Владимир Святославович. Принятие христианства на Руси.
Цель: охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления
Задачи:
Обучающая:
познакомить с личностью князя Владимира как реформатора;
выяснить причины принятия христианства;
историческое значение принятия христианства;
Развивающая:
создать условия для развития картографических навыков, умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал;
развивать интерес к изучению истории родного государства;
воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси.
Воспитательные:
способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
воспитывать толерантное отношение к религии и религиозным воззрениям
Тип урока:комбинированный
Оборудование: учебник: Данилов, Косулина. История России 6 кл.,
карта «Русь в IX – XII вв.»;
мультфильм «Князь Владимир»
документы (отрывки из “Повести временных лет”).
Основные понятия урока: язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, митрополит, государство.
Используемая технология: технология критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Основные даты: 980 г. – попытка создания пантеона богов;
988 г. – крещение Владимира.
988 – 1015 гг. – крещение Руси
Ход урока:
I этап. Организационный момент
Приветствие
2. Проверка к готовности учащихся к уроку.
II этап: Повторение пройденного материала: «Ума палата».
1. Правил в Киеве с 882 по 912 г. (Олег)
2. Совершил неудачный поход на Константинополь, потерял ладьи, сожжённые «греческим огнём» (Игорь)
3. Прибил к воротам Царьграда свой щит (Олег)
4. Погиб от рук древлян (Игорь)
5. Вдова Игоря, мать Святослава (Ольга)
6. Княжил в Киеве с 912 по 945 г. (Игорь)
7. Разгромил Хазарский каганат (Святослав)
8. Проведена первая государственная реформа – реформа сбора дани (Ольга)
9. Не нападал на врагов, не готовых к бою, «Иду на Вы», - предупреждал их (Святослав)
10. Отправлено пышное посольство в Царьград, где часть свиты приняла христианство (Ольга)
11. «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не убъют его» (Игорь)
12. Говорил: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, там середина земли моей» (Святослав)
13. Установлен точный размер дани – урок (Ольга)
14. Жестокая месть древлянам (Ольга)
15. Совершил первый грандиозный поход на Царьград (Олег)
16. «Дайте мне от каждого двора по три голубя и три воробья» (Ольга)
17. Правил в Киеве с 962 по 972 г. (Святослав)
18. Третий сын Святослава и рабыни Малуши, отправлен отцом в Новгород с дядей Добрыней (Владимир Святославич)
III этап. Мотивационно-целевой этап (вызов):
Посмотрите фрагмент мультфильма. О каком князе идет речь? Ребята дают свои ответы, приходят к выводу темы урока.
IV этап. Переход к изучению новой темы:
- Как вы думаете, какое государство прочнее: то, в котором племена объединены силой или в котором племена сами стремятся к объединению?
- А что было на Руси?
(при смене власти племена стремились выйти из под власти киевского князя)
Поэтому князю Владимиру, который тоже столкнулся с этим, пришлось искать выход из этой ситуации.
- А что бы вы сделали на месте князя Владимира?
А теперь давайте посмотрим, что же придумал Владимир. Ведь главной задачей этого князя было подчинить власти князя объединённые племена славян, для создания сильного и единого государства. Где мы можем узнать ответы на вопрос? В учебнике.
V этап. Изучение новой темы:
Класс делится на группы. Каждой группе даётся задание, составить кластер, с помощью которого ребята делятся своими знаниями с другими.
1 группа: выяснить каким образом Владимир защищал и расширял границы русского государства.
2 группа: выяснить причины, побудившие Владимира принять христианство.
3 группа: выяснить каким образом проходило крещение Руси.
4 группа: выяснить об организации русской православной церкви после принятия христианства.
Каждая группа работает с определённым текстом, используя карту и документ на стр.47.
Через 10 минут каждая команда представляет свой кластер и по нему рассказывает о деятельности князя Владимира по укреплению русского государства. После выступления групп учитель задаёт вопросы классу:
1). Почему Владимир решил принять православие?
1. Православные храмы красивые
2. Православие не противоречило русским обычаям
3. На Руси уже были христиане – Ольга, купцы, дружинники.
2). Только ли это могло стать причиной принятия новой веры?
Необходимость объединения племен
Укрепление княжеской власти
Укрепление международного авторитета Руси
В конце работы класса учитель вместе с ребятами на доске составляет кластер: Деятельность князя Владимира:
Укреплял границы русского государства;
Расширил территорию русского государства;
Принял на Руси христианство, которое способствовало смягчению нравов: исчезла кровная месть, многоженства, убийства стали реже, ограничена алчность, люди стали помогать бедным.
Повысил авторитет русского государства на международной арене.
Начал строительство на Руси храмов.
Открыл церковные школы.
VI . Закрепление нового материала:
Тест:
1. Кто крестил Русь?
А) Святослав Б) Владимир В) Ольга Г) Игорь
2. Что способствовало принятию христианства?
А) Доступность и простота вероисповедания
Б) Многолетние торговые и политические связи с Константинополем
В) Заставила княгиня Ольга
3. Где был крещен Владимир.
А) Херсонес Б) Киев В) Константинополь
4. Из какой страны пришло христианство?
А) Византии Б) Булгария В) Сербия
5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?
А) Не умели строить Б) Поклонялись идолам
6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.
А) Начала распространяться письменность Б) Укрепление связи с Византией В) Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
7. Когда было введено христианство?
А) 988 г. Б) 987г. В)998 г.
VII.Рефлексия: заполнить таблицу: Я знал. Я узнал.
Я знал
Я узнал.
VIII. Домашнее задание:
§ 5, выучить основные понятия и термины, составить таблицу о значении принятия Русью христианства.
Работа с текстом учебника стр.45
Значение принятия христианства:
Изучите материалы страницы и сделайте вывод о значении принятия христианства, заполнив вторую колонку таблицы: