Разработка урока по теме "Церковный раскол" для учащихся 7 класса. В разработке используются документы, дается сравнительная характеристика никонианской церкви и старообрядцев.Так же используется картина Сурикова "Боярыня Морозова". Во время урока определяются причины раскола. Даются определения понятиям: светская власть, духовная власть, старообрядец, раскольник, никонианец. Описан конфликт между патриархом Никаном и царем Алексеем Михаиловичем Романовым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Власть и церковь. Церковный раскол »
Власть и церковь. Церковный раскол.
Цели:
Осветить проблемы в отношениях между церковью и государством.
Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола.
Воспитывать в детях веротерпимость к представителям других религий.
План:
Проверка д/з (вопросы-ответы).
Причины церковной реформы.
Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.
Царь и патриарх: разногласия между светской и духовной властью.
Закрепление. Домашнее задание.
Основные понятия: Светская власть, духовная власть, раскол, старообрядцы, скиты, гарь.
Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы.
Изучение нового материала:
В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении».
Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа?
Анализ исторических источников: Какие выводы можно сделать? Какие проблемы существовали во взаимоотношениях власти и церкви, народа и церкви, внутри церкви.
Выводы:
– единство службы и церковной обрядности.
Унификация – установление единообразия.
-отличие русской церковной обрядности от греческой (престиж гос-ва на православном Востоке).
– нравы духовенства
– подчинение церкви государству
В 40 – е г. XVII – столетия « Кружок ревнителей благочестия»
Пути исправления: - Монах Никон (по греч. Подлинникам)
- протокоп (старейший поп) города Юрьевец (по древнерусским подлинникам)
4. В 1654 г – патриархом церкви стал Никон ( в миру Никита Минин). Отличался колоссальным влиянием на Алексея Михайловича, который называл его своим особенным другом.
5.
Новое
Старое
Три перста
Троекратное пение «аллилуйя»(хвала господу)
Движение в церкви мимо алтаря против солнца
Два перста
Двукратное «аллилуйя»
По солнцу
6.
Для верующих это было серьезным отступлением от традиций. Ведь молитва, произнесенная не по правилам, не просто не действенна-богохульна! (противники Никона обвиняли его во введении «латинства», ведь греческая церковь ко времени объединения с католической – в 1439 г,, считалась в России испорченной.
Наиболее видным сторонником раскола бол протокоп Аввакум .Пережил тяжелую ссылку, страдания, смерть детей, но не отказался от фанатического противостояния « никонианству» и его защитнику – царю. После 15-летнего заключения в земляной тюрьме Аввакум был заживо сожжен.
- Церковный собор 1666-1667 г.г. – проклял старообрядчество . Начались жестокие преследования раскольников. Они скрывались в труднодоступных лесах Урала, Севера, где создавались скиты – общежития и продолжали молиться по старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь»- самосожжение.
Среди старообрядцев были крестьяне, посадские люди, купечество, представители господствующих слоев, например, богиня Морозова. (учебник, стр. 146, худ. В.Суриков, Боярыня Морозова)
Феодосия Морозова – верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» была арестована, лишена имения, а затем сослана в монастырь, заточена в монастырную тюрьму, в которой погибла от голода.
Вывод: люди по картине реагируют на старообрядку – боярыню по разному: кто-то осуждает, кто-то сочувствует, т.е. общество раскололось.
Раскольники – приверженцы старой веры.
Раскол – рел. Обществ. Течение, приверженность старой вере.
Появились разночтения в богослужебных книгах, накопившиеся из-за ошибок монахов-переписчиков, различия в исполнении церковных обрядов. Повсеместное распространение книгопечатания позволяло ввести единообразие в богослужебные книги. Однако было неясно, по каким же оригиналам исправлять тексты. Для одних это были древнерусские рукописные книги, для других- древнегреческие оригиналы. Но и те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (из-за ошибок монархов-переписчиков), а греческие тексты подвергались изменению после падения Византии и заключения унии(единства) между византийской и католической церквями.
Все, что шло греков, казалось сложным. Это мнение господствовало и в семнадцатом вече. Понимая всю опасность неосторожного вторжения в область веры, царь в то время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных. Правительство понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, но в то же время склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой.
II.
Наибольшее возмущение вызывали нравы духовенства. Из многочисленных жалоб, поступавших к тогдашнему патриарху Иосифу, складывалась весьма мрачная картина. Они не только не произносили проповедей, он и саму церковную службу стремились укоротить путем введения «многогласия» - одновременного чтения и пения различных молитв и текстов. Как белое, так и черное духовенство отличалось бесконечным корыстолюбием. Руководящие посты в монастырях приобретались взяткой боярину или архиерею. Народ терял уважение к духовному званию, не желал ходить в церковь и соблюдать посты.
III.
Понимая всю опасность неосторожного вторжения в область веры, царь в то время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных. Правительство понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, но в то же время склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой. Это было высказано, прежде всего, стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения авторитета духовенства. Вместе с тем сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке
«Русское православие: вехи истории»(Щапов Я.Н.,Волков М.Я. и др.)
2. Характеристика исторических личностей – участников процесса осуществления реформ Никона и Аввакума. Опережающее задание- выступление с сообщением.
3. Составление таблицы.
Приложение №2
Было Стало
Пример: двоеперстие троеперстие
Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью (рассказ учителя)
Результат церковной реформы.
Анализ учащимся ситуации, сложившейся после реформы на основе картины Сурикова «Боярыня Морозова» (изображение картины выводиться на экран). Вывод фиксируется учителем-люди на картине реагируют на старообрядку-боярыню по разному: кто- то осуждает,
кто-то сочувствует и тд. Т.е. общество раскололось
Конфликт царя и патриарха.
М.Романов – Филарет
А.М.Романов – Никон: «Священство выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть от Бога»
1658 – разрыв
Никон уехал из Москвы, в Воскресенский монастырь на р.Истре
В 1666 г в Москве состоялся Сбор – лишил Никона сына патриарха. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, где умер в 1681 г.
Противостояние Никона с царем явилось последним открытым конфликтом церкви с гос. Властью, после которого речь шла лишь о степени подчиненности церкви светским властям.
п. 14
Церковная реформа Никона
1.павленко Н.И., Андреев И.Л., История России с древнейших времен до конца XVII в. М.: Дрофа 2002
2. Сахаров А.Н., Баханов А.Н, История России XVII- XIV века .М. «Русское слово» 2006г.
3. Буряково В.В., Захарова Е.Н., Пищулин С.Н.
«введение в обществознание. М. А.О. «Московские учебники» 2002.
Энциклопедия для детей Т 5 .4.1. История России и ее ближайших соседей М 1995 «Аванта»
«Родина» журнал 10.1996 г. Статья С.Антоненко «Мы пришлм не о грамматике с тобой говорить»
Коллективизация
1.Энциклопедии XX века….
2.В помощь школьному учителя
О.В. Арасланова,А.В.Паздеев
Поурочные разработки по истории России ХХ – нач ХХIвека .9 класс Москва,изд. 2007 г.