kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Власть и церковь. Церковный раскол» конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учащихся 7 класса.     Тема урока : «Власть и церковь. Церковный раскол» Цель урока: -осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;

- сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни  Российского государства в XVII в.

 - выяснить причины и последствия церковного раскола;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Власть и церковь. Церковный раскол» конспект урока»

Тема урока : «Власть и церковь. Церковный раскол»


Цель урока:

-осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;

- сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.

- выяснить причины и последствия церковного раскола;


Оборудование: карточки для проверки домашнего задания, компьютер, презентация.


Основные понятия: церковь, патриарх, протопоп, старообрядчество, раскол,


План урока.

1. Орг. урока

2. Проверка домашнего задания

3.Объяснение нового материала

4.Закрепление

5. Домашнее задание

Ход урока.

1 этап Организационный.

2 этап Проверка домашнего задания

Работа с карточками .Заполните пропуски.

Вариант 1.

1. Первым русским царём новой династии стал _____________________________________________________________________________

2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать ____________________________________________________________________________

3. Новый царь любил _____________________ и тратил большие деньги на их приобретение.

4 .В народе нового царя прозвали _____________________________________________

5. То второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя родился сын _________________________

6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _________________________________

7. Увеличение территорий страны привело к увеличению числа ________________

8. Во главе главных административных единиц царь ставил _____________________

Вариант 2.

1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось ______________ лет.

2. Вступая на престол, новый царь обещал не править без бояр и _____________________________________________________________________________

3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын _____________________________________________________________________________

4. ОТ первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь ________________

5. Последний Земский собор был созван в ______________ году.

6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «_________________________» дума

7. в XVII веке главными административными единицами оставались ______________________, которые делились на более мелкие звенья _________________ и _____________________________.

8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался _____________________________________________________________________________.


3. Сообщение темы и целей урока.

- В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол»  на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?



4. Изучение нового материала.

1) беседа и рассказ учителя:

1. Церковь после Смуты.

- Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека?

- Каким было положение церкви в годы Смуты? ( тяжёлым)

- Какой путь для себя выбрали священнослужители в годы правления Лжедмитрия? (Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.)

- Как вели себя в Москве поляки? ( разрушали, грабили, сжигали)


- Смута стала суровым испытанием и для церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.


Просмотр презентации.


1.Патриарх Филарет.

После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.

- Почему? Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.

- Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.


2. Реформа патриарха Никона.

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами.

По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

1) Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.

2) Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.


Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.

- Как вы думаете отреагировал Михаил Фёдорович на такое предложение?

- Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.


5. Протопоп Аввакум.

Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум.

- Давайте запишем определение:

Протопоп – обиходное название старшего православного священника.


С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.

Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.


- Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.


4. Подведение итога урока

Вопросы на стр. 60

5. Домашнее задание:

Параграф 7, вопросы, записи, повторить термины, рабочая тетрадь.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Власть и церковь. Церковный раскол» конспект урока

Автор: Новосельцева Вера Александровна

Дата: 26.12.2015

Номер свидетельства: 270365

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства