Цель: познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с личностью князя Владимира, его внутренней и внешней политикой;
- дать представление о принятии христианства на Руси и развитии церковной иерархии, объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства;
- повторить материал предыдущих уроков ( образование Древнерусского государства, деятельность первых русских князей);
Развивающие:
- совершенствовать умения и навыки работы с понятиями, датами, историческими документами, картами;
- формировать умения анализировать прочитанный материал и его обобщать, делать выводы;
- стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины, по истории своего края;
Воспитательные:
- воспитывать гражданские и патриотические качества учащихся;
- содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта « Киевское государство», учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца 16 века, иллюстрации, СД-диски.
План урока
1/Начало правления князя Владимира.
2.Причины принятия христианства на Руси.
3.Крещение Руси.
4.Русская православная церковь и значение принятия христианства.
Основные понятия: язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, церковный устав, митрополит, государство.
Ход урока
Учитель проводит исторический диктант.
Напишите дату объединения Новгорода и Киева. (882 г.).Напишите имя первого князя Древнерусского государства. ( Олег).Продолжите предложение: Во главе Древнерусского государства стоял…( великий князь).Как назывался объезд киевским князем с дружиной земель для сбора дани? ( Полюдье)Как называлось собрание жителей города и его окрестностей для решения важных вопросов? ( вече)Кто командовал общерусским ополчением? (тысяцкий)В каком году произошло восстание древлян, в результате которого был убит киевский князь? ( 945г.)Дайте определение: Погост – это…( место сбора дани)Продолжите предложение: Святослав присоединил к Древнерусскому государству земли…( земли вятичей, территории близ устья реки Кубань, ряд поселений дунайских болгар).
По окончании диктанта учащиеся сдают работу на проверку. Затем учитель предлагает выполнить следующие задания: показать на карте походы первых киевских князей; определить цели военных походов; назвать даты походов на Византию; сделать выводы и определить цели внутренней и внешней политики.
1.Далее учитель переходит к изучению новой темы и напоминает, что перед князьями стояли задачи укрепления обороны государства, четкой организации сбора налогов, укрепления власти, международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли. Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи. Учащимся предлагается ещё раз подтвердить это мнение примерами.
Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что более результативной по сравнению с предшественниками была политика Владимира. Учащиеся читают текст учебника ( с. 36-37) и отвечают на вопрос: Каким образом Владимир укрепил границы своего государства? Покажите на карте ( с. 52) земли, которые вошли в состав Древнерусского государства при Владимире.
Учитель дополняет ответы учащихся и , используя карту, отмечает, что князь Владимир Святославович ( 980 – 1015) вел с печенегами долгую борьбу и в конце 10 века существенно укрепил границу со степью, создав на рубежах Киевской земли ряд крепостей. Разбить кочевников удалось только сыну Владимира Ярославу Мудрому в 1036 году.
2.Учитель обращает внимание учащихся на задачу укрепления власти князя, государства в целом. С этой целью Владимир попытался все земли, входящие в состав государства, объединить на религиозной основе. Число богов, не поддающихся учету, было ограничено до шести. В молельнях оставалось не более пяти идолов ( см. иллюстрацию на стр. 38): Перун – бог грозы и молнии, глава пантеона, покровитель княжеской власти, дружины, жречества, военной силы; Стрибог ( он же Сварог) – бог неба; Даждьбог – бог света, сын Сварога; Макошь – мать Сварога, богиня плодородия и достатка; Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов, жизненного потенциала, начинаний княжеской власти. Все другие боги, духи, демоны запрещались. Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, люди разных племен продолжали поклоняться своим богам.
Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая бы объединила всех жителей. Свой выбор Владимир остановил на православной религии, получившей развитие в Византии. Учащимся предлагается подумать и сформулировать причины принятия христианства.
Проверить свои рассуждения они могут, обратившись к тексту учебника на с. 39.
Учитель дополняет ответы учащихся. Широкую основу для перехода на активный, развивающийся тип жизнедеятельности, для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства, которое стало важным и во многом переломным рубежом в истории Древней Руси. Христианство проникло в восточно – европейские земли задолго до крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к 1веку н.э.. В летописях упоминается легенда о хождении апостола Андрея Первозванного на Русь. Христианизация славян в заметных масштабах началась с 8 века. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга. Официальной датой христианизации Руси принято считать 988 год.
3.Учитель знакомит учащихся с событиями 988 года и обстоятельствами женитьбы Владимира на Анне, сестре византийского императора.
Вопрос учащимся: Какую роль в принятии христианства сыграла женитьба Владимира на Анне?
Учащихся можно познакомить с документом.
Документ « Повесть временных лет». Начало 12 век.
В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе…Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: « Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его…И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: « Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: « Если сбудется это, крещусь!» И тотчас же повелел копать наперез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу» и услышав это опечалились цари, и послали ему весть такую: « Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именеи Анну…
Вопросы к документу
Как вы думаете, послужило ли взятие Корсуни решающим событием в выборе религии Владимиром? Обоснуйте свое мнение. 2. Как Владимир Объясняет свое желание стать христианином? 3. Как вы думаете, какие выгоды для Руси давало то обстоятельство, что теперь Владимир был одной веры с византийскими царями и женат на их сестре?
По возвращении из похода в Киев Владимир крестил своих сыновей и киевлян ( см. иллюстрацию на с. 40). Однако крещение других областей
государства затянулось на несколько десятков лет. Сопротивление новой вере оказали новгородцы. Для крещения новгородцев было отправлено войско киевского князя во главе с Добрыней. Ему удалось крестить часть населения. Как писала летопись, « Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
С принятием христианства на Руси сложилась церковная организация. Ее возглавлял митрополит, присылавшийся из Константинополя. Церковные управление на местах, в важных политических и административных центрах (городах) осуществлялось епископами, подчинявшимися митрополиту. Уже в конце правления Владимира и в первые десятилетия княжения Ярослава действовали епархии в Белгороде ,Новгороде, Полоцке, Чернигове, Турове и других городах. К середине 13 в. на Руси было уже 16 епархий – по числу крупных русских княжеств. Материальное обеспечение церкви осуществлялось путем отчислений от собираемой дани и других поступлений в княжескую казну. Особой формой материальной поддержки стала десятина – отчисление церкви десятой доли доходов князя: от налогов, суда, торговых пошлин. Так была построена Десятинная церковь в Киеве (не сохранившая до наших дней). Внимание учащихся обращается на иллюстрацию на с. 59 уч
Определяя значение принятия христианства, учитель организует беседу, в ходе
которой учащиеся отмечают, что новая религия изменила весь строй жизни славян: от личных отношений до общественных установлений.
Учащимся предлагается на основе объяснения учителя, текста учебника( с. 41) определить значение принятия христианства и заполнить таблицу.
Для экономического развития страны
Для политического развития
Для культурного развития
Для обороны страны
Для международного положения государства
По окончании работы учитель организует проверку и задает учащимся вопросы: 1. Как вы думаете, изменило ли принятие христианства международное положение Древнерусского государства? 2. Как, на ваш взгляд, единая на всей территории государства вера влияла на укрепление обороны страны? 3. Как византийский государственный порядок повлиял на развитие княжеской власти на Руси?
Далее учитель может предложить следующее задание: Прокомментируйте высказывание Н.М.Карамзина о правлении Владимира: « Главное право его на вечную память и благодарность потомков состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные».
В конце урока учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, выдав им фигуры трех цветов: красного (5), синего (4) и зеленого (3). Затем учитель просит по очереди поднять фигуры, при этом оценивая и свою деятельность на уроке.
Учитель выставляет оценки учащимся, согласно их оценке и выдает домашнее задание.
Домашнее задание: параграф 5, с. 42 – 43. Опережающее задание: подготовить сообщение о Илларионе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с личностью князя Владимира, его внутренней и внешней политикой;
- дать представление о принятии христианства на Руси и развитии церковной иерархии, объяснить огромную роль и принципиальность этого шага в истории русского государства;
- повторить материал предыдущих уроков ( образование Древнерусского государства, деятельность первых русских князей);
Развивающие:
- совершенствовать умения и навыки работы с понятиями, датами, историческими документами, картами;
- формировать умения анализировать прочитанный материал и его обобщать, делать выводы;
- стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины, по истории своего края;
Воспитательные:
- воспитывать гражданские и патриотические качества учащихся;
- содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта « Киевское государство», учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца 16 века, иллюстрации, СД-диски.
План урока
Начало правления князя Владимира.
Причины принятия христианства на Руси.
Крещение Руси.
Русская православная церковь и значение принятия христианства.
Основные понятия: язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, церковный устав, митрополит, государство.
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.
В начале урока учащиеся повторяют материал предыдущего урока.
Учитель проводит исторический диктант.
Напишите дату объединения Новгорода и Киева. (882 г.)
Напишите имя первого князя Древнерусского государства. ( Олег)
Продолжите предложение: Во главе Древнерусского государства стоял…( великий князь)
Как назывался объезд киевским князем с дружиной земель для сбора дани? ( Полюдье)
Как называлось собрание жителей города и его окрестностей для решения важных вопросов? ( вече)
Кто командовал общерусским ополчением? (тысяцкий)
В каком году произошло восстание древлян, в результате которого был убит киевский князь? ( 945г.)
Дайте определение: Погост – это…( место сбора дани)
Продолжите предложение: Святослав присоединил к Древнерусскому государству земли…( земли вятичей, территории близ устья реки Кубань, ряд поселений дунайских болгар).
По окончании диктанта учащиеся сдают работу на проверку. Затем учитель предлагает выполнить следующие задания: показать на карте походы первых киевских князей; определить цели военных походов; назвать даты походов на Византию; сделать выводы и определить цели внутренней и внешней политики.
1.Далее учитель переходит к изучению новой темы и напоминает, что перед князьями стояли задачи укрепления обороны государства, четкой организации сбора налогов, укрепления власти, международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли. Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи. Учащимся предлагается ещё раз подтвердить это мнение примерами.
Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что более результативной по сравнению с предшественниками была политика Владимира. Учащиеся читают текст учебника ( с. 36-37) и отвечают на вопрос: Каким образом Владимир укрепил границы своего государства? Покажите на карте ( с. 52) земли, которые вошли в состав Древнерусского государства при Владимире.
Учитель дополняет ответы учащихся и , используя карту, отмечает, что князь Владимир Святославович ( 980 – 1015) вел с печенегами долгую борьбу и в конце 10 века существенно укрепил границу со степью, создав на рубежах Киевской земли ряд крепостей. Разбить кочевников удалось только сыну Владимира Ярославу Мудрому в 1036 году.
2.Учитель обращает внимание учащихся на задачу укрепления власти князя, государства в целом. С этой целью Владимир попытался все земли, входящие в состав государства, объединить на религиозной основе. Число богов, не поддающихся учету, было ограничено до шести. В молельнях оставалось не более пяти идолов ( см. иллюстрацию на стр. 38): Перун – бог грозы и молнии, глава пантеона, покровитель княжеской власти, дружины, жречества, военной силы; Стрибог ( он же Сварог) – бог неба; Даждьбог – бог света, сын Сварога; Макошь – мать Сварога, богиня плодородия и достатка; Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов, жизненного потенциала, начинаний княжеской власти. Все другие боги, духи, демоны запрещались. Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, люди разных племен продолжали поклоняться своим богам.
Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая бы объединила всех жителей. Свой выбор Владимир остановил на православной религии, получившей развитие в Византии. Учащимся предлагается подумать и сформулировать причины принятия христианства.
Проверить свои рассуждения они могут, обратившись к тексту учебника на с. 39.
Учитель дополняет ответы учащихся. Широкую основу для перехода на активный, развивающийся тип жизнедеятельности, для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства, которое стало важным и во многом переломным рубежом в истории Древней Руси. Христианство проникло в восточно – европейские земли задолго до крещения. Церковная традиция относит начало христианизации к 1веку н.э.. В летописях упоминается легенда о хождении апостола Андрея Первозванного на Русь. Христианизация славян в заметных масштабах началась с 8 века. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга. Официальной датой христианизации Руси принято считать 988 год.
3.Учитель знакомит учащихся с событиями 988 года и обстоятельствами женитьбы Владимира на Анне, сестре византийского императора.
Вопрос учащимся: Какую роль в принятии христианства сыграла женитьба Владимира на Анне?
Учащихся можно познакомить с документом.
Документ « Повесть временных лет». Начало 12 век.
В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе…Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: « Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его…И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: « Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: « Если сбудется это, крещусь!» И тотчас же повелел копать наперез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу» и услышав это опечалились цари, и послали ему весть такую: « Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именеи Анну…
Вопросы к документу
Как вы думаете, послужило ли взятие Корсуни решающим событием в выборе религии Владимиром? Обоснуйте свое мнение. 2. Как Владимир Объясняет свое желание стать христианином? 3. Как вы думаете, какие выгоды для Руси давало то обстоятельство, что теперь Владимир был одной веры с византийскими царями и женат на их сестре?
По возвращении из похода в Киев Владимир крестил своих сыновей и киевлян ( см. иллюстрацию на с. 40). Однако крещение других областей
государства затянулось на несколько десятков лет. Сопротивление новой
вере оказали новгородцы. Для крещения новгородцев было отправлено войско киевского князя во главе с Добрыней. Ему удалось крестить часть населения. Как писала летопись, « Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
С принятием христианства на Руси сложилась церковная организация. Ее возглавлял митрополит, присылавшийся из Константинополя. Церковные управление на местах, в важных политических и административных центрах (городах) осуществлялось епископами, подчинявшимися митрополиту. Уже в конце правления Владимира и в первые десятилетия княжения Ярослава действовали епархии в Белгороде ,Новгороде, Полоцке, Чернигове, Турове и других городах. К середине 13 в. на Руси было уже 16 епархий – по числу крупных русских княжеств. Материальное обеспечение церкви осуществлялось путем отчислений от собираемой дани и других поступлений в княжескую казну. Особой формой материальной поддержки стала десятина – отчисление церкви десятой доли доходов князя: от налогов, суда, торговых пошлин. Так была построена Десятинная церковь в Киеве (не сохранившая до наших дней). Внимание учащихся обращается на иллюстрацию на с. 59 учебника.
Управление Православной церковью.
Константинопольский
Патриарх
Митрополит
Епископы
Белое духовенство, Черное
служившее духовенство, жившее
в городских и сельских в монастырях
церквях
Определяя значение принятия христианства, учитель организует беседу, в ходе
которой учащиеся отмечают, что новая религия изменила весь строй жизни славян: от личных отношений до общественных установлений.
Дополнительная информация
Христианство принесло смягчение нравов, общую гуманизацию жизни, зарождение традиций милосердия. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русами и славянами, а также между разными племенами славян. В то же время этот процесс не мог быть простым и легким: не желавшие креститься уходили в леса и занимались разбоем.
Стало складываться каноническое право, то есть формировался круг вопросов, подлежавших суду церкви. В частности, к числу церковных преступлений были отнесены: ответственность родителей за незамужество дочери, так как дочери не получали наследства и после смерти родителей были обречены остаться без средств к существованию; самоубийство в результате насильственного брака или запрещения родителей на брак. Также суду церкви подлежали так называемые церковные люди ( игумены, монахи, и т. д.).
Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир и помогло установить прочные политические, торговые, культурные связи со многими христианскими странами. Церковь способствовала появлению на Руси культовой архитектуры и иконописи. Сразу после принятия христианства при монастырях появились первые школы, в которых обучались дети из разных слоев населения.
При этом следует иметь в виду, что христианство так и не смогло вытеснить язычество. В народной среде образы христианской религии связывались с повседневной трудовой жизнью , с реальными потребностями людей. Древние славянские боги – покровители различных областей человеческой деятельности, управители природы, боги – целители – продолжали свое существование под именами святых православного пантеона. Так, образ Ильи Пророка слился с образом Перуна – громовержца, святые Модест, Власий и Георгий стали покровителями скота. В основе богородничного культа лежало почитание древней богини плодородия, её образ Параскевы Пятницы, олицетворял землю, земное плодородие, плодородящее начало в целом. Христианские праздники приурочивались к праздникам языческого аграрного календаря и были связаны с определенными этапами сельскохозяйственных работ.
Учащимся предлагается на основе объяснения учителя, текста учебника( с. 41) определить значение принятия христианства и заполнить таблицу.
Для экономического развития страны
Для политического развития
Для культурного развития
Для обороны страны
Для международного положения государства
По окончании работы учитель организует проверку и задает учащимся вопросы: 1. Как вы думаете, изменило ли принятие христианства международное положение Древнерусского государства? 2. Как, на ваш взгляд, единая на всей территории государства вера влияла на укрепление обороны страны? 3. Как византийский государственный порядок повлиял на развитие княжеской власти на Руси?
Далее учитель может предложить следующее задание: Прокомментируйте высказывание Н.М.Карамзина о правлении Владимира: « Главное право его на вечную память и благодарность потомков состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные».
В конце урока учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, выдав им фигуры трех цветов: красного (5), синего (4) и зеленого (3). Затем учитель просит по очереди поднять фигуры, при этом оценивая и свою деятельность на уроке.
Учитель выставляет оценки учащимся, согласно их оценке и выдает домашнее задание.
Домашнее задание: параграф 5, с. 42 – 43. Опережающее задание: подготовить сообщение о Илларионе.
Список методической литературы
Кириллов В.В. « Отечественная история в схемах и таблицах». Москва.
«Эксмо». 2008 г.
Серов Б.Н,, Соловьев К.А. « Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс». Москва. « ВАКО» 2006 г
Серов Б.Н., Саркуша Л.М. « Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс». Москва « ВАКО» 2005 г.
Симонова Е.В. « Поурочные разработки по истории России. 6 класс». Москва. « Экзамен». 2011 г.
Тайкова Е.В., Степанова Л.А., Мельников А.А., Касаткина Я.Ю., Сахно О.Н. «История. Инновационные формы уроков. Интеллектуальные командные игры. Литературно – исторические вечера. 5 – 11 классы». Волгоград. « Учитель». 2010 г.