kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории на тему "Принятие христианства на Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославовича. Объяснить причины и значение принятия христианства на Руси.
  2. Воспитывать уважение к истории и прошлому своего народа, формировать гуманистические и гражданские позиции, понимание роли личности в истории.
  3. Развивать умение делать выводы, анализировать изучаемый материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории на тему "Принятие христианства на Руси"»

Тема урока: Принятие христианства на Руси.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира Святославовича. Объяснить причины и значение принятия христианства на Руси.

  1. Воспитывать уважение к истории и прошлому своего народа, формировать гуманистические и гражданские позиции, понимание роли личности в истории.

  1. Развивать умение делать выводы, анализировать изучаемый материал.


Задачи урока:

  1. обучающие:  дать представления учащимся о православии, о ее первых шагах на Руси, готовность населения принять новую религию, ее распространение по стране и значение принятия православия для Руси, как средневекового государства.

  2.  развивающие:  создание условий для реализации потребности транслировать свое мировосприятие исторического и духовного прошлого средневековой Руси посредством диалога и выполнения творческих работ;

  3. воспитательные:  привитие бережного отношения и чувства уважения к духовному прошлому нашей страны, ее культуры и быта в эпоху средневековья.


Учебное оборудование: карточки с именами князей, рисунки языческих богов древних славян, таблицы, тексты документов.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Актуализация опорных знаний по теме

  1. Учащимся раздаются карточки с именами князей. Ученик, получив карточку с определенным именем, должен дать характеристику соответствующему князю.

Рюрик


Олег


Игорь


Ольга


Святослав


  1. Переход к изучению новой темы

- Совсем недавно православные христиане отмечали религиозные праздники

- Какие? (Рождество, Крещение)

-А вы, знаете как они появились? Кто способствовал этому?

Сегодня мы всё это выясним на уроке

- Итак, мы с вами сказали, что после смерти Святослава между его сыновьями началась междоусобная борьба. Победителем из нее вышел Владимир, он и стал великим киевским князем. Почему вятичи и родимичи восстали против власти князя?

(Они не хотели подчиняться сыну рабыни)

- Что могло произойти с Древнерусским государством, если бы Владимир не подавил восстание вятичей и родимичей?

(Другие племена тоже могли восстать, что стало бы угрозой существования Древнерусского государства)

- Как Владимир сохранял Древнерусское государство?

(Владимир сохранял Древнерусское государство силой)

- Можно ли опираться только на силу в отношениях между людьми?

- Что еще должен был сделать Владимир, чтобы сохранить Древнерусское государство?

(объединить русских людей)

  1. Изучение новой темы

- Владимир понял, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в единой вере. Вначале своего княжения произвел Владимир своего рода языческую реформу стремясь поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Рядом со своими теремами на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богам: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокошь. Попытка превращения язычества в государственную религию не удовлетворил Владимира. И перед князем снова встал вопрос, какую религию выбрать для себя и своего народа.

1. Работа с историческим документом. Раздается на каждый стол. (Чтение и последующий анализ)

- Какая вера понравилась князю Владимиру больше всего?

- С кем советовался князь при выборе веры?

- Почему было выбрано православие («греческая вера»)?

2. Работа с таблицей.

- В данной таблице выделите преимущество веры выбранной князем Владимиром.



православие

католицизм

ислам

Распространение

Византийская империя, Балканы

Западная Европа

Ближний Восток, Средняя Азия, Иран, Северная Африка, Испания

Отношение религии к власти

Подчинение духовной власти светской

Соперничество светской и духовной власти

Слияние светской и духовной власти

Культурная традиция

Византии

Поздней Римской империи, римского права, империи Каролингов

Кочевников Аравийского полуострова

(Была распространена на соседней к древнерусскому государству территории, власть князя была выше духовной власти, культурные традиции Византии)

- Владимир мог бы, крестится и в собственной столице, но князь хотел блеска и величия при сем важном событии. Гордость не позволяла также Владимиру унизиться и просить крещения. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму – Херсонес (Корсунь), получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Князь возгордился своим величием и через послов передал Византийским императорам, что он желает быть мужем сестры их, юной царевны Анны или в случае отказа возьмет Константинополь. Они ответили, что от него зависит, быть ли их зятем: что приняв веру христианскую, он получит и руку царевны, и царство небесное. Владимир уже готовый к тому, с радостью, изъявил желание креститься. В летописи сказано, что Великий князь тогда разболелся глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься, и что он прозрел в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре, удивленные чудом, вместе с князем приняли истинную веру. Произошло это событие в 988 году. Этот год и считается годом крещения Руси.


3. Запись в тетрадь

988 год – крещение Руси.

- Князь стремился в столицу, чтобы крестить свой народ. Как произошло это событие, мы с вами узнаем из учебника.

4. Чтение текста страница 42. Работа по вопросам:

- Как происходило крещение киевлян?

- Как восприняли идею крещения наши предки?

- Каковы главные отличия христианства от язычества?

(в христианстве нет многобожия, обожествления природы, жертвоприношений, не признается волхование и т.д.)

5. Физминутка.

- В чем же состояло значение принятия христианства. С его принятием укрепляется государство, центральная власть. На всей территории Киевского государства устанавливается единобожие. Новая религия принесла на Русь письменность. Ее создали братья Кирилл и Мефодий. Из Византии в Киев приезжают монахи, которые основывают монастыри и при монастырях школы. Строятся каменные храмы, распространяется религиозная живопись (иконопись). Церковь украшают фреской, мозаикой. Одновременно внедряются нормы христианской морали. Изживаются из жизни общества многоженство, жертвоприношения. Укрепляется институт семьи. Что же касается внешней политики, то христианство дает возможность утвердиться Киевскому государству наравне с европейскими государствами.

- Давайте еще раз вспомним причины обращения к новой вере и сравним их с результатами с опорой на таблицу.



ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ


988 г.


ПРИЧИНЫ ЗНАЧЕНИЕ

  1. Необходимость укрепления 1. Укрепило государство и

власти киевского князя и потребность власть князя

государственного объединения на

новой духовной основе



  1. Оправдание социального 2. Повысило международный

неравенства авторитет Руси



  1. Необходимость приобщения 3. Способствовало приобщению

Руси к общеевропейским Руси к византийской

политическим реалиям, культуре

духовным и культурным

ценностям






6. Рассказ учителем о церковной системе. Задание для учащихся выписать в тетрадь незнакомые для них слова.

- Церковная система тоже была заимствована Русью у Византии. Глава русской православной церкви являлся митрополит. Митрополиту подчинялись епископы – начальники духовенства в отдельных русских областях. Епископам подчинялись монахи и приходские священники. Монахи – люди, отказавшиеся от своего имени, семьи, имущества ради служения богу. Свою жизнь они проводили в молитвах и труде на благо больных и бедных. Приходские священники – священники приходов. Приход – объединение одной городской улицы или деревни. Простые верующие назывались – мирянами.

7. Проверка записей в тетради.

Митрополит – глава русской православной церкви.

Епископы – начальники духовенства в отдельных русских областях.

Монахи – люди, отказавшиеся от своего имени, семьи, имущества ради служения богу.

Приход – объединение одной городской улицы или деревни.

Миряне - простые верующие.

  1. Закрепление изученного на уроке.

- итак, мы ответили нам вопросы, которые у нас возникли в начале урока, мы узнали об одном из значимых событий Руси, которое определило дальнейший путь развития государства. Выполняя задания покажите то, что вы запомнили.

Исправьте ошибки в тексте:

Первой на Руси в 955 году крестилась княгиня Ольга. В 980 году князь Владимир предпринял первую религиозную реформу. Владимир крестился в городе Киеве. Крещением Руси считается 981 год. При Владимире построены Софийский собор, Золотые ворота, основана первая библиотека.

( крещение княгини Ольги состоялось в 957 году, крещением Руси считается 988 год, при Владимире не строили Софийский собор, золотые ворота, открыть библиотеку тоже не успели, она была открыта позже при Софийском соборе).

  1. Итог урока:

- Что мы узнали на уроке?

- Что особенно удивило вас?

VII. Домашнее задание:

Чтение параграфа.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по истории на тему "Принятие христианства на Руси"

Автор: Кузнецова Татьяна Николаевна

Дата: 20.02.2016

Номер свидетельства: 296237

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Интерактивные методические приемы на уроке истории по теме: "Принятие христианства" "
    ["seo_title"] => string(93) "intieraktivnyie-mietodichieskiie-priiemy-na-urokie-istorii-po-tiemie-priniatiie-khristianstva"
    ["file_id"] => string(6) "216198"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432898572"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока истории на тему:"Принятие христианства на Руси" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-priniatiie-khristianstva-na-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "193531"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427646697"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Презентация на тему  "Крещения Алании и Руси""
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiianatiemukrieshchieniiaalaniiirusi"
    ["file_id"] => string(6) "274405"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452370370"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории «Киевская Русь накануне монгольского нашествия" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-istorii-kiievskaia-rus-nakanunie-monghol-skogho-nashiestviia"
    ["file_id"] => string(6) "156392"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421419525"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Крещение Руси "
    ["seo_title"] => string(19) "krieshchieniie-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "159183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421856421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства