kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология проблемного обучения."Внешняя политика России конца ХIХ -начале ХХ в.Русско -японская война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по истории.

 "Внешняя политика России конца Х I Х –начале ХХ в. Русско-японская война"

Место проведения: ГБОУ СОШ им.А.И.Кузнецова.

Учитель истории: Ивашкина Лариса Валериановна

Дата:   16.09.2015г.      

Класс : 9 Б

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: исследование.

Учебное время: 40 минут.

Цель: Формирование исторического мышления посредством изучения Русско-японской войны.

Задачи:

Образовательная : На основе исследования внешней политики НиколаяI I, дать обучающиеся представление о причинах и характере Русско-японской войны 1904-1905гг; познакомить с датами важнейших исторических событий, планах и перспективах военной кампании, ходе военных действий, итогах и последствиях войны.

 Развивающая : Продолжить работу по формированию умений работы с историческими источниками, схемами, таблицами, составлению презентаций.

Воспитательная: На примере мужества и доблести моряков крейсера «Варяг» воспитывать чувство гордости за Россию.

Планируемые результаты :На основе исследования внешней политики НиколаяI I, обучающиеся научатся определять задачи, итоги внешней политики, их влияние на историческое развитие России; давать сравнительную характеристику планов сторон и соотношение сил; обосновывать суждения ; давать определения; приводить аргументы; давать развернутые характеристики исторических личностей с привлечением различных информационных источников ; формулировать суть научных дискуссий о деятельности политиков; участвовать в исследовательской деятельности.

Основные термины и даты: 1904-1905гг, ноябрь 1904г,16 августа 1905г.экспансия, флагманский корабль.

Личности: Николай II, В.К. Плеве, С.Ю. Витте, О.Макаров, Рождественский, Верещагин

Оборудование: карта «Русско-японская война 1904-1905гг», документы, схемы, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.

Форма урока : исследование.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

-технология ТПО;

-ИКТ;

-здоровьесберегающая технология.

Список  учебной и дополнительной литературы.

1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.История России ХХ- начала ХХI века.9 класс. М.Просвещение 2013г.

2..  О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России. 9 класс. М. Просвещение.2013г.

3.КИМ. История России.9 класс. М. «Вако»

Ссылки на интернет-ресурсы.

1.http://memoirs.ru

2.http://history.ru

Этапы урока.

I.Организационный момент. Постановка темы и цели урока.

II.Актуализация опорных знаний по теме : «Социальная структура  общества в начале ХХ века»

1.Подготовка устного развернутого ответа по индивидуальному заданию.Приложение №1

2.Работа с классом. Выполнение устно заданий из рабочей тетради на печатной основе(рабочий лист 1, стр. 3-5, зад.№1, №4, №5,№6)

3.Устный развернутый ответ обучающегося, отзывы одноклассников.

III.Мотивационно-целевой этап.

Проблемное задание.«Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война», -говорил министр внутренних дел В.К.Плеве.

- Был ли прав Плеве?

Обучающиеся выдвигают собственные гипотезы.

-Осуществились ли его планы? Как повлияли события далекого 1904 года на дальнейшее развитие страны? Обсудим эти вопросы на нашем уроке и попробуем найти факты, подтверждающие ваши гипотезы.

Тема урока : «Внешняя политика России в конце Х IХ –начале ХХ века. Русско-японская война»

Презентация. Приложение №5

План урока.

1.Основные направления внешней политики.

2.Русско-японская война 1904-1905гг.

3.Причины и последствия поражения России в войне.

Целеполагание:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Заполняется в начале урока

Заполняется в начале урока

Заполняется в конце урока

I V.Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя об основных направлениях внешней политики, причинах и характере Русско- японской войны.

Задания обучающимся: Из рассказа и текста учебника  выделить, самостоятельно сформулировать основные направления внешней политики России и причины Русско-японской войны.

Внутренняя и внешняя  политика тесно связаны между собой. А между тем на пути ускоренного развития капиталистических отношений в России вставали серьезные внешнеполитические проблемы.

1.Основные направления внешней политики.

Продолжая внешнеполитическую линию своего отца, Николай II и его окружение определили направления внешней политики России.

Правящие круги Японии, опираясь на поддержку великих держав, в первую очередь Англии, открыто шли на развязывание войны с Россией. Чтобы замаскировать интенсивную подготовку к развязыванию военного конфликта и захвату Кореи и Маньчжурии, Япония летом 1903г. предложила России начать переговоры о разграничении сфер влияния на Дальнем Востоке. В ходе переговоров Япония, получив заверения Англии и США о поддержке, ужесточила свои претензии к России. Немалое значение имело и то, что Россия к тому времени оказалась в дипломатической изоляции. О своем нейтралитете в назревавшем военном конфликте заявили Германия и Франция. Под председательством японского императора собрался большой совет, который принял решение разорвать дипломатические отношения с Россией под предлогом «медлительности» российского правительства  на требования Японии и начать военные действия. 23 января японский посол вручил ноту о разрыве дипломатических отношений Японии с Россией.

Военные действия против России Япония начала без объявления войны. В ночь на 27 января (9 февраля)1904г. японские миноносцы напали на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде  Порт-Артура, и серьезно повредили броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада».

Ответы обучающихся.

Европейское направление

Дальне- Восточное

Цель: сохранение мира в Европе.

Цель: расширение сфер влияния на Дальнем  Востоке.

2.Русско-японская война. 1904-1905гг.

Любая война изучается по алгоритму:

1.Причины войны.

2.Характер войны.

3.Соотношение сил.

4.Планы сторон.

5.Ход военных действий.

6.Итоги.

-Используя метод мозгового штурма, определите причины Русско-японской войны 1904-1905гг.(Выслушиваются ответы учеников и составляется схема)

Русско-Японская война 1904-1905гг.

Причины: противостояние России и Японии на Дальнем Востоке.

Политические :

Экономические:

1.Борьба за сферы влияния в Китае и Корее;

1.КВЖД и российская экономическая экспансия в Маньчжурии;

2.Война как средство отвлечения от революционного движения(маленькая победоносная война)

2.Аренда  Россией  Ляодунского п-ова и Порт-Артура

Работа в группах:

-Работая с материалом & п.2  и дополнительным материалом/Приложение №2/:

1группа.Соотнесите донесения от имени подданного какой-либо третьей страны о военно-технической подготовке России к предстоящей войне.

2группа.Охарактеризуйте планы сторон

3группа.Оцените перспективы будущей военной кампании.

 (Проверка выполнения заданий.)

-Работая с материалом учебника, заполните  хронологическую таблицу:

Дата

Основные события русско-японской войны 1904-1905гг.

27.01.1904г.

05. 1904г.

08. 1904г.

09.-10.1904г.

11.-12.1904г.

19.12. 1904г.

02.1905г.

05.1905г,

16.08. 1905г.

Работа по карте  и тексту параграфа.

-Каким цветом на карте обозначены действия русских и японских войск?

-Какая территория была арендована Россией у Китая в 1898г?

-Где развернулся театр военных действий?

-В каком порту погибли крейсер «Варяг» и канонирская лодка «Кореец»?

-Где находится Цусимский  пролив?

(Проверка  выполнения задания.)

3.Причины и последствия поражения России в войне.

Русско-японская война не пользовалась популярностью в обществе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения."Внешняя политика России конца ХIХ -начале ХХ в.Русско -японская война" »



Конспект открытого урока по истории .

"Внешняя политика России конца Х I Х –начале ХХ в. Русско-японская война"

Место проведения: ГБОУ СОШ им.А.И.Кузнецова.

Учитель истории: Ивашкина Лариса Валериановна

Дата: 16.09.2015г.

Класс : 9 Б

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: исследование.

Учебное время: 40 минут.

Цель: Формирование исторического мышления посредством изучения Русско-японской войны .

Задачи:

Образовательная : На основе исследования внешней политики НиколаяI I, дать обучающиеся представление о причинах и характере Русско-японской войны 1904-1905гг; познакомить с датами важнейших исторических событий, планах и перспективах военной кампании, ходе военных действий, итогах и последствиях войны.

Развивающая : Продолжить работу по формированию умений работы с историческими источниками, схемами , таблицами, составлению презентаций.

Воспитательная: На примере мужества и доблести моряков крейсера «Варяг» воспитывать чувство гордости за Россию.

Планируемые результаты :На основе исследования внешней политики НиколаяI I, обучающиеся научатся определять задачи, итоги внешней политики, их влияние на историческое развитие России; давать сравнительную характеристику планов сторон и соотношение сил; обосновывать суждения ; давать определения; приводить аргументы; давать развернутые характеристики исторических личностей с привлечением различных информационных источников ; формулировать суть научных дискуссий о деятельности политиков; участвовать в исследовательской деятельности.

Основные термины и даты: 1904-1905гг, ноябрь 1904г,16 августа 1905г.экспансия, флагманский корабль.

Личности: Николай II, В.К. Плеве, С.Ю. Витте, О.Макаров, Рождественский, Верещагин

Оборудование: карта «Русско-японская война 1904-1905гг», документы, схемы, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, экран.

Форма урока : исследование.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

-технология ТПО;

-ИКТ;

-здоровьесберегающая технология.

Список учебной и дополнительной литературы.

1.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина .История России ХХ- начала ХХI века.9 класс. М.Просвещение 2013г.

2. . О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России . 9 класс. М. Просвещение.2013г.

3.КИМ. История России .9 класс. М. «Вако»

Ссылки на интернет-ресурсы.

1.http://memoirs.ru

2.http://history.ru

Этапы урока.

I.Организационный момент. Постановка темы и цели урока.

II.Актуализация опорных знаний по теме : «Социальная структура общества в начале ХХ века»

1.Подготовка устного развернутого ответа по индивидуальному заданию .Приложение №1

2.Работа с классом. Выполнение устно заданий из рабочей тетради на печатной основе(рабочий лист 1 , стр. 3-5, зад.№1, №4, №5,№6)

3.Устный развернутый ответ обучающегося , отзывы одноклассников.

III.Мотивационно-целевой этап.

Проблемное задание.«Чтобы удержать революцию , нам нужна маленькая победоносная война», -говорил министр внутренних дел В.К.Плеве.

- Был ли прав Плеве?

Обучающиеся выдвигают собственные гипотезы.

-Осуществились ли его планы? Как повлияли события далекого 1904 года на дальнейшее развитие страны? Обсудим эти вопросы на нашем уроке и попробуем найти факты, подтверждающие ваши гипотезы..

Тема урока : «Внешняя политика России в конце Х IХ –начале ХХ века. Русско-японская война»

Презентация. Приложение №5

План урока.

1.Основные направления внешней политики.

2.Русско-японская война 1904-1905гг.

3.Причины и последствия поражения России в войне.

Целеполагание:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Заполняется в начале урока

Заполняется в начале урока

Заполняется в конце урока



I V.Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя об основных направлениях внешней политики , причинах и характере Русско- японской войны.

Задания обучающимся: Из рассказа и текста учебника выделить , самостоятельно сформулировать основные направления внешней политики России и причины Русско-японской войны.

Внутренняя и внешняя политика тесно связаны между собой. А между тем на пути ускоренного развития капиталистических отношений в России вставали серьезные внешнеполитические проблемы.

1.Основные направления внешней политики.

Продолжая внешнеполитическую линию своего отца , Николай II и его окружение определили направления внешней политики России.

Правящие круги Японии, опираясь на поддержку великих держав , в первую очередь Англии, открыто шли на развязывание войны с Россией. Чтобы замаскировать интенсивную подготовку к развязыванию военного конфликта и захвату Кореи и Маньчжурии , Япония летом 1903г. предложила России начать переговоры о разграничении сфер влияния на Дальнем Востоке. В ходе переговоров Япония, получив заверения Англии и США о поддержке, ужесточила свои претензии к России. Немалое значение имело и то , что Россия к тому времени оказалась в дипломатической изоляции. О своем нейтралитете в назревавшем военном конфликте заявили Германия и Франция. Под председательством японского императора собрался большой совет, который принял решение разорвать дипломатические отношения с Россией под предлогом «медлительности» российского правительства на требования Японии и начать военные действия. 23 января японский посол вручил ноту о разрыве дипломатических отношений Японии с Россией.

Военные действия против России Япония начала без объявления войны . В ночь на 27 января (9 февраля)1904г. японские миноносцы напали на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура , и серьезно повредили броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада».

Ответы обучающихся.

Европейское направление

Дальне- Восточное

Цель: сохранение мира в Европе.

Цель: расширение сфер влияния на Дальнем Востоке.



2.Русско-японская война. 1904-1905гг.

Любая война изучается по алгоритму:

1.Причины войны.

2.Характер войны.

3.Соотношение сил.

4.Планы сторон.

5.Ход военных действий.

6.Итоги.

-Используя метод мозгового штурма , определите причины Русско-японской войны 1904-1905гг.(Выслушиваются ответы учеников и составляется схема)

Русско-Японская война 1904-1905гг.

Причины: противостояние России и Японии на Дальнем Востоке.



Политические :

Экономические:

1.Борьба за сферы влияния в Китае и Корее;

1.КВЖД и российская экономическая экспансия в Маньчжурии;

2.Война как средство отвлечения от революционного движения(маленькая победоносная война)

2.Аренда Россией Ляодунского п-ова и Порт-Артура

Работа в группах:

-Работая с материалом & п.2 и дополнительным материалом/Приложение №2/:

1группа.Соотнесите донесения от имени подданного какой-либо третьей страны о военно-технической подготовке России к предстоящей войне.

2группа.Охарактеризуйте планы сторон

3группа.Оцените перспективы будущей военной кампании.

(Проверка выполнения заданий.)

-Работая с материалом учебника, заполните хронологическую таблицу:

Дата

Основные события русско-японской войны 1904-1905гг.

27 .01.1904г.


05. 1904г.


08. 1904г.


09.-10.1904г.


11.-12.1904г.


19 .12. 1904г.


02.1905г.


05.1905г,


16 .08. 1905г.


Работа по карте и тексту параграфа.

-Каким цветом на карте обозначены действия русских и японских войск?

-Какая территория была арендована Россией у Китая в 1898г?

-Где развернулся театр военных действий?

-В каком порту погибли крейсер «Варяг» и канонирская лодка «Кореец»?

-Где находится Цусимский пролив?

(Проверка выполнения задания.)

3.Причины и последствия поражения России в войне.

Русско-японская война не пользовалась популярностью в обществе. В России прошли антивоенные демонстрации. Прочтите отрывки из переписки императоров России и Германии на стр. 267.

-С чем вы согласны , а на что могли бы возразить? (ответы учеников)

Силы России и Японии были истощены. Переговоры о мире было поручено вести графу С.Ю. Витте. Ему удалось максимально смягчить унизительные условия , которые выставила Япония.

-Внимательно изучите рабочие дополнительные материалы. Каковы были условия мирного договора с Японией?

Рабочий материал./Приложение №3/

Вопросы к тексту:

-Чего лишилась Россия в результате этой войны?

-Почему С.Ю.Витте стали называть граф полусахалинский?

(ответы обучающихся)

Итак, после серии крупных поражений в 1904г .российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться , что маленькая Япония взяла вверх над могучей Россией?

-Как бы вы ответили на этот вопрос? ( по ходу ответов учеников делаются записи)

1.Удаленность театра военных действий.

2.Неблагополучная экономическая обстановка.

3.Серьезные просчеты военного руководства.

4.Внезапность первого удара со стороны Японии

5.Перевооружениие русской армии не было завершено.

6.Казнокрадство,интриги, авантюризм.

Возвращаемся к проблемному заданию? «Был ли прав Плеве , призывая к маленькой победоносной войне»?(ответы обучающихся, аргументы в пользу собственной гипотезы)

V. Контроль знаний.

Разноуровневые тестовые задания/Приложение №4/

VI.Подведение итогов. Рефлексия

С.Ю. Витте , анализируя итоги Русско-японской войны , говорил : «Армия наша не бита-это знает весь мир. Биты наши порядки». Он назвал войну «несчастной»

-Как вы думаете , что он имел ввиду?(ответы учеников)

Рефлексия.

Закончите предложения:

-На уроке я работал…

-Своей работой на уроке я …

-Мое настроение …

-Материал урока мне был…

Возможные варианты ответа

Активно/пассивно; доволен/не доволен; стало лучше/стало хуже; понятен/не понятен; интересен/скучен.

VII.Домашнее задание.

Дифференцированное задание.

1.Базовый уровень.&5, задание 5

2.Повышенный уровень.&5,работа с документом.



Заместитель руководителя ОО по УВР /О.В.Валькова/





























Приложение №1.

КАРТОЧКА ДЛЯ УСТНОГО ОТВЕТА.

Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

1.Каковы отличительные черты социально-классовой структуры российского общества начала ХХ века?

Для этого вспомни:

-Какие социальные слои традиционного общества существовали в России в начале ХХ века?

-Какие классы капиталистического общества появились в России в начале века?

- Чем объясняется процесс расслоения , размывания отдельных классов российского общества?

-Что имели представители различных классов? Какие ценности у них существовали?

-Какова главная особенность социальной структуры российского общества?

Сделайте вывод.













Приложение №2.

Дополнительный материал.

В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами, пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воотчию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагая точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда , куда шли. Порт- Артур начинал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия…

Сухопутные войска насчитывали 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 бронекрейсера , 32 миноносца. Япония к началу военных действий имела сухопутную армию , считая и резервные силы 330 тыс. человек, на вооружении имелись 1068 орудий. (Из воспоминаний Б.Л. Романова)

Мнение А.И. Деникина: «…очень плохо обстояло дело со знакомством с качествами и моральным духом японской армии…о которой генерал Куропаткин после первых боев доносил государю:»Мы имеем дело с весьма серьезным противником, отлично подготовленным, обладающим обширными и самыми усовершенствованными силами и средствами , многочисленным, весьма храбрым и отлично руководимым.»Организация управления войсками была на неправильных началах. Куропаткин и Алексеев расходились во взглядах на способы ведения войны и обращались со своими разногласиями к государю»





Приложение №3

«Статья III .Россия и Япония взаимно обязуются : 1)эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной 1 статьи, приложенной к сему договору 2)возвратить в исключительное управление Китая в полном объеме все части Манчжурии , которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Статья V .Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства , аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающую территорию и территориальных вод, а так же все права , преимущества и концессии, связанные с этой арендой и уступает равным образом все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда.

Статья VI. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства , железную дорогу между Чан-чун и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами , привилегиями и имуществом в этой местности, а так же все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие к железной дороге.

Статья IХ. Российское императорское правительство уступает японскому правительству в вечное и полное владение южную часть Сахалина и все прилегающие к последней острова , равно как и все общественные сооружения и имущества , там находящиеся.Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории…»

Из Портсмутского мирного договора.

Приложение №4

Разноуровневые тестовые задания .

I.1.Направленность внешней политики Николая II определялась :

1)желанием продолжить курс отца, снискавшего лавры миротворца

2)социальной напряженностью в обществе

3)необходимостью добиваться мирных отношений со всеми странами

4.)все вышеперечисленное

2.Противоречия за сферы влияния России на Дальнем Востоке произошли с

1)Китаем

2)Кореей

3)Японией

3.Действия России на Дальнем Востоке не противоречили политики

1.Германии и Франции

2)Англии и США

3)Италии и Австрии

4.Русско-японская война для России началась с

1)нападения японской эскадры на Порт-Артур

2)битвы под Ляояном

3)битвы на р. Шахэ

5.Флагманский корабль «Петропавловск», на котором находились командующий Тихоокеанским флотом С.О. Макаров и художник –баталист В.Верещагин затонул в результате

1)неумелых действий команды

2)тайфуна

3)подрыва на мине

II.6. Соотнесите правильно:

1).сентябрь1904

А.Оборона Порт-Артура

2)май-декабрь1904г.

Б. Цусимское сражение

3)февраль 1905г.

В. Сражение под Мукденом

4)май1905г.

Г.Сражение на реке Шахэ

7.Заполните пропуски

После смерти О.Макарова новым командующим стал –1---, поражение под Ляояном русские войска потерпели -----2---, Порт-Артур был сдан ----3---, в Цусимском сражении русской эскадрой командовал ----4----, делегацию для мирных переговоров возглавил—5---.

8.Уберите лишнее:

Макаров, Рождественский, Куропаткин, Стессель, Верещагин








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ивашкина Лариса Валериановна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 244861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства