kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Власть и церковь. Церковный раскол.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок изучения нового материала. В начале урока я объявляю тему урока, цели и задачи( это отражено на слайде) На доске записана проблема урока: - почему Никон не смог добиться своих требований по отношению к власти?. Затем следует объяснение учителя роли церкви в смутное время, о роли Филарета в светской власти. Сообщение учителя сопровождается показом слайдов. Далее следует рассказ о биографии Никона и его роли в начале церковной реформы. Учащиеся записывают направления церковной реформы. Объясняется, что царь поддерживал реформу. Затем по учебнику учащиеся читают об Аввакуме и следует показ слайдов. Далее ведется работа с документами в группах. Учащиеся делятся на 2 группы по 5 человек, изучают документы и  отвечаюют на вопросы. Тексты документов выведены на слайды. Далее следует объяснение ораскольниках и проводится словарная работа: старообрядцы, раскол. Затем объясняется суть разногласий царя и Никона. Демонстрируется видео ( 3мин.) об отказе Никоном от патриаршиства. В конце урока учащиеся отвечают на проблему, поставленную в начале урока. Подводится итог и записывается домашнее задание ( все это отражено на слайдах)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Власть и церковь. Церковный раскол. »

Тема: Власть и церковь. Церковный раскол.

( открытый урок на РМО, 17.02.2015 г. )


Цель: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.

Задачи: - осветить проблемы между государством и церковью;

- выяснить причины и последствия церковного раскола;

- развивать умение анализировать, высказывать свою точку зрения;

- прививать уважение к истокам русской православной веры.

Оборудование: компьютер, презентация, видеоролик, карточки для работы с документами.

Словарь урока: патриарх, протопоп, старообрядчество, раскол.

ХОД УРОКА:

На доске записана проблема урока:

- Кому нужна была реформа Никона стране или отдельным личностям?

- Почему патриарх Никон не смог добиться выполнения своих требований по отношению к власти?

1-й слайд. Учитель объявляет тему урока.

2-ой слайд. Учитель объявляет задачи урока.

Вопросы:

- Каким было положение церкви в годы Смуты? ( тяжелым)

- А как вели себя поляки в годы Смуты? Как поступали они с православными храмами и священниками?

Учитель:

- Смута стала суровым испытанием для церкви. Поляки уничтожили 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви. Попал в плен и Филарет.

Вопрос: А кто он такой?

Слайд 3. Учитель говорит о тех искажениях, которые попали в церковные книги и о сомнениях в проведении церковных обрядов.

Слайд 4. - Главное, ребята, это то, что не все одинаково понимали эти искажения: одни считали, что нужно вернуться к древнерусским обрядам, другие – что нужно обратиться к греческим источникам с которых и писались русские книги.

Слайд 5. Учитель:

- давайте познакомимся с биографией Никона.

( чтение учебника вслух с. 57-58 и запись в тетрадях даты проведения реформы 1653-1655 гг.)


Учитель дополняет сообщение о биографии Никона. Говорит, что ему очень много доставалось от злой мачехи, которая неоднократно пыталась избавиться от неугодного пасынка. Когда он жаловался отцу, то отец бил мачеху, а потом мачеха зло срывала на ребенке. Поэтому он и ушел из дома.

Вопрос:

- Ребята, а кто был царем в те годы, о которых мы с вами говорим?

Учитель:

- Важно то, что Алексей Михайлович поддерживал Никона в проведении этой реформы.

- Так что же включала в себя эта реформа?

Слайд 6. Ребята записывают элементы реформы в тетрадь.

Учитель:

- Ребята, вспомните, какое влияние оказывал Филарет на царскую власть. Кто он был Михаилу Романову?

- Так вот и Никон хотел иметь тоже такую же власть.

Слайд 7.

- А как вы думаете, как к этому отнесся Алексей Михайлович?


(Учитель предлагает учащимся разделиться на 2 группы по 5 человек.)

Слайд 8.

- Ребята сейчас мы будем работать с документом. Читайте его очень внимательно. Он написан не совсем обычным для вас языком.

( ответы на вопросы документа)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Учитель объясняет, что Алексей Михайлович решил Никона наказать. Перестал ходить на патриаршие богослужения, а Никона перестал приглашать на государственные приемы. Это больно задело самолюбие Никона.

Посмотрим маленький видеосюжет и все поймем.

Просмотр видео.

Далее учитель говорит о Церковном Соборе 1666-1667гг., который осудил Никона, лишив его патриаршества и сослав в монастырь.

- Ребята ведь многие не признали реформу Никона и остались верны тем искажениям, о которых говорилось в начале урока. Эти люди называли себя старообрядцы.(Запись в тетрадь нового термина.)

Учитель:- начинается церковный раскол. - религиозно-общественное движение, при котором часть верующих не признала реформ Никона и от -делилась от Православной церкви.

- Активным старообрядцем был Аввакум.

Слайд 9, 10 ( запись в тетрадь термина)

Учитель:

Слайд 11. - а теперь поработаем еще с одним документом..

Ребята работают с документом и отвечают на вопросы.

Слайд 12.

Учитель:

- Давайте, подведем итог нашему уроку.

Ребята отвечают на проблемное задание, записанное на доске.


Домашнее задание : Слайд 13.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Власть и церковь. Церковный раскол.

Автор: Куцеволова Ольга Борисовна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179684

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Власть и церковь. Церковный раскол» конспект урока"
    ["seo_title"] => string(45) "vlastitsierkovtsierkovnyiraskolkonspiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "270365"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451083674"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Власть и церковь. Церковный раскол "
    ["seo_title"] => string(35) "vlast-i-tsierkov-tsierkovnyi-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "155589"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421303690"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация по истории России " Власть и церковь.Церковный раскол" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "prezentatsiia_po_istorii_rossii_vlast_i_tserkov_tserkovnyi_raskol_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "475391"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1532795653"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства