kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Золотой век русской культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Из года в год результаты ЕГЭ показывают, что по-прежнему затруднения вызывают вопросы, относящиеся к истории культуры. На мой взгляд, более глубокому пониманию материала могут способствовать интегративные уроки, на которых реализуются межпредметные связи истории с музыкой, живописью, литературой.

    Так же активизации учебной деятельности учащихся способствует форма, применяемая при изучении новой темы «Обмен знаниями», при которой класс делится на группы.Хотелось бы предложить вниманию коллег описание одного из уроков, посвященных отечественной культуре XIX столетия.            

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Золотой век русской культуры»



ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

по теме:











Разработала и провела:

учитель истории МАОУ СОШ №16

р.п. Приютово МР Белебеевский район РБ

Ахметова Э.Р.




2016г.

Исходя из важнейших задач преподавания истории, учитель должен научить ребят понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры. Решение этой задачи не бывает простым. Из года в год результаты ЕГЭ показывают, что по-прежнему затруднения вызывают вопросы, относящиеся к истории культуры. В учебниках – почти во всех – история культуры излагается очень кратко, в сжатой форме, с перечислительной интонацией. Биографические сведения о писателях, музыкантах, художниках, ученых или цветные репродукции лишь помогают чуть приблизиться к пониманию того, что же всё-таки сделали деятели культуры. На мой взгляд, более глубокому пониманию материала могут способствовать интегративные уроки, на которых реализуются межпредметные связи истории с музыкой, живописью, литературой.

Так же активизации учебной деятельности учащихся способствует форма, применяемая при изучении новой темы «Обмен знаниями», при которой класс делится на группы. Каждая группа получает вопрос в рамках одной темы и набор источников. А затем самостоятельно работает с ними.

Хотелось бы предложить вниманию коллег описание одного из уроков, посвященных отечественной культуре XIX столетия.

Тема: «Золотой век русской культуры».

Цель: сформировать представление учащихся о развитии русской культуры в первой половине XIX века.

Задачи:

1) понять, как становление национального самосознания русского народа отразилось в творчестве деятелей культуры I половины XIX века, изучить творчество художников, архитекторов, композиторов, артистов данного периода ; 2) продолжить формирование умения самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки работы с таблицей, решения проблемных и творческих задач;

3) продолжить эстетическое воспитание на примерах памятников русской культуры I половины XIX века.

Тип урока: комбинированный интегрированный урок с применением ИКТ.

Оснащение урока: компьютер, проектор, фрагменты музыкальных произведений.

ХОД УРОКА:


  1. Оргмомент.

  2. Вступительная беседа.

Учитель. На уроках всеобщей и отечественной истории мы изучаем культуру стран и народов различных эпох. Что же входит в понятие «культура»? (Культура включает в себя образование, науку, литературу, живопись, архитектуру, музыку, театр).

На предыдущем уроке мы познакомились с развитием образования и науки первой половины XIX века. Давайте вспомним, как развивались они в то время.

  1. Повторение изученного материала.

1.Назовите типы учебных заведений, в которых можно было получить:

а) начальное образование (церковно-приходские школы);

б) среднее образование (гимназии);

в) высшее образование (университеты, институты, лицеи).

2. Соотнесите имя ученого и сделанное им открытие.


1) Н.М.Карамзин

А) автор неэвклидовой геометрии

2) Н.Н.Зимин

Б) синтез анилиновых красителей

3) Н.И.Лобачевский

В) метод гальванопластики

4) П.П.Аносов

Г) раскрыл древний секрет булатной стали

5) Н.И.Пирогов

Д) впервые применил наркоз

6) Б.С.Якоби

Е) создал 12-томную «Историю государства Российского»


  1. Изучение нового материала.

Учитель. Война 1812 года оказала влияние не только на политику и экономику России, она значительно изменила российское общество. Это ярко отразили литература и искусство I половины XIX века. В этот период творили великие русские писатели: Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Лермонтов, поэты-декабристы. Большой подъем испытывали архитектура и живопись, музыка и театр. Первая половина XIX века – время зарождения национальных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в литературе и музыке. Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Она усваивала передовые достижения зарубежного искусства. В свою очередь русская культура получила всемирное признание. Заняла почетное место в семье европейских культур. Это время справедливо получило название «Золотой век» русской культуры. Наш урок так и называется «Золотой век» русской культуры».

Сегодня на уроке мы должны понять:

  1. как становление национального самосознания русского народа отразилось в творчестве деятелей культуры I половины XIX века;

  2. познакомиться с выдающимися деятелями изобразительного, архитектурного, музыкального и театрального искусств;

  3. изучить их вклад в мировую культуру (демонстрация слайда)

Обратите внимание на план урока (на доске):

  1. Особенности развития.

  2. Живопись.

  3. Архитектура.

  4. Музыка.

  5. Театр.

1.Особенности развития.

Учитель. Быстрый рост русской культуры привел к тому, что течения, развивавшиеся в искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом. Какие это были течения? Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм (демонстрация слайда).

Работа над понятиями.

Задания по группам: «Используя приведенные слова и словосочетания, составьте определение понятий: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм (задание на слайде)».

1.Слова: направление, античное, искусства, в качестве, образца, использовавшее, наследие. (Классицизм – направление, использовавшее в качестве образца наследие античного искусства).

2.Слова: направление, излишней, изображением, отличавшееся, и идеализированным, чувствительностью, людей. (Сентиментализм – направление, отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей).

3.Слова: направление, стремлением, выступавшее против, и, идеальных, к изображению, чувств, канонов классицизма, героев, и характеризовавшееся. (Романтизм – направление, выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к изображению идеальных героев и чувств).

4. Слова: направление, в её типических, изображение, целью, действительности, ставящее, правдивое, чертах. (Реализм – направление, ставящее целью правдивое изображение действительности в её типических чертах).

Проверка задания.

Учитель. Как развивались эти течения? Классицизм развивался параллельно с романтизмом. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры. Так давай же знакомиться с ними.

- Экскурсоводами сегодня вы будете сами, ребята. Вам было дано опережающее задание: поработать самостоятельно с дополнительной литературой и ввести нас в прекрасный мир живописи, архитектуры, музыки, театра «золотого века» русской культуры.

- Но пока подготовимся к этому. Начертите таблицу (образец заготовки таблицы на слайде). По ходу урока вы будете заполнять ее самостоятельно.

2.ЖИВОПИСЬ.

Сообщение группы «Живописцы».

1-й ученик. Представителем классицизма I половины XIX века в живописи является Карл Брюллов. Самая знаменитая его работа «Последний день Помпеи». Центром мировой живописи в то время считалась Италия. Брюллов отправился в Италию учиться живописи и попал на раскопки г.Помпеи. Гулял по древнему городу, любовался фресками, и в его воображении вставала трагическая ночь 79 г. н.э., когда город был засыпан пеплом Везувия. В 1830 г. он решил создать картину на эту тему. Через 3 года картина совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию. В России она имела ошеломляющий успех. «И был последний день Помпеи/Для русской кисти первый день», - писал Пушкин.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

В 1833 г. картина на выставке в Париже получила золотую медаль.

2-й ученик. Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова. Более 20 лет он работал над картиной «Явление Христа народу» (демонстрация слайда). Иванов написал 200 эскизов, прорабатывая каждый образ. На переднем плане показана фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя. Картина была куплена Николаем I и подарена одному из музеев.

3-й ученик. Еще одно направление в русской живописи I половины XIX века – романтизм. В творчестве романтиков портрет занимает первое место. Портреты писались и художниками классицизма. На них изображались красивые дамы и знатные вельможи. Но душевный мир человека в них скрыт. Они не несут никакой информации, кроме принадлежности к высшему сословию. Чем характеризуется русский романтизм в живописи? Интересом к внутреннему миру человека.

Задание на слайде:

1) Перед вами два портрета, написанных в классическом и романтическом стилях. Попробуйте определить, к каким направлениям они относятся?

- Как вы определили? (По глазам: у классицистов взор устремлен в первую дальнюю точку, у романтиков – обращен внутрь себя).

2)Сравните два портрета А.С.Пушкина, созданных художниками-романтиками. Первый – работы Ореста Кипренского, выдающегося живописца I половины XIX века. Второй написан не менее известным и талантливым современником Василием Тропининым. Насколько разные эти портреты? Выскажите свое мнение о различии пушкинских портретов.

4-й ученик. В рамки академизма явно не вписывалось творчество Павла Андреевича Федотова – одного из родоначальников критического реализма в русской живописи. В своих картинах художник-сатирик с легкой иронией показывал бедных чиновников, проигравшихся офицеров, разорившихся дворян, стремившихся поправить состояние через выгодную женитьбу (демонстрация слайдов).

Широкой известностью пользуется картина Федотова «Сватовство майора» (демонстрация слайда). За картину Академия художеств присудила живописцу звание академика.

5-й ученик. Федотов нередко сопровождал свои картины стихотворными пояснениями. Это полотно он сопроводил стихами:

И вот извольте посмотреть,

Как в другой горнице

Грозит ястреб горлице,

Как майор толстый, бравый,

Карман дырявый,

Крутит свой ус:

Я, дескать, до денежек доберусь!

Лучшие коллекции художников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных музеев в России началось в 1852 году, когда открыл свои двери Эрмитаж. Он стал национальным музеем, доступным для публики.


3.АРХИТЕКТУРА

Учитель. После 1812 г. зодчие в архитектурных формах старались выразить величие и мощь победивших стран. Архитектурные сооружения I половины XIX века свидетельствуют о том, что зодчие творили свои работы в лучших традициях классицизма. Все европейские архитекторы, в том числе и русские, в это время стремились использовать формы античной культуры – арки, купола, колонны, которые придавали зданиям строгость и гармоничность.

Сообщение группы «Архитекторы».

1-й ученик. Казанский собор. Типичная для классицизма колоннада (протяженность 111 м). Связано здание собора с прилегающей площадью и Невским проспектом. Собор был задуман как памятник русской воинской славы, строился в честь освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского и был закончен накануне Отечественной войны. Здесь собраны трофеи 1812-1815 гг. В соборе погребен прах М.И.Кутузова.

2-й ученик. Адмиралтейство. Знаменитый русский зодчий А.Д.Захаров создал такое сооружение, которое являлось центром для выходящих из него трех главных улиц. Задача стояла перед ним сложная. Здание пришлось не строить, а реконструировать. Оно должно было рассказать о славе и истории русского флота. Захаров сохранил замечательный шпиль центральной башни и обогатил скульптурой ветров, кораблестроения. Кораблик Адмиралтейства стал символом города.

Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом Адмиралтейство

Зажгло бессмертную иглу

3-й ученик. По проекту Монферрана была возведена 47-метровая колонна из гранита – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года (демонстрация слайда). Триумфальные мотивы Александровской колонны были подхвачены в убранстве знаменитой арки Главного штаба, построенного по проекту крупнейшего зодчего Петербурга К.И.Росси (демонстрация слайда).

4-й ученик. Комиссию по восстановлению Москвы после пожара 1812 г. возглавил О.Бове. По его проектам была реконструирована Красная площадь, восстановлен разрушенный французами Кремль, сооружены здания Манежа, Большого театра (демонстрация слайда).


/Демонстрация слайда «Памятник Минину и Пожарскому»/

- Где и кому был воздвигнут этот памятник? (В Москве на Красной площади героям войны 1612 г. Минину и Пожарскому).

Скульптор И.П.Мартос, следуя традициям классицизма, облачил своих героев в античные одежды. Это был первый крупный скульптурный памятник в Москве. Более того, первый памятник, установленный в разоренной «Наполеоном первопрестольной».

5-й ученик. На волне патриотического настроения меняется к середине века и стиль архитектуры. Константин Андреевич Тон попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с золотыми куполами в русско-византийском стиле (демонстрация слайдов). Работы Тона понравились Николаю I. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен Храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. Создавался храм на народные деньги. Внутри стояли плиты, где были указаны все имена участников войны 1812 г.

Покровительство Николая I сыграло роковую роль для наследия Тона. Его творения стали рассматриваться как символ николаевского царствования. Именно этим объясняются нападки Герцена и других оппозиционно настроенных деятелей. После революции 1917 г. многие творения архитектора были разрушены. Уничтожение в 1931 г. Храма Христа Спасителя стало символом разрушения памятников культуры. В 60-ые годы по указу Н.Хрущева на его фундаменте был открыт плавательный бассейн «Москва». Заново храм отстроен в1994-1997гг.

4.МУЗЫКА

Сообщение группы «Музыканты».

Учитель. В I половине XIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту. В этот период зарождается русская национальная опера. Ее создателем считается М.И.Глинка. Не без основания критика сравнивает роль Глинки в истории русской музыки с ролью Пушкина в литературе (демонстрация слайда).

1-й ученик. Родился М.И.Глинка в 1804 г. в Смоленской губернии. В детстве он был слабым, болезненным ребенком. Первые годы жизни провел в имении отца, среди деревенской природы. Здесь мальчик узнал и полюбил народную песню. Огромное впечатление произвели на Глинку события 1812 г. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, его семья покинула имение. Много рассказов о героизме партизан услышал мальчик и навсегда проникся уважением к русскому народу.

2-й ученик. В домашнем быту родных Глинки часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалеку, был хороший оркестр, состоявший из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика потрясающее впечатление, после концертов он ходил рассеянный. «Музыка – душа моя», - писал композитор однажды.

Долг человеку Глинка видел в служении Родине и обществу, горячо любил народ. Михаил Иванович заявлял: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем» (дем.сл.).

3-й ученик. Центральное место в его творчестве занимают оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Именно от них в дальнейшем развились две ветви оперной классики: народная историческая музыкальная драма и сказочно-эпическая опера.

4-й ученик. 27 ноября 1836 г. в океан мировой музыки влилась опера «Жизнь за царя» (в настоящее время она называется «Иван Сусанин). «Иван Сусанин» - музыкальная героическая драма, впервые основанная на непрерывном музыкальном действии. Сюжетом послужило предание о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина (дем.сл.)

Учитель. Вспомните, какой подвиг совершил Иван Сусанин. (Иван Сусанин пожертвовал собой ради спасения молодого царя Михаила Федоровича Романова, которого пытался пленить польский отряд. Иван Сусанин согласился стать проводником, но завел поляков в непроходимые болота).

- Сейчас мы предлагаем вашему вниманию прослушать исполнение хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Хор славит родную землю и погибших героев, отстоявших свободу Руси.

5-й ученик. В первой половине XIX века одним из наиболее любимых видов музыкального искусства был романс. Широкую известность в середине 1820-х гг. обрёл романс «Соловей» на слова А.Дельвига. Прослушайте отрывок этого романса.

Музыку к романсу сочинил А. Алябьев. Жизнь его была полна превратностей. В

1825 г. он был несправедливо обвинён в убийстве во время карточной игры и арестован. Три года его держали в тюрьме, а затем сослали в Сибирь. Тяжёлые испытания не сломили Алябьева. Он много работает, организует духовой оркестр в Сибири, сочиняет симфонические и камерные произведения. Познакомившись с творчеством Огарева, композитор написал несколько замечательных песен («Кабак», «Изба»). Умер Алябьев в 1851г.

5.ТЕАТР

Сообщение группы «Театралы».

1-й ученик. Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла, все кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

А.С.Пушкин

2-й ученик. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них стали выступать и крепостные, и вольнонаемные актеры. Такие театры существовали, например, в Пензе и в Казани.

3-й ученик. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Выдающийся актер Михаил Семенович Щепкин до 33 лет был крепостным. Когда он получил вольную, его пригласили играть в труппу Каменского, давали хорошее жалование, но актер не согласился. Причиной была невыносимая обстановка, царившая за кулисами крепостного театра, известная по повести Герцена «Сорока-воровка». Дальнейшая судьба актера связана с Малым театром, созданным в 1824 г. (дем.сл.)

4-й ученик. Михаил Семенович первым стал играть без суфлера. Разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Были пьесы, в которых он переиграл все роли, включая молодых девушек. Щепкин утверждал, что играя, надо делаться тем человеком, в образе которого выходишь на сцену. Быть не подражателем, а художником, умеющим переживать внутреннюю достоверность, опирающуюся на знание человеческих типов.

5-й ученик. Однажды, исполняя роль Фамусова в «Горе от ума», М.С.Щепкин перевел все внимание публики с говорящего Чацкого на молчавшего Фамусова. Когда в 1831 г. артист подал заявление о возобновлении контракта с Малым театром, директор положил резолюцию «на 100 лет, только бы прожил».

М.С.Щепкин был тем актером, который сделал русский театр явлением не только культуры, но и общественной жизни. Щепкин заложил основы реалистической школы в русском театре.

IV. Рефлексия.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с выдающимися достижениями «золотого века» русской культуры и нашли связь между историческими событиями и произведениями культуры. Ведь еще древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Художественное изображение истории более научно и более верно, чем точное историческое описание. Поэтическое искусство проникает в самую суть дела, в то время как точный отчет дает только перечень подробностей».

- Как данный урок повлиял на ваше представление о «золотом веке» русской культуры. Что вас особенно поразило?

- Какими еще именами, не прозвучавшими на уроке, вы можете дополнить перечень деятелей культуры «золотого века»?

Задание группам (дем. сл.).

1 группа: составить синквейн по теме: «Золотой век русской культуры в живописи».

2 группа: составить синквейн по теме: «Золотой век русской культуры в архитектуре».

3 группа: составить синквейн по теме: «Золотой век русской культуры в музыке».

4 группа: составить синквейн по теме: «Золотой век русской культуры в театре».

Проверка задания.

V. Выставление оценок


VI. Домашнее задание: закончить таблицу, указав в ней персоналии и достижения деятелей Золотого века русской культуры, которых мы не отметили на уроке.























10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Золотой век русской культуры

Автор: Ахметова Эльмира Рафаиловна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 370781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "урок истории в 8 классе "Золотой век русской культуры I пол. XIX в." "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-istorii-v-8-klassie-zolotoi-viek-russkoi-kul-tury-i-pol-xix-v"
    ["file_id"] => string(6) "126439"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415177932"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок в 9 классе. «Золотой век русской культуры»."
    ["seo_title"] => string(43) "urok_v_9_klasse_zolotoi_vek_russkoi_kultury"
    ["file_id"] => string(6) "643083"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1703359187"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Учебный проект для 8 класса "Золотой век" культуры первой половине 19 века. "
    ["seo_title"] => string(80) "uchiebnyi-proiekt-dlia-8-klassa-zolotoi-viek-kul-tury-piervoi-polovinie-19-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "107101"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403167238"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к уроку литературы «Золотой век» русской поэзии» "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-zolotoi-viek-russkoi-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "220496"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434649012"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Золотой век русской культуры"
    ["seo_title"] => string(27) "zolotoi_vek_russkoi_kultury"
    ["file_id"] => string(6) "623913"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1674493227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства