kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Российское государство с IX до XV вв.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  «Российское государство с IX до  XV вв.»  входит  в темы «Русь в IX – начале XII в.» и «Русские земли и княжества в XII – середине XVв.». На изучение темы урока в 10 классе используется 1 час. Данный урок – один из уроков повторения (урок-игра). Данную разработку можно использовать в основной школе, проводить как внеклассное мероприятие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Российское государство с IX до XV вв.»»













Урок «Российское государство с IX до XV вв.»

































Пояснительная записка.

Место урока в учебном плане: урок «Российское государство с IX до XV вв.» входит в темы «Русь в IX – начале XII в.» и «Русские земли и княжества в XII – середине XVв.». На изучение темы урока в 10 классе используется 1 час. Данный урок – один из уроков повторения (урок-игра).

Используемые технологии: обучение в сотрудничестве (командная работа), здоровьесберегающая, использование в обучении игровых методов, личностно-ориентированное обучение. Данные технологии позволяют учащимся реализовать свой потенциал; способствуют развитию логического мышления, речи, волевых качеств, умения работать в команде. Использование разнообразных форм и методов работы позволяет снять психологическую и физическую нагрузку, а значит, защитить здоровье учащихся. Игра как вид деятельности характерен для подростков и интересен им, что позволяет развивать их личностные качества и коммуникативные навыки.

Принципы отбора содержания и логики структуры урока: принцип научности, системности, доступности, наглядности, сознательности, активности, учета возрастных особенностей.

Используемые методы и формы: словесные, наглядные, частично - поисковый.

Средства обучения: учебники, справочники, документы, презентация, записи на доске.

Ожидаемые результаты:

  1. Систематизация материала по теме в форме устных ответов, работы с картой.

  2. Анализ деятельности правителей Российского государства, оценка их деятельности.

  3. Проявление умения работать в команде.

Способы контроля: групповой, индивидуальный.

Тип урока: урок – игра (исторический турнир).

Данную разработку можно использовать на уроке истории в основной школе, как внеклассное мероприятие по предмету; можно наполнять другим историческим содержанием с учетом педагогических задач, возрастных особенностей и способностей детей.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Российское государство с IX до XV в.».

Задачи:

  1. Формирование целостного представления о роли и месте России и края в мировой истории.

  2. Повторение хронологии по теме, итогов деятельности правителей Российского государства.

  3. Проверка умения устанавливать причинно-следственные связи между событиями, анализировать деятельность правителей и давать оценку их деятельности, отстаивать свою точку зрения; систематизировать материал, полученный из разных источников, давать характеристику памятникам культуры, работать в команде. Способствовать развитию логического мышления, речи, волевых качеств, коммуникативных навыков.

  4. Способствовать воспитанию гражданственности, национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений учащихся, уважения к истории своей Родины и родного края.

Оборудование:

  1. Карта по истории Древнерусского государства, периода феодальной раздробленности, начала формирования единого государства.

  2. Презентации.

  3. Мультимедийная установка.







Методическая разработка урока.

Класс делится на 2 команды, участвующие в конкурсах (перед началом урока путем жеребьевки), члены каждой команды выбирают капитана; после проведения конкурсов подводятся итоги игры (учет баллов ведут капитаны команд). Оценка конкурсов проводится в соответствии с критериями:

Конкурс


Критерии оценки


Количество баллов

1 команда

2 команда

Расположите правителей в хронологической последовательности их правления.

За каждую правильную позицию – 1 балл.

(всего 5 баллов)



Соотнесите дату и событие.


За каждую правильную позицию – 1 балл.

(всего 10 баллов)



«Тёмная лошадка».



1-й шаг – 3 балла,

2-й шаг – 2 балла,

3-й шаг – 1 балл.



О каком событии идет речь?

Правильный ответ – 2 балла.



Знаете ли вы карту?


1). название княжества – 1 балл.

2). местоположеиие и природные условия – 3 балла.

3). занятия населения – 3 балла.

4). система управления – 5 баллов.



Памятники архитектуры.


1). название памятника -2 балла,

2). год создания – 2 балла,

3). правитель – 2 балла.




Кому принадлежат слова?

Правильный ответ – 2 балла.



Точка зрения.


Правильный ответ – 4 балла.



Прозвища.


Правильный ответ – 1 балл.



Конкурс капитанов.

От 0 до 5 баллов



Итого




Задания конкурсов выполняются в соответствии с очередностью.

Команда – победитель получает за урок оценку «5». Ведется индивидуальный учет деятельности на уроке: набравшие 5 квадратиков получают оценку «5», 4 –«4». 3квадратика дают возможность получить оценку «3» (выставляется по желанию ученика).

План (название конкурсов):

  1. Расположите правителей в хронологической последовательности их правления.

  2. Соотнесите дату и событие.

  3. «Тёмная лошадка».

  4. О каком событии идет речь?

  5. Знаете ли вы карту?

  6. Памятники архитектуры.

  7. Кому принадлежат слова?

  8. Точка зрения.

  9. Прозвища.

  10. Конкурс капитанов.

Эпиграф к уроку:

«Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю». М. И. Карамзин.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Создание спокойной, деловой обстановки.

Настраиваются на урок.

Постановка темы и цели урока.

Сообщает тему. Просит определить задачи на урок каждого ученика.

Определяют задачи на урок: повторить хронологию, деятелей, аргументировать точку зрения, проявить свои умения анализировать, сравнивать, работать в команде.

Проведение конкурсов.


Выполняют задания конкурсов, подводят итоги.

Подведение итогов урока.

Просит детей проанализировать достижение поставленной цели.

Дают оценку своей деятельности по достижению цели,

Выставляют оценку.

Рефлексия.

Предлагает выразить чувства, отношение к прошедшей игре.

Высказывают свое отношение к изученному, чувство сопричастности к истории, гордости за страну, к работе в команде.



Конкурсы.

  1. Расположите правителей в хронологической последовательности их правления.

1 команда: Рюрик; Дмитрий Донской; Мтислав Великий; Ярослав Мудрый; Иван I Калита.

2 команда: Святослав; Иван II Красный; Игорь; Владимир I; Юрий Долгорукий.

Ответы. Расположите правителей в хронологической последовательности их правления.

  1. команда:

    1

    4

    3

    5

    2

  2. команда:

3

1

4

5

2



  1. Соотнесите дату и событие.

Дата

Событие

1). 1327

А). Куликовская битва

2). 1238

Б). Восстание древлян

3). 1240

В). Первый письменный договор Руси

4). 988

Г). Восстание в Твери против баскаков

5). 1380

Д). Битва на реке Воже

6). 1147

Е). Невская битва

7). 1240

Ж). Основание Москвы

8). 911

З). Крещение Руси

9). 1378

И). Ледовое побоище

10). 945

К). Сражение на реке Сити





Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г

К

Е

З

А

Ж

И

В

Д

Б



  1. «Тёмная лошадка».

Для данного конкурса необходимо приготовить презентацию.

Задание: по представленной информации определить деятеля, о котором идет речь.

Задание выполняется за три шага:

1-й шаг – 3 балла, 2-й шаг – 2 балла, 3-й шаг – 1 балл.

Портрет деятеля.

I. Святослав.

  1. С лёгкой руки Карамзина князь считается древнерусским Александром Македонским.

  2. Предупреждал врага: «Иду на Вы!»

  3. Печенежский хан сделал из его черепа кубок, инкрустировал его и очень гордился своей победой.

II. Княгиня Ольга.

  1. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты.

  2. Город Искоростень запылал.

  3. Ввела уроки и погосты.

III. Юрий Долгорукий.

  1. Он не желал довольствоваться малым и постоянно стремился завоевать Великокняжеский престол и различные уделы.

2. В 1147 году, возвращаясь из похода на Новгород, он писал Святославу Ольговичу: «Прииде ко мне, брате, в Москов!»

3. Отравлен киевскими боярами.

IV. Иван I Калита.

  1. Хан Узбек тут же двинул на Русь 50-тысячное войско. К нему присоединил свои дружины и соперник Твери.

  2. При князе Москва становится духовным центром Руси. Это он в 1325 году позвал в столицу на жительство митрополита Петра Волынца.

  3.  От своего денежного богатства он, видимо, и получил прозвище …, что означает «денежный мешок», «кошель».

V. Владимир I Креститель.

  1. После захвата Херсонеса отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро...

  2. Сын князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы княгини Ольги.

  3. В былинах известен под именем Красно Солнышко, «ласковый князь».

VI. Дмитрий Донской.

  1. В 1374 году отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю.  

  2. В 1367 г. построил белокаменный Московский Кремль.

  3. Великое побоище на Дону положило на него яркий отблеск Александра Невского.

  4. О каком событии идет речь?

  1. По льду летели с лязгом, с громом,
    К мохнатым гривам наклоняясь;
    И первым на коне огромном
    В немецкий строй врубился князь.
    И, отступая перед князем,
    Бросая копья и щиты,
    С коней валились немцы наземь,
    Воздев железные персты… 

(5 апреля 1242 г., Ледовое побоище.)

  1. А на заре шестого дня
    В леса, в приют шатровых елей,
    Врага жестокого кляня,
    Бежали те, кто уцелели. 

    Пускай у русских меньше сил,
    Но страха Коловрат не знает,
    Уже свой меч он затупил,
    Он  меч монгольский поднимает.  

(Подвиг Евпатия Коловрата, нашествие Батыя на Рязань, 1237 г.)

  1. Знаете ли Вы карту?

Команды получают разрезанную карту периода феодальной раздробленности.

Задание: собрать карту и ответить на вопросы по карте.

1 команда

2 команда

Назовите княжество, обозначенное на карте цифрой 1.

Назовите княжество, обозначенное на карте цифрой 2.

Расскажите о местоположении и природно-климатических условиях княжества.

Расскажите о местоположении и природно-климатических условиях княжества.

Расскажите о занятиях населения.

Расскажите о занятиях населения.

Расскажите о системе управления в княжестве.

Расскажите о системе управления в княжестве.

1 – Владимиро-Суздальское княжество.

2 – Новгородская земля.



  1. Памятники архитектуры.

Для данного конкурса необходимо приготовить презентацию.

Задание: назвать памятник архитектуры и время его создания.

  1. Софийский собор в Киеве.

  2. Успенский собор во Владимире.

  3. Церковь Спаса на Нередице.

  4. Церковь Покрова на Нерли.

  5. Золотые ворота во Владимире.

  6. Золотые ворота в Киеве.

Ответы:

1.Софийский собор в Киеве.


1037 год, (1037-1041), Киев.

Ярослав Мудрый.

2.Успенский собор во Владимире

1158-1161, Андрей Боголюбский

3.Церковь Спаса на Нередице

1198, Новгород

4.Церковь Покрова на Нерли

1165, Андрей Боголюбский

5.Золотые ворота во Владимире

Андрей Боголюбский, 1158-1164

6.Золотые ворота в Киеве

Ярослав Мудрый, Киев, 1037



  1. Кому принадлежат слова?

  1. «Теперь узнал я истинного Бога».

  2. « Не в силах Бог, но в правде».

  3. «Иду на Вы!»

  4. «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!»

  5. «Приди ко мне, брат, в Москов».

  6. «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке».

  7. «Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибните, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».

  8. «Мертвые сраму не имут».

  9. «Коли нас не будет, то все ваше будет».

  10. «Уж лучше было вовсе не идти сюда против татар, чем, придя сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться».

Ответы:

1.«Теперь узнал я истинного Бога».

Владимир I Креститель, после крещения.

2.« Не в силах Бог, но в правде».


Александр Невский, 15 июля 1240г., обращаясь к дружине (Невская битва).

3.«Иду на Вы!»




Легендарное выражение знаменитого полководца Древней Руси великого князя киевского Святослава I Игоревича (955—972). Перед началом военных действий он посылал гонца к врагу с кратким посланием: «Хочу на вы идти» (в древнерусском языке винительный падеж совпадал с именительным). Таким образом, говоря противнику: «Иду на вас», Святослав сознательно предупреждал его о своих военных планах, что на первый взгляд противоречит здравому смыслу.

4.«Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!»

Александр Невский. Произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».

НО! Автор этих слов — советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899—1951), и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма: Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! (см.: Павленко Н. А. Александр Невский: Киноповесть //Собр. соч. Т. 4. М.,1954). Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вышел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

5.«Приди ко мне, брат, в Москов».

Как гласит Ипатьевская летопись, в 40-х годах XII столетия ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий присоединил Москву, тогда всего лишь небольшое поселение на границе его княжества, к своим владениям. «Приди ко мне, брат, в Москов», — писал Юрий своему троюродному брату и союзнику, новгород-северскому князю Святославу Ольговичу. Встреча состоялась 4 апреля 1147 года. В честь прибытия Святослава был задан «обед силен». Видимо, празднование запомнилось надолго, ибо с тех пор 4 апреля 1147 года считается официальной датой основания города.

6.«Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке».

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

7.«Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибните, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».

Ярослав Мудрый.

8.«Мертвые сраму не имут».


Как следует из летописи («Преподобного Нестора Российский летописец», СПб. 1863), с такими словами обратился к своим воинам выдающийся древнерусский полководец, князь Киевский (с 955 по 972) Святослав {Игоревич перед сражением с византийцами (970) под городом Доростол (сейчас болгарский город Силистрия): « Да не посрамим земли Русская, поляжем костьми тут - мертвый бо срама не имут».

9. «Коли нас не будет, то все ваше будет».

Подойдя к границам Рязанской земли, монголы отправили послов к Рязанскому князю Юрию с требованием подчиниться хану и платить ему дань. Князь же ответил послам, как всегда и везде отвечал русский князь: «Коли нас не будет, то все ваше будет». (Рязанский князь Юрий, оборона Рязани от Батыя).

10.«Уж лучше было вовсе не идти сюда против татар, чем, придя сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться».

Дмитрий Донской, Куликовская битва 8 сентября 1380г.



  1. Точка зрения.

  1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Используя исторические знания, приведите 2 аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и 2 аргумента, которыми можно опровергнуть её.

«Московские князья первой половины XIV в. (Юрий Данилович и Иван Калита) внешне были покорны ханам, но их политика была направлена на укрепление Руси, на собирание сил для борьбы против ордынского владычества в будущем».

  1. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Используя исторические знания, приведите 2 аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и 2 аргумента, которыми можно опровергнуть её.

«Государственность на Русь принесли варяги» » (Норманнская теория).

Ответы:

1.«Московские князья первой половины XIV в. (Юрий Данилович и Иван Калита) внешне были покорны ханам, но их политика была направлена на укрепление Руси, на собирание сил для борьбы против ордынского владычества в будущем».


Аргументы:

1). в подтверждение:

- московские князья укрепляли свое княжество, объективно закладывая основы для освобождения Руси от власти Орды;

- московские князья расширяли свои владения, закладывая основы для объединения русских земель вокруг Москвы; Юрий Данилович присоединил Можайск (1303),а Иван Калита - Галич, Углич, Белоозеро(1328), часть Ростовского княжества(1331).

- Иван Калита укрепил Московский Кремль;

- при Иване Калите Москва стала религиозным центром Руси (стала резиденцией митрополита); Митрополит Петр подолгу жил в Москве, Феогност окончательно переселился в Москву (1328).

- благодаря политике Ивана Калиты на время прекратились нашествия ордынцев на Русь; Иван Калита получил право сбора дани с русских земель.

2). в опровержение:

- Юрий Данилович, породнившись с ханом Узбеком, являлся проводником его политики на Руси; Был женат на Кончаке – Агафье – сестре хана Узбека.

- московские князья использовали все возможные способы в борьбе с другими князьями (дары ханам, наветы на противников) для получения ярлыка на великое княжение;

- Иван Калита не поддержал Тверь в период антиордынского восстания 1327г.;

- Иван Калита собирал дань со всех русских земель и отвозил её в Орду;

2. «Государственность на Русь принесли варяги» (Норманнская теория).

Аргументы:

1). в подтверждение:

- варяг Рюрик стал основателем династии древнерусских князей; Рюрик отождествляется с Рюриком Фрисландским.

- варяжские князья и их дружины контролировали важнейший торговый путь «из варяг в греки»;

- варяжские князья и их старшие дружинники-бояре составляли верхушку древнерусского общества;

- название народа и государства «русь» пришло к славянам вместе с варягами;

- имена первых князей –Олег, Игорь, Ольга – скандинавского происхождения.

2). в опровержение:

- название народа и государства «русь» имеет славянские корни;

- еще до призвания варягов в землях восточных славян правили местные князья;

- варяги не находились на более высокой ступени развития по сравнению с восточными славянами;

- в основе формирования Древнерусского государства лежали социально-экономические процессы, происходившие в восточнославянском обществе;



  1. Прозвища.

Объясните происхождение прозвищ:

  1. Дмитрий Донской.

  2. Ольга Мудрая.

  3. Иван I Калита.

  4. Ярослав Мудрый.

  5. Олег Вещий.

  6. Владимир Святой, Креститель, Красно Солнышко.

  7. Всеволод Большое Гнездо.

  8. Александр Невский.

  9. Андрей Боголюбский.

  10. Игорь Старый.

  11. Юрий Долгорукий.

  12. Иван II Красный.

  13. Владимир Мономах.

  14. Симеон Гордый.



  1. Конкурс капитанов.

Представьте, что Вы – Владимир Мономах, написавший «Поучение», обратитесь к потомкам от его имени.





  




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок «Российское государство с IX до XV вв.»

Автор: Хозова Татьяна Альбертовна

Дата: 28.06.2017

Номер свидетельства: 423386

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Технологическая карта "Российское государство в первой трети XVI века""
    ["seo_title"] => string(71) "tekhnologicheskaia_karta_rossiiskoe_gosudarstvo_v_pervoi_treti_xvi_veka"
    ["file_id"] => string(6) "643417"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1703706966"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pietr-1-rieformy-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "123908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414598041"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Жители Российского государства" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhitieli-rossiiskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "103279"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576542"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) ""Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства""
    ["seo_title"] => string(71) "iakutiia_v_xvii_viekie_vkhozhdieniie_v_sostav_rossiiskogho_ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "396777"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488339470"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Смута в Российском государстве "
    ["seo_title"] => string(32) "smuta-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "106395"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403005230"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства