kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока с использованием интерактивной доски

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по культуре в 8-м классе «Золотой век» русской культуры. Предполагает использование интерактвиной доски.

Авторский медиапродукт: презентация 55 слайдов (среда elite Ponaboard book).

Среда: программа для создания презентаций и работы с интерактивной доской elite Ponaboard book.

Задачи:

  1. Образовательные: создать у обучающихся представление о том, почему первая половина XIX века вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры, обратив внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; систематизировать наиболее важные явления культуры России первой половины XIX века; изучить творчество композиторов, литераторов и художников данного периода.
  2. Развивающие: определить причины обозначения первой половины XIX века как золотого века русской культуры; развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности.
  3. Воспитательные: оценить значение золотого века русской культуры для развития гражданственности и патриотизма российского общества первой половины XIX века; пробудить у обучающихся интерес к отечественной культуре.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: проблемный, словесный, работа с книгой, дополнительным материалом, продуктивно-практический, ситуационный.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: учеб. для 7-8 классов. общеобраз. учреждений. – 6-е изд., стререотип. – М: Дрофа, 2005.
  2. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. – М., 1994.
  3. История России. Xix – начало XX  века: Учебник для 8-го класса основной школы / Д.Д. Данилова, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рожкина, Е.В. Сизова. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.

 

План занятия:

Этапы занятия

Время реализации занятия, мин.

Урок 1. Организационный момент: приветствие? 1

Создание проблемной ситуации. 5

Формулирование проблемы. Гипотезы.3

Актуализация знаний.5

Физминутка 3

Открытие нового знания. 15

Применение нового знания. 6

Итог урока. 3

Домашнее задание. 2

Урок 2

Организационный момент: приветствие 1

Актуализация знаний. 2

Открытие нового знания. 9

Физминутка 3

Применение нового знания. 10

Отчет групп о проделанной работе. 10

Итог урока. 3

Домашнее задание. 2

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока с использованием интерактивной доски »

План-конспект урока


Преподаватель: Гынгазова Наталия Валерьевна

Образовательное учреждение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 28 города Томска

Предмет: История России

Класс: восьмой


Тема: «Золотой век» русской культуры.


Продолжительность занятия: 2 урока по 40 минут.


Задачи:

  1. Образовательные: создать у обучающихся представление о том, почему первая половина XIX века вошла в историю как начало золотого века русской художественной культуры, обратив внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; систематизировать наиболее важные явления культуры России первой половины XIX века; изучить творчество композиторов, литераторов и художников данного периода.

  2. Развивающие: определить причины обозначения первой половины XIX века как золотого века русской культуры; развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности.

  3. Воспитательные: оценить значение золотого века русской культуры для развития гражданственности и патриотизма российского общества первой половины XIX века; пробудить у обучающихся интерес к отечественной культуре.


Тип урока: изучение нового материала.


Метод обучения: проблемный, словесный, работа с книгой, дополнительным материалом, продуктивно-практический, ситуационный.


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: учеб. для 7-8 классов. общеобраз. учреждений. – 6-е изд., стререотип. – М: Дрофа, 2005.

  2. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. – М., 1994.

  3. История России. Xix – начало XX века: Учебник для 8-го класса основной школы / Д.Д. Данилова, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рожкина, Е.В. Сизова. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.


Авторский медиапродукт: презентация 55 слайдов (среда elite Ponaboard book).

Среда: программа для создания презентаций и работы с интерактивной доской elite Ponaboard book.

Структура презентации:























Содержание слайдов:


1. Тема урока

2. Создание проблемной ситуации.

3.Формулирование проблемы.

4. Актуализация знаний.

5. План урока.

6-10. Открытие нового знания. Литература.

11-26. Открытие нового знания. Живопись.

27-29. Открытие нового знания. Театр и музыка.

30. Применение нового знания.

31. Домашнее задание.

32. Тема урока.

33. Проблема.

34. План урока.

35-41. Открытие нового знания. Наука.

42-46. Открытие нового знания. Архитектура.

47. Применение нового знания. Таблица для заполнения.

48. Стили направлений культуры.

49-52. Отчет групп о проделанной работе.

53. Итог урока.

54-55. Домашнее задание.


Целесообразность использование медиапродукта на занятиях:

  1. Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения необходимых сведений, показа демонстративного материала, совмещения репродукций с создателем.

  2. Развитие наглядно-образного и логического мышлении и необходимость самостоятельно обобщать материал.

  3. Эффективность работы в группах, развитие умения договариваться, систематизировать весь предложенный материал.

  4. Воспитание эстетического и художественного вкуса у обучающихся за счет оформления урока в виде презентации.


Необходимое оборудование и материалы для занятия:

Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал (раздаточный материал, таблицы, схемы, дополнительный материал для работы в группах).


Основные понятия: романтизм, бытовой жанр, сельский пейзаж, автопортрет, реализм.


План занятия:


Этапы занятия

Время реализации занятия, мин.

Урок 1.


Организационный момент: приветствие

1

Создание проблемной ситуации.

5

Формулирование проблемы. Гипотезы.

3

Актуализация знаний.

5

Физминутка

3

Открытие нового знания.

15

Применение нового знания.

6

Итог урока.

3

Домашнее задание.

2

Урок 2


Организационный момент: приветствие

1

Актуализация знаний.

2

Открытие нового знания.

9

Физминутка

3

Применение нового знания.

10

Отчет групп о проделанной работе.

10

Итог урока.

3

Домашнее задание.

2




№№

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время, мин.


Урок 1




Организационный момент: приветствие

Проверка готовности к уроку. Мотивация обучающихся.

Положительный настрой на урок

1

Создание проблемной ситуации.

Создание ситуации удивления для мотивации обучающихся на уроке

Принятие ситуации

5

Формулирование проблемы. Гипотезы.

Диалог с обучающимися. Выделение проблемы.

Самостоятельное определение проблемы урока.

Предложение разных вариантов решение проблемы.

3

Актуализация знаний.

Выявление уже имеющихся знаний по этой проблеме. Побуждающий диалог.

Систематизация имеющихся знаний, определение знаний, которых не достаточно и которые необходимо открыть

5

Физминутка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Выполнение расслабляющих упражнений.

3

Открытие нового знания.

Рассказ с опорой на наглядность

Усвоение материала

15

Применение нового знания

Разъяснение задания.

Применение знаний в новой ситуации.

6

Итог урока.

Анализ, подведение итогов.

Обобщают, делают вывод о проделанной работе.

3

Домашнее задание.

Разъяснение домашнего задания

Принятие ситуации

2


Урок 2




Организационный момент: приветствие

Проверка готовности к уроку. Мотивация обучающихся.

Положительный настрой на урок

1

Актуализация знаний.

Выявление уже имеющихся знаний по этой проблеме. Побуждающий диалог.

Систематизация имеющихся знаний, определение знаний, которых не достаточно и которые необходимо открыть

2

Открытие нового знания.

Рассказ с опорой на наглядность

Усвоение материала

9

Физминутка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Выполнение расслабляющих упражнений.

3

Применение нового знания

Разъяснение задания.

Осмысление задания. Выполнение. Поиск, систематизация и обобщение полученных знаний

10

Отчет групп о проделанной работе.

Предоставление интерактивной доски с готовой частью таблицы

Отчет о проделанной работе. Дополнения.

10

Итог урока.

Анализ, подведение итогов.

Обобщают, делают вывод по проблеме.

3

Домашнее задание.

Разъяснение домашнего задания

Принятие ситуации

2


Карта занятия:


Комментарий хода урока

Время, мин.

слайда

Продуктивные формы деятельности

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Урок 1





Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация обучающихся. Положительный настрой на урок.

1

1

Внимание

Организованность, аккуратность

Создание проблемной ситуации.

5

2

Внимание

Мышление.


Самостоятельность

Ясность речи

Активность

Формулирование проблемы. Гипотезы.

3

3

Внимание

Мышление.

Самостоятельность

Память

Самостоятельность

Ясность речи

Аргументированность

Активность

Актуализация знаний.

3

4, 5

Память

Мышление

Внимание

Аргументированность

Ясность речи.

Физминутка

3


Внимание

Коммуникативная культура

Культура эмоций

Открытие нового знания.

15

6 - 29

Внимание

Мышление

Самостоятельность

Память

Самостоятельность.

Коммуникативность.

Активность.

Умение слушать

Применение нового знания

6

30

Внимание

Память

Мышление

Самостоятельность

Самостоятельность

Организованность


Итог урока.

3


Внимание

Самостоятельность

Мышление

Аргументированность

Ясность речи

Активность

Умение слушать

Домашнее задание.

2

31

Внимание

Память

Организованность

Умение слушать

Урок 2





Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация обучающихся. Положительный настрой на урок.

1

32

Внимание

Организованность, аккуратность

Актуализация знаний.

2

33, 34

Память

Мышление

Внимание

Аргументированность

Ясность речи.

Открытие нового знания.

9

35-46

Внимание

Мышление

Самостоятельность

Память

Самостоятельность.

Коммуникативность.

Активность.

Умение слушать

Физминутка

3


Внимание

Коммуникативная культура

Культура эмоций

Применение нового знания

10

47, 48

Внимание

Память

Мышление


Организованность

Коммуникативность

Умение слушать

Активность

Отчет групп о проделанной работе

10

49-52

Память

Внимание

Мышление

Аргументированность

Умение слушать Активность

Ясность речи

Итог урока.

3

53

Внимание

Самостоятельность

Мышление

Аргументированность

Ясность речи

Активность

Умение слушать

Домашнее задание.

2

54-55

Внимание

Память

Организованность

Умение слушать


Ход урока 1:


  1. Организационный момент: приветствие.

  • На прошлом уроке вы показали отличные результаты в групповой и индивидуальной работе. Очень хочется верить, что сегодня вы будете также активны и не будете останавливаться на достигнутых результатах. Желаю всем хорошей работоспособности.

  1. Создание проблемной ситуации.

  • Как вы понимаете выражение «золотой век»?

(Ответы детей)

  • Культура России начитывает 1000 лет. Если предположить, что XIX век – «золотой век» русской культуры, то получается, что все то, что было создано до него – это не так значимо? Давайте вспомним о явлениях русской культуры до XIX века. Вам нужно убрать в «корзину» те явления русской культуры, которых не было до XIX века.

  1. Формулирование проблемы. Гипотеза.

  • Тогда какую проблему нам предстоит обсудить сегодня на уроке?

  • Есть у вас предположения, почему первая половина XIX века получила такое громкое название?

  1. Актуализация знаний.

  • Что такое «культура»?

  • Достижения человечества в сферах науки, литературы и искусства.

  • Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.

  • Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях

  • Выберите на слайде тот вариант ответа, который соответствует нашей теме урока.

(Дети выбирают вариант ответа)

  • В каких условиях создавались памятники культуры XIX века? Какие самые главные события в России в первой половине XIX века?

  • Что происходило в мировой культуре в целом?

(Ответы детей. Педагог обобщает ответы детей, делает вывод, что внешняя и внутренняя политика, экономика, движения декабристов оставили свой неизгладимый след в русской культуре XIX века.)

  • Что нам надо узнать на уроке?

  • Какой мы можем составить план урока?

План урока:

  1. Литература.

  2. Живопись.

  3. Театр и музыка.

  1. Физминутка.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое! Поднимают руки вверх.

Здравствуй, небо голубое! Руки разводят в стороны.

Здравствуй, лёгкий ветерок. Покачивают руками.

Здравствуй, утро! Правую руку поднимают вверх.

Здравствуй, день! Левую руку поднимают вверх.

Нам здороваться не лень! Обе руки подносят к груди и разводят в стороны.

  1. Открытие нового знания.

Рассматривать вопросы русской культуры мы будем в течение нескольких уроков. Сегодня мы будем затрагивать вопросы развития и достижения в области литературы, живописи, театра и музыки.

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой – реакционная политика самодержавия в сфере культуры.

В одном из своих произведений А.И.Герцен писал о русском народе, «мощном и неразгаданном», который «сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния»

Развитие культуры в России в первой половине XIX века – это достаточно сложный и противоречивый процесс. Тем не менее, вопреки отсталым крепостническим отношениям русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в развитии культуры называют «золотым веком» культуры России.

Яркой чертой эпохи стало усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных областей культуры – литературы, живописи, музыки.

1). Литература.

Рассмотрим с вами вопросы развития русской литературы.

Первая половина XIX века в русской литературе названа «золотым веком». Пытаясь найти ответы на вопросы современности, писатели обращались к историческому прошлому страны. Одной из важнейших общественных проблем литературы этого периода, стала проблема укрепления национального самосознания.

Николай Михайлович Карамзин – его произведения о сельской жизни, взаимоотношениях крестьян и помещиков. Он является автором повестей «Бедная Лиза», «Марфа Посадница, или покорение Новгорода».

Василий Андреевич Жуковский – его произведениям свойственна мечтательность. Его перу принадлежат баллады «Людмила» и «Светлана».

Послушайте стихотворение В.А. Жуковского «Дружба» и скажите, согласны ли вы с определением дружбы, которое дал в своем произведении поэт?

Дружба.

Скатившись с горной высоты,

Лежал на прахе дуб,

перунами разбитый,

А с ним и гибкий плющ,

кругом его обвитый…

О Дружба, это ты!

(Ответы детей)

Александр Сергеевич Пушкин – в начале своего творчества создавал романтические произведения. Выдающимися образцами литературы этого писателя стали историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник», поэма «Евгений Онегин».

Николай Васильевич Гоголь – ярчайшими произведениями этого писателя стали повесть «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души», которые открыли начало «гоголевского периода» русской литературы.

Первая половина XIX века стала временем становления современного русского литературного языка, основанного на традициях народной речи.

Теперь вы уже знакомы с выдающимися литераторами первой половины XIX века и их творчеством. Вам нужно сделать правильный выбор: подобрать к книге ее автора.

2). Живопись.

В 1825 году в культурной жизни России произошло знаменательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

Русская живопись первой половины XIX века так же переживает большие перемены. Крупнейшими русскими живописцам того времени был Карл Павлович Брюллов, его картины «Всадница» и «Последний день Помпеи». Картина «Последний день Помпеи» наглядно рассказывает об извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение города Помпеи близ Неаполя.

Александр Андреевич Иванов, его знаменитое полотно «Явление Христа народу», над которым он работал более 10 лет.

Портретисты Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин.

Павел Андреевич Федотов и его картины «Вдовушка», «Свежий кавалер», «Сватовство майора».

В начале XIX века произошло рождение нового бытового жанра, которое связано с творчеством Алексея Гавриловича Венецианова. Он стал основоположником так называемой «венециановской школы», его картины просвещены сельской жизни.

Теперь, когда вы уже знакомы с выдающимися художниками первой половины XIX века и их творчеством. Вам нужно сделать правильный выбор: подобрать картине своего художника.

3). Театр и музыка.

В музыке и театре происходят большие перемены.

На сценах театров появились произведения Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. С этим периодом в русском театре связано имена великих актеров Михаила Семеновича Щепкина и Александра Евстафьевича Мартынова.

Самыми крупными театрами России того времени были Александринский театр в Петербурге и Петровский театр в Москве, который в 1824 году по указу Александра I был разделен на Большой и Малый.

В музыке того периода звучат народные мелодии.

Центральное место в русской музыке принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке. (Прослушивание музыкального фрагмента – вальс из оперы «Иван Сусанин»)

  1. Применение нового знания.

Вставьте в текст пропущенные слова (приложение 1):

Представителями в живописи стали портретисты ______________ и _____________. Картины, посвященные повседневной сельской жизни писал _______________.

Первый художественный музей, который был открыт в России носил название __________________.

Выдающимся композитором первой половины XIX века был _________________. Одним их знаменитых его произведений стала опера __________ _________.

Театр в Петербурге, знаменитый ____________, театр в Москве ___________. В 1824 году ____________ театр был разделен на ____________ и ________________.

  1. Итог урока.

  • Можем ли мы теперь дать однозначный ответ на проблему нашего урока? Достаточным ли объемом знаний мы владеем?

(Ответы обучающихся)

  1. Домашнее задание.

  • § 10-11.

  • Написать эссе на тему: «Венецианов, Кипренский, Пушкин - взгляд в прошлое или мои современники»


Ход урока 2:


  1. Организационный момент: приветствие.

  • Здравствуйте! Ребята, на прошлом занятии мы с вами изучали русскую культуру XIX века, выдающихся представителей в литературе, живописи, музыке и театре.

  1. Актуализация знаний.

  • Давайте вспомним, каких деятелей культуры мы с вами изучили?

  • Какая проблема нами была поставлена на прошлом уроке? Какие предлагались варианты решения проблемы?

  • Достаточно ли мы узнали, чтобы решить эту проблему?

(Ответы детей)

  • Какими пунктами мы можем дополнить план прошлого урока?

План урока:

  1. Наука.

  2. Архитектура.

  1. Открытие нового знания.

Сегодня мы продолжим рассматривать вопросы достижения в науке и архитектуре «золотого» XIX века.

1). Наука.

В начале XIX века не только искусство переживало культурный и духовный подъем, связанный с победой в Отечественной войне 1812 года. Не остались в стороне и образование и наука.

Работы русских ученых обратили на себя внимание мировой науки. Профессор математики Николай Иванович Лобачевский создал новую неевклидову геометрическую систему. Эти открытия до сих пор применяются для расчета космических полетов.

Профессор химии Николай Николаевич Зинин, сумел получить опытным путем красители, которые в настоящее время используются в текстильной промышленности.

Физик Якоби Борис Семенович создал один из первых мире электродвигателей, с помощью которого катер смог совершить путешествие по Неве.

Выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов в годы Крымской войны, в полевых условиях, впервые применил во время операции наркоз для обезболивания, а также впервые стал делать гипсовые повязки.

Экспедиция под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского совершили первое в истории России кругосветное путешествие, продолжавшееся шесть лет.

Были и другие научные деятели. И все вместе в начале XIX века русские ученые достигли заметных успехов, обогатив своими открытиями мировую науку.

Теперь вы уже знакомы с выдающимися научными деятелями первой половины XIX века и их достижениями. Вам нужно сделать правильный выбор: подобрать изобретателю его изобретение.

2. Архитектура.

За первую половину XIX века были возведены следующие архитектурные сооружения: Александрийский столп Огюста Монферрана, Храм Христа спасителя и Оружейная плата Константина Андреевича Тона.

Торжественная закладка Храма Христа спасителя произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. В 1931 году правительством было решено на месте Храма построить Дом Советов

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. В декабре 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. В конце 1980-х годов его решили восстановить заново. И к 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника.

Вот мы и познакомились с архитекторами первой половины XIX века и их творениями. Вам нужно сделать правильный выбор: подобрать к архитектору его творение.

  1. Физминутка.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Здравствуй, солнце золотое! Поднимают руки вверх.

Здравствуй, небо голубое! Руки разводят в стороны.

Здравствуй, лёгкий ветерок. Покачивают руками.

Здравствуй, утро! Правую руку поднимают вверх.

Здравствуй, день! Левую руку поднимают вверх.

Нам здороваться не лень! Обе руки подносят к груди и разводят в стороны.

  1. Применение нового знания.

А сейчас мы будем работать в группах: наука, литература, живопись, архитектура.

Вы получили таблицу (приложение 2), которую вам нужно заполнить, но для этого, чтобы вам было более удобно и проще это делать у вас буду опорные схемы с направлениями культуры (приложение 3), которые вам помогут – подсказки, и дополнительный материал (приложение 4), не забывайте про учебник, он ваш главный помощник.

Всем этим вы можете пользоваться. В результате коллективной работы у нас получиться целая таблица.

На работу дается 10 минут.

(Дети работают в группах).

  1. Отчет групп о проделанной работе.

Работа обучающихся у интерактивной доски – заполнение частей таблицы.





Образец заполнения таблицы:


История и география

Биология (медицина), химия

Физика, астрономия, математика

Научные открытия, достижения

Н.М. Карамзин – «История государства Российского)

И.Ф.Крузентерн и Ю.Ф.Лисянский – первое в истории России кругосветное путешествие. Составлены карты Китая, Японии, о.Сахалин, Камчатки, островов Тихого океана.

Ф.Ф.Беллингаузен и М.П.Лазарев – открытие Антарктиды.

Г.И.Невельский – исследования Амура, проливы между Сахалином и материком.

Н.Н. Зинин – синтезирование аналина (красителя).

Н.И.Пирогов – изобретение наркоза, гипсовых повязок.

Н.И.Лобачевский – новая неевклидова геометрия.

В.В.Петров – изобретение, дающее возможность использовать электрическую дугу и эл.разряд.

Б.С.Якоби – создание электродвигателя.

П.П.Аносов – раскрытие тайны деревянного булата.

В.Я.Струве – открытие концентрации Млечного пути.


Классицизм (ампир, академизм)

Романтизм (и русско-византийский стиль)

Реализм

Литература

Выход за рамки классицизма.

А.С.Грибоедов «Горе от ума».

А.С.Пушкин – соединил размеренность классицизма, тонкость чувств синтиментализма, мечтательность, романтизм, правдивость и критичность реализма.

Поэты романтизма – К.Ф.Рылеев, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь – критика николаевских порядков.

Живопись

К.П.Брюллов – картина «Последний день Помпеи»

О.А. Кипренский – портретист.

П.А.Федотов – автор жанрового полотна «Свежий кавалер»

А.Г. Веницианов и В.А.Тропинин – художники, изображавшие сцены жизни русских крестьян.

Архитектура

Петербургский классицизм:

А.И.Захаров – здание Адмиралтейства

А.Н.Воронихин – Казанский собор.

О.Монферран – Исаакиевский собор.

Московский классицизм:

О.И.Бове – Большой театр и Манеж.

К.А.Тон – воссоздание древнерусского зодчества, соединение его элементов с деталями и пропорциями классицизма (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)



  1. Итог урока.

  • Какой теперь мы можем дать ответ?

(Примерный ответ обучающихся: В каждой сфере культуры появились выдающиеся достижения, обогатившие не только российскую, но и мировую культуру. Несмотря на различие стилей и художественных приемов, все творения культуры первой половины XIX века пронизывали идеи национального возрождения, гражданственности, служения своему народу).

  • Чьи версии подтвердились?

(Ответы обучающихся)

  1. Домашнее задание.

  • § 13, вопросы на странице147.

  • Творческое задание (приложение 5).

Литература и интернет источники:


  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: учеб. для 7-8 классов. общеобраз. учреждений. – 6-е изд., стререотипю – М: Дрофа, 2005.

  2. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. – М., 1994.

  3. История России с начала 18 века до конца 19 века / Л.В. Милов, П.Н., Зырянов, А.Н. Боханов; отв. Ред. А.Н. Сахаров. – М.: Изд-во АСТ, 1996.

  4. История России. Xix – начало XX века: Учебник для 8-го класса основной школы / Д.Д. Данилова, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рожкина, Е.В. Сизова. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011.

  5. Мир русской истории. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1998.

  6. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%88%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F3109%2Fshskva.6%2F0_232bb_847713c9_XL&pos=6&rpt=simage

  7. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&stype=image&lr=67&noreask=1

  8. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&noreask=1&img_url=xreferat.ru%2Fimage%2F102%2F1307329554_3.png&pos=5&rpt=simage&lr=67

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%ED,_%CA%EE%ED%F1%F2%E0%ED%F2%E8%ED_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%E8%F7

  10. http://www.google.com/imgres?imgurl=http://ote4estvo.ru/uploads/1292951067_234214.jpg&imgrefurl=http://ote4estvo.ru/russkie-uchenye/427-nikolaj-ivanovich-lobachevskij.html&usg=__kbFVB7-LJfis8mhXP7ypFd7Nouw=&h=334&w=250&sz=40&hl=ru&start=4&zoom=1&tbnid=BwpNSX2h19jhOM:&tbnh=119&tbnw=89&ei=ewOOUOXRGOLf4QSBu4DYCg&prev=/images%3Fq%3D%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B1%25D0%25B0%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25B2%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9%26hl%3Dru%26tbm%3Disch&itbs=1

  11. http://www.ros-kompozitor.ru/


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Вставьте в текст пропущенные слова:


Представителями в живописи стали портретисты ______________ и _____________. Картины, посвященные повседневной сельской жизни писал _______________.

Первый художественный музей, который был открыт в России носил название __________________.

Выдающимся композитором первой половины XIX века был _________________. Одним их знаменитых его произведений стала опера __________ _________.

Театр в Петербурге, знаменитый ____________, театр в Москве ___________. В 1824 году ____________ театр был разделен на ____________ и ________________.

Приложение 2


Заполните свою часть таблицы:



История и география

Биология (медицина), химия

Физика, астрономия, математика

Научные открытия, достижения












Классицизм (ампир, академизм)

Романтизм (и русско-византийский стиль)

Реализм

Литература













Живопись











Архитектура











Приложение 3


Направления стилей культуры


Приложение 4


Дополнительный материал для группы 1. Наука.


Научно-технические изобретения первой половины XIX века.

Развитие науки в России в рассматриваемый период имело свои особенности – оно состояло в интенсивности накоплений фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе за прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. При этом большое влияние на научные открытия оказывала передовая общественная и философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материального мировоззрения.

Выдающимися учетными в области математики были Н.И. Лобачевский, М.В. Остроградский. Лобачевский создал новую систему так называемой неевклидовой геометрии. Она совершила переворот во взглядах на математическую науку и целые десятилетия оперировала ее развитие. Но значение гениальных открытий ученого не было ясное его современникам. За пределами Казанского университета, где он занимал должность ректора, его имени почти никто не знал. Открытия Лобачевского нашли свое призвание и практическое применение в более позднее время.

Остроградский сделал крупные открытия в математической физике. Его перу принадлежат работы по математическому анализу, аналитической и небесной механике, гидромеханике, теории упругости и баллистике.

В 1839 году с санкции Николая I была основана Пулковская обсерватория (она долго так и называлась – Николаевская Пулковская), она стала заметной вехой в развитии не только русской, но и мировой астрономической науки. Главным направлением ее работы было составление каталогов координат звезд. Эти каталоги расширили представление о строении Вселенной. Одним из создателей школы русских астроном был академик В.Я. Струве. Его работы по астрономии, изучению мировых звезд получили мировую известность.

В области физики профессор В.В. Петров нашел новую форму перевода энергии постоянного тока в тепловую и световую энергию. Он открыл электрическую дугу (1802 г.), которая стала применяться в металлургии при освещении. Открытия академика Э.Х. Ленца внесли большой вклад в изучение электромагнитных явлений. Работы Петрова и Ленца проложили дорогу к открытию закона сохранения и взаимного превращения тепловой, механической. Химической и электромагнитной энергии.

Многочисленные исследования и изобретения в области электричества осуществил Б.С. Якоби. В 1834 году он сконструировал первую модель электродвигателя. Мировую славу ему принесло изобретение гальванопластики, нашедшее широкое применение в технике. Он продолжал после П.Л. Шиллинга работу над усовершенствованием телеграфного аппарата. Изобретенный им в 1839 году аппарат стал практически первым телеграфным записывающим устройством и действовал на подземной линии Петербург – Царское Село.

Приложение 4


Дополнительный материал для группы 2. Литература.


Романтизм — направление в европейском искусстве первой половины ХIХ века, выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделявшее ее идеальными устремлениями к безграничной свободе, жаждой совершенства и обновления.

Одной из основ романтизма является также отражение в произведениях творческой индивидуальности писателя.

(Жуковский В. А.)

Реализм — в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности.

(Пушкин А. С. Евгений Онегин; Гоголь Н. В. Ревизор.)


Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Со временем (по расчисленью

Философических таблиц,

Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменяться безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещеный мир

На каждой станции трактир.

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Трактиров нет, В избе холодной

Высокопарный, но голодный

для виду прейскурант висит

И тщетный дразнит аппетит



Приложение 4.


Дополнительный материал для группы 3. Живопись.


Романтизм — направление в европейском искусстве первой половины XIX века, выдвигавшее на первый план индивидуальность, наделявшее ее идеальными устремлениями, чертами, жаждой совершенства и обновления.

Кипренский О. А. — живописец и график, представитель романтизма. Происходил из дворовых крестьян. С детства проявил выдающееся дарование рисовальщика. В пятилетнем возрасте получил от своего барина вольную и был определен в Воспитательное училище при Петербургской академии художеств, а затем стал стипеиднатом Академии. С 1812 г. он член Петербургской академии художеств. Кипренский писал преимущественно портреты, лучшие из которых относятся к 1820-м годам. Среди них портрет А. С. Пушкина (1827 г.), который считается лучшим прижизненным портретом поэта. Работы Кипренского построены на контрасте света и тени и выражают сложный внутренний мир человека, его неповторимую индивидуальность.

Тропинин В. А. — живописец-портретист, крепостной художник, лишь в 47 лет получивший вольную. С 1798 г. он учился в Петербургской академии художеств, но по капризу своего помещика С. С. Щукина был в 1804г. отозван из академии, не доучившись до положенного курса. В своих портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека: В картинах «Кружевнвца», «Золотошвейка», «Гитарист» Тропинин создал тип жанрового, идеализированного человека из народа.

Академизм — (французское асаdeтisте) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства/

Классицизм — (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в литературе и искусстве ХVII — начала ХIХ вв., одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своем идеально вечном облике, он - особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, временное в вечное, реальное в идеальное, история в миф, он изображает то, что есть везде и чего нет нигде в реальности; он — торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни.

Иванов А. А. — делом всей жизни Иванова стало создание величайшего полотна «Явление Христа народу», которому он посвятил 20 лет. Во время работы над картиной Иванов сделал 258 эскизов. В этом произведении выражена идея нравственного преобразования человека, художник показывает людей, жаждущих свободы и ищущих правды.

Почти 27 лет своей жизни художник провел в Италии, где жил на скудные средства «пенсионера» (стипендиата) петербургского Общества поощрения художников, отказываясь от лестных предложений занять должность профессора в Академии художеств. В Риме он неоднократно встречался с проживавшим там Н. В. Гоголем. Из-за прекращения пенсии вынужден был, уже тяжело больным, вернуться в Петербург. Иванов привез картину «Явление Христа народу» в Россию, где первоначально она была выставлена для Александра II, а затем для публики. Картина была куплена государем и подарена Румянцевскому музею.

Брюллов К. П. — выдающийся русский живописец. Родился в семье мастера художественной резьбы, преподавателя петербургской Академии художеств. Первые уроки рисования Брюллов получил от отца, десяти лет он был отдан в Академию художеств, где показал свои незаурядные способности к рисованию. В течение 13 лет Брюллов работал в Италии, где им была создана знаменитая картина «Последний день Помпеи», которая выставлялась в Италии, во Франции и в Петербурге. Картина произвела большое впечатление на современников. «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день» — писал Е. А. Баратынский. Брюллов написал серию полотен на исторические сюжеты, был большим мастером портретной живописи. Брюллов поддерживал молодых художников П. А. Федотова и Т.Г. Шевченко (содействовал выкупу последнего из крепостной неволи).

Бытовой жанр — посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). В ХIХ в. художники обращались к бытовому жанру, позволявшему критически оценить и отстаивать права трудовых, угнетенных людей, сделать зрителя непосредственным очевидцем наполнявших повседневный быт социальных противоречий и конфликтов. В первой половине ХIХ в. в эстетическом утверждении повседневности важную роль сыграло правдивое, но одностороннее, пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью изображение светлых, безоблачных сторон быта крестьянства и городских демократических слоев.

Венецианов А. Г. — русский живописец, один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Из купеческой семьи. В 1801—1802 гг. служил чертежником и помощником землемера, в 1804—1805 гг. — в канцелярии директора почт, с 1809 г. — в Лесном департаменте. С 1807 г. брал уроки живописи В. Л. Боровиковского. С 1811 г. — почетный член академии художеств. В 1812 г. вместе с И. И. Теребеневым создавал политические карикатуры на Наполеона. Уйдя в отставку, поселился в с. Сафонкове, Тверской губернии, где начал писать жанровые картины из жизни сельского быта идиллистического характера. В своем селе основал художественную школу, в которой получили подготовку свыше 70 живописцев. Вместе с В. А. Жуковским и К. П. Брюлловым содействовал освобождению из крепостной неволи т. г. Шевченко.

Критический реализм — жанр искусства, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений.

Федотов А. А. — живописец и рисовальщик. Будучи на службе в гвардейском полку в Петербурге, Федотов увлекся рисованием, самостоятельно сделал важные шаги по пути к овладению мастерством художника, брал уроки живописи у преподавателей Петербургской академии художеств, но специального художественного образования не имел. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Выйдя в отставку, изображал в сатирической, нередко в гротескной, форме «события повседневной жизни». Федотова называют «Гоголем в русской живописи». В небольших картинам Федотов по-гоголевски обличал, «любовался, смеялся и плакал». Содержание картин — не изобличение изображаемых персонажей как таковых, а обстоятельств, условий тогдашней жизни. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Вехами на пути Федотова к критическому реализму стали его картины «Свежий кавалер», «Сватовство майора». В более поздних работах нашли отражение чувство тоски и одиночества: «Вдовушка», «Анкор, еще анкор». Федотов иллюстрировал произведения современных ему писателей, в частности Ф. М. Достоевского. Умер Федотов в возрасте 37 лет в доме для умалишенных.


Приложение 4.


Дополнительный материал для группы 4. Архитектура.


Классицизм — стиль в архитектуре ХVIII — первой половине ХIХ в., одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону.

Наиболее характерным элементом классицистической постройки является портик, увенчанный фронтоном или аттиком и эффектно выделяющий центральную часть здания.

Ампир — поздний классицизм первой трети ХIХ в. Стиль отражал идеи политического триумфа и мощи России, в это время осуществляются особо грандиозные градостроительные мероприятия особенно в Петербурге.

Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (А. Д. Захаров.); Казанский собор в Санкт-Петербурге (А. И. Воронихин.); Исаакиевский собор, Александрийский столп (О. Монферран.)

Русско-византийский стиль. Храм Христа спасителя, Оружейная палата (К. А. Тон).



Приложение 5

Творческое задание на дом


Вставьте в текст пропущенные слова:


В начале ____ века в русском зодчестве господствует стиль ___________. Для зданий, построенных в этом стиле характерны ___________, ______________, _______________.

_____________ театр, _____________ и _______________ собор, здание _______________ построены в стиле ампир (поздний ______________). Архитектор ______________ в своем творчестве пытался возродить традиции ______________ архитектуры. Так возник русско-______________ стиль. В этом стиле построены ___________ палата, Храм _______________ в память победы России над ________________.

В ________________ крупнейшей фигурой классицизма был Брюллов. Одна из самых известных и масштабных его работ ________________ произвела подлинный триумф.

Представителями _____________ в живописи стали портретисты ______________ и _____________. Картины ____________ жанра писал Венецианов. Они были посвящены повседневному _____________.

В литературе основным стилем в 1830-1840-е годы стал _______________. ______________, ______________, _____________ писали свои произведения в этом стиле.

Композиторы в это время писали оперы на сюжеты _____________ России. Выдающимся композитором первой половины XIX века был _________________. Самым знаменитым его произведением стала __________ «Жизнь за царя».

В 1824 году ____________ театр был разделен на ____________ для ________________ и балетных постановок и ____________ (драматический).

Особенностью искусства первой половины XIX века была быстра смена художественных __________.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока с использованием интерактивной доски

Автор: Гынгазова Наталия Валерьевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120860

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Правописание Не с глаголами. Урок с интерактивной доской."
    ["seo_title"] => string(60) "pravopisaniie-nie-s-ghlagholami-urok-s-intieraktivnoi-doskoi"
    ["file_id"] => string(6) "249404"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446896388"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Алгоритм использования интерактивной доски на уроках русского языка и литературы. "
    ["seo_title"] => string(87) "alghoritm-ispol-zovaniia-intieraktivnoi-doski-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "198012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428339086"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Использование интерактивных средств обучения на уроках физики "
    ["seo_title"] => string(69) "ispol-zovaniie-intieraktivnykh-sriedstv-obuchieniia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "111024"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406908115"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "методическая разработка урока с использованием интернет ресурсов и интерактивной доски "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-s-ispol-zovaniiem-intierniet-riesursov-i-intieraktivnoi-doski"
    ["file_id"] => string(6) "104481"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402716372"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок биологии с использованием интерактивной доски по теме "Внутреннее строение млекопитающих" ."
    ["seo_title"] => string(97) "urokbiologhiisispolzovaniiemintieraktivnoidoskipotiemievnutriennieiestroieniiemliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "326674"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463289900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства