kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Золотой век русской культуры в 1 половине XIV века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок история +литература.

Конспект урока используется  на уроке Истории России в 8 классе при изучение темы "Русская литература. Архитектура, театр, живопись, музыка"

.Данный урок проводится с элементами  "сингапурской системы".В конце работы  ребята сдают свои заполненные таблицы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Золотой век русской культуры в 1 половине XIV века" »



Тема урока: Золотой век русской культуры.


Цель и задачи урока:

  • показать на конкретных примерах, что первая половина XIX века вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры, для которого были характерны взаимообогащение и тесная взаимосвязь разных областей искусства, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры;

  • воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели; умение работать с дополнительной литературой

  • развивать речь

  • формировать интерес к отечественной культуре ,истории

Оборудование урока:

Основные понятия:.

Эпиграф:

План урока:

I . Введение в тему. «Конэрс»

II. Новая тема:

  1. Особенности развития русской литературы в первой половине 19 в.

  2. Архитектура 1-й половины XIX века

  3. Театр

  4. Живопись.

  5. Музыка.

  6. Наука и образование

III. Заполнение таблицы «Финк –райт- Раунд робин»

IV. Рефлексия «Куиз-Куиз-Трейд»

V. Задание на дом. «Синквейн»

Ход урока

Введение в тему. Здравствуйте ребята , сегодня у нас интегрированный урок истории и литературы. На прошлом уроке мы с вами говорили о культуре ,о ее видах, особенности, заканчивая изучение определенного периода в истории России, мы обращаем с вами внимание на культуру.

На ваш взгляд , «Что такое культура?» (ответ детей) Сла1д №1

Пытаясь дать один общепризнанный ответ, что же такое культура, мы каждый раз сталкиваемся с неоднозначными определениями культуры. Мы с вами знаем, что существует более 200 определений этого понятия. Ведь, что только не включается в понятие культура: одежда и книги, симфония и прокатные станы, железные дороги и театры – все, что создано человеком.

Свой вклад в развитие мировой культуры внесли все народы, в разные исторические периоды. Культура развивалась в пространстве и во времени: на пяти континентах и в течение многих тысячелетий.

(Л.)Сегодня мы с вами познакомимся с уникальной русской культурой 1-й половины XIX века. В это время происходит стремительный взлет в культурном развитии России. Это время называют Золотым веком русской культуры.

Литературу этого периода и его представителей вы уже изучали на других уроках –это искусство, ИЗО, история.. Однако, не только литература смогла ярко проявиться в это время. Стремительно развивается архитектура, литературы , живопись, музыка , театр, наука

И тему урока вы определите сами, посмотрите пожалуйста на углы .И определите тему урока : «Наука , образование, русская литература, архитектура, театр, живопись, музыка.»

Давайте поставим цель урока: слайд 3

Развитие речи. Формирование интереса к отечественной культуре

Воспитание патриотических чувств к родине

Л «Конерс » сейчас класс делится по направлениям (на углы)- вам необходимо объяснить причину, выбора данного угла.

1Русская литература, 2 архитектура, 3 театр 4 живопись 5 музыка. 6 наука

И «Финк –Райт-Раунд Робин » «подумай-запиши –обсуди в команде » Участники №1 берут таблицы, раздают, участник по плечу проверяет , что бы было у всех. Вам дается время каждому участнику заполнить по 1 строке, по окончанию времени , начинается обсуждение проговаривание, с участника №1, потом №2, №3, участнику № 4, нужно внимательно прослушать и в конце подытожить данную работу

Заполнение таблицы «Развитие культуры вРоссии в 1 половине 19 века» с использованием учебника.

1Русская литература,

Направление

Авторы

Произведения

Значение в мировой культуре

Классицизма с элементами симентализма

Пушкин

Гоголь

Лермонтов



1. - Литература первой половины 19 века становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений.- В начале века господствует классицизм с его идеей служения государю и отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства. Природы. Нередко идеализацию патриархального быта. Основоположником и наиболее ярким представителем сентиментализма в русской литературе стал Н.М.Карамзин, показавший в своей повести «Бедная Лиза» что и крестьянки любить умеют. Во втором десятилетии XIX века господствующим становится романтизм с его устремленностью к свободе, жаждой совершенства и обновления, пафосом личной и гражданской независимости. Выдающимся представителем этого направления был поэт В.А.Жуковский. Идеями романтизма пронизаны и ранние произведения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина.- Начиная с 30-х гг. в литературе утверждается реализм. Его задача правдивое отражение объективной действительности. Становление этого направления связано, прежде всего, с именем А.С. Пушкина («Евгений Онегин») и Н.В. Гоголя («Шинель»)- В этот период резко увеличивается количество газет и журналов. В каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». В 1836 году начал издаваться журнал «Современник». «Отечественные записки» назван одним из лучших журналов 40-х годов.

2 Архитектура,



Направление

Особенность

Деятели

Архитектурные памятники

Поздний классицизм

Ампир

Воронихин

Захаров

Орловский


Конец 18 – начало 19 века – это эпоха классицизма в русском зодчестве. Она оставила яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов.

Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке классицизм почти не нашёл отражения, зато в живописи и особенно в архитектуре были созданы подлинные шедевры.

Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешанностью, спокойным ритмом. выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчёркивание центра, гармоническое соподчинение частей и целого. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены – жёлтыми.

Начало 19 века было временем быстрой застройки двух столиц -Петербурга и Москвы.

А середине 18 века Петербург был городом одиночных архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб. Затем началась регулярная застройка города.

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью

3.Театр

Название театра

Исполнители

Название пьесы

Направление пьесы

Большой

Малый

Александрийский

Картыгин

Асенкова

Щепкин

Садовский

Ревизор

Горе от ума

Оперные и балетные

Общественные явления

- В девятнадцатом столетии русский театр продолжает с одной стороны остро реагировать на политические и социальные изменения в стране, а с другой – соответствовать литературным изменениям.

В первой половине столетия такой личностью стал Н.В. Гоголь. Не являясь собственно драматургом, он сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии – пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её.

Именно на премьере «Ревизора» император Николай Первый произнёс легендарную фразу «Всем досталось, а мне больше всех!», понимая, кто изображён под маской Городничего..

- В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека. Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра, и стал А.Н. Островский.

Юрист по образованию, служивший в суде, Островский получил прекрасное представление о той среде, которую он затем будет описывать в своих бессмертных пьесах. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создает, прежде всего, психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека.

Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких: Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»), Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница).

Практически все произведения Островского были успешно поставлены в Московском Малом театре, который в этом столетии стал лучшим театром империи.

- Девятнадцатый век подарил отечественному театру и целую плеяду выдающихся мастеров сцены, имена которых навсегда стали легендой. Одним из основателей русской актёрской школы является М. Щепкин.

История творческого пути М. Щепкина – это история отечественного театра первой половины девятнадцатого столетия. Будучи крепостным и начав карьеру с согласия своего барина, графа Волькенштейна, Щепкин становится актёром Малого театра и играет огромный комический репертуар.

Его успех в комедиях во многом определялся и внешними данными актёра (склонность к полноте и небольшой рост). Но вместе с тем Щепкин обладал и удивительным талантом, позволявший ему прекрасно справляться с самыми разными ролями. Именно Щепкин стремился вывести актёрскую игру из рамок шаблонности, каждый персонаж в его исполнении обладал многими яркими деталями поведения и внешнего вида. Кроме того, Михаил Семёнович тщательно разрабатывал линию поведения героя, строил рисунок роли на резкой смене поведения персонажа

4Живопись.

Деятели(Художники)

Особенность произведений(Название)

Брюллов

Иванов

Тропинин





В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов и загорелся идеей создания картины. Через три года картина “Последний день Помпеи” совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию.

Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, тетральность композиции. Классицизм в живописи получил название академизма..

Александр Андреевич Иванов

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве А.А.Иванова. Более 20 лет он работал над картиной “Явление Христа народу”.

Два замечательных портретиста того времени, О.А.Кипренский и В.А.Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. Глядя на портрет Пушкина работы Кипренского, мы видим, что художник изобразил его торжественно, в ореоле поэтической славы. Пушкин, взглянув на портрет, сказал художнику: “ Ты мне льстишь, Орест”.

На портрете Тропинина мы видим другого Пушкина. Здесь он по - домашнему обаятелен, спокоен, нет особой торжественности и помпезности.

В рамки академизма явно не вписывалось творчество П.А.Федотова. Он, еше во время армейской службы писал озорные зарисовки. Обратите внимание на две наиболее знакомые нам картины. Здесь мы видим критическую позицию автора по отношению к действительности. Художник высмеивает пороки общества.

Итог: Таким образом, в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Свои двери открыл Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

5. Музыка.

Авторы произведений

Направление в музыке

Название направления

Верстовский

Глинка

Даргомыжский





Михаил Иванович Глинка

Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества… оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке”, так писал известный критик В.В.Стасов.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем.

Посещая вечера у поэта Жуковского, он увлёкся идеей написать оперу об Иване Сусанине. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров “Жизнь за царя”, 27 января 1836 г. стала днём рождения русской героико - патриотической оперы. Спектакль прошёл с большим успехом, в нём присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. В 1842 г. состоялась премьера оперы Глинки на сюжет “Руслана и Людмилы” А.С.Пушкина.

Александр Александрович Алябьев.

Вся первая половина 19 века прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях многих композиторов.

Народные мотивы отчетливо прозвучали в творчестве А.А. Алябьева.

В России, к сожалению, немногие сознавали истинное значение музыки и оперных постановок. Но, зарубежные ценители ,уже достаточно высоко оценивали творчество и Глинки, и Даргомыжского. Значительно обогатили русскую музыкальную жизнь композиторы - любители своими романсами.

6.Наука

Деятели науки

Открытие

Значение открытия

Ефимовы

Фроловы

Черепановы



В первой половине XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

В первой половине XIX в. русские моряки совершили около 40кругосветных путешествий, начало которым положили экспедицииИ.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В 1845 г. начало работать Русское географическое общество,

В 1839 г. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом.

Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 г. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский).

Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.

Итог подводит участник под № 4.

Молодцы ребята закончили, а теперь ребята давайте повторим пройденный материал , для этого мы используем , один из элементов это

Л «Куиз куиз трейд» «опроси –опроси-обменяйся-карточками»

Участник №2 берет листок, делит его по -полам, дает половина листка партнеру №3, №2и №3 делите листок пополам и даете листок по плечу, у каждого есть листочек .Поделите его на четвертинку, запишите вопрос, согните, напишите ответ. По команде встанете найдете себе пару по плечу с поднятой рукой, здороваетесь задаете свой вопрос , слушаете ,обмениваетесь вопросами, прощаетесь, благодарите, ищете другого партнера

« 2 -3раза»

Подведение итогов Подведение итогов Первая половина вошла в историю России как начало «Золотого века» художественной культуры

Ее отличало смена стилей и направлений

Самобытность и отход от европейского влияния

Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры, театр ,наука , были заложены основы русской национальной школы в музыке. Впервые звучит патриотическое настроение в музыке. , в живописи в этот период растет интерес художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людеКлассицизм переходит плавно в симментализм – европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке классицизм почти не нашёл

Домашнее задание Составить « Синквейн »

1 тема выступления

2 Прилагательное 2-3

3 Глаголы 2-3

4 Мое отношение !-2

5 вывод 2-3




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Золотой век русской культуры в 1 половине XIV века"

Автор: Илалтдинова Эльмира Ильясовна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Турнир знатоков истории"
    ["seo_title"] => string(23) "turnir_znatokov_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "404685"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490798780"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Урок-суд над Чингисханом""
    ["seo_title"] => string(24) "uroksudnadchinghiskhanom"
    ["file_id"] => string(6) "278966"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453173239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства