Конспект открытого урока по истории.
"Внешняя политика России конца Х I Х –начале ХХ в. Русско-японская война"
Место проведения: ГБОУ СОШ им.А.И.Кузнецова.
Учитель истории: Ивашкина Лариса Валериановна
Дата: 16.09.2015г.
Класс : 9 Б
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: исследование.
Учебное время: 40 минут.
Цель: Формирование исторического мышления посредством изучения Русско-японской войны.
Задачи:
Образовательная : На основе исследования внешней политики НиколаяI I, дать обучающиеся представление о причинах и характере Русско-японской войны 1904-1905гг; познакомить с датами важнейших исторических событий, планах и перспективах военной кампании, ходе военных действий, итогах и последствиях войны.
Развивающая : Продолжить работу по формированию умений работы с историческими источниками, схемами, таблицами, составлению презентаций.
Воспитательная: На примере мужества и доблести моряков крейсера «Варяг» воспитывать чувство гордости за Россию.
Планируемые результаты :На основе исследования внешней политики НиколаяI I, обучающиеся научатся определять задачи, итоги внешней политики, их влияние на историческое развитие России; давать сравнительную характеристику планов сторон и соотношение сил; обосновывать суждения ; давать определения; приводить аргументы; давать развернутые характеристики исторических личностей с привлечением различных информационных источников ; формулировать суть научных дискуссий о деятельности политиков; участвовать в исследовательской деятельности.
Основные термины и даты: 1904-1905гг, ноябрь 1904г,16 августа 1905г.экспансия, флагманский корабль.
Личности: Николай II, В.К. Плеве, С.Ю. Витте, О.Макаров, Рождественский, Верещагин
Оборудование: карта «Русско-японская война 1904-1905гг», документы, схемы, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.
Форма урока : исследование.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
-технология ТПО;
-ИКТ;
-здоровьесберегающая технология.
Список учебной и дополнительной литературы.
1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.История России ХХ- начала ХХI века.9 класс. М.Просвещение 2013г.
2.. О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России. 9 класс. М. Просвещение.2013г.
3.КИМ. История России.9 класс. М. «Вако»
Ссылки на интернет-ресурсы.
1.http://memoirs.ru
2.http://history.ru
Этапы урока.
I.Организационный момент. Постановка темы и цели урока.
II.Актуализация опорных знаний по теме : «Социальная структура общества в начале ХХ века»
1.Подготовка устного развернутого ответа по индивидуальному заданию.Приложение №1
2.Работа с классом. Выполнение устно заданий из рабочей тетради на печатной основе(рабочий лист 1, стр. 3-5, зад.№1, №4, №5,№6)
3.Устный развернутый ответ обучающегося, отзывы одноклассников.
III.Мотивационно-целевой этап.
Проблемное задание.«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война», -говорил министр внутренних дел В.К.Плеве.
- Был ли прав Плеве?
Обучающиеся выдвигают собственные гипотезы.
-Осуществились ли его планы? Как повлияли события далекого 1904 года на дальнейшее развитие страны? Обсудим эти вопросы на нашем уроке и попробуем найти факты, подтверждающие ваши гипотезы.
Тема урока : «Внешняя политика России в конце Х IХ –начале ХХ века. Русско-японская война»
Презентация. Приложение №5
План урока.
1.Основные направления внешней политики.
2.Русско-японская война 1904-1905гг.
3.Причины и последствия поражения России в войне.
Целеполагание:
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Заполняется в начале урока
Заполняется в начале урока
Заполняется в конце урока
I V.Изучение нового материала.
1.Рассказ учителя об основных направлениях внешней политики, причинах и характере Русско- японской войны.
Задания обучающимся: Из рассказа и текста учебника выделить, самостоятельно сформулировать основные направления внешней политики России и причины Русско-японской войны.
Внутренняя и внешняя политика тесно связаны между собой. А между тем на пути ускоренного развития капиталистических отношений в России вставали серьезные внешнеполитические проблемы.
1.Основные направления внешней политики.
Продолжая внешнеполитическую линию своего отца, Николай II и его окружение определили направления внешней политики России.
Правящие круги Японии, опираясь на поддержку великих держав, в первую очередь Англии, открыто шли на развязывание войны с Россией. Чтобы замаскировать интенсивную подготовку к развязыванию военного конфликта и захвату Кореи и Маньчжурии, Япония летом 1903г. предложила России начать переговоры о разграничении сфер влияния на Дальнем Востоке. В ходе переговоров Япония, получив заверения Англии и США о поддержке, ужесточила свои претензии к России. Немалое значение имело и то, что Россия к тому времени оказалась в дипломатической изоляции. О своем нейтралитете в назревавшем военном конфликте заявили Германия и Франция. Под председательством японского императора собрался большой совет, который принял решение разорвать дипломатические отношения с Россией под предлогом «медлительности» российского правительства на требования Японии и начать военные действия. 23 января японский посол вручил ноту о разрыве дипломатических отношений Японии с Россией.
Военные действия против России Япония начала без объявления войны. В ночь на 27 января (9 февраля)1904г. японские миноносцы напали на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура, и серьезно повредили броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада».
Ответы обучающихся.
Европейское направление
Дальне- Восточное
Цель: сохранение мира в Европе.
Цель: расширение сфер влияния на Дальнем Востоке.
2.Русско-японская война. 1904-1905гг.
Любая война изучается по алгоритму:
1.Причины войны.
2.Характер войны.
3.Соотношение сил.
4.Планы сторон.
5.Ход военных действий.
6.Итоги.
-Используя метод мозгового штурма, определите причины Русско-японской войны 1904-1905гг.(Выслушиваются ответы учеников и составляется схема)
Русско-Японская война 1904-1905гг.
Причины: противостояние России и Японии на Дальнем Востоке.
Политические :
Экономические:
1.Борьба за сферы влияния в Китае и Корее;
1.КВЖД и российская экономическая экспансия в Маньчжурии;
2.Война как средство отвлечения от революционного движения(маленькая победоносная война)
2.Аренда Россией Ляодунского п-ова и Порт-Артура
Работа в группах:
-Работая с материалом & п.2 и дополнительным материалом/Приложение №2/:
1группа.Соотнесите донесения от имени подданного какой-либо третьей страны о военно-технической подготовке России к предстоящей войне.
2группа.Охарактеризуйте планы сторон
3группа.Оцените перспективы будущей военной кампании.
(Проверка выполнения заданий.)
-Работая с материалом учебника, заполните хронологическую таблицу:
Дата
Основные события русско-японской войны 1904-1905гг.
27.01.1904г.
05. 1904г.
08. 1904г.
09.-10.1904г.
11.-12.1904г.
19.12. 1904г.
02.1905г.
05.1905г,
16.08. 1905г.
Работа по карте и тексту параграфа.
-Каким цветом на карте обозначены действия русских и японских войск?
-Какая территория была арендована Россией у Китая в 1898г?
-Где развернулся театр военных действий?
-В каком порту погибли крейсер «Варяг» и канонирская лодка «Кореец»?
-Где находится Цусимский пролив?
(Проверка выполнения задания.)
3.Причины и последствия поражения России в войне.
Русско-японская война не пользовалась популярностью в обществе.