Проверка домашнего задания Время:5 минут Этапы: 1. устная беседа с классом; 2. письменная работа | Устный опрос, выполнение письменной работы | Устная беседа с классом по теме: «Внутренняя политика Александра I» по вопросам Письменная проверочная работа «Исторический диктант» по параграфу 2 | Устный опрос: 1. При каких обстоятельствах Александр I вступил на престол? 2. Какие ожидания в обществе были связаны с приходом Александра I к власти? 4. Каковы направления внутренней политики Александра I 4. Можно ли внутреннюю политику Александра I назвать либеральной, свой ответ аргументируйте Письменная проверочная работа «Исторический диктант» по параграфу 2: В каком году произошло это событие? 1. Принят указ «о вольных хлебопашцах»; 2. Был учрежден Государственный совет; 3. Введен закон о купле-продаже земли; 4. Были введены министерства взамен старых коллегий Что такое? 5. Негласный комитет? 6. Министерства? Кто такие? 7. «Вольные хлебопашцы»? 8. Новосильцев, Строганов, Кочубей? | Проверка и оценивание знаний по теме домашнего задания (параграф 2) | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов |
Организационный момент Время: 5 мин. Основные этапы: | Запись темы в тетрадь. Ответы на вопросы «Что я знаю по теме, что хочу узнать?», занесение их в таблицу Составление плана урока: 1. Третья антифранцузская коалиция 1805-1806 гг. 2. Четвертая антифранцузская коалиция 1806-1807 гг. 4. Тильзитский мир 5. Русско-шведская война 1808-1809 гг. 7. Русско-турецкая война 1806-1812 гг. 8. Война с Ираном 1804-1813 гг. | Сообщение темы урока. Определение плана изучения материала. | Формулирование темы урока, коллективная постановка целей урока, информационная разминка с использованием приема «Знаю-хочу знать – узнал». Начало составления 1 и 2 колонок таблицы Что я знаю | Что хочу узнать | Что я узнал | | | | Составление плана изучения темы. | Умение составлять план урока исходя из заявленной темы | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели урока; Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли; Регулятивные: умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Изучение нового материала Время:25 мин. Этапы: 1. постановка проблемного вопроса; 2. составления кластера «Основные направления внешней политики Александра I»; 3. дополнение части кластера «Третья и четвертая антифранцузские коалиции»; 4. самостоятельная работа с историческим документом «Из Тильзитского союзного договора»; 5. заполнение таблицы «Внешняя политика России после Тильзита (1807-1813 гг.) | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников Самостоятельное знакомство с пунктами параграфа 3 и начало составления кластера «Основные направления внешней политики Александра I» Самостоятельное чтение п. 1 и 3. и дополнение части кластера «Третья и четвертая антифранцузские коалиции» Самостоятельная работа с историческим документом «Из Тильзитского союзного договора». Обсуждение текста Тильзитского договора и проблем, с ним связанных для России, Англии и других европейских стран. Работа учащихся с текстом учебника по пунктам «Война со Швецией», «Русско-турецкая война», «Война с Ираном» и ответ на вопрос, заполнение таблицы «Внешняя политика России после Тильзита (1807-1813 гг.) Годы | Войны | Мирные договоры | Территории, отошедшие к России | | | | | Выход к карте и показ территорий отошедших к России с 1801 по 1812 гг. | Беседа по вопросам: Каковы были основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.? Чем были вызваны Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова, морские походы адмирала Ф.Ф. Ушакова к берегам Италии? Оцените результаты внешней политики России во второй половине XVIII в.? Покажите на карте «Россия в начале XIX в» территориальные приобретения России во второй половине XVIII в.? Раздаточный материал, составление основы кластера «Основные направления внешней политики Александра I» (приложение 1) Помогает при необходимости дополнить кластер Рассказ о событиях июня 1807 г. в Тильзите, использование свидетельств очевидца и отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Проанализируйте данные пункты параграфа, заполните таблицу, ответьте устно на вопрос Проверка выполнения задания, при нехватке времени сдача тетрадей на проверку Организация работы с картой у доски | Постановка проблемного вопроса: Можно ли внешнеполитический курс императора Александра I считать продолжением внешней политики России, начатой Екатериной II? Знакомство с пунктами параграфа, выделение основных направлений внешней политики Александра I и внесение их в кластер с последующим дополнением каждого направления военными и дипломатическими событиями и итогами (примерный кластер «Основные направления внешней политики Александра I», составленный учениками приведен в приложении 2) Внесение в кластер следующих сведений: страны-участницы третьей и четвертой антифранцузских коалиций, конкретные события, итог деятельности коалиций Задания: 1. Проанализируйте текст документа 2. Ответьте на вопросы используя текст: а) как документ определяет цель данного договора? б) подумайте, почему договор назывался «наступательным и оборонительным союзом»? в) какой ультиматум выдвигался Англии? г) как изменялась политика России в отношении Англии по условиям договора? 3. Является ли, на ваш взгляд, данный союз окончательным, устраивающим обе стороны и почему? Задания: Какие внешнеполитические события после 1807 г. позволили историку С.Ф. Платонову утверждать: «Основой союза было признание за Наполеоном права господствовать на западе Европы, а за Александром – права господствовать на востоке. Наполеон прямо указывал Александру, что Россия должна усилиться за счет Швеции и Турции…» Подтвердите или опровергните слова историка. Покажите на карте территориальные изменения Российской империи в период с 1801 по 1813 гг. | Знают основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в., оценивают ее результаты, умеют показывать на карте территории, приобретенные Россией во второй половине XVIII в. Умеют составлять кластер, выделять смысловые единицы текста и их графически оформлять в определенном порядке в виде грозди Знают участников, основные сражения между Францией и коалициями, итоги деятельности, значение и последствия для России Знают причины заключения, основные положения и последствия Тильзитского мирного договора для России и для европейских стран; умеют самостоятельно работать с историческим источником, анализировать текст, отвечать на вопросы к документу; умеют работать с учебником; умеют выражать свою точку зрения, аргументировать ее; Знают события внешней политики России в 1801-1812 гг.; умеют анализировать текст учебника, выделять главное, составлять таблицу; умеют аргументировано высказывать свою точку зрения на проблемное высказывание историка С.Ф. Платонова; умеют находить и показывать на карте территориальный изменения Российской империи, произошедшие в ходе военных действий данного периода | Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя; устанавливают причинно-следственные связи, структурируют знания; Регулятивные: оценивают качество и уровень усвоения знаний; Коммуникативные: умеют точно выражать свои мысли, владеют монологической речью; Познавательные: умеют структурировать знания; устанавливают причинно-следственные связи; Коммуникативные: слушают друг друга, понимают позицию партнера, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала Познавательные: умеют анализировать текст документа, применяют методы информационного поиска и выделяют необходимую информацию, выделяют необходимые следствия; умеют структурировать знания; Коммуникативные: умеют полно и точно выражать свои мысли, владеют монологической и диалогической речью; Регулятивные: оценивают качество и уровень усвоенного материала Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя); структурируют знания в виде таблицы, анализируют текст; Регулятивные: ставят учебную задачу, планируют – определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; Коммуникативные: умеют точно выражать свое мнение, владеют монологической и диалогической речью, умею слушать и слышать мнение других; |
Закрепление нового материала Время:5мин. Этапы: 1. ученики высказывают свою точку зрения на проблемный вопрос, аргументируют ее; 2. заполняют последнюю колонку таблицы «Что я узнал» | Высказывают свою точку зрения на проблемный вопрос, аргументируют ее, опираясь на полученные в ходе урока знания, заполняют последнюю колонку таблицы «Что я узнал» | Организует обсуждение проблемного вопроса, ответы на вопрос «Что я узнал» | Обобщение и систематизация изученного материала, обсуждение проблемного вопроса, заполнение таблицы Что я знаю | Что хочу узнать | Что я узнал | | | | | Формулируют и закрепляют понимание того, что внешнеполитический курс Александра I является продолжением внешней политики, начатой Екатериной II | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей |
Рефлексия Время: 4 мин. Этапы: 1. Составление синквейна 2. Проверка эмоционального состояния учащихся | Составляют синквейн. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Задает синквейн. Проверяет эмоциональное состояние учеников, задав вопрос «Сегодня мне на уроке было…», раздав смайлики с тремя разными эмоциями: улыбка (интересно, все получилось), равнодушие (обычно, не все получалось), грусть (не интересно, многое не получилось) | Синквейн по вопросам: 1. в первой строчке тема называется одним существительным; 2. вторая строчка - описание темы в двух словах - прилагательных 3. третья строчка - описание действия в рамках этой темы тремя словами - глаголами, деепричастиями; 4. четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; 5. последняя строчка - синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы. . | | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, составляя синквейн; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке |