Конспект урока истории на тему:"Принятие христианства на Руси"
Конспект урока истории на тему:"Принятие христианства на Руси"
Личность князя Владимира, основные направления его деятельности, принятие христианства на Руси, значение принятия христианства на Руси.
Среди основных направлений деятельности князя можно назвать:
оборона страны (переход от завоевательных набегов к укреплению границ, создание системы оборонительных сооружений на южных рубежах страны, переселение жителей с севера в города-крепости для несения сторожевой службы, остановлен натиск печенегов)
принятие христианства (монотеистическая религия необходима для объединения племен и укрепления княжеской власти, стремление укрепить международный авторитет Руси, необходимость оправдания социального расслоени и имущественного неравенства, необходимость развития экономических и культурных связей с Западной Европой)
двоеверие, политеизм
элементы христианства: строительство соборов, церковь получала десятину, празднование христианских праздников, посещение церквей, поклонение иконам.
элементы язычества: сохраняются поверья, поклоняются домовым, лешим, празднование языческих праздников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории на тему:"Принятие христианства на Руси" »
Конспект урока истории по теме: «Владимир Святославич. Принятие христианства и его значение».
Учитель истории и обществознания Рогушина Ирина Федоровна, МБОУ СОШ №34 г. Архангельска
1) Класс: 6, возраст: 12 лет.
2) Форма проведения: урок – путешествие в прошлое.
3) Цели урока:
- определить значение принятия христианства для Руси;
- показать роль князя Владимира в этом процессе.
4) Задачи урока:
- образовательные: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси;
- воспитательные: показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси, углубить накопленные знания по духовной культуре Древней Руси;
- развивающие: формирование рефлексивных (умение осмысливать задачу, умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?), исследовательских (умение генерировать идеи, умение выдвигать гипотезы, умение устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативных умений (умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, умение отстаивать свою точку зрения).
5) Предварительная подготовка: повторить вопросы, касающиеся языческих верований восточных славян (параграф 1 учебника), подготовка сообщения о Владимире Красное солнышко одним учеником, перед уроком на каждый стол положить документ из Повести временных лет «О выборе веры».
6) План урока:
1. Организационный момент (1 минута).
2. Актуализация темы урока. Постановка целей и задач учащимися (4 минуты).
3. Изучение нового материала: 30 минут
- личность князя Владимира;
- основные направления его деятельности;
- принятие христианства на Руси;
- значение принятия христианства на Руси.
4. Закрепление (7 минут)
5. Подведение итогов, информация о домашнем задании (3 минуты).
7) Ход урока:
1.Организационный момент:
Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И ни одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало,
И князь Владимир в ней!
- Подарите мне улыбки и давайте начнем урок с хорошим настроением!
2.Актуализация темы урока.Постановка целей урока.
Учитель: «Сегодня, ребята, мы переходим к изучению новой темы: «Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси». Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. А сейчас обратите внимание, пожалуйста, на доску. Я предлагаю вам разделить картинки, которые вы видите, на 2 группы: то, что вам уже знакомо и то, с чем вам еще предстоит познакомиться (работают с картинками – картинки по язычеству и христианству)». В итоге приходят к осознанию целей урока.
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает карточки с заданиями, чтобы в конце урока закрепить полученные знания:
Первая группа – задание №1 (Когда на Руси была осуществлена христианизация и кем она была проведена в жизнь?).
Вторая группа – задание №2 (Какие причины привели к принятию христианства Киевским государством?).
Третья группа – задание №3 (В чем значение принятия христианства для развития Древнерусского государства?).
3. Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
А) Личность князя Владимира;
Б) Основные направления его деятельности;
В) Принятие христианства на Руси;
Г) Значение принятия христианства на Руси.
Личность князя Владимира
Учитель: «Сейчас мы с вами заслушаем сообщение о личности Владимира Красное солнышко, а в конце вам необходимо будет ответить на вопрос: какие черты характера позволили Владимиру добиться таких больших успехов в управлении государством?»
Учащиеся: заслушивают сообщение и отвечают на вопрос.
Учитель: «Дальше мы разберем, каковы же были основные направления деятельности князя».
Основные направления его деятельности
Работа с картой «Киевская Русь в IX-XII веках».
1. Учительпоказывает на карте походы князя Святослава против кочевников. «В результате этих походов сложилась огромная территория Киевского государства. И для защиты этих территорий от бесконечных набегов кочевников необходимы были более действенные средства».
2. Учитель подводит учащихся к следующим рассуждениям и выводам: раз территорию необходимо было защищать постоянно, то постепенно:
- к обороне страны было привлечено все население, а не только жители приграничных областей;
- оборона становится общенародным делом, а это усиливает обороноспособность государства;
- благодаря государственному подходу Владимира к обороне страны натиск кочевников был приостановлен.
Учащиеся должны осознать, что это очень важный шаг на пути становления единого, целостного и крепкого государства.
3. Учащиеся в виде схем записывают основные итоги деятельности князя Владимира по укреплению обороны страны в тетрадь:
Переход от завоевательных набегов к укреплению границ
создание системы оборонительных сооружений на южных рубежах страны
переселение жителей с севера в города-крепости для несения сторожевой службы
остановлен натиск печенегов
ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ:
Ребята вы хорошо потрудились на уроке и, наверное, устали?
Я предлагаю немного отдохнуть (звучит спокойная музыка).
Облокотитесь на спинку стула. Закройте глаза. Расслабьтесь и помечтайте о чем-нибудь хорошем. Сосчитайте до десяти. Откройте глаза.
Принятие христианства на Руси
1. Учитель: «Вторым очень важным шагом на этапе становления единого государства было принятие Русью христианства».
Актуализация прежних знаний (беседа с учащимися о языческих представлениях славян – подвести к пониманию того, что языческая религия уже не отвечала интересам государства):
- Что такое религия?
- Какой была религия восточных славян и первых русских князей?
- Что такое политеизм?
- Как европейцы относились к славянам, не знающим единого бога?
2. Учитель: подводит учащихся к осознанию причин принятия христианства (слайд 11).
3. Учащиеся:записывают причины в тетрадь:
- монотеистическая религия необходима для объединения племен и укрепления княжеской власти;
- стремление укрепить международный авторитет Руси;
- необходимость оправдания социального расслоения и имущественного неравенства;
- необходимость развития экономических и культурных связей с Западной Европой.
4. Учитель: рассказ о выборе веры князем Владимиром, сопровождающийся чтением текста документа из Повести временных лет «О выборе веры».
Вопросы к документу:
- Стояла ли Русь перед каким-либо религиозным выбором?
- Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?
- Почему выбор оказался именно таким?
5. Учитель:рассказывает о принятии христианства князем Владимиром и о крещении жителей Руси.
Значение христианства на Руси
1. Учитель: «Последствия принятия христианства огромны. Здесь уместно вспомнить слова Г.В. Вернадского. Принятие христианства для Руси действительно означало более высокую цивилизацию».
2. Учитель вместе с учащимися: выделяет основные итоги принятия христианства на Руси и обращает внимание учеников на долгое сохранение (связь и с современностью) языческих пережитков в жизни людей. На доске можно обозначить схему для наглядности и напомнить ребятам о языческих праздниках, в которых они участвуют и до сих пор.
Религиозная ситуация на Руси после принятия христианства
Элементы христианства
Элементы язычества
Строительство соборов
Сохраняются поверья
Церковь получала десятину
Поклоняются домовым, лешим и т.д.
Празднование христианских праздников
Празднование языческих праздников
Посещение церквей, поклонение иконам
ДВОЕВЕРИЕ
4. Закрепление.
Учитель: работа с карточками, данными в начале урока.
5. Подведение итогов, информация о домашнем задании.
Учитель: «Сегодня мы с вами очень хорошо потрудились. Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 5 и творческое задание - подумайте над вопросом: мог ли князь Владимир выбрать другую веру?».
8) Технические средства:
- компьютер,
- мультимедийный проектор.
9) Методическая литература:
История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс/ авт. – сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами// Вопросы истории, 1984, №6, с. 44-45.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., «Наука», 1981.
10) Раздаточный материал:
- карточки с заданиями для 3 групп;
- отрывок из Повести временных лет «О выборе веры».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс/ авт. – сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Рапов О.М. О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами// Вопросы истории, 1984, №6, с. 44-45.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., «Наука», 1981.