kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Жители Российского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать  основные  группы  населения,  дать оценку Судебника 1497 года.

Основные понятия: феодально - зависимые крестьяне, Су­дебник, пожилое, привилегии, слу­жилое казачество.

Оборудование: иллюстрации с изображениями дома ре­месленника и боярина.

Ход урока I. Опрос домашнего задания.

Вариант 1 Тестирование по теме: Российское государство во второй половине XV - начале XVI в.               

Вариант 2. Могут быть предложены разноуровневые вопросы.

1 уровень

  • Покажите на карте «Образование и расширение Российского государства» княжества, вошедшие в состав России.
  • Назовите даты основных событий, которые про­изошли в период подчинения Новгорода Москве:
  • Поход Ивана III на Новгород.
  • Прибытие Ивана III в Новгород.
  • Новгородские послы назвали Ивана III «государем».
  • Конфискация земель новгородских бояр.
  • Как вы думаете, почему Марфа Борецкая и ее сто­ронники стремились к разрыву связей с Москвой?
  • Что означал отказ Ивана III выплачивать дань Орде?
  • Какие события внутри Русского государства по­зволяли хану Ахмату надеяться на победу в борьбе с Ива­ном III?

-   Как   было   свергнуто   монголо-татарское   иго? Сколько лет оно продолжалось? Каково значение этого со­бытия?

  • Какое политическое значение имел брак Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог?
  • Что такое централизованное государство? Какие централизованные учреждения власти появились в России в правление Ивана III? Каковы их функции?

2 уровень

  • Почему для Ивана III было важно ликвидировать в Новгороде вече? Каково значение присоединения Новго­рода к Московскому государству?
  • Расскажите о свержении ига золотоордынских ха­нов. Используйте в своем рассказе факты из прочитанных книг. Каково значение этого события?
  • Как вы думаете, почему литовские правители ак­тивно вмешивались в политические события, происходив­шие в русских землях?
  • Почему Иван III только после присоединения Тве­ри к Московскому княжеству принял титул «государя всея Руси»?
  • Как повлиял брак Ивана III с Софьей Палеолог на установление самодержавных порядков в России? Было ли такое влияние вообще?
  • Кого должна была возвеличить идея о Москве как «третьем Риме»? Что вы знаете об этом?
  • Охарактеризуйте органы государственного управ­ления, сложившиеся в XV-XVI вв. Какое значение они имели для централизации страны?
  • Каково значение образования централизованного государства?

II. Изучение нового материала.

План.

  1. Князья и бояре.
  2. Помещики.
  3. Ограничение свободы крестьян.
  4. Городское население.
  5. Появление служилого казачества.

Урок служит своеобразным продолжением темы «Образование централизованного государства».

1 вариант.

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника, в тетра­дях составляют развернутый план параграфа с последую­щим опросом.

2 вариант.

Объяснение учителя сопровождается творческими заданиями.

Пункт «Князья и бояре» излагается учителем в объ­еме учебника с последующей беседой:

-   Какие  пережитки  феодальной раздробленности сохранились к началу XVI века?

  • Чем объяснить живучесть пережитков феодальной раздробленности? Что между ними общего?
  • Чем отличается дворянство от боярства? Что меж­ду ними общего?

Предлагаем учащимся самостоятельно составить рассказ по картине «Смотр служилых людей», стр. 200.

Пункт «Ограничения свободы крестьян» рассматри­вается более подробно.

Выясняются причины ограничения прав крестьян:

  1. Дворяне были заинтересованы в появлении документа, который заставлял бы крестьян работать на земле и запрещал бы переходить к другому владельцу.
  2. Дворянам нужны были деньги вследствие того, что они постоянно несли воинскую службу. Крестьянам в поме­стье жилось хуже, чем в боярских вотчинах. Поэтому крестьяне и уходили с поместий в вотчины.

Учитель может познакомить учащихся с жизнью крестьян при помощи сюжетного рассказа и аппликацион­ного материала.

Путешествие по крестьянской деревне и усадьбе ремесленника в н. XVI века.

Вся жизнь людей была связана с землей. Земля пои­ла, кормила и одевала крестьянина. Труд земледельца был всегда тяжелым. Родились такие поговорки: «Без труда нет добра», «Где пашет сошка, там хлеба крошка». Сель­ский труд требовал знаний, опыта, многолетних наблюде­ний за явлениями природы. Этим объясняется распро­странение народных примет: «Если в мае дождь, то бу­дет рожь», «Когда березовый лист стал как мелкая мо­нета, пора пахать». Работа с сельским инвентарем тре­бовала сноровки, физической силы и опыта. При всей своей простоте соха требовала особого умения и навыка обра­щения с ней. Не всякий крестьянин мог настроить ее -отрегулировать сошники и полочку в меру. Русский кре­стьянин считал соху своей кормилицей и ласково называл ее «Андреевной»: «Полюби Андреевну будешь с хлебом».

После завершения полевых работ крестьяне обычно производили отбор и маркировку деревьев в лесу, из кото­рых намечали строить дом. Зимой деревья рубили и выво­зили из леса. Замерзший ствол был крепок, но достаточно сух. Твердая древесина плохо поддавалась удару топора, и потому зимой срубали только сучья. С наступлением вес­ны древесина становилась мягкой. В это время и рубили избы. Точно пригнанные бревна находились в срубе 2-3 ме­сяца. Под тяжестью своего веса они плотно прижимались друг к другу, медленно высыхая. Собранные в венец бревна составляли основу сруба. Затем начинались отделочные работы. Укладывали мох между бревнами. Пахнет в доме смолой - это потому, что строили из сосны и ели. А вот на крышу шла осина, потому что она не пропускает воду. Строили потолки, настилали деревянные полы. Дверь де­лали с большим порогом внизу и планкой наверху, так, чтобы холодный воздух как можно меньше проникал в дом.

Совсем иначе выглядели ремесленные дворы. Их ок­ружал огромный забор. Столбы забора врывали в землю и заостряли наверху, чтобы никто не смог перелезть. Для входа устраивали калитку или ворота, но непременно к воротам приставляли широкую доску — подворотню. Во дворе был расположены сад, огород, хозпостройки - ам­бар, хлев, сарай, мастерские и сам дом хозяина. От дома к воротам шла мощная дорожка. Позади дома на хоздворе была столярня, где делали мебель, ледник-подвал со льдом, мельница, поварская, баня и колодец. Как выглядел дом? Вход в дом всегда строили на юг, с крыльца входим на террасу с фигурными столбиками, а затем в сени - парад­ное, прихожее помещение. Вот граница или светлица -верхнее помещение в доме, это повалуша - кладовая для вещей. Горожанин имел печь с трубой. Она была из глины или кирпича, имела дымоходы; печь кормила и освещала дом.

День в старину начинался рано. С раннего утра за­тапливали печь. Кормили скотину. Ее считали полноправ­ным членом семьи, потому что она давала мясо, молоко, шерсть, кожи - все необходимые для жизни продукты. Гремят засовы на сундуках. Достают горожане еду из кладовых и погребов.

Обед начинался в 12 часов. Обедали в трапезной -просторной комнате. Перед обедом обязательно моли­лись. Садились за стол по старшинству: младшие за старшими. В чугунках на стол подавали пищу, так она долго не остывала. Хозяйка деревянным ополовником раз­ливала похлебку по деревянным мискам. Ели молча. Кроме похлебки обычно ели рыбу, грибы, кашу с маслом, овощи, ягоды, пироги.

После обеда все спали. После сна все работали. Женщины шили, пряли, ткали. Мужчины плотничали. Ве­чером, после бани, читали, слушали рассказы странников или просто отдыхали. Ужин был ранним, в 6 часов вечера. Наступление сумерек означало время ложиться спать.

Могут быть предложены вопросы:

  • Что нового вы узнали о жизни крестьян и горожан в н. XVI века?
  • Придумайте историю про героев картины Васне­цова «В горнице древнерусского дома»

III.    Подведение итогов урока.

Укрепление личной власти князя и дальнейшее формирование централизованного государства сопровож­далось появлением слоя служилых людей и началом закре­пощения крестьян.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Жители Российского государства" »

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ

Тема: Жители Российского государ­ства второй половины XV - начала XVI века

Задачи урока: Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года.

Основные понятия: феодально - зависимые крестьяне, Су­дебник, пожилое, привилегии, слу­жилое казачество.

Оборудование: иллюстрации с изображениями дома ре­месленника и боярина.

Ход урока I. Опрос домашнего задания.

Вариант 1 Тестирование по теме: Российское государство во второй половине XV - начале XVI в.

Вариант 2. Могут быть предложены разноуровневые вопросы.

1 уровень

  • Покажите на карте «Образование и расширение Российского государства» княжества, вошедшие в состав России.

  • Назовите даты основных событий, которые про­изошли в период подчинения Новгорода Москве:

  • Поход Ивана III на Новгород.

  • Прибытие Ивана III в Новгород.

  • Новгородские послы назвали Ивана III «государем».

  • Конфискация земель новгородских бояр.

  • Как вы думаете, почему Марфа Борецкая и ее сто­ронники стремились к разрыву связей с Москвой?

  • Что означал отказ Ивана III выплачивать дань Орде?

  • Какие события внутри Русского государства по­зволяли хану Ахмату надеяться на победу в борьбе с Ива­ном III?

- Как было свергнуто монголо-татарское иго? Сколько лет оно продолжалось? Каково значение этого со­бытия?

  • Какое политическое значение имел брак Ивана III с византийской принцессой Софьей Палеолог?

  • Что такое централизованное государство? Какие централизованные учреждения власти появились в России в правление Ивана III? Каковы их функции?

2 уровень

  • Почему для Ивана III было важно ликвидировать в Новгороде вече? Каково значение присоединения Новго­рода к Московскому государству?

  • Расскажите о свержении ига золотоордынских ха­нов. Используйте в своем рассказе факты из прочитанных книг. Каково значение этого события?

  • Как вы думаете, почему литовские правители ак­тивно вмешивались в политические события, происходив­шие в русских землях?

  • Почему Иван III только после присоединения Тве­ри к Московскому княжеству принял титул «государя всея Руси»?

  • Как повлиял брак Ивана III с Софьей Палеолог на установление самодержавных порядков в России? Было ли такое влияние вообще?

  • Кого должна была возвеличить идея о Москве как «третьем Риме»? Что вы знаете об этом?

  • Охарактеризуйте органы государственного управ­ления, сложившиеся в XV-XVI вв. Какое значение они имели для централизации страны?

  • Каково значение образования централизованного государства?

II. Изучение нового материала.

План.

  1. Князья и бояре.

  2. Помещики.

  3. Ограничение свободы крестьян.

  4. Городское население.

  5. Появление служилого казачества.

Урок служит своеобразным продолжением темы «Образование централизованного государства».

1 вариант.

Учащиеся самостоятельно читают текст учебника, в тетра­дях составляют развернутый план параграфа с последую­щим опросом.

2 вариант.

Объяснение учителя сопровождается творческими заданиями.

Пункт «Князья и бояре» излагается учителем в объ­еме учебника с последующей беседой:

- Какие пережитки феодальной раздробленности сохранились к началу XVI века?

  • Чем объяснить живучесть пережитков феодальной раздробленности? Что между ними общего?

  • Чем отличается дворянство от боярства? Что меж­ду ними общего?

Предлагаем учащимся самостоятельно составить рассказ по картине «Смотр служилых людей», стр. 200.

Пункт «Ограничения свободы крестьян» рассматри­вается более подробно.

Выясняются причины ограничения прав крестьян:

  1. Дворяне были заинтересованы в появлении документа, который заставлял бы крестьян работать на земле и запрещал бы переходить к другому владельцу.

  2. Дворянам нужны были деньги вследствие того, что они постоянно несли воинскую службу. Крестьянам в поме­стье жилось хуже, чем в боярских вотчинах. Поэтому
    крестьяне и уходили с поместий в вотчины.

Учитель может познакомить учащихся с жизнью крестьян при помощи сюжетного рассказа и аппликацион­ного материала.

Путешествие по крестьянской деревне и усадьбе ремесленника в н. XVI века.

Вся жизнь людей была связана с землей. Земля пои­ла, кормила и одевала крестьянина. Труд земледельца был всегда тяжелым. Родились такие поговорки: «Без труда нет добра», «Где пашет сошка, там хлеба крошка». Сель­ский труд требовал знаний, опыта, многолетних наблюде­ний за явлениями природы. Этим объясняется распро­странение народных примет: «Если в мае дождь, то бу­дет рожь», «Когда березовый лист стал как мелкая мо­нета, пора пахать». Работа с сельским инвентарем тре­бовала сноровки, физической силы и опыта. При всей своей простоте соха требовала особого умения и навыка обра­щения с ней. Не всякий крестьянин мог настроить ее -отрегулировать сошники и полочку в меру. Русский кре­стьянин считал соху своей кормилицей и ласково называл ее «Андреевной»: «Полюби Андреевну будешь с хлебом».

После завершения полевых работ крестьяне обычно производили отбор и маркировку деревьев в лесу, из кото­рых намечали строить дом. Зимой деревья рубили и выво­зили из леса. Замерзший ствол был крепок, но достаточно сух. Твердая древесина плохо поддавалась удару топора, и потому зимой срубали только сучья. С наступлением вес­ны древесина становилась мягкой. В это время и рубили избы. Точно пригнанные бревна находились в срубе 2-3 ме­сяца. Под тяжестью своего веса они плотно прижимались друг к другу, медленно высыхая. Собранные в венец бревна составляли основу сруба. Затем начинались отделочные работы. Укладывали мох между бревнами. Пахнет в доме смолой - это потому, что строили из сосны и ели. А вот на крышу шла осина, потому что она не пропускает воду. Строили потолки, настилали деревянные полы. Дверь де­лали с большим порогом внизу и планкой наверху, так, чтобы холодный воздух как можно меньше проникал в дом.

Совсем иначе выглядели ремесленные дворы. Их ок­ружал огромный забор. Столбы забора врывали в землю и заостряли наверху, чтобы никто не смог перелезть. Для входа устраивали калитку или ворота, но непременно к воротам приставляли широкую доску — подворотню. Во дворе был расположены сад, огород, хозпостройки - ам­бар, хлев, сарай, мастерские и сам дом хозяина. От дома к воротам шла мощная дорожка. Позади дома на хоздворе была столярня, где делали мебель, ледник-подвал со льдом, мельница, поварская, баня и колодец. Как выглядел дом? Вход в дом всегда строили на юг, с крыльца входим на террасу с фигурными столбиками, а затем в сени - парад­ное, прихожее помещение. Вот граница или светлица -верхнее помещение в доме, это повалуша - кладовая для вещей. Горожанин имел печь с трубой. Она была из глины или кирпича, имела дымоходы; печь кормила и освещала дом.

День в старину начинался рано. С раннего утра за­тапливали печь. Кормили скотину. Ее считали полноправ­ным членом семьи, потому что она давала мясо, молоко, шерсть, кожи - все необходимые для жизни продукты. Гремят засовы на сундуках. Достают горожане еду из кладовых и погребов.

Обед начинался в 12 часов. Обедали в трапезной -просторной комнате. Перед обедом обязательно моли­лись. Садились за стол по старшинству: младшие за старшими. В чугунках на стол подавали пищу, так она долго не остывала. Хозяйка деревянным ополовником раз­ливала похлебку по деревянным мискам. Ели молча. Кроме похлебки обычно ели рыбу, грибы, кашу с маслом, овощи, ягоды, пироги.

После обеда все спали. После сна все работали. Женщины шили, пряли, ткали. Мужчины плотничали. Ве­чером, после бани, читали, слушали рассказы странников или просто отдыхали. Ужин был ранним, в 6 часов вечера. Наступление сумерек означало время ложиться спать.

Могут быть предложены вопросы:

  • Что нового вы узнали о жизни крестьян и горожан в н. XVI века?

  • Придумайте историю про героев картины Васне­цова «В горнице древнерусского дома»

III. Подведение итогов урока.

Укрепление личной власти князя и дальнейшее формирование централизованного государства сопровож­далось появлением слоя служилых людей и началом закре­пощения крестьян.

IV. Выставление оценок за урок.

V. Домашнее задание: прочитать §24, ответить на вопросы на стр. 204. 91


Приложение №1

Тест. Российское государство во второй половине XV - начале XVI в. Вариант 1

1. На что была направлена политика Ивана III?

1) на завершение объединения русских земель; 2) на получение ярлыка на великое княжение;

3) на заключение союза с Золотой Ордой; 4) на расширение привилегий удельных князей

2. К чему привело столкновение русских войск с монголо-татарами на реке Угре?

1) к разорению русских земель; 2) к свержению монголо-татарского ига;

3) к лишению московских князей ярлыка на великое княжение;

4) к возобновлению уплаты дани Золотой Орде

3. О чем свидетельствовало появление на печатях Мос­ковского государства двуглавого орла?

1) Москва стала преемницей Византии;

2) охота с использованием хищных птиц стала любимым занятием московских правителей;

3) в России стали использовать печати при оформлении документов;

4) Московское княжество выделилось из состава Владимиро- Суздальского

4. В Российском государстве второй половины XV - XVI в., в отличие от Киевской Руси:

1) существовало вотчинное землевладение; 2) господствовало натуральное хозяйство

3) великий князь собственноручно занимался сбором дани;

4) действовали общегосударственные органы управления

5. Какое событие произошло позднее других?

1) принятие нового Судебника; 2) присоединение к Московскому княжеству Рязани и Смоленска;

3) присоединение к Московскому государству Нов­города; 4) образование Казанского ханства

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.


Понятие


Определение


1.Держава

А.

Золотой шар с короной или крестом;


2.Кормление;

Б.

Неограниченная власть правителя;


3.Самодержавие

В.

Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения






Тест. Российское государство во второй половине XV - начале XVI в. Вариант 2

1. На что была направлена политика Ивана III?

1) на полное свержение монголо-татарского ига; 2) на заключение союза с Золотой Ордой;

3) на завоевание побережья Балтийского моря;

4) на получение ярлыка на великое владимирское княжение

2. К чему привел поход Ивана III на Новгород в 1477 г.?

1) к возобновлению феодальных усобиц; 2) к падению авторитета московских князей;

3) к конфликту московского князя с митрополитом;

4) к присоединению Новгорода к Московскому кня­жеству

3. О чем свидетельствовало принятие Иваном III титу­ла «Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси»?

1) о принятии княжеской семьей православия;

2) о возвышении великокняжеской власти;

3) о возвращении в состав Российского государства всех земель Киевской Руси;

4) о возникновении республиканской формы правления

4. Во второй половине XV - XVI в., в отличие от сере­дины XIII в., на Руси:

1) сложилась общегосударственная система управления;

2) господствовало натуральное хозяйство;

3) усилились междоусобные конфликты;

4) существовала монархическая форма правления

5. Какое событие произошло ранее других?

1) принятие нового Судебника;

2) присоединение к Московскому княжеству Рязани и Смоленска;

3) «Стояние на реке Угре»; 4) образование Казанского ханства

В1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие

Определение

1. Местничество

А. Государство, в котором происходит политическое и экономическое


объединение всех земель вокруг сильной центральной

власти

2. Централизованное госу-

Б. Порядок назначения на государственные должности в зависимости

дарство

от знатности происхождения

3. Уезд

В. Административно-территориальная единица в России, сложившаяся в


процессе образования единого Русского государства












Приложение №2

Придумать историю про героев картины Васне­цова

«В горнице древнерусского дома»




Самостоятельно составить рассказ по картине «Смотр служилых людей»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Жители Российского государства"

Автор: Умарова Зинеп Сарсингалиевна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект урока по окружающему миру "Я - гражданин России", 3 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-ia-ghrazhdanin-rossii-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106710"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403074020"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока по географии.  Тема урока: Население станицы Бессергеневской Ростовской области. "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-uroka-nasielieniie-stanitsy-biessierghienievskoi-rostovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "196122"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427998420"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "конспект урока по окружающему миру на тему " Петр 1. Реформы в Российском государстве". "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-pietr-1-rieformy-v-rossiiskom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "123908"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414598041"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока окружающего мира по теме "Путешествуем по родной стране" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-putieshiestvuiem-po-rodnoi-stranie"
    ["file_id"] => string(6) "105918"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402924116"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "конспект урока толерантности "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "235325"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443676411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства