kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории на тему:"Принятие христианства на Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личность князя Владимира, основные направления его деятельности, принятие христианства на Руси, значение принятия христианства на Руси.

Среди основных направлений деятельности князя можно назвать:

оборона страны (переход от завоевательных набегов к укреплению границ, создание системы оборонительных сооружений на южных рубежах страны, переселение жителей с севера в города-крепости для несения сторожевой службы, остановлен натиск печенегов)

принятие христианства (монотеистическая религия необходима для объединения племен и укрепления княжеской власти, стремление укрепить международный авторитет Руси, необходимость оправдания социального расслоени и имущественного неравенства, необходимость развития экономических и культурных связей с Западной Европой)

двоеверие, политеизм

элементы христианства: строительство соборов, церковь получала десятину, празднование христианских праздников, посещение церквей, поклонение иконам.

элементы язычества: сохраняются поверья, поклоняются домовым, лешим, празднование языческих праздников

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории на тему:"Принятие христианства на Руси" »

Конспект урока истории по теме: «Владимир Святославич. Принятие христианства и его значение».

Учитель истории и обществознания Рогушина Ирина Федоровна, МБОУ СОШ №34 г. Архангельска

1) Класс: 6, возраст: 12 лет.

2) Форма проведения: урок – путешествие в прошлое.

3) Цели урока:

- определить значение принятия христианства для Руси;

- показать роль князя Владимира в этом процессе.

4) Задачи урока:

- образовательные: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси;

- воспитательные: показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси, углубить накопленные знания по духовной культуре Древней Руси;

- развивающие: формирование рефлексивных (умение осмысливать задачу, умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?), исследовательских (умение генерировать идеи, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативных умений (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, умение отстаивать свою точку зрения).

5) Предварительная подготовка: повторить вопросы, касающиеся языческих верований восточных славян (параграф 1 учебника), подготовка сообщения о Владимире Красное солнышко одним учеником, перед уроком на каждый стол положить документ из Повести временных лет «О выборе веры».

6) План урока:

1. Организационный момент (1 минута).

2. Актуализация темы урока. Постановка целей и задач учащимися (4 минуты).

3. Изучение нового материала: 30 минут

- личность князя Владимира;

- основные направления его деятельности;

- принятие христианства на Руси;

- значение принятия христианства на Руси.

4. Закрепление (7 минут)

5. Подведение итогов, информация о домашнем задании (3 минуты).

7) Ход урока:

1. Организационный момент:

Отечество мое! Россия!

В тебе дух старины живет.

И ни одна еще стихия

Не победила твой народ.


Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь – твое начало,

И князь Владимир в ней!

- Подарите мне улыбки и давайте начнем урок с хорошим настроением!

2. Актуализация темы урока. Постановка целей урока.

Учитель: «Сегодня, ребята, мы переходим к изучению новой темы: «Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси». Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. А сейчас обратите внимание, пожалуйста, на доску. Я предлагаю вам разделить картинки, которые вы видите, на 2 группы: то, что вам уже знакомо и то, с чем вам еще предстоит познакомиться (работают с картинками – картинки по язычеству и христианству)». В итоге приходят к осознанию целей урока.

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карточки с заданиями, чтобы в конце урока закрепить полученные знания:

Первая группа – задание №1 (Когда на Руси была осуществлена христианизация и кем она была проведена в жизнь?).

Вторая группа – задание №2 (Какие причины привели к принятию христианства Киевским государством?).

Третья группа – задание №3 (В чем значение принятия христианства для развития Древнерусского государства?).

3. Изучение нового материала.

План изучения нового материала:

А) Личность князя Владимира;

Б) Основные направления его деятельности;

В) Принятие христианства на Руси;

Г) Значение принятия христианства на Руси.


Личность князя Владимира

Учитель: «Сейчас мы с вами заслушаем сообщение о личности Владимира Красное солнышко, а в конце вам необходимо будет ответить на вопрос: какие черты характера позволили Владимиру добиться таких больших успехов в управлении государством?»

Учащиеся: заслушивают сообщение и отвечают на вопрос.

Учитель: «Дальше мы разберем, каковы же были основные направления деятельности князя».



Основные направления его деятельности

Работа с картой «Киевская Русь в IX-XII веках».

1. Учитель показывает на карте походы князя Святослава против кочевников. «В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства. И для защиты этих территорий от бесконечных набегов кочевников необходимы были более действенные средства».

2. Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и выводам: раз территорию необходимо было защищать постоянно, то постепенно:

- к обороне страны было привлечено все население, а не только жители приграничных областей;

- оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государства;

- благодаря государственному подходу Владимира к обороне страны натиск кочевников был приостановлен.

Учащиеся должны осознать, что это очень важный шаг на пути становления единого, целостного и крепкого государства.

3. Учащиеся в виде схем записывают основные итоги деятельности князя Владимира по укреплению обороны страны в тетрадь:


Переход от завоевательных набегов к укреплению границ



создание системы оборонительных сооружений на южных рубежах страны




переселение жителей с севера в города-крепости для несения сторожевой службы



остановлен натиск печенегов


ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ:

Ребята вы хорошо потрудились на уроке и, наверное, устали?

Я предлагаю немного отдохнуть (звучит спокойная музыка).

Облокотитесь на спинку стула. Закройте глаза. Расслабьтесь и помечтайте о чем-нибудь хорошем. Сосчитайте до десяти. Откройте глаза.


Принятие христианства на Руси

1. Учитель: «Вторым очень важным шагом на этапе становления единого государства было принятие Русью христианства».

Актуализация прежних знаний (беседа с учащимися о языческих представлениях славян – подвести к пониманию того, что языческая религия уже не отвечала интересам государства):

- Что такое религия?

- Какой была религия восточных славян и первых русских князей?

- Что такое политеизм?

- Как европейцы относились к славянам, не знающим единого бога?

2. Учитель: подводит учащихся к осознанию причин принятия христианства (слайд 11).

3. Учащиеся: записывают причины в тетрадь:

- монотеистическая религия необходима для объединения племен и укрепления княжеской власти;

- стремление укрепить международный авторитет Руси;

- необходимость оправдания социального расслоения и имущественного неравенства;

- необходимость развития экономических и культурных связей с Западной Европой.

4. Учитель: рассказ о выборе веры князем Владимиром, сопровождающийся чтением текста документа из Повести временных лет «О выборе веры».

Вопросы к документу:

- Стояла ли Русь перед каким-либо религиозным выбором?

- Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

- Почему выбор оказался именно таким?

5. Учитель: рассказывает о принятии христианства князем Владимиром и о крещении жителей Руси.

Значение христианства на Руси

1. Учитель: «Последствия принятия христианства огромны. Здесь уместно вспомнить слова Г.В. Вернадского. Принятие христианства для Руси действительно означало более высокую цивилизацию».

2. Учитель вместе с учащимися: выделяет основные итоги принятия христианства на Руси и обращает внимание учеников на долгое сохранение (связь и с современностью) языческих пережитков в жизни людей. На доске можно обозначить схему для наглядности и напомнить ребятам о языческих праздниках, в которых они участвуют и до сих пор.



Религиозная ситуация на Руси после принятия христианства

Элементы христианства

Элементы язычества

Строительство соборов

Сохраняются поверья

Церковь получала десятину

Поклоняются домовым, лешим и т.д.

Празднование христианских праздников

Празднование языческих праздников

Посещение церквей, поклонение иконам







ДВОЕВЕРИЕ



4. Закрепление.

Учитель: работа с карточками, данными в начале урока.

5. Подведение итогов, информация о домашнем задании.

Учитель: «Сегодня мы с вами очень хорошо потрудились. Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 5 и творческое задание - подумайте над вопросом: мог ли князь Владимир выбрать другую веру?».

8) Технические средства:

- компьютер,

- мультимедийный проектор.

9) Методическая литература:

История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс/ авт. – сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами// Вопросы истории, 1984, №6, с. 44-45.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., «Наука», 1981.

10) Раздаточный материал:

- карточки с заданиями для 3 групп;

- отрывок из Повести временных лет «О выборе веры».

























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс/ авт. – сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами// Вопросы истории, 1984, №6, с. 44-45.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., «Наука», 1981.


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока истории на тему:"Принятие христианства на Руси"

Автор: Рогушина Ирина Федоровна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193531

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства