Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. потому что великий князь Владимир был сильным, отважным и мудрым государем, а о таких людях всегда любопытно что-то узнать. Как правило, жизнь таких людей необычна, сложна и полна интересных событий. Так и жизнь Владимира Мономаха.
Цель: раскрыть страницы биографии Владимира Мономаха.
Задачи:
Прочитать книги по данной теме;
Просмотреть ресурсы по данной теме.
Владимир Мономах был не только искусным правителем, крупнейшим военным деятелем Руси на рубеже 11 и 12 веков, но и выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературой, летописной, законодательной работе своего времени и политическим идеям. Владимир Мономах в русской истории известен не только как “собиратель земель русских”, но и как законодатель.
Предметработы - правление Владимира Мономаха.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.
Методы исследования:
Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по истории на тему: "Владимир Мономах"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа
Проект на тему:
«Владимир Мономах»
Автор: Шемякова Любовь
6 класс
Руководитель: Маськова Ю.Н.,
учитель истории
Телефон школы: 88424177555
2016 год
Оглавление
Введение.
II.Основной ресурс
Правление Владимира Мономаха.
Внутреннее устройство при Владимире Мономахе.
III.Выводы.
IV.Заключение.
V.Список используемой литературы.
Введение.
Тема Владимир Мономах.
Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. потому что великий князь Владимир был сильным, отважным и мудрым государем, а о таких людях всегда любопытно что-то узнать. Как правило, жизнь таких людей необычна, сложна и полна интересных событий. Так и жизнь Владимира Мономаха.
Цель: раскрыть страницы биографии Владимира Мономаха.
Задачи:
Прочитать книги по данной теме;
Просмотреть ресурсы по данной теме.
Гипотеза: Владимир Мономах был не только искусным правителем, крупнейшим военным деятелем Руси на рубеже 11 и 12 веков, но и выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературой, летописной, законодательной работе своего времени и политическим идеям. Владимир Мономах в русской истории известен не только как “собиратель земель русских” , но и как законодатель.
Предметработы - правление Владимира Мономаха.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.
Методы исследования:
Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;
Этапы проведения проекта:
Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).
Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.
Трансляционно - оформительный: - работа над презентацией - оформление проекта - предзащита проекта 4.Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта. 5.Заключительный: защита проекта.
Глава 1. Правление Владимира Мономаха.
Правление Владимира Всеволодовича (Мономаха) началось с того, что в 1113 г. общественная напряженность на Руси достигла такого огромного масштаба, при котором недовольные люди начали выходить на улицу и громить господские дворы. Связано это было, прежде всего, с тем, что бояре, представители духовенства, дружинники, опираясь на свою власть, постоянно повышали налоги и проценты по долгам крестьянам. Также в этом году 16 апреля в Киеве умер великий князь Святополк.
Когда восставшие люди добрались до дворов бояр, старших дружинников, богатых ростовщиков, монастырей и церквей, тогда в Софийском соборе по инициативе митрополита Никифора было организованно собрание, на котором вышеперечисленные влиятельные слои общества приняли решение призвать на княжение в Киев Владимира Мономаха. Владимир согласился не сразу, так как опасался того, что на Руси может возникнуть вновь междоусобная война. Потому что старшие его родственники были ещё живы, и по праву власть должна была перейти им. Но когда киевская верхушка вновь его попросила об этом, он согласился. Так как восстание действительно с каждым днем все больше и больше набирало обороты, и был атакован княжеский дворец.
Прибыв в Киев, Владимир, посовещавшись с боярами, издал новый свод законов, который называли “Уставом Владимира Всеволодовича”. Этот устав освободил многих должников от уплаты долгов и дал им возможность вновь приобрести свободу. Также в новом своде законов была установлена годовая процентная ставка по долгу, она составляла 20%. Устав позволил Владимиру Мономаху успокоить взволнованный народ и укрепить свои позиции на Руси в качестве великого князя. В крупных городах он посадил наместниками своих сыновей.
В 1116 году Владимиром был организован военный поход, направленный против половцев, в результате которого им был нанесен сильный удар. Помимо военных дел Владимир Мономах уделял большое внимание культуре, образованию.
19 мая 1125 г. Владимир Мономах умер. На киевский престол взошел его старший сын Мстислав, который также продолжал политику, направленную на укрепление государственности на Руси и защиту её границ. Он также как и Владимир, неоднократно вступал в бой с половцами, в борьбе с которыми основной ударной силой его войска по-прежнему оставалась переяславская дружина.
Глава 2. Внутреннее устройство при Владимире Мономахе.
Главой страны по-прежнему был великий князь, власть которого распространялась на всей территории Руси. Он фактически являлся гарантом исполнения всех законодательных норм, которые существовали на тот момент. Единственной особенностью того времени было решение съезда состоявшегося в 1097 году в городе Любеч. Смысл этого решения заключался в том, что за каждым из внуков Ярослава мудрого закреплялась земля их отцов и в дальнейшем она должна была передаваться по наследству. Тогда киевская земля принадлежала Святополку, черниговская земля Олегу, а переяславская Владимиру. За нарушение этого решения князь, нарушивший соглашение, должен был отвечать перед остальными князьями. Таким образом, власть над княжествами сместилась из центра в периферию. Хотя целью этого соглашения было наладить мир и согласие на русской земле, и объединить княжества в борьбе против внешнего врага, многие исследователи считают, что это соглашение является началом феодальной раздробленности на Руси.
Также как, и при Ярославе Мудром, Владимира Мономаха окружала дружина, которая делилась на старшую и младшую. К старшей дружине относились люди, как правило, с богатым жизненным опытом. Это были родственники великого князя, бояре, воеводы, представители духовенства. В состав младшей дружины входили, как правило, те же самые представители власти, но с меньшим опытом. Все они выполняли различные поручения великого князя. Также при князе была и собственная прислуга. В городах власть великого князя опиралась на бояр-посадников. Остальными землями руководили князья-наместники, которые подчинялись непосредственно Владимиру Мономаху. Некоторые из них не хотели подчиняться ему. Тогда Владимир сокрушил своеволие отдельных князей, он заставил подчиниться себе братьев Олега и Давыда Святославичей, нанес удар по Полоцкому княжеству, где проживали потомки князя Всеслава, так и не смирившееся с властью Киева. Единство государства при Владимире Мономахе было восстановлено.
Стабильность не могла не отразиться на жизни обычных крестьян. Благодаря новому своду законов отношения между местными князьями и зависимыми от них людьми были урегулированы. “Устав Владимира Всеволодовича” был направлен на улучшение хозяйств смердов и ремесленников. Поэтому сельское хозяйство и различные ремесла процветали. Соответственно расширялись и населенные пункты. Появлялись новые торговые пути, что, в свою очередь, не могло не отразиться на уровне культуры того времени на Руси.
При Мономахе был создан новый летописный свод, в котором описывались достижения Всеволода и его наиболее известных потомков. Этот свод был написан игуменом Выдубицкого Монастыря. На склоне лет Владимир написал свое знаменитое “Поучение детям”. Также при нем была развита иконопись, и строились различные образовательные учреждения, помогающие простым людям изучать язык и культуру древней Руси.
Заключение.
Жизнь Владимира Мономаха сложно назвать простой, также как и жизнь его братьев. Очевидно, что время тогда было тяжелым, и борьба за власть была по-настоящему ожесточенной. Несмотря на это, Владимиру, удалось сохранить единство государства и передать его в руки достойному приемнику – сыну Мстиславу, который и далее преданно хранил традиции отца.
Вклад Владимира в историю Руси сложно переоценить. Возможно, если бы не было очередной междоусобицы, и жизнь Владимира длилась дольше, сделать можно было бы гораздо больше. Но на все отведено свое время. На мой взгляд, важнейшим достижением Владимира был мир, который он старался сохранить со всеми, в том числе с Олегом, который неоднократно упорно отказывался от союза с братьями. Мономах понимал, что даже самый худший мир лучше любой войны. Я думаю, что Владимир Мономах в памяти многих людей останется великим миротворцем, служащим своему государству во благо народа.
Список используемой литературы.
История России от древнейших времен до начала XX века: учебное пособие / И. Я. Фроянов. – С-П.: Макет, 1998. – 228с.
История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – Москва: Проспект, 2012. – 768с.
История России с древнейших времен до начала XX века: учебник для студентов гуманит. спец. / Р. А. Арсланов, В. В. Керов, М. Н. Мосейкина, Т. М. Смирнова; под ред. В. В. Керова. – М.: Высш. шк., 2001. – 784с.