Тема: «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»
Цели урока:
Сформировать объективное понимание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний.
Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Бориса Годунова.
Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения.
Задачи урока:
Обучающие
- познакомить с характеристикой внешней и внутренней политики царей Федора Ивановича и Бориса Годунова.
Развивающие
- развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «история России» посредством компьютерной презентации и элемента игры;
- развивать у учеников умения и навыки работы со схемами; с исторической картой;
- развивать аналитическое мышление школьников посредством анализа текста учебника, исторического документа по известному алгоритму, а также работы с иллюстрацией,новыми понятиями.
Воспитательные
- возбудить интерес учащихся к прошлому.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова» »
Конспект урока по истории России
7 класс
Тема: «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»
Цели урока:
Сформировать объективное понимание внутренней и внешней политики Бориса Годунова на основе глубокого усвоения необходимого объёма знаний.
Учить обобщать, систематизировать и расширять знания учащихся о внутренней и внешней политике Бориса Годунова.
Формировать активную жизненную позицию и твёрдые убеждения.
Задачи урока:
Обучающие
- познакомить с характеристикой внешней и внутренней политики царей Федора Ивановича и Бориса Годунова.
Развивающие
- развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «история России» посредством компьютерной презентации и элемента игры;
- развивать у учеников умения и навыки работы со схемами; с исторической картой;
- развивать аналитическое мышление школьников посредством анализа текста учебника, исторического документа по известному алгоритму, а также работы с иллюстрацией,новыми понятиями.
Воспитательные
- возбудить интерес учащихся к прошлому.
Оборудование урока:
1. Учебник «История России 7 класс» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина;
2. Историческая карта «Россия в 17в.;
3. Раздаточный материал для самостоятельной работы;
4. Мультимедийная установка;
5. Презентация к уроку.
Методические рекомендации:
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Выставление оценок в конце урока всем ученикам.
Структура и ход урока
I. Организация начала урока
Приветствие, подготовка рабочих мест к уроку
II. Актуализация знаний
2.1. Постановка проблемы, темы, цели урока
Учитель:ребята, вы смотрите какие-нибудь телевизионные программы, посвящённые судебным делам? Какие? А как вообще происходит судебный процесс? (ответы детей)
Вот сегодня мы с вами станем участниками одного судебного процесса. Но это будет необычный суд, нам предстоит сегодня судить одну историческую личность. Мы должны будем либо обвинить этого человека, либо оправдать.
Итак, тема нашего урока «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова». Наша цель: рассмотреть данную тему и ответить на вопрос: виновен ли Борис Годунов в том, что в России к началу XVII века сложилась тяжёлая ситуация? (вопрос появляется на слайде) В течение урока мы должны будем выявить «плюсы» и «минусы» политики Бориса Годунова. Эти сведения вы будете записывать в тетрадь в определённый столбик, а я буду «складывать» эти сведения на чаши весов древнегреческой богини правосудия Фемиды (образ богини представлен на слайде на определённых этапах урока).
2.2 Установление связи с изученным материалом в 6 классе
Давайте вспомним: правлением какого русского царя заканчивается история России XVIвека? (учащиеся называют царя Ивана IV Васильевича Грозного, его изображение появляется на слайде)
А что вы можете рассказать об этом царе?
Примерные ответы:
Даты правления: 1533-1584
Реформы избранной рады
Вёл активную внешнюю политику
Ввёл опричнину
В итоге ученики вместе с учителем делают вывод о том, что в результате опричнины Россия оказалась на грани экономического кризиса.
III. Изучение нового материала
Часть 1.
1.1. Рассказ учителя
Сейчас вы должны будете послушать меня, а потом дать ответ на вопрос: почему после смерти Ивана Грозного фактическим правителем становится Борис Годунов? (по ходу своего рассказа учитель на слайде выводит схему «Дети Ивана Грозного», которую учащиеся записывают в тетрадь)
Последние дни Ивана Грозного были отягощены не только физическими страданиями, но и размышлениями о своём наследнике. Выбор у царя был невелик. После трагической смерти старшего сына Ивана царём мог стать его второй сын, царевич Фёдор, или младший сын, царевич Дмитрий. По воспоминаниям современников, личность Фёдора заставляла серьёзно задуматься о способностях управлять государством. Дмитрий был ещё в младенческом возрасте. Это понимал и Иван Грозный. Оставляя престол Фёдору, он поручил сына и государство заботам бояр – Ф.И.Мстиславского, Н.Р.Юрьева, И.П. Шуйского и Б.Ф. Годунова
Царь Фёдор не отличался ни задатками государственного деятеля, ни хорошим здоровьем. Основным занятием нового царя были молитвы, посещение монастырей. Началась борьба за влияние на нового царя, основными участниками которой стали Шуйский и Годунов. Победу одержал близкий родственник царя – Б.Годунов, Шуйский погиб в тюрьме. Положение Годунова упрочило и то, что его сестра Ирина была женой нового царя.
14 лет занимал престол Фёдор, 13 из них фактически правил Борис Годунов.
Теперь вернёмся к вопросу, который я задала вам в начале моего рассказа (вопрос вновь выводится на слайде; ученики высказывают своё мнение)
Борис Годунов стремился преодолеть разруху, в стране началось строительство городов, крепостей
Задание: найти и показать города, которые возникли в это время (Самара, Царицын, Уфа, Курск, Архангельск, Елец, Белгород, Воронеж, Тобольск, Тюмень, Тара)
Историческая карта «Смутное время в России начала XVIIвека» представлена на слайде, она же находится и в учебниках, на странице 25.
1.2. Работа с исторической картой
Работая с картой, учащиеся приходят к выводу, что интенсивно затрагивались районы Поволжья, Сибири на севере, на западе, на юге.
Учитель: как вы думаете, этот факт можно отнести к «плюсам» или «минусам» политики Б.Годунова? (учащиеся записывают в столбец с плюсом строительство новых городов. Учитель «кладет» плюс на одну чашу весов и показывает это на слайде)
Давайте вспомним, чем было вызвано усиление крепостной зависимости в конце XVIвека?(учащиеся должны вспомнить о Ливонской войне, учитель задаёт наводящие вопросы)
1.3. Установление связи с изученным материалом в 6 классе
Да, действительно многие поместья конца XVI века опустели. Правительство, заботясь о благосостоянии служилого сословия, стремилось прочнее привязать крестьян к владельцам земли.
В период правления Фёдора Ивановича правительство Б. Годунова издаёт указ об «урочных летах 1597г. (название указа и дата его принятия выводятся на слайде)
Данный исторический документ находится в учебниках на странице 11, учитель также представляет его на слайде. Прочитав этот документ, учащиеся отвечают на вопрос №1, который предложен после документа.
1.4. Работа с историческим документом
В итоге беседы по данному историческому документу, учащиеся делают вывод, что указ способствовал окончательному оформлению крепостного права, навечно прикрепил крестьян к земле.
Учитель задаёт вопрос:«Подумайте, почему указ получил такое название? Что такое урок?»
Примерный ответ: урок – это отрезок времени, то есть урочные лета – это определённое количество времени.
Учитель:Вспомните, был ли в истории России до этого подобный указ?
Примерный ответ:да, это указ о «заповедных летах» 1581г., который временно запрещал Юрьев день.
Учитель:верно, но в период правления Фёдора Ивановича данный указ стал действовать постоянно.
Не забывайте о том, что мы сегодня на суде. Как вы думаете, принятие данного указа является положительным или отрицательным моментом деятельности Б.Годунова?
Учащиеся, как правило, относят этот факт к отрицательной стороне. Тогда учитель может задать вопрос: «Подумайте, а мог ли Б.Годунов по-другому решить экономические проблемы страны, где основой экономики на тот момент являлся труд крепостных?»
В результате беседы учитель должен привести учащихся к мысли о том, что по-другому Б.Годунов поступить не мог, это была вынужденная мера. Поэтому по данному вопросу учащиеся могут разойтись во мнениях.
Вспомните, какую роль играла православная церковь во времена средневековой России? (ответы учеников)
Б.Годунов стремился заручиться поддержкой духовенства. Удалось ли ему это, давайте выясним. Учащиеся самостоятельно читают текст параграфа, страница 9, и находят ответы на вопросы, которые задаёт учитель. Вопросы представлены на слайде:
1.5. Работа с учебником
В каком году было введено патриаршество в России?
Кто стал первым патриархом?
Какое значение для Русской православной церкви имело введение патриаршества?
В итоге беседы по данному вопросу учитель должен сказать о том, что инициатива учреждения патриаршества исходила не от церкви, а от первых государственных лиц.
Учитель: давайте подумаем, к «плюсам» или к «минусам» политики Б.Годунова мы отнесём этот факт?
Учащиеся должны сказать о том, что введение патриаршества является положительным моментом в политике Б.Годунова
Перед учащимися ставится проблемное задание: на слайде появляются утверждения, связанные с внешней политикой Б.Годунова. Учащиеся, прочитав текст учебника, должны выбрать среди приведённых в скобках слов верные, полученные выражения записать в тетрадь. (утверждения см. в презентации урока) После этого учащиеся должны найти нужные территории на исторической карте, которая есть в учебнике на странице 25. Данную карту учитель также выводит на слайде.
1.6. Работа с учебником и исторической картой
В итоге беседы по этому вопросу учащиеся вместе с учителем делают вывод о том, что Б. Годунов был очень осторожным политиком, он предпочитал вести переговоры с иностранными государствами, а не войну.
Учитель:Итак, давайте решим, к какой стороне, к оправданию или к обвинению, мы отнесём данный факт.Учащиеся должны отнести внешнюю политику Б.Годунова к «плюсам».
В конце изучения первой части данной темы учитель задаёт классу следующий вопрос: «Дайте оценку внутренней и внешней политики Б.Годунова в годы правления Фёдора Ивановича».
Учащиеся должны сказать о том, что в эти годы Б.Годунов вёл успешную внутреннюю и внешнюю политику: были построены новые города и укреплены многие существующие, было введено патриаршество, велась успешная внешняя политика. Отрицательным моментом являлся лишь указ об «урочных летах», но это была вынужденная мера.
Учитель: итак, пока о правлении Бориса Годунова мы ничего отрицательного сказать не можем, почему же Бальмонт в своём стихотворении, говоря о времени Б.Годунова, описал страшную картину? Может, он ошибался?
На слайде появляется репродукция картины И.Глазунова «Царевич Дмитрий». Учитель, не говоря о названии картины, предлагает учащимся подумать, кто это мог быть.
Учитель: что же случилось, почему маленький Дмитрий мёртв?
Часть 2.
2.1. Постановка проблемы
Малолетний царевич вместе с матерью, Марией Нагой, в 1584г., согласно завещанию Ивана Грозного, был выслан в удел – Углич. События, о которых говорит картина И.Глазунова, произошли 15 мая 1591г. (дата выводится на слайде)
2.2. Рассказ учителя
В этот день царица с сыном возвратилась из церкви. Пока шли приготовления к застолью, нянька Василиса Волохова позвала Дмитрия гулять и вывела ребёнка во двор. Что произошло дальше, доподлинно не известно. Но факт в том, что Дмитрий был убит или погиб на глазах свой няньки. Обезумевшая от горя царица, укзала на стоявших рядом сына и племянника дьяка Михаила Биготявского, Даниила, Никиту Качалова, и сына В. Волоховой, Осипа Волохова, как убийц Дмитрия. К вечеру успокоились жители Углича, все заподозренные в убийстве были убиты.
Московские следователи, не имевшие возможности допросить подозреваемых, записали показания непосредственных свидетелей обвинения. Выводы свелись к тому, что «небрежием Нагих» царевич случайно закололся ножом, играя с детьми в «тычку».
Как вы думаете, кому была выгодна смерть Дмитрия?
На Б.Годунова, как единственное заинтересованное в таком исходе событий лицо, легла тень организатора и руководителя этого заговора. Смерть Дмитрия открывала Годунову прямой путь к русскому престолу, так как у царя Фёдора не было наследника.
В 1598г. 6 января умер царь Фёдор Иванович, не оставив наследника. (дата смерти выводится на слайде) В стране разразился династический кризис.
Итак, давайте подумаем, куда мы запишем смерть Дмитрия: в обвинение или в защиту Б.Годунова?
Учащиеся запишут данный факт в обвинение.
Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: «почему Б.Годунов, мечтавший о царской власти, несколько раз отказался от трона?» Учащиеся ответ на данный вопрос ищут в учебнике, на странице 8.
Примерный ответ: Годунов хотел, чтобы он стал избранным царём, чтобы народ не думал о том, что он захватил престол.
2.3. Работа с учебником
Учитель:скажите, а можно ли говорить о том, что царь Борис был действительно хорошим человеком?
Примерный ответ:нет, царь Борис, не церемонился с другими претендентами на престол. Он расправился с дальними родственниками Рюриковичей – с Романовыми. И этот факт, можно отнести к отрицательной стороне его деятельности.
Далее рассматриваются события 1601-1603г.г. Учитель, рассказывая об этих событиях, выводит постепенно на слайде схему, которую учащиеся записывают в тетрадь. Схема представлена в презентации к уроку.
В ходе своего рассказа учитель задаёт вопрос: «Как вы думаете, могло ли хватить хлеба из московских амбаров всей России? Что могло начаться в России вследствие этого?
2.4. Рассказ учителя, беседа с учащимися
Далее следует упомянуть о восстании Хлопко.
Учитель:Как вы думаете, кого обвинили во всех этих проблемах?
Конечно же, Б.Годунова. Тут-то ему припомнили и смерть Дмитрия.
Ребята, как вы думаете, какое душевное состояние могло быть у Б.Годунова?
Примерный ответ:Борис переживает; возможно, его мучает совесть.
После прочтения данного отрывка, учащиеся сделают вывод о том, что царя действительно мучила совесть, что ему было плохо.
Учитель: а в это время на арене событий появляется человек, о котором В.О.Ключевский позже скажет: «Он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». (высказывание выводится на слайд)
Учитель ставит перед учащимися проблему: используя текст параграфа на странице 10, выяснить, о ком идёт речь, и почему историк Ключевский так сказал об этом человеке.
Во время беседы по данному вопросу появляется слайд с изображением
Лжедмитрия I и Марины Мнишек.
2.5. Работа с учебником, выполнение проблемного задания
Покажите путь продвижения самозванца на Москву. Почему Лжедмитрий выбрал именно такой путь?
Примерный ответ: самозванец выбрал длинный путь через Чернигов и Северские земли, так как в этих местах оставались недовольные политикой Б.Годунова – это были места народных выступлений.
2.6. Работа с исторической картой
Учитель: в январе 1605г. войска самозванца были разбиты правительственными войсками, и он отошёл в Путивль. Но не в военных победах, не в армии была его настоящая мощь и сила, а в том, что народ видел в нём законного наследника престола.
13 апреля 1605г. царь Борис умирает при невыясненных обстоятельствах в Кремле. Он успел благословить на царство своего сына Фёдора, но тот был убит восставшими москвичами.
Давайте подумаем, как ситуация складывается на этот момент в России?
Примерный ответ: Государство остаётся без царя, в стране голод, появляется самозванец. Может быть выдвинуто мнение о том, что в стране непонятная ситуация.
Учитель:действительно, в России начинается Смутное время, но об этом мы поговорим на следующих уроках.
IV. Итог
Сейчас давайте вернёмся к суду. Как вы думаете, виновен ли Б.Годунов в том, что в России началось Смутное время?
Однозначных оценок по данному вопросу нет. Одни дети защищают Б.Годунова, а другие – обвиняют. Учитель же приводит учащихся к мысли о том, что причины Смутного времени были заложены ещё в период правления Ивана Грозного, что Борис Годунов пытался предотвратить «катастрофу», но ему это не удалось, потому что он был не популярен в народе, его не поддерживал народ из-за «тёмных», «кровавых» пятен в его правлении. Б.Годунов искренне хотел помочь своему государству, но не смог.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Домашнее задание: параграф 1, вопросы 1 – 5 после параграфа; Р. т. п.1.
составьте кроссворд по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова».
В качестве домашнего задания учащимся предлагается не только прочитать параграф учебника, но и попробовать дать письменный ответ на вопрос: виновен ли Б.Годунов в том, что в России начала XVIIвека наступило Смутное время?