kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 9 классе. «Золотой век русской культуры».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Золотой век русской культуры - целая эпоха в развитии мировой литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 9 классе. «Золотой век русской культуры».»

Тема урока: Золотой век русской культуры

Цель: формирование универсальных учебных действий:

  • регулятивных универсальных учебных действий: способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

  • коммуникативных универсальных учебных действий: формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества

  • познавательных универсальных учебных действий: практическое освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией.

Задачи урока:

Образовательная: выяснить особенности развития русской культуры в период первой половины XIXвека

Развивающая: формирование ключевых образовательных компетенций: социально-мировоззренческая(свое мнение), информационно-коммуникативная, историко-познавательная (систематизация знаний

Воспитательная: создание условий для принятие личностью базовых национальных ценностей, культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; национальных духовных традиций.

Технология проведения: «Критического мышления», с использованием метапредметного и компетентностного подходов.

Ход урока

  1. Стадия вызова

«Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой» (Паустовский)

Какое понятие является ключевым в этой цитате?

Что такое культура???


Вопрос: Кто автор этих строк?


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа…

(Александр Сергеевич Пушкин)

Когда творил Пушкин? (1 половина XIX века), назовите представителей русской литературы этого времени.

Как называется период российской литературы этого периода? (Золотой век русской культуры)

Введение темы урока.

Первая половина XIX века, кто правит Россией в это время.

Охарактеризуйте одним словом внутреннюю политику Александра 1, охарактеризуйте одним словом внутреннюю политику Николая 1.

Почему вы так думаете?

2. Стадия: Осмысление

Постановка проблемы.

Исторический фон: Какую политику проводил Николай I? (Стремился контролировать все сферы жизни общества, боролся с революционными идеями, жесткая цензура.) Но почему мы видим расцвет культуры и почему он называется золотым? Вернемся к этому вопросу в конце.

Сравнение 2х точек зрения на российскую историю:

Философическое письмо П.Я. Чаадаева:

«Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекали без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в этом мире, мы ничего не дали миру; ни чему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили. С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды… В нашей крови есть нечто, что враждебно истинному прогрессу»


Как автор письма воспринимает историю России и оценивает ее? (Крайне негативно оценивает вклад России в мировую цивилизацию) Но этот период называется «Золотым веком русской культуры». Почему? Прежде чем мы ответим на этот вопрос, давайте рассмотрим позицию Пушкина, связанную с анализом исторической реальности первой половины XIX века:

А.С. Пушкин:

«Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

С кем вы согласны? Докажите.

И все-таки почему этот период называется Золотым веком, несмотря на такую разностороннюю и противоречивую характеристику? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо познакомиться с достижениями русской культуры этого времени.


Архитектура

Сравните два архитектурных памятника Парфенон (447-438 гг. до н. э.) и Большой театр в Москве, архитектор О. Бове. (1825 год), какую особенность вы заметили?

(Учащиеся выделяют общие признаки: колоны, цветовая гамма, портик)

Скульптура

сравните скульптуру Дискобол (метатель диска). Мраморная статуя скульптора Мирона. Классическая Греция. 5 век до н. э.

и скульптурную композицию «Укрощение коня» на Аничковом мосту. Санкт-Петербург, скульптор П. К. Клодт. (1833-1840)

(Учащиеся выделяют общие признаки: обнажённые тела, культ тела, напряжение мышц и т.д.)

Обратите внимание у вас в распечатках есть раздел глоссарий, из предложенных понятий выберите то, которое можно отнести к определению особенностей русской архитектуры и скульптуры этого времени.

Введение понятия классицизм

Классицизм - направление в искусстве XVII –XIX веков, одной из характерных черт которого было обращение к образцам античного искусства.

В классицизме первой половины XIX века принято выделять три направления: петербургский, московский и провинциальный.

В чём же заключались особенности каждого из них, мы постараемся выяснить во время работы в группах.

Работа в группах с иллюстрациями

Петербургский: классицизм улиц, площадей, проспектов.

(Когда был основан Петербург?)

Московский: классицизм отдельных зданий.

Провинциальный то же, что и московский

(Приложение №3)

Живопись

Сравните произведения изобразительного искусства XIX века и эпохи Возрождения. Какую особенность вы заметили?

Из предложенных понятий в глоссарии выберите то, которое можно отнести к определению особенностей русской живописи этого времени.


Введение понятия академизм - направление в искусстве, следующие канонам искусства античности и эпохи Возрождения


Что такое жанры живописи? ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

Какие жанры живописи вы знаете? (В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.)

Метапредмет «знак» Составьте схему «Жанры живописи»

Работа с репродукциями картин, задание - определить, в каком жанре созданы эти произведения? I. Брюллов К.П. "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году", Иванов А.А. "Явление Христа народу (Явление Мессии)". 1837-1857 - исторический

II. Кипренский О. А. «Денис Давыдов», Брюллов К.П. «М. И. Глинка» - портрет

III. Федотов П.А. "Разборчивая невеста". 1847, Федотов П.А. "Разборчивая невеста". 1847 – критический реализм

  1. Богданов-Бельский Н. П. «Устный счет в народной школе С. А. Рачинского», Венецианов А.Г. "На пашне. Весна". 1-я пол. 1820-х – бытовой.

Музыка

Выдающимся русским композитором этого времени является Михаил Глинка, автор знаменитой оперы «Жизнь за царя», прослушайте оперу Сусанина в исполнении Шаляпина, какую особенность вы заметили? (Народные мотивы)

3 Стадия : Рефлексия

Итог: Несмотря на жесткую политику российского правительства, первая половина XIX века вошла в историю, как Золотой век , почему? (Культура ознаменовалась расцветом русской культуры.)


Итог, связь с современностью: Как вы думаете надо ли изучать на уроках культуру? Зачем нам это знать?

Домашнее задание: & 28, на выбор составить кроссворд из 12 заданий; подготовить сообщение о творчестве представителей русской культуры этого времени(на выбор).

Составьте план своего ответа , в соответствии с которым Вы будете освещать тему «Золотой век русской культуры» План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок в 9 классе. «Золотой век русской культуры».

Автор: Марина Алексеевна Окунева

Дата: 23.12.2023

Номер свидетельства: 643083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "урок истории в 8 классе "Золотой век русской культуры I пол. XIX в." "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-istorii-v-8-klassie-zolotoi-viek-russkoi-kul-tury-i-pol-xix-v"
    ["file_id"] => string(6) "126439"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415177932"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Учебный проект для 8 класса "Золотой век" культуры первой половине 19 века. "
    ["seo_title"] => string(80) "uchiebnyi-proiekt-dlia-8-klassa-zolotoi-viek-kul-tury-piervoi-polovinie-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "107101"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403167238"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Разработка урока с использованием интерактивной доски "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnoi-doski"
    ["file_id"] => string(6) "120860"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413817929"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) ""Золотой век русской культуры в 1 половине XIV      века" "
    ["seo_title"] => string(53) "zolotoi-viek-russkoi-kul-tury-v-1-polovinie-xiv-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "206356"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430154836"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Золотой век русской культуры"
    ["seo_title"] => string(29) "zolotoi_viek_russkoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "370781"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482056204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства