урок " Внешняя политика России во второй половине 18 века " предназначен для проведения в 10 классе.ТИп урока- изучение нового материала.Цель урока- охарактеризовать основные направления России во второй половине 18 века.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
Задачи:
Образовательные:
подведение учащихся к пониманию основных направлений внешней политики России во второй половине 18 века;
подведение учащихся к пониманию важности борьбы Российской империи за выход к Черному морю;
раскрытие причин и характера войны;
Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.
План урока:
План.
1.Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
2.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
5.Великие полководцы 18 века.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Внешняя политика России во второй половине 18 века».
Составил:
учитель истории
Исусова О. В.
Арзамас 2014
Тема: «Внешняя политика России во второй половине 18 века».
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Охарактеризовать основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
Задачи:
Образовательные:
подведение учащихся к пониманию основных направлений внешней политики России во второй половине 18 века;
подведение учащихся к пониманию важности борьбы Российской империи за выход к Черному морю;
раскрытие причин и характера войны;
Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и явлений;
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, чувства уважения к прошлому своей страны через личное отношение к истории Родины.
План урока:
План.
1.Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
2.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
5.Великие полководцы 18 века.
Подготовка к уроку:
Разработка компьютерной презентации, разработка раздаточного материала (тесты)
Ожидаемые результаты
Характеризовать направления внешней политики России, характеризовать и анализировать причины противостояния России и Турции, знать задачи и результаты решения этих задач.
Основные понятия и термины:протекторат, коалиция, контрибуция
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, В.И Буганов,П.Н.Зырянов «История России конец 17-18 в», учебник для 10 класса, карта «Россия во второй половине XVIII в.», атлас «История России XVI-XVIII вв.», раздаточный материал (тест), электронная энциклопедия «История России 862-1917» «Интерактивный мир».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
Учитель объявляет тему урока, знакомит с планом урока (слайд 3) Сегодня на уроке мы охарактеризуем одно из направлений внешней политики времен правления Екатерины2 - взаимоотношения России и Турции, рассмотрим причины и результаты двух русско-турецких войн.
Эпиграф ( слайд 2).
План темы (слайд 3).
Проблемное задание ( слайд 4).
Мотивационный момент.Для установления связи нового материала с ранее изученным организуем беседу (слайд 5):
–Назовите 2 основных направления внешней политики России в 17-18 веках. (слайд 6) – Назовите русско-турецкие войны 17 начала 18 в., причины и результаты. – Назовите имена русских полководцев и флотоводцев, которые прославили Россию в данный период. – Найдите на карте турецкие владения в Причерноморье и территорию Крымского ханства (слайд 7)
Таким образом, учитель подводит детей к направлениям внешней политики правительства Екатерины II .
– Какие задачи предстояло решить правительству Екатерины II?Назовите причины предстоящей войны России с Турцией.
Сверяют ответы с 8 слайдом.
В результате этого:
– ликвидировалась бы опасность набегов со стороны Крымского ханства; – открылась бы возможность заселения и освоения южных плодородных земель; – развились внешнеторговые связи с Западом через Черное море (экспорт хлеба из России).
– Как можно было решить задачи?
Учащиеся приходят к выводу, что мирным путем решить эти вопросы было нельзя, так как здесь сталкивались интересы двух стран: России и Турции.
Учитель говорит, что на турецкие владения и влияние в этом регионе претендовала не только Россия, но и ряд западных стран: Англия, Франция, Австрия. Далее оговариваются цели стран-участников.
2.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
Ход войны. ( слайд 9-10). Учащимся демонстрируется анимация из электронной энциклопедии «История России 862-1917» «Русско-турецкая война 1768-1774 гг.» Предлагается выполнить задание: выслушав рассказ и посмотрев анимацию (слайд10 ). Выделите главные события и итоги войны, запишите их в таблицу в рабочей тетради.
После выполнения задания демонстрируется слайд 11, 12 с событиями и итогами войны, и сравниваются с результатами, которые получились у учащихся. Затем учитель дает задание найти на карте места важнейших сражений русско-турецкой воны 1768-1774 гг., один ученик работает у доски (слайд 13)
Учитель спрашивает, какие задачи ставила Россия накануне войны, и удалось ли ей их решить?
Ответы учащихся : (обезопасить южные земли от набегов из Крыма и притязаний Турции; включить Причерноморские степи в хозяйственную зону России и увеличить за счёт них дворянские землевладения, контролировать Босфор и Дарданеллы, развивать внешнеторговые связи. Решить все задачи не удалось, т.к. крестьянская война под руководством Е. Пугачева вынудила Россию приостановить военные действия и заключить перемирие с Турцией).
Учитель говорит, что Кючук-Кайнарджийский договор обе стороны рассматривали как временный. Они готовились к новой войне за Северное Причерноморье. И она вскоре разразилась. Поводом послужили события в Крыму, где произошел переворот, в результате которого к власти пришли противники России. В ответ на это в 1783 году Екатерина II издала манифест о прекращении существования Крымского ханства и присоединении его земель к России. В результате Крым ( Таврида) и часть Северного Кавказа вошли в состав России (1783 г.). На полуострове сразу стали строить крепости, в том числе, Севастополь - базу русского Черноморского флота .Давний враг Руси, очаг постоянной опасности грабительских набегов, Крым превратился в опорный пункт России на Черном море. А демонстративное путешествие Екатерины вместе с императором Австрии в Крым стало последней каплей в чаше терпения Турции. В июле 1787 года султан предъявил ультиматум России (слайд 14), в котором потребовал возвратить Крым, восстановить власть Турции в Грузии и досматривать русские корабли, идущие через Босфор и Дарданеллы (слайд 13). После отказа России султан в августе 1787 года объявил ей войну. На стороне Росси выступала Австрия, а Турции помогала Франция.( Учитель объясняет причины создания коалиции).
( В этом году- 160 лет обороны Севастополя, сентябрь 1854-август 1855)
3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
Назовите причины Русско-турецкой войны 1787-1791 г.г. ( слайд 15)
Задание-слайд 16
Просмотр анимации «Русско-турецкая война 1787-1791 гг.» (слайд 17).
Учитель демонстрирует слайд 18 с событиями и итогами ( слайд 19) войны, учащиеся сравнивают со своими ответами.
Затем учащиеся на карте находят места сражений (один ученик у доски, слайд 20).
- Удалось ли правительству Екатерины 2 решить поставленные задачи?
Работая с картой,учащиеся видят, что в итоге русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг. Россия не только получила выход в Черное море, новые земли, необходимые для хозяйствования, обезопасила южные границы, но и стала одной из великих европейских держав.
5.Великие полководцы 18 века.
Этот вопрос рассматривается на основе подготовленных учащимися сообщений и презентаций о великих полководцахXVIIIвека:А.В. Суворове, П.А. Румянцеве, Ф.Ф. Ушакове, Г.А. Потёмкине.Затем ребята делают вывод о вкладе этих полководцев в победы России на внешнеполитической арене.
- Кто из русских полководцев и флотоводцев прославился в русско - турецких войнах второй половины 18 века? Чьи имена вам уже знакомы, а чьи вы слышите впервые? (Демонстрируются слайды 21-22).
Проверка опережающего задания ( доклады учащихся о русских полководцах и флотоводцах второй половины 18 века), ( слайд 23-30).
Задание:
- Что, на ваш взгляд, роднит таких людей, как Румянцев, Потемкин, Суворов, Ушаков?
- Какие черты русской военной школы прослеживаются в их подходе к организации военного дела?
В ходе войн 60- 90-х годов Россия показала высокий уровень военного и военно-морского искусства. Она опиралась на экономическую мощь государства, его международное влияние. Для него характерна глубокая проработка стратегических замыслов .В армии на смену линейной тактике приходит усилиями Румянцева и Суворова и других военачальников более маневренная тактика колонн и рассыпного боя. В действиях войск и флотов полностью оправдали себя решительность и маневренность, опора на солдат, их сознательность и любовь к Отечеству. В войнах этой славной эпохи вознеслась слава великих русских полководцев.
Решение проблемной ситуации ( слайд 31).
Подведение итогов урока.
Приложение
Первичное закрепление материала: выполнение теста.
Тест «Внешняя политика Екатерины 2» 1. Отметьте причину русско-турецкой войны 1768- 1774 года:
А) Стремление России закрепиться на Черном море.
В) Стремление России поддержать Англию в противостоянии с Турцией.
С) Желание народов Балканского полуострова присоединить свои земли к России
Д) Желание крымского хана перейти под протекторат России.
2. Что из перечисленного ниже стало одним из результатов внешней политики Екатерины 2:
А) Расширение территории в Причерноморье
В) Увеличении территории в Прибалтики
С) Присоединение Средней Азии
Д) Утверждение России на Кавказе.
3. Взятие крепости Измаил А.В. Суворовым было в период:
А) Русско-турецкой войны 1768-1774 г
В) Русско-турецкой войны 1787-1791гг
С) Русско - шведской войны 1787-1791 гг/
4. Соотнеси правильно мирный договор и войну:
1. Ясский мирный договор А) Русско – шведская война 1787-1791 гг.
2. Кючук-Кайнарджийский В) Русско-турецкая война 1787-1791гг.
3. Верелевский мирный договор С) Русско-турецкая война 1768-1774 г
5. В соответствии с Кючюк-Кайнарджийским мирным договором:
А) К России отошли территории между Бугом и Днепром, крепости в Крыму, земли до Кубани;
В) Крым был присоединен к России;
С) Все Черноморское побережье отошло к России.
6) Великие полководцы второй половины 18 века:
А) Суворов А. В.;
В)Меншиков А. Д.
С) Брюс
Основные события русско-турецкой войны 1768-1774г.г.
Дата
Событие
Результат
С 1769 г.
1770 г.
1771 г.
1772 г.
1773г.
1774 г.
Основные события русско-турецкой войны 1787-1791г.г.
Дата
Событие
Результат
1787 г. –
1788 г. –
- .
1789 г. –
1790 г. –
1791 г. –
1787 г. –
788 г. –
- .
1789 г. –
1790 г. –
1791 г. –
5. Соотнеси даты и события внешней политики Екатерины II
1. Первый раздел Речи Посполитой А) 1774 год
2. Кючук-Кайнарджийский В) 1772 год
3. Война со Швецией С) 1787-1791 год
4. Второй раздел Речи Посполитой Д) 1795 год
5. Первая антифранцузская коалиция Е) 1793 год
6. Третий раздел Речи Посполитой Ё) 1795 год
Домашнее задание: § 48-49, прочитать, ответить на вопросы к параграфу, составить таблицу «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.», для желающих составить кроссворд «Основные военные действия в русско-турецких войнах 1768-1774 и 1787-1791 гг.».
Литература.
Колесниченко Н.Ю. Поурочные планы по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России конец XVI-XVIII века», Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
Энциклопедия «История России. 862-1917.», АО Коминфо.