kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок " Внешняя политика России в 17 веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок " Внешняя политика России во второй половине 18 века " предназначен для проведения в 10 классе.ТИп урока- изучение нового материала.Цель урока- охарактеризовать основные направления России во второй половине 18 века.

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  • Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

Задачи:

  • Образовательные:
    • подведение  учащихся к пониманию основных направлений внешней политики России во второй половине 18 века;
    • подведение учащихся  к пониманию  важности борьбы  Российской империи  за выход к Черному морю;
    • раскрытие причин и характера войны;
    • Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;
  • Воспитательные:
    • воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.

План урока:

План.

1.Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

2.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

5.Великие полководцы 18 века.

Просмотр содержимого документа
«Урок " Внешняя политика России в 17 веке" »

МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа»



Урок по теме:



«Внешняя политика России во второй половине 18 века».













Составил:

учитель истории

Исусова О. В.



Арзамас 2014

Тема: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  • Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

Задачи:

  • Образовательные:

    • подведение  учащихся к пониманию основных направлений внешней политики России во второй половине 18 века;

    • подведение учащихся к пониманию  важности борьбы Российской империи за выход к Черному морю;

    • раскрытие причин и характера войны;

    • Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;

  • Воспитательные:

    • воспитание  гражданственности и патриотизма,  чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.

План урока:

План.

1.Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

2.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

5.Великие полководцы 18 века.


Подготовка к уроку:

Разработка компьютерной презентации, разработка раздаточного материала (тесты)

Ожидаемые результаты

Характеризовать  направления внешней политики России,    характеризовать и анализировать причины противостояния России и Турции, знать задачи и результаты решения этих задач.

Основные понятия и термины: протекторат, коалиция, контрибуция

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, В.И Буганов,П.Н.Зырянов «История России конец 17-18 в», учебник для 10 класса, карта «Россия во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI-XVIII вв.», раздаточный материал (тест), электронная энциклопедия «История России 862-1917» «Интерактивный мир».







































































ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

  1. Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.



Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока (слайд 3) Сегодня на уроке мы охарактеризуем одно из направлений внешней политики времен правления Екатерины2 - взаимоотношения России и Турции, рассмотрим причины и результаты двух русско-турецких войн.

Эпиграф ( слайд 2).

План темы (слайд 3).

Проблемное задание ( слайд 4).

Мотивационный момент. Для установления связи нового материала с ранее изученным организуем беседу (слайд 5):

Назовите 2 основных направления внешней политики России в 17-18 веках. (слайд 6)
– Назовите русско-турецкие войны 17 начала 18 в., причины и результаты.
– Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в данный период.
– Найдите  на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства (слайд 7)

Таким образом, учитель подводит детей к направлениям  внешней политики правительства Екатерины II .

Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II? Назовите причины предстоящей   войны России с Турцией.

Сверяют ответы с 8 слайдом.

В результате этого:

– ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства;
– открылась бы возможность заселения и  освоения южных плодородных земель;
– развились внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).

– Как можно было решить задачи?

Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя,  так как  здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.



Учитель говорит, что на турецкие владения и влияние в этом регионе претендовала не только Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция, Австрия. Далее оговариваются цели стран-участников.

2.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.



Ход войны. ( слайд 9-10). Учащимся демонстрируется анимация из электронной энциклопедии «История России 862-1917» «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.» Предлагается выполнить задание: выслушав рассказ и посмотрев анимацию (слайд10 ). Выделите главные события и итоги войны, запишите их в таблицу в рабочей тетради.

После выполнения задания демонстрируется слайд 11, 12 с событиями и итогами войны, и сравниваются с результатами, которые получились у учащихся. 
Затем учитель дает задание найти на карте места важнейших сражений русско-турецкой воны 1768-1774 гг., один ученик работает у доски (слайд 13)



Учитель спрашивает, какие задачи ставила Россия накануне войны, и удалось ли ей их решить?



Ответы учащихся : (обезопасить южные земли от набегов из Крыма и притязаний Турции; включить Причерноморские степи в хозяйственную зону России и увеличить за счёт них дворянские землевладения, контролировать Босфор и Дарданеллы, развивать внешнеторговые связи. Решить все задачи не удалось, т.к. крестьянская  война под руководством Е. Пугачева вынудила Россию приостановить военные действия и заключить перемирие с Турцией).

Учитель говорит, что Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым ( Таврида) и часть Северного Кавказа вошли в состав России (1783 г.). На полуострове сразу стали строить крепости, в том числе, Севастополь - базу русского Черноморского флота .Давний враг Руси, очаг постоянной опасности грабительских набегов, Крым превратился в опорный пункт России на Черном море. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России (слайд 14), в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы (слайд 13). После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция.( Учитель объясняет причины создания коалиции).

( В этом году- 160 лет обороны Севастополя, сентябрь 1854-август 1855)

3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.



Назовите причины Русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. ( слайд 15)

Задание-слайд 16

Просмотр анимации «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.» (слайд 17).

Учитель демонстрирует слайд 18 с событиями и итогами ( слайд 19) войны, учащиеся сравнивают со своими ответами.

Затем учащиеся на карте находят места сражений (один ученик у доски, слайд 20).

- Удалось ли правительству Екатерины 2 решить поставленные задачи?

Работая с картой, учащиеся видят, что в итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских  держав.

5.Великие полководцы 18 века.

Этот вопрос рассматривается на основе подготовленных учащимися сообщений и презентаций о великих полководцах XVIII века: А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф. Ушакове, Г.А. Потёмкине. Затем ребята делают вывод о вкладе этих полководцев в победы России на внешнеполитической арене.

- Кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско - турецких войнах второй половины 18 века? Чьи имена вам уже знакомы, а чьи вы слышите впервые? (Демонстрируются слайды 21-22).

Проверка опережающего задания ( доклады учащихся о русских полководцах и флотоводцах второй половины 18 века), ( слайд 23-30).

Задание:

- Что, на ваш взгляд, роднит таких людей, как Румянцев, Потемкин, Суворов, Ушаков?

- Какие черты русской военной школы прослеживаются в их подходе к организации военного дела?

В ходе войн 60- 90-х годов Россия показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. Она опиралась на экономическую мощь государства, его международное влияние. Для него характерна глубокая проработка стратегических замыслов .В армии на смену линейной тактике приходит усилиями Румянцева и Суворова и других военачальников более маневренная тактика колонн и рассыпного боя. В действиях войск и флотов полностью оправдали себя решительность и маневренность, опора на солдат, их сознательность и любовь к Отечеству. В войнах этой славной эпохи вознеслась слава великих русских полководцев.



Решение проблемной ситуации ( слайд 31).

Подведение итогов урока.








Приложение


Первичное закрепление материала: выполнение теста.


  • Тест «Внешняя политика Екатерины 2»

    1. Отметьте причину русско-турецкой войны 1768- 1774 года:

    А) Стремление России закрепиться на Черном море.

    В) Стремление России поддержать Англию в противостоянии с Турцией.

    С) Желание народов Балканского полуострова присоединить свои земли к России

    Д) Желание крымского хана перейти под протекторат России.

    2. Что из перечисленного ниже стало одним из результатов внешней политики Екатерины 2:

    А) Расширение территории в Причерноморье

    В) Увеличении территории в Прибалтики

    С) Присоединение Средней Азии

    Д) Утверждение России на Кавказе.

    3. Взятие крепости Измаил А.В. Суворовым было в период:

    А) Русско-турецкой войны 1768-1774 г

    В) Русско-турецкой войны 1787-1791гг

    С) Русско - шведской войны 1787-1791 гг/

    4. Соотнеси правильно мирный договор и войну:

    1. Ясский мирный договор А) Русско – шведская война 1787-1791 гг. 

    2. Кючук-Кайнарджийский В) Русско-турецкая война 1787-1791гг.

    3. Верелевский мирный договор С) Русско-турецкая война 1768-1774 г


5. В соответствии с Кючюк-Кайнарджийским мирным договором:

  • А) К России отошли территории между Бугом и Днепром, крепости в Крыму, земли до Кубани;

  • В) Крым был присоединен к России;

  • С) Все Черноморское побережье отошло к России.

  • 6) Великие полководцы второй половины 18 века:

  • А) Суворов А. В.;

  • В)Меншиков А. Д.

  • С) Брюс













































Основные события русско-турецкой войны 1768-1774г.г.

Дата

Событие

Результат



  • С 1769 г.



  • 1770 г.



  • 1771 г.



  • 1772 г.





  • 1773г.





  • 1774 г.


































































Основные события русско-турецкой войны 1787-1791г.г.




Дата

Событие

Результат

1787 г. –








1788 г. –




- .

1789 г. –





1790 г. –






1791 г. –















































































































































1787 г. –



















788 г. –


- .

1789 г. –



1790 г. –



1791 г. –


























































5. Соотнеси даты и события внешней политики Екатерины II


1. Первый раздел Речи Посполитой А) 1774 год

2. Кючук-Кайнарджийский В) 1772 год

3. Война со Швецией С) 1787-1791 год

4. Второй раздел Речи Посполитой Д) 1795 год

5. Первая антифранцузская коалиция Е) 1793 год

6. Третий раздел Речи Посполитой Ё) 1795 год





















Домашнее задание: § 48-49, прочитать, ответить на вопросы к  параграфу, составить таблицу «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.», для желающих составить кроссворд «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.».

Литература.

  1. Колесниченко Н.Ю. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России конец XVI-XVIII века», Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

  2. Энциклопедия «История России. 862-1917.», АО Коминфо.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок " Внешняя политика России в 17 веке"

Автор: Исусова Ольга Викторовна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технология проблемного обучения."Внешняя политика России конца ХIХ -начале ХХ в.Русско -японская война" "
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhiia-probliemnogho-obuchieniia-vnieshniaia-politika-rossii-kontsa-khikh-nachalie-khkh-v-russko-iaponskaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "244861"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446024322"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок истории "Внешняя политика России в 1726-1762 годах" "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-istorii-vnieshniaia-politika-rossii-v-1726-1762-ghodakh"
    ["file_id"] => string(6) "215173"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432591468"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) ""Внешняя политика России 17 век". Материал для подготовки к ЕГЭ по истории России "
    ["seo_title"] => string(87) "vnieshniaia-politika-rossii-17-viek-matierial-dlia-podghotovki-k-iege-po-istorii-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "109932"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1405251898"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по истории: "Внешняя политика России во второй половине XVIII века" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-po-istorii-vnieshniaia-politika-rossii-vo-vtoroi-polovinie-xviii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "130423"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415897626"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Внешняя политика России во второй половине XIX века "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieshniaia-politika-rossii-vo-vtoroi-polovinie-xix-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "126481"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415185926"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства