kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Власть и церковь. Церковный раскол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Церковный раскол" для учащихся 7 класса. В разработке используются документы, дается сравнительная характеристика никонианской церкви и старообрядцев.Так же используется картина Сурикова "Боярыня Морозова".  Во время урока определяются причины раскола. Даются определения понятиям: светская власть, духовная власть, старообрядец, раскольник, никонианец. Описан конфликт между патриархом Никаном и царем Алексеем Михаиловичем Романовым.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Власть и церковь. Церковный раскол »

Власть и церковь. Церковный раскол.

Цели:

  1. Осветить проблемы в отношениях между церковью и государством.

  2. Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола.

  3. Воспитывать в детях веротерпимость к представителям других религий.

План:

  1. Проверка д/з (вопросы-ответы).

  2. Причины церковной реформы.

  3. Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.

  4. Царь и патриарх: разногласия между светской и духовной властью.

  5. Закрепление. Домашнее задание.

Основные понятия: Светская власть, духовная власть, раскол, старообрядцы, скиты, гарь.

Важнейшие даты: 1654 – начало церковной реформы.

Изучение нового материала:

В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе урока мы заполним таблицу: «Основные изменения, произошедшие в церковных обрядах и богослужении».

Была ли реформа церкви оправдана в глазах народа?

Анализ исторических источников: Какие выводы можно сделать? Какие проблемы существовали во взаимоотношениях власти и церкви, народа и церкви, внутри церкви.

  1. Выводы:

  1. – единство службы и церковной обрядности.

Унификация – установление единообразия.

-отличие русской церковной обрядности от греческой (престиж гос-ва на православном Востоке).

  1. – нравы духовенства

  2. – подчинение церкви государству

  1. В 40 – е г. XVII – столетия « Кружок ревнителей благочестия»

  2. Пути исправления: - Монах Никон (по греч. Подлинникам)

- протокоп (старейший поп) города Юрьевец (по древнерусским подлинникам)

4. В 1654 г – патриархом церкви стал Никон ( в миру Никита Минин). Отличался колоссальным влиянием на Алексея Михайловича, который называл его своим особенным другом.

5.

Новое

Старое

Три перста

Троекратное пение «аллилуйя»(хвала господу)

Движение в церкви мимо алтаря против солнца


Два перста

Двукратное «аллилуйя»


По солнцу

6.

Для верующих это было серьезным отступлением от традиций. Ведь молитва, произнесенная не по правилам, не просто не действенна-богохульна! (противники Никона обвиняли его во введении «латинства», ведь греческая церковь ко времени объединения с католической – в 1439 г,, считалась в России испорченной.

Наиболее видным сторонником раскола бол протокоп Аввакум .Пережил тяжелую ссылку, страдания, смерть детей, но не отказался от фанатического противостояния « никонианству» и его защитнику – царю. После 15-летнего заключения в земляной тюрьме Аввакум был заживо сожжен.

- Церковный собор 1666-1667 г.г. – проклял старообрядчество . Начались жестокие преследования раскольников. Они скрывались в труднодоступных лесах Урала, Севера, где создавались скиты – общежития и продолжали молиться по старому. Нередко в случае приближения царских карательных отрядов они устраивали «гарь»- самосожжение.

Среди старообрядцев были крестьяне, посадские люди, купечество, представители господствующих слоев, например, богиня Морозова. (учебник, стр. 146, худ. В.Суриков, Боярыня Морозова)

Феодосия Морозова – верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» была арестована, лишена имения, а затем сослана в монастырь, заточена в монастырную тюрьму, в которой погибла от голода.

Вывод: люди по картине реагируют на старообрядку – боярыню по разному: кто-то осуждает, кто-то сочувствует, т.е. общество раскололось.

Раскольники – приверженцы старой веры.

Раскол – рел. Обществ. Течение, приверженность старой вере.


Появились разночтения в богослужебных книгах, накопившиеся из-за ошибок монахов-переписчиков, различия в исполнении церковных обрядов. Повсеместное распространение книгопечатания позволяло ввести единообразие в богослужебные книги. Однако было неясно, по каким же оригиналам исправлять тексты. Для одних это были древнерусские рукописные книги, для других- древнегреческие оригиналы. Но и те, и другие источники оказались небезупречны: в русских книгах не было двух одинаковых текстов (из-за ошибок монархов-переписчиков), а греческие тексты подвергались изменению после падения Византии и заключения унии(единства) между византийской и католической церквями.

Все, что шло греков, казалось сложным. Это мнение господствовало и в семнадцатом вече. Понимая всю опасность неосторожного вторжения в область веры, царь в то время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных. Правительство понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, но в то же время склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой.



II.

Наибольшее возмущение вызывали нравы духовенства. Из многочисленных жалоб, поступавших к тогдашнему патриарху Иосифу, складывалась весьма мрачная картина. Они не только не произносили проповедей, он и саму церковную службу стремились укоротить путем введения «многогласия» - одновременного чтения и пения различных молитв и текстов. Как белое, так и черное духовенство отличалось бесконечным корыстолюбием. Руководящие посты в монастырях приобретались взяткой боярину или архиерею. Народ терял уважение к духовному званию, не желал ходить в церковь и соблюдать посты.

III.

Понимая всю опасность неосторожного вторжения в область веры, царь в то время почитал полезным для государства всеми средствами, в том числе и личным примером, укреплять религиозность своих подданных. Правительство понимало, что отказ от традиций не пройдет безболезненно, но в то же время склонялось к мысли о необходимости пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствие с греческой богослужебной практикой. Это было высказано, прежде всего, стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения авторитета духовенства. Вместе с тем сближение с греческой церковью должно было поднять престиж Российского государства на православном Востоке

«Русское православие: вехи истории»(Щапов Я.Н.,Волков М.Я. и др.)

2. Характеристика исторических личностей – участников процесса осуществления реформ Никона и Аввакума. Опережающее задание- выступление с сообщением.

3. Составление таблицы.

Приложение №2

Было Стало

Пример: двоеперстие троеперстие

  1. Царь и патриарх: разногласия между светской и церковной властью (рассказ учителя)

  2. Результат церковной реформы.

  3. Анализ учащимся ситуации, сложившейся после реформы на основе картины Сурикова «Боярыня Морозова» (изображение картины выводиться на экран). Вывод фиксируется учителем-люди на картине реагируют на старообрядку-боярыню по разному: кто- то осуждает,

кто-то сочувствует и тд. Т.е. общество раскололось



Конфликт царя и патриарха.

М.Романов – Филарет

А.М.Романов – Никон: «Священство выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть от Бога»

1658 – разрыв

Никон уехал из Москвы, в Воскресенский монастырь на р.Истре

В 1666 г в Москве состоялся Сбор – лишил Никона сына патриарха. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, где умер в 1681 г.

Противостояние Никона с царем явилось последним открытым конфликтом церкви с гос. Властью, после которого речь шла лишь о степени подчиненности церкви светским властям.

п. 14

Церковная реформа Никона

1.павленко Н.И., Андреев И.Л., История России с древнейших времен до конца XVII в. М.: Дрофа 2002

2. Сахаров А.Н., Баханов А.Н, История России XVII- XIV века .М. «Русское слово» 2006г.

3. Буряково В.В., Захарова Е.Н., Пищулин С.Н.

«введение в обществознание. М. А.О. «Московские учебники» 2002.

  1. Энциклопедия для детей Т 5 .4.1. История
    России и ее ближайших соседей М 1995 «Аванта»

  2. «Родина» журнал 10.1996 г. Статья С.Антоненко «Мы пришлм не о грамматике с тобой говорить»

Коллективизация

1.Энциклопедии XX века….

2.В помощь школьному учителя

О.В. Арасланова,А.В.Паздеев

Поурочные разработки по истории России ХХ – нач ХХIвека .9 класс Москва,изд. 2007 г.

3.А.А.Данилов,.Л.Г.Косулина,А.В.Прытков «История

России ХХ – нач. XXIвека 2003-2005 г.

4. А.А.Данилов,.Л.Г.Косулина,М.Ю.Брандт

«История России ХХ- нач XXI века 2004-2005 г.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Власть и церковь. Церковный раскол

Автор: Ворончихина Светлана Игоревна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "«Власть и церковь. Церковный раскол» конспект урока"
    ["seo_title"] => string(45) "vlastitsierkovtsierkovnyiraskolkonspiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "270365"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451083674"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация по истории России " Власть и церковь.Церковный раскол" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "prezentatsiia_po_istorii_rossii_vlast_i_tserkov_tserkovnyi_raskol_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "475391"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1532795653"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Власть и церковь. Церковный раскол. "
    ["seo_title"] => string(37) "vlast-i-tsierkov-tsierkovnyi-raskol-1"
    ["file_id"] => string(6) "179684"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425051312"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства