«Власть и церковь. Церковный раскол» конспект урока
«Власть и церковь. Церковный раскол» конспект урока
Материал предназначен для учащихся 7 класса. Тема урока : «Власть и церковь. Церковный раскол» Цель урока: -осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;
- сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
- выяснить причины и последствия церковного раскола;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Власть и церковь. Церковный раскол» конспект урока»
Тема урока : «Власть и церковь. Церковный раскол»
Цель урока:
-осветить проблемы в отношениях между государством и церковью;
- сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
- выяснить причины и последствия церковного раскола;
Оборудование: карточки для проверки домашнего задания, компьютер, презентация.
Основные понятия: церковь, патриарх, протопоп, старообрядчество, раскол,
План урока.
1. Орг. урока
2. Проверка домашнего задания
3.Объяснение нового материала
4.Закрепление
5. Домашнее задание
Ход урока.
1 этап Организационный.
2 этап Проверка домашнего задания
Работа с карточками .Заполните пропуски.
Вариант 1.
1. Первым русским царём новой династии стал _____________________________________________________________________________
2. Большое влияние на решения молодого царя оказывала его мать ____________________________________________________________________________
3. Новый царь любил _____________________ и тратил большие деньги на их приобретение.
4 .В народе нового царя прозвали _____________________________________________
5. То второго брака с Натальей Нарышкиной у молодого царя родился сын _________________________
6. Постепенно свою роль начинает утрачивать _________________________________
7. Увеличение территорий страны привело к увеличению числа ________________
8. Во главе главных административных единиц царь ставил _____________________
Вариант 2.
1. К началу правления Михаила Фёдоровича ему исполнилось ______________ лет.
2. Вступая на престол, новый царь обещал не править без бояр и _____________________________________________________________________________
3. После смерти Михаила Романова новым царём стал его сын _____________________________________________________________________________
4. ОТ первого брака с Марией Милославской у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья __________________ и __________________, и дочь ________________
5. Последний Земский собор был созван в ______________ году.
6. Впоследствии из Боярской думы выделилась «_________________________» дума
7. в XVII веке главными административными единицами оставались ______________________, которые делились на более мелкие звенья _________________ и _____________________________.
8. В 1649 г. был создан новый свод законов, который назывался _____________________________________________________________________________.
3. Сообщение темы и целей урока.
- В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении». Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа? Была она нужна стране или отдельным личностям?
4. Изучение нового материала.
1) беседа и рассказ учителя:
1. Церковь после Смуты.
- Давайте вспомним, какую роль играет церковь в жизни человека?
- Каким было положение церкви в годы Смуты? ( тяжёлым)
- Какой путь для себя выбрали священнослужители в годы правления Лжедмитрия? (Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви.)
- Как вели себя в Москве поляки? ( разрушали, грабили, сжигали)
- Смута стала суровым испытанием и для церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.
Просмотр презентации.
1.Патриарх Филарет.
После 8-ми летнего пребывания в польском плену отец царя Михаила митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли.
- Почему? Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
- Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
2. Реформа патриарха Никона.
В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами.
По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.
1) Одни предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским обрядам.
2) Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.
Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
- Как вы думаете отреагировал Михаил Фёдорович на такое предложение?
- Это заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.
5. Протопоп Аввакум.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум.
- Давайте запишем определение:
Протопоп – обиходное название старшего православного священника.
С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Позже Аввакум был сослан с семьей в Сибирь.
Куда бы ни бросала его судьба, Аввакум вел активную пропаганду старообрядческих идей и принципов. В 1664 году он вернулся в Москву, где царь и другие знакомые тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. За свой отказ на церковном Соборе 1666-1667 годов Аввакум был предан церковному проклятию и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в темницу. За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к Казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
- Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.