколько аргументов, зачем необходимо изучать историю XIX века.

2. Актуализация. Проводится проверочная работа с таблицей: “Реформы Александра II ” с содержанием исторических ошибок. ( Презентация )

3. Основная часть урока. (Используется презентация)

Ребята помогите мне разобраться, что здесь неправильно.

Какую реформу мы с вами не можем привести в соответствие. Почему?

Ребята помогите сформулировать тему нашего урока.

Правление Александра III

Цель – внутренняя политика Александра III

Какие вопросы мы должны с вами рассмотреть?

К ластер на доске Александр III

Крестьянский вопрос.

Личность

1. Личность Александра 3,учитель излагает при помощи презентации.

В ходе рассказа учителя учащиеся конспектируют лекцию о личности.

2. Реформы и направления внутренней политики проект в группах, заполнять хронологическую таблицу “Внутренняя политика Александр III ”:

Дата

Название

Событие

Значение

 


 

 

Крестьянский вопрос, опираясь на документ “ Из Указа о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами 28 декабря 1881г.” (При работе с документами используется приложение). Большая часть крестьян по-прежнему сохраняла статус временнообязанных, а значит зависимых от помещика. 18 декабря 1881 года был принят указ об обязательном выкупе крестьянами наделов, чем было прекращено временнообязанное положение крестьян. Этот закон включал положение о снижении выкупных платежей на 1 рубль. Постепенно была отменена подушная подать. В 1882 году были приняты меры для смягчения малоземелья крестьян: учрежден Крестьянский банк, который предоставлял дешевые кредиты для покупки земли, облегчена аренда казенных земель.

Задание. Детализировать время отмены подушной подати: в мае 1881г. Был издан указ о постепенной замене подушной подати другими налогами; окончательное прекращение взимания подушной подати произошло 1 января 1887г.

Учащиеся обсуждают следующие вопросы:

Учитывали ли законы интересы крестьянства?
Как вы думаете, какова была главная цель законов?

Рабочее законодательство.

Рассказ учителя о начале рабочего законодательства может сопровождаться продолжением заполнения таблицы.

Учитель: бурное экономическое развитие заставляло правительство все больше обращать внимание на взаимоотношения рабочего и предпринимателя. 1 июня 1882 года был издан закон, который запрещал труд детей до 12-летнего возраста и ограничивал рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами. Для надзора за исполнением закона вводилась фабричная инспекция. В 1885 году последовало запрещение ночного труда для женщин и детей. В 1886 году был принят закон, по которому снижались штрафы и вводились расчетные книжки. Однако этих мер было явно недостаточно.

В качестве закрепления учащиеся выполняют тестовое задание 3 (к параграфам 29-30) в рабочей тетради. Дают оценку принятым законам, с какой целью они были приняты.

Консервативный поворот.

Учитель: главной целью принятых законов, как в отношении крестьян, так и в отношении рабочих, была попытка отвлечь народ от революционных выступлений, продемонстрировав им царскую заботу. В то же время наряду с пряником Александр III держал в своих руках и кнут.
Ужесточились административно-полицейские репрессии и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего “Народную волю”. 
Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику “народного самодержавия” созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков и Победоносцев. В мае 1882 Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым — убежденным сторонником реакционно-охранительной политики.

Толстой Дмитрий Андреевич (1823-1889), граф, государственный деятель и историк, почетный член (1866), президент (с 1882) Петербургской АН. В 1864-1880 обер-прокурор Синода, в 1865-1880 министр народного просвещения, сторонник классической системы и сословных начал обучения. С 1882 министр внутренних дел. Один из вдохновителей политики контрреформ. Труды по истории России 18 века. Опираясь на материал учебника и рассказа учителя учащиеся выполняют задание 5 (параграфов 29-30) в рабочей тетради.

Политика в области просвещения и печати.

Учитель: для сохранения самодержавного строя правительство предприняло меры по ужесточению надзора в сфере образования. Новый министр внутренних дел Д.А.Толстой и министр просвещения И.Д. Делянов подготовили новый университетский устав, который отменил университетскую автономию. Вдвое выросла плата за обучение, запрещались студенческие организации, недовольные отчислялись и отправлялись в солдаты. 5 июня 1887 года был издан циркуляр о “кухаркиных детях”, затруднявший поступление в гимназии детям из низших сословий.

Делянов Иван Давыдович (1818-97/98), граф (с 1888), российский государственный деятель. Почетный член Петербургской АН (1859). С 1882 министр народного просвещения. Находился под сильным влиянием политиков охранительного направления (К. П. Победоносцева, М.Н.Каткова). Ограничил автономию университетов (по уставу 1884), сократил прием детей низших сословий в гимназии, лиц иудейского исповедания - в средние и высшие учебные заведения. Препятствовал развитию высшего женского образования. Способствовал усилению влияния церкви на начальную школу, проводил политику русификации учебных заведений на окраинах Российской империи. Содействовал развитию специального, технического образования. В годы министерской деятельности Делянова открыты Томский университет, Харьковский технологический институт, ряд низших и средних технических и промышленных училищ.

В ходе изучения документа “ Из циркуляра о переменах в составе учеников гимназий и прогимназии 18 июня 1887 г.” учащиеся отвечают на вопросы:

Какие завоевания предыдущего царствования в области образования и печати были ликвидированы Александром III?
Почему реформы в области просвещения и печати подверглись столь решительному пересмотру?

Местное самоуправление.

Учитель: правительство под влиянием К.П. Победоносцева начало “наступление” на земское самоуправление. Уже в 1881 году издано “Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Оно давало право министру иностранных дел и генерал-губернаторам объявлять любой район на “исключительном положении”. В 1889 году был издан закон о земских участковых начальниках, которые контролировали деятельность органов местного самоуправления крестьян и осуществляли судебные функции. ( Используются документы: “ Из письма К.П.Победоносцева Александру III о необходимости ужесточения контроля над земствами 18 апреля 1886 г.” и “ Из положения о земских участковых начальниках 12 июля 1889 г.”)

Национальная и религиозная политика.

Учитель: главной задачей национальной политики Александр III считал сохранение империи, поэтому правительство проводило политику русификации национальных окраин. Русская Православная церковь имела исключительное положение. Преследованиям подвергались буддисты - калмыки и буряты, им запрещалось строить храмы, отправлять богослужения. В 1882 году у евреев отняли право селиться вне городов, им запрещалось приобретать недвижимое имущество в сельской местности, а чуть позже был издан указ о выселении евреев, незаконно проживающих в Москве.

Рефлексия учебной деятельности на уроке . Выводы.

Продолжите фразу. Правление Александра III получило название эпохи …..(контрреформ). Так как ….. Все мероприятия, проводимые правительством, вели к пересмотру достижений предыдущего периода по наиболее важным отраслям жизни российского общества: земскому и городскому самоуправлению, судебной власти, образованию и печати.

3. Заключительная часть. Общее закрепление изученного материала. 

1. Какой государственный деятель был сторонником сохранения самодержавия в России?

а) К.П. Победоносцев; б) С.Ю. Витте; в) И.В. Гурко; г) Д.А. Милютин.

2. Что такое индустриализация?

а) процесс создания крупного машинного производства;
б) процесс формирования политических партий;
в) изменение в структуре государственной власти.

3. Что НЕ предусматривало “Положение о земских участковых начальниках” 1889 года?

а) земское управление как низовую ячейку власти;
б) усиление роли дворянства;
в) упразднение мирового суда;
г) независимость сельских сходов.

Литература:

  1. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХIХ век.- М.,2002.

  2. Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику “ История России. XIX век”.

  3. История России с древности до наших дней / Под ред. М. Н. Зуева. – М., 1994.

  4. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. – М., 1993.

  5. Энциклопедия Т.5 “История России и её ближайших соседей” Ч.2./ Под ред.Аксёнова – М., “Аванта+”, 1997 г.

Приложение 1 группы.

Из Указа о выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам крестьянами 28 декабря 1881

... император Александр II, освобождая бывших помещичьих крестьян от крепостной зависимости и установляя обязательные, в смысле переходной меры, поземельные отношения их к помещикам имел в виду, что отношения сии должны со временем прекратиться посредством выкупа крестьянами своих наделов в собственность, содействием или без содействия правительства... по наибольшей части помещичьих имений крестьяне уже перешли в разряд крестьян-собственников, и временно-обязанных крестьян числится ныне сравнительно немного. Дальнейшее оставление сих последних в обязательных отношениях к помещикам, препятствуя прочному устройству как крестьянской, так и помещичьей поземельной собственности, было бы сопряжено с важными неудобствами, в сознании коих дворянство некоторых губерний в последнее время само ходатайствовало о переводе всех временно-обязанных крестьян на выкуп в виде общей правительственной меры.
Считая, по завету и примеру незабвенного родителя Нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии Наших верноподданных всякого звания и состояния и следуя его благим предначертаниям о возможно лучшем устройстве крестьянского населения, повелеваем:
1. Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных положениях, перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 г.
3. До перевода временно-обязанных крестьян на выкуп... крестьяне сии должны состоять к помещикам в тех же отношениях, в коих находятся к ним ныне; выкуп же крестьянами наделов в собственность может до того времени производиться на существовавших доселе основаниях.

Учащиеся обсуждают следующие вопросы:

Учитывали ли законы интересы крестьянства?
Как вы думаете, какова была главная цель законов?











Приложение 2 группы.

Бурное экономическое развитие заставляло правительство все больше обращать внимание на взаимоотношения рабочего и предпринимателя. 1 июня 1882 года был издан закон ОБ ограничении детского труда, который запрещал труд детей до 12-летнего возраста и ограничивал рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами. Для надзора за исполнением закона вводилась фабричная инспекция. В 1885 году последовало запрещение ночного труда для женщин и детей. В 1886 году был принят закон, по которому снижались штрафы и вводились расчетные книжки. Однако этих мер было явно недостаточно.

  • Дайте оценку принятым законам, с какой целью они были приняты.

Выполните тест

1. Какой государственный деятель был сторонником сохранения самодержавия в России?

а) К.П. Победоносцев; б) С.Ю. Витте; в) И.В. Гурко; г) Д.А. Милютин.

2. Что такое индустриализация?

а) процесс создания крупного машинного производства;
б) процесс формирования политических партий;
в) изменение в структуре государственной власти.

3. Что НЕ предусматривало “Положение о земских участковых начальниках” 1889 года?

а) земское управление как низовую ячейку власти;
б) усиление роли дворянства;
в) упразднение мирового суда;
г) независимость сельских сходов.

















Приложение 3 группы. Для сохранения самодержавного строя правительство предприняло меры по ужесточению надзора в сфере образования. Новый министр внутренних дел Д.А.Толстой и министр просвещения И.Д. Делянов подготовили новый университетский устав, который отменил университетскую автономию. Вдвое выросла плата за обучение, запрещались студенческие организации, недовольные отчислялись и отправлялись в солдаты. 5 июня 1887 года был издан циркуляр о “кухаркиных детях”, затруднявший поступление в гимназии детям из низших сословий.

Делянов Иван Давыдович (1818-97/98), граф (с 1888), российский государственный деятель. Почетный член Петербургской АН (1859). С 1882 министр народного просвещения. Находился под сильным влиянием политиков охранительного направления (К. П. Победоносцева, М.Н.Каткова). Ограничил автономию университетов (по уставу 1884), сократил прием детей низших сословий в гимназии, лиц иудейского исповедания - в средние и высшие учебные заведения. Препятствовал развитию высшего женского образования. Способствовал усилению влияния церкви на начальную школу, проводил политику русификации учебных заведений на окраинах Российской империи. Содействовал развитию специального, технического образования. В годы министерской деятельности Делянова открыты Томский университет, Харьковский технологический институт, ряд низших и средних технических и промышленных училищ.

Из циркуляра о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий 18 июня 1887 г. Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений.
Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей, то таких следует увольнять из гимназии или прогимназии.

  • Какие завоевания предыдущего царствования в области образования и печати были ликвидированы Александром III?

  • Почему реформы в области просвещения подвергались столь решительному пересмотру?





Приложение 4 группы. Местное самоуправление.

Правительство под влиянием К.П. Победоносцева начало “наступление” на земское самоуправление. Уже в 1881 году издано “Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия”. Оно давало право министру иностранных дел и генерал-губернаторам объявлять любой район на “исключительном положении”. В 1889 году был издан закон о земских участковых начальниках, которые контролировали деятельность органов местного самоуправления крестьян и осуществляли судебные функции.

Из письма К.П.Победоносцева Александру III о необходимости ужесточения контроля над земствами 18 апреля 1886 г.
... Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению, нечто в роде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей, не по всем делам, но лишь до 300 рублей, а остальные дела остаются в ведомстве одного городского мирового судьи. Жалобы на земского начальника приносятся съезду этих начальников. Далее, изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с
участием 2 гласных от земства.
... Необходимо устроить в уезде для надзора за волостными делами единоличную власть. Необходимо изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора.

Из положения о земских участковых начальниках 12 июля 1889 г.
... 6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:
1) Лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства.
2) Местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет отроду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи
или выдержали соответственное испытание или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника, мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.
7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:
1) Местные потомственные дворяне, в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным, для взимания земских сборов, не ниже пятнадцати тысяч рублей.
2) Местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет, в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии, хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.
13. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в сей список лиц - производит набор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных на этом основании кандидатах губернатор представляет министру внутренних дел...
14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.
22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках, с нижеследующими изменениями и дополнениями.
23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлении как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия.
24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков.
25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.
29. Земскому начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.
39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов.
47. Земские начальники исполняют обязанности мировых судей.
61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию
не свыше шести рублей.
62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлениями в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду.



































Приложение 5 группы.

Консервативный поворот.

Главной целью принятых законов, как в отношении крестьян, так и в отношении рабочих, была попытка отвлечь народ от революционных выступлений, продемонстрировав им царскую заботу. В то же время наряду с пряником Александр III держал в своих руках и кнут.
Ужесточились административно-полицейские репрессии и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего “Народную волю”.

1888 г. — увеличение сроков службы для тех, кто окончил средние и высшие учебные заведения; изменен призывной возраст (21 год). 1889 г. — упразднены мировые судьи (за исключением столиц и нескольких крупных городов)
Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику “народного самодержавия” созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков и Победоносцев. В мае 1882 Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым — убежденным сторонником реакционно-охранительной политики.

Толстой Дмитрий Андреевич (1823-1889), граф, государственный деятель и историк, почетный член (1866), президент (с 1882) Петербургской АН. В 1864-1880 обер-прокурор Синода, в 1865-1880 министр народного просвещения, сторонник классической системы и сословных начал обучения. С 1882 министр внутренних дел. Один из вдохновителей политики контрреформ. Труды по истории России 18 века.



















Правила работы в группе.

  1. Определите функции каждого участника вышей команды:

А. «выступающий» - устно падает ответ.

Б. «секретарь» - фиксирует ответ письменно, выделяет главные идеи, четко формулирует, оформляет в виде записи.

В. «идеолог» - подает идеи, анализирует материал.

Г. «аналитик» - анализирует ответы других команд, своевременно исправляет ошибки.

Примечание: «идеологов» может быть несколько.

  1. Работа команды должна быть сплоченной. Внутренние противоречия должны быть устранены мягким конструктивным диалогом.

  2. Активность работы команды – залог успеха!

  3. По окончанию работы, определите объективно (взвесив все «за» и «против») оценку каждого участника команды.

  4. Работа команды оценивается баллами.

Группа № _____.


Оценочный лист команды

Имя участника

Оценка команды


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Внутренняя политика Александра III"

Автор: Калмыкова Татьяна Алексеевна

Дата: 18.08.2022

Номер свидетельства: 611849

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация к уроку "Внутренняя политика Александра III "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-vnutrienniaia-politika-alieksandra-iii"
    ["file_id"] => string(6) "109523"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1404715623"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Внутренняя политика Александра III" "
    ["seo_title"] => string(38) "vnutrienniaia-politika-alieksandra-iii"
    ["file_id"] => string(6) "206044"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430079956"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "конспект урока "Внутренняя и внешняя политика Александра III" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-vnutrienniaia-i-vnieshniaia-politika-alieksandra-iii"
    ["file_id"] => string(6) "225762"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439881107"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "презентация урока "Внутренняя и внешняя политика Александра III" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-uroka-vnutrienniaia-i-vnieshniaia-politika-alieksandra-iii"
    ["file_id"] => string(6) "225764"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439881656"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Внутреняя политика  Александра III (презентация) "
    ["seo_title"] => string(53) "vnutrieniaia-politika-alieksandra-iii-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "227166"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440616350"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства