Просмотр содержимого документа
«урок по истории Казахстана в 11 кл на тему " Казахскому ханству 550 лет"»
Класс: 11«Б» класс
Тема: Казахскому ханству 550 лет.
Цельурока: 1). Сформировать у учащихся знания о периоде становления страны как суверенного государства, раскрыть условия его образования. Показать его значение для решения исторической судьбы казахского народа.2). Развивать память, мышление, воображение, умение анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, интеллект учащихся. Развивать критического мышление учащихся с помощью чтения и письма
3). Воспитывать у учащихся интерес к прошлому страны, патриотизм, национальное самосознание. Показать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, завоеваний, а на основе местных исторических, экономических и этнических предпосылок.
Ожидаемыерезультаты: будут уметь работать с текстом, составлять кластер,постер
Критерииоценивания: самооценивание,
Приемы,методы: групповая работа, мозговой штурм
Ход урока.
I. Организационный момент
1. Приветствие
2. Оглашение темы и целей урока.
Учитель: нашурок посвящен 550 летию со дня образования Казахского ханства. Сегодня на уроке мы рассмотрим историю формирования Казахского ханства, а так же поговорим об исторических личностях, которые внесли существенный вклад в развитие государства.
Урок мы проведем в форме историко-литературно-математического турнира
- Вопрос : Когда мы смотрим на цифру 2 и говорим десять? ( на 10минут в часах)
-сегодня ребята я попрошу вас уважать свое время и время других. Работая в паре или группе уважать друг друга и научиться оценивать свою работу и своих одноклассников.
Критерии оценивания:
*знание пройденного исторического материала
*знание хронологии исторических дат
*знание исторической терминов
* умение работать в паре, обрабатывать историческую информацию
* умение оформлять содержательно и эстетично свою работу
* умение критически мыслить через чтение и письмо
II. Основная часть.1).Мотивация познавательной деятельности
Учитель: Казахское ханство – это казахское государство на территории современного Казахстана и сопредельными с ним государств образовавшееся в процессе распада Золотой орды в 1465 г. Назовите причины образования Казахского ханства. Какие были цели у хана Могулистана в отношении приема султанов Керея и Жанибека с народом в количестве 200 тыс казахов.
( записать на ватмане причины образования)
Презентация « Образование Казахского ханства» и фильм « Образование Казахского ханства»
Вопросы по повторению:
В каком историческом труде описывается история образования Казахского ханства?
Мухаммед Хайдар Дулати обладал энциклопедическими знаниями. Он был в курсе всех политических событий, знал политических деятелей. Мухаммед Хайдар Дулати был хорошим знатоком истории Казахстана и Средней Азии, Могулистана, особенно феодальной части племени дулат. В 1541–1546 годы в Кашмире он написал «Тарих-и Рашиди» («Историю Рашида»).
Данную работу Мухаммед Хайдар Дулати написал на персидском языке, опираясь на передававшиеся от поколения к поколению рассказы о прошлом дулатов, легенды могулов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могулских ханов, свидетельства очевидцев и свои наблюдения. Автор также пользовался историческими произведениями таких известных ученых прошлого, как Жувейни, Жамал Караши, Рашид ад-Дин, Шараф ад-Дин Али Йазди, Абд ар-Разака Самаркани и других. Все это позволяет характеризовать данное произведение как исторический справочник, основанный на ясных архивных данных. Мухаммед Хайдар Дулати оставил очень ценные сведения, касающиеся средневековой истории казахов.
«Тарих-и Рашиди» содержит много сведений о формировании Казахского ханства, о дальнейших событиях в Жетысу и Восточном Дешт-и-Кыпчаке, падении Могулистана, феодальных войнах, установлении дружеских союзов между казахами, кыргызами и узбеками в борьбе против внешнего врага. В работе также имеется много ценных данных о социально-экономическом положении Южного и Восточного Казахстана в XV-XVI веках, об исторической географии средневекового казахстанского Жетысу, городской и земледельческой культуре казахов.
«Тарих-и» состоит из двух тетрадей. В первой подробно описывается история правителей Моголистана — ханов из династии Чагатая. Вторая тетрадь составлена в виде воспоминаний, в ней идет речь об исторических событиях вплоть до завоевания мирзой Мухаммедом Хайдаром (дедом Дулата) Кашгарии. Повествуется также о борьбе Султана Саид-хана за власть в Моголистане, о завоевании земель племени дулат и создании в 1541 году Моголистана, о стремлении династии Чагатая вернуть прежние владения Моголистана — Жетысу и Тянь-Шань, о взаимоотношениях могольских ханов с династией Чагатая и казахскими ханами. «Тарих-и Рашиди» также охватывает исторические события, происходившие в XV-XVI веках в Средней Азии, Восточном Туркестане, Афганистане, Индии. Сегодня переведенные на персидский и турецкий языки варианты «Тарих-и Рашиди» хранятся в Санкт-Петербурге, Ташкенте, Душанбе
Учитель: Для дальнейшей работы разделимся на пары. На листах бумагах записаны « Какой Я ?» Вы вытаскиваете по 1 листочку, объединяетесь в пары . Таким образом образуются пары.Смотрим на слайд
МЫ –ответственные и трудолюбивые
МЫ – патриоты ,лидеры!
МЫ –разносторонне развитые и удачливые
МЫ –конкурентноспособные и успешные
Перед тем как начать поединок , ребята, давайтем вспомним какие были крупные поединки казахов с джунгарами..( 1643,1718,1726,1729).Назовите имена батыров …
1 поединок пар «Жекпежек»
Решение математического примера
Дата образования Казахского ханства )1465 г )+дату начало правления Касым хана : разделить на количество областей в Оренбурском генерал –губернаторстве (2) –дату распада Золотой Орды (1395) умножить на количество сыновей у Чингисхана (4) умножить на сколько длилось восстание Исатая Тайманова(2) к нему прибавить дату вторжени монгол на территорию Казахстана и Среднй Азии(1219) к нему прибавить возраст когда наступает совершеннолетие (18)
1465+1511: 2976
2976/2 ответ 1488
1488-1395 ответ 93
93 *4 ответ 372
372*2 ответ 754
754 +1219 ответ 1973
1973 +18 ответ 1991
ответ : 1991 год
О чем говорит вам эта дата ?
Независимость РК
Первые выборы президента РК
Переименование КазССР в РК, Создание СНГ и т.д
2 поединок :
Задание в паре : на листах постройте хронологическую цепь последовательности правления казахских ханов
-Давайте проверим .Смотрим на слайд с правильными ответами
Ребята ,ежегодно в Казахстане проводится акция «Одна страна-одна книга» .В 2015 году казахстанцы должны прочитать трилогию И.Есенберлина « Кочевники»
До Есенберлина в казахской литературе практически не было книг по истории народа. Сам писатель вспоминал: «Задумал трилогию „Кочевники“ я еще в 1945 году. В 1960 году приступил к работе над тремя романами. Причина такой затяжной подготовки проста: исторический материал требует усидчивости и предельной пунктуальности автора».
Роман «Кочевники», впервые вышедший как трилогия в 1976 году, впоследствии был издан только на русском языке 12 раз общим тиражом 1,5 млн экземпляров, всего — на 30 языках мира 50 раз общим тиражом около 3 млн экземпляров . Обложку к переизданному в 2004 году роману создал известный казахский художник Есенгали Садырбаев.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал о романе следующее: «Центральное место в творчестве Ильяса Есенберлина занимает знаменитая трилогия „Кочевники“, которую отличают эпический размах, динамизм действия, живые и неповторимые образы выдающихся деятелей казахской истории, точный и выразительный язык».
Позже он написал предисловие к английскому изданию книги — «The Nomads» (1998).
По мотивам эпопеи (третьего романа «Отчаяние») в 2005 году был выпущен исторический фильм «Кочевник».
Третий поединок
Задания в паре: Сейчас каждая пара получит текст из произведения Ильяса Есенберлина «Кочевники» .
Прочитайте текст с пометами на вопросы
-О каких исторических личностях идет речь?
-Какое историческое событие описано в тексте
-Что вас заинтересовало и привлекло ваше внимание?
Оформите свою работу на плакате
3). Защита работ
После того как учащиеся закончат работу каждая группа защищает свою работу у доски. На защиту постера каждой группе предоставляется 5 минут.
Задание: Прочитайте текст из трилогии.Назовите основные задачи молодого Казахского ханства .
Практическая работа : покажите на карте границу Казахского ханства , города Сыгнак,Туркестан, Сайрам,Отрар ,Сузак
III. Закрепление.
Учитель: а теперь мы проверим как вы усвоили тему урока, для этого я проведу викторину. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Письменное задание
1. В каком году образовалось Казахское ханство ? ….
2. В каком веке произошла перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем в Могулистан? ……
3. Кто является основателями Казахского ханства?
4. Какое государство угрожало В XVII веке Казахскому ханству? …….
5. Каому хану удалось нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в конце XVII- начале XVIII вв …..
6. Как назывался свод законов при правлении хана Тауке ………….
7. Что составляло основную угрозу для казахских аулов при кочевом скотоводстве? ………
8 Какой город был главным религиозным центром Казахстана в XVII веке? …………
9. Потомками какого хана были Джанибек и Керей? …………….
10 Как назывались народные собрания в Казахском ханстве? …….
IV. Рефлексия.
Видио (12-43) « Мы будущее Казахстана»
Учитель: попрошу вас заполнить карточки обратной связи
ФИО ученика(цы)
Сегодня урок был…
Я сегодня на уроке уже знал
Узнал (а)
Меня заинтересовали на уроке вопросы о..
Моя оценка за урок( согласно критериям)
V. Домашнее задание.
Составить 7 тонких и 3 толстых вопроса по данной теме
Оглашение оценок.
1. В каком году образовалось Казахское ханство ? ….
2. В каком веке произошла перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем в Могулистан? ……
3. Кто является основателями Казахского ханства?
4. Какое государство угрожало В XVII веке Казахскому ханству? …….
5. Каому хану удалось нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в конце XVII- начале XVIII вв …..
6. Как назывался свод законов при правлении хана Тауке ………….
7. Что составляло основную угрозу для казахских аулов при кочевом скотоводстве? ………
8 Какой город был главным религиозным центром Казахстана в XVII веке? …………
9. Потомками какого хана были Джанибек и Керей? …………….
10 Как назывались народные собрания в Казахском ханстве? …….
1. В каком году образовалось Казахское ханство ? ….
2. В каком веке произошла перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем в Могулистан? ……
3. Кто является основателями Казахского ханства?
4. Какое государство угрожало В XVII веке Казахскому ханству? …….
5. Каому хану удалось нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в конце XVII- начале XVIII вв …..
6. Как назывался свод законов при правлении хана Тауке ………….
7. Что составляло основную угрозу для казахских аулов при кочевом скотоводстве? ………
8 Какой город был главным религиозным центром Казахстана в XVII веке? …………
9. Потомками какого хана были Джанибек и Керей? …………….
10 Как назывались народные собрания в Казахском ханстве? …….
1. В каком году образовалось Казахское ханство ? ….
2. В каком веке произошла перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем в Могулистан? ……
3. Кто является основателями Казахского ханства?
4. Какое государство угрожало В XVII веке Казахскому ханству? …….
5. Каому хану удалось нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в конце XVII- начале XVIII вв …..
6. Как назывался свод законов при правлении хана Тауке ………….
7. Что составляло основную угрозу для казахских аулов при кочевом скотоводстве? ………
8 Какой город был главным религиозным центром Казахстана в XVII веке? …………
9. Потомками какого хана были Джанибек и Керей? …………….
10 Как назывались народные собрания в Казахском ханстве? …….
1. В каком году образовалось Казахское ханство ? ….
2. В каком веке произошла перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем в Могулистан? ……
3. Кто является основателями Казахского ханства?
4. Какое государство угрожало В XVII веке Казахскому ханству? …….
5. Каому хану удалось нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в конце XVII- начале XVIII вв …..
6. Как назывался свод законов при правлении хана Тауке ………….
7. Что составляло основную угрозу для казахских аулов при кочевом скотоводстве? ………
8 Какой город был главным религиозным центром Казахстана в XVII веке? …………
9. Потомками какого хана были Джанибек и Керей? …………….
10 Как назывались народные собрания в Казахском ханстве? …….
Карточка обратной связи
ФИО ученика(цы)
Сегодня урок был…
Я сегодня на уроке уже знал
Узнал (а)
На уроке
Меня заинтересовали на уроке вопросы о..
Моя оценка за урок( согласно критериям)
Я - ответственный
Я - трудолюбивый
Я- патриот
Я- лидер
Я –разносторонне развитый
Я - удачливый
Я –конкурентноспособный
Я - успешный
История Казахстана, 7 класс
Тема урока: Казахское ханство в период правления хана Тауке
Цель урока: Развитие критического мышления учащихся с помощью чтения и письма.
Задачи урока: образовательная – ознакомить с политической ситуацией накануне и в период образования Казахского ханства, законами хана Тауке «Жети-Жаргы», о роли казахских биев в жизни общества;
Развивающая – развивать умения и навыки работать индивидуально, в парах и в группах.
Воспитательная – воспитывать патриотические чувства у учащихся и ответственность за свою страну.
Тип урока: комбинированный.
Технология урока: технология развития критического мышления.
Оборудование урока: кластер, белые листы, текст учебника, портреты хана Тауке и биев трех жузов Толе би, Казбек би и Айтеке би,разделы свода законов «Жети-Жаргы» из хрестоматии,Карта Казахского ханства .
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
II. Побуждение. Настрой учащихся на работу.
Стратегия «Мозговой штурм» для активизации имеющихся знаний..
Учащимся задаются вопросы.
1.причина образования двух ханств на территории Казахстана во второй половине 16 века?
2. Чем закончились бухарско-казахские отношения?
3. Причина раздоров и войн между ханом турсуном и Есимом?
4. Результаты метяжа хана Турсына?
5. В чем отличие законов хана Есима от законов хана Касыма?
6. Как вы понимаете слово «единство», «мудрая политика»?
7. Кто был способен на проведение мудрой политики и единения Казахского ханства?
Таким образов подвожу учеников к теме урока
III. Реализация.
Применение стратегии ЖИГСО.
Ученики рассаживаются по группам. Каждая группа получает тему из текста учебника. 1 группа. Почему в народе хана Жангира прозвали «Непобедимый»
( учебник и книга Н.Мынжанов «Краткая история казахов»)
2 группа. Почему хан Тауке делает ставку при укреплении государственной власти не на султанов, а на биев? текста учебника (с.179, абз.1)
3 группа. определите основные направления внешней политики хана Тауке. текста учебника (с.180, абз.1)
Каждый учащийся индивидуально читает свою часть текста и выделяет ключевые фразы.
В парах обсуждают и в группах формируют суть своей части и изображают информацию на листе.
Выбирают в группах спикера, который будет рассказывать текст от группы. Учащиеся из других групп могут задать спикеру вопросы по теме выступления.
Затем спикеры других групп выступают у доски со своей частью текста.
Из ЦОР урок №347 «Законы Тауке хана» прослушать Текстовый материал « Законы хана Тауке»
Задание группам- 1 группа- 5 тестовых вопросов,
2группа- синквейн, 3 группа- доказательства того что, свод законов «Жеты-Жаргы», отражая свою эпоху, отражал интересы правящего класса, сыграл значительную роль в становлении казахского единства, эти правовые нормы действовали в казахском обществе до принятия « Российских Временных положений», введённых в 1867-1868 гг.
IV. Рефлексия.
Стратегия – «Т» таблица.
Основная фраза
Доказательство
Жангир хан «Непобедимый »
В Орбулакском сражении всего с 600 своими воинами сумел дать отпор 50-тысячной армии и уничтожил в ходе битвы 10 тыс. человек
Хан Тауке укрепил единство внутри Казахского ханства
«Совет биев» играл важную роль в решении вопросов внутренней и внешней политики
«Жети-Жаргы» регулировал правопорядок и деятельность государственной власти
Заполняется таблица.
V. Итог урока.
Запись домашнего задания. Написать эссе на выбор по следующим темам «Роль биев в казахском обществе», «Почему народ Тауке хана называл Аз-Тауке». В эссе раскрыть
1. С какой целью Тауке хан создал «Совет биев»
2.Твое отношение к роли биев и Тауке хана в социально-политической жизни ханства.
Самооценивание учащимися с помощью оценочного листа.( критерии)
История образования казахского народа и Казахского ханства
Цель урока: изложить учащимся историю формирования казахского
народа. Воспитывать чувство уважения к своему народу, окружающим людям. Продолжить работу по развитию умений учащихся описывать исторические события по статьям учебника и дополнительным материалам.
Используемые наглядные пособия: карта, таблицы в учебнике.
Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу.
План изучения нового материала:
1. Формирование казахского народа.
2. Происхождение слова «казах».
3. Казахские жузы.
Тема «Формирование казахского народа» трудна для восприятия учащихся данного возраста из-за ряда сложных проблем, поднимаемых в ней, поэтому во время объяснения нового материала учитель проводит комментированное чтение важных положений статьи учебника.
История формирования казахского народа очень сложна и начинается в древние времена. Для формирования народа требуются сотни, а то и тысячи лет.
- Скажите когда первые люди появились на территории Казахстана?
- Какие первые племена появились на территории Казахстана?
Саки.
Правильно, тогда на территории Казахстан проживали сакские племена. Уклад жизни тех древних племен схожи с бытом, обычаями казахов, живших в более поздние племена.
Через многие столетия саки, гунны, усуни, канглы начинают сближаться с родственными кочевыми племенами тюрков, тюргешей, кипчаков, найманов, аргынов, дулатов и др.
- Что такое народ?
Народ – население государства, жители страны.
На формирование казахского народа оказали свое влияние монгольские племена. Родственные отношения, установленные тюркскими родами и племенами с монголами, повлияли на их внешний облик. Между племенами и родами укрепляются хозяйственные связи, родственные отношения. У племен, населявших территорию Казахстана, складывалась общность языка, схожесть во внешности, обычаях, обрядах, традициях, хо-зяйственной деятельности. Племена, в XIV – XV вв. населявшие Казахстан, говорили на тюркском языке. Тесные взаимоотношения, установленные между ними, привели к стиранию их различий. Так сформировался казахский народ.
2. Происхождение слова «казах».
Ученые выдвигают разные предположения о происхождении слова «казах». В древнетюркском языке это слово имело значение «свободные люди». Султаны Жанибек и Керей также оказали влияние на формирование казахского народа, они заложили основы казахской государственности, создали Казахское ханство. При их правлении весь подвластный им народ стал называться «казахи». Так сформировался казахский народ, населявший территорию Казахстана, объединенный внешним сходством, общим языком, культурой.
-Какие племена входили в состав Казахского ханства?
Найдите по книге и запишите в алфавитном порядке.
В состав казахского народа вошли аргыны, найманы, дулаты, кереи, усуни, канглы, кипча-ки, алшыны, коныраты, уаки, жалаиры, табы-ны, адаи и др.
Общим языком общения этих племен являлся казахский язык.
3. Казахские жузы.
С казахским народом тесно взаимосвязано понятие «жуз». Есть разные мнения по поводу его происхождения. На территории, населенной казахским народом, сформи-ровались три жуза.
Жуз – крупное региональное объединение племен.
В старший жуз входят племена жалаир, албан, суан, дулат, сарыуйсун, сиргели, ысты, ошакты, шапырашты, шанышкылы, канглы, населяющие Южный Казахстан, Жетысу (Семиречье).
Средний жуз составляют племена аргын, найман, кипчак, уак, керей, конырат. Эти племена населяли Центральный и Восточный Казахстан, земли до Бетпакдалы.
В состав Младшего жуза входят 12 родов Байулы (адай, алшын, жаппас, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш), Жеты-ру (табын, тама, кердери, кереит, жагалбайлы, телеу, рамадан), 6 родов Алимулы (каракесек, карасакал, торткара, кете, шомекей, шекти). Племена Младшего жуза населяли побережье Каспийского моря, долины рек Жайык (Урал), Иргиз Тобол
Давайте послушаем о версиях происхождении 3 жузов.
Рефлексия. Каждый в тетради составляет вопрос по пройденному материалу и задают в паре друг другу.
Задаем вопрос своим одноклассникам.
Вывод: Т.о. в Историк Мухаммед Хайдар Дулати в книге «Тарих-и-Рашиди» писал об образовании Казахского ханства в 870 году хиджры (1465-1466). Именно к этому времени формируется казахский народ у которого есть свой язык, культура, традиции и территория. Основателями Казахского ханства являлись Керей и Джанибек. Именно при них на все племена говорят казахи. Появляется деления на три жуза.
домашнее задание: §27. Прочитать статьи параграфа по теме «Формирование казахского народа». Подготовиться по вопросам и заданиям к параграфу. Сообщение «Основатели Казахского ханства»