kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смута в Российском государстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока "Смута в российском государстве" для учащихся 7 класса. Основная цель урока: показать высокую гражданственность и патриотизм русского народа в период Смутного времени. Урок изучения нового материала предполагает работу учащихся в группах, работу с историческими документами, портретами, картой, хронологией, показ презентации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смута в Российском государстве »

Методическая разработка урока истории России в 7 классе по теме: "Смутное время (1598-1613 гг.)"


Цели:

  1. Дать представление о настроениях российского общества в первой половине XVII века;

  2. Показать высокую гражданственность и патриотизм русского народа в период Смутного времени;

  3. Сформулировать активную гражданскую позицию современного российского гражданина.

Задачи:

  1. Определение причин возникновения, целей, значения народных движений в Смутное время;

  2. Развитие у учащихся навыков работы с историческим материалом, коммуникативных навыков работы в группе;

  3. Воспитание гражданственности и патриотизма на героических примерах К.Минина и Д.Пожарского, чувства сопереживания и сообразности мышления.

План урока:

  1. Краткое изложение исторических событий Смутного времени – рассказ учителя;

  2. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с историческими событиями;

  3. Работа в группах по индивидуальным заданиям для каждой группы;

  4. Рефлексия.

Оборудование:

  1. Учебное пособие: “История России” под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.

  2. Раздаточный материал: отрывки из исторических документов, цитаты участников событий, выдающихся историков и современных деятелей о событиях начала XVII в.

Основная форма организации деятельности учащихся на уроке – групповая работа. Ученики класса разбиты на 4 творческие группы.

Структура урока

1.Вводная речь учителя о теме, целях, задачах урока (1-2 минуты).

2.Исторический рассказ о событиях Смутного времени, сопровождаемый показом : карты, текстов, портретов участников событий (10 минут).

3.Беседа с учащимися по заданиям на основе рассказанного материала (5 минут).

4. Работа в группах. - 20 минут (на каждую группу – по 3-5 минут).

5. Подведение итогов. (2-3 минуты).

Ход урока 1. Вводная речь учителя.

На доске имеются следующие записи:

Смутное время (1598-1613) гг.

Периодизация царей Смутного времени:

1598-1605 гг. – Борис Годунов

1605 г. – Лжедмитрий I

1606-1610 гг. – Василий Шуйский

1610- 1612 гг. – “Семибоярщина”

1613 г. – Михаил Романов

Освободительная борьба:

1609-1611 гг. – оборона Смоленска

1611-1612 гг. – создание народного ополчения под предводительством

Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского и освобождение Москвы

2. Исторический рассказ (содержание конспекта):



Причины Смутного времени коренились в самом строе Московского государства XVI века:

1) династический кризис;

2) тяжелое экономическое положение (1601-1602 гг. – голодные)

После смерти Ивана IV началась жестокая борьба за власть. Сначала царствовал его сын Федор Иванович, но фактически власть принадлежала царскому опричнику Борису Годунову, которого в 1598 г. Земский собор избрал на царство.

Борис Годунов:

Мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении, “светлодушный”, по современному определению, Борис был чуток к добру и злу, к правде и лжи, он не любил насильников и взяточников, не любил пьяниц, развратников. Воспитанный в среде опричников, он тем не менее совсем не был на них похож. За время его правления двор стал тихим, трезвым, добрым. На интриги он отвечал не кровавыми казнями, а ссылками, казнил – по суду. Власть держал твердо. Он был популярен, страна испытала облегчение. Население после опричнины и опустошения земель возвращалось, торговля в городах оживилась. Москва расстроилась. Ропот зависти и злобы распространялся среди его врагов. Неожиданно (1591г.) умер малолетний царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Приписали Годунову. Началось движение “За истинного царя Дмитрия Ивановича” (В.О. Ключевский)

После того, как Годунов отверг план объединения России и Польши и приступил к строительству Смоленской крепости для обороны, московские бояре вступив в сговор с польскими и литовскими магнатами, предложили Лжедмитрия.

Лжедмитрий I:

Монах Чудова монастыря, Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, тайно поклялся папе Римскому (1601 г.), что став царем обратит Россию в католическую веру (В.О.Ключевский).

Лжедмитрий обручился с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Его поддержал и народ и церковь. В 1604 г. войско самозванца выступило из Львова. Все присягали ему на верность. В 1605 г. Годунов неожиданно умер и Лжедмитрий воцарился на престол. Но пробыл только один год. Поляки расхищали казну, оскорбляли национальное достоинство, религиозные чувства русского народа. Движение сопротивления против него возглавил боярин Василий Шуйский. Лжедмитрий был убит, на престоле оказался В.Шуйский (1606-1610 гг.)

Василий Шуйский:

При вступлении на престол ему было за пятьдесят. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Василий повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых Василий выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Народный суд приговорил его к смерти, С терпением и мужеством Василий пошел на казнь и, не ожидая спасения, бестрепетно сказал народу: “- Умираю за веру и правду!”. Народ великодушно простил и заменил смертную казнь ссылкой в Вятку, после чего московские торговые люди вернули его ко двору, а бояре согласились выбрать его в цари. Знатность его рода, как старейшей отрасли св. Александра Невского, содействовала уважению к его речам, когда он говорил о том, что царь Лжедмитрий изменяет православию, что у него уговор разорить церкви и построить вместо них костелы (Н.И.Костомаров).

В 1607-1608 гг. появился Лжедмитрий II. Народ снова поверил. Весть о том, что царевич жив, быстро разнеслась по округе. Поляки с новым Лжедмитрием двинулись на Москву. Сдавались город за городом и пополнялось войско самозванца. Основную часть войска составляли казаки. В июне 1608 г. подошли к Москве, разбили лагерь в с.Тушине. Поляки привезли Марину Мнишек на опознание, она поддалась на уговоры и опознала в нем своего мужа. Эта весть быстро разнеслась по Руси. На стороне Лжедмитрия II были Псков, Суздаль. Углич. Ростов, Ярославль. Тверь и др. города.

В 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Лжедмитрий II сбежал в Калугу. Где был убит.

В.Шуйский обратился за помощью к Шведскому королю, пообещав ему Корелу и участок Балтийского моря. Появился Лжедмитрий III, который со своим войском пошел на Москву с Запада. В 1610 г. Василий Шуйский был свергнут, а в 1611 г. шведы захватили Новгород.

Семибоярщина”:

Власть перешла в руки группы семи бояр. В августе 1610 г. они заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол его сына королевича Владислава и осенью впустили поляков в Москву.

Положение страны стало тяжелым. Развернулось широкое движение – против поляков. Центром сопротивления стала Троице-Сергиева лавра. Рассылались призывные грамоты встать на защиту Родины. С 1609 по 1611 гг. длилась оборона Смоленска против польского войска атамана Ходкевича.

Первое народное ополчение возглавили дворянин Ляпунов и князь Трубецкой. Но это ополчение потерпело поражение.

В 1611 г. в Нижнем Новгороде собралось второе ополчение, его возглавили князь Дмитрий Михайлович Пожарский и посадский староста Козьма Минин.

К.Минин и Д.Пожарский:

В Нижнем Новгороде выступил перед собранием выбранный нижегородский староста Козьма Захарыч Минин-Сухорук. На всенародной сходке у собора говорил народу:

Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших. Будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет нам от русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников”.

Князь Пожарский находился в своей вотчине за 120 верст от Нижнего Новгорода, и едва оправился от ран, полученных в Москве при участии в первом народном ополчении. К нему прибыли нижегородского Печерского монастыря архимандрит Феодосий и дворянин Болтин с посадскими людьми приглашать его сделаться начальником ополчения. Которое затевалось в Нижнем Новгороде. Князь Пожарский отвечал: “- Рад за православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мною быть у великого дела, ведал бы казну на жалованье ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый – Козьма Минин-Сухорук. Ему такое дело за обычай” (Н.И.Костомаров).

Руководители выработали программу ясную, патриотическую, был объявлен сбор средств и разосланы грамоты с призывом на борьбу. Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. К.Минин возглавил “Совет всей земли”. Князь Д.Пожарский возглавил войско.

В 1612 г. ополчение, расширившись (шли через Ярославль, обошли Москву западнее, отрезав путь польскому войску атамана Ходкевича), подошло к Москве. Поляки, засевшие в Москве, не желали сдаваться. Гуманное предложение сдаться было отвергнуто, началась осада Китай-города. Через 2 месяца Кремль сдал оружие. Москва была освобождена. Освобождение Москвы (22 октября 1612 г.) вызвало резкий патриотический подъем среди населения и привело к изгнанию захватчиков со всей земли.

Имена Минина и Пожарского увековечены. Позднее через 200 лет им был поставлен памятник перед собором В.Блаженного на Красной площади в Москве с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. 1818 г.”.

В 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, племянника царя Федора Ивановича по женской линии.

3. Беседа с учащимися по заданиям на основе рассказанного материала. 4. Работа в группах:

Учащиеся разбиваются на 4 группы, получают задания для каждой группы.

После обсуждения данного им задания (3-5 минут) каждая группа представляет ответ (3-5 минут).

5. Подведение итогов.

Учитель просит ответить учеников на следующие вопросы:

Какие факты, сведения, о которых вы узнали на уроке, произвели на вас наибольшее впечатление, заставили задуматься?

Чем понравилась (или не понравилась) работа в группе?

Какая информация кажется Вам наиболее достоверной, запоминающейся: изученная самостоятельно из исторических источников или прочитанная в книге?

Выставление отметок.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1.


УТВЕРЖДЕНИЯ

В НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ

В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ

1. Смута – это период в истории России, начавшийся после прекращения династии Рюриковичей.



2. Борис Годунов был убит при взятии Москвы Лжедмитрием.



3. Король Польши помогал Лжедмитрию 1 своими войсками.



4. Лжедмитрия I называли «тушинским вором».



5. Следующим после Лжедмитрия правителем страны стал Василий Шуйский.



6. Женой обоих самозванцев была полячка Марина Мнишек.



7. Бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава.



8. Народное ополчение против польских войск возглавили К.Минин и Д.Пожарский.



9. Смута закончилась избранием на престол Михаила Романова.



10. Михаил Романов являлся родственником последнего царя из династии Рюриковичей Федора Ивановича.




Приложение№ 2.

БОРИС ГОДУНОВ (1598-1605).

Зять палача и сам в душе палач…

…он правит нами,

Как царь Иван (не к ночи будь помянут).

Что пользы в том, что явных князей нет…

Уверены ль мы в бедной жизни нашей?

Нас каждый день опалы ожидают,

Тюрьма, Сибирь, клобук иль кандалы.

А там – в глуши голодна смерть иль петля.

Пушкин А.С.

«А царь Борис красотой славился, внешностью своей, превзойдя многих, роста он был среднего, человеком он был достоянным удивления, большим умом отличался и был весьма красноречив, благочестив и нищелюбив. Многое он делал на благо государства своего и большую заботу проявлял и всякие диковинки создавал. Один только имел недостаток, а от Бога наказание: к врачевателям сердечное расположение и к власти неукротимое стремление и на убийство бывших до него царей покушался, потому и принял возмездие. Таков был царь Борис».

Из «Летописной книги» князя Семена Шаховского

Точка зрения историков:

«Борис не был человек злой, делать другим зло для него не составляло удовольствия, ни казни, ни крови он не любил. Борис даже склонен делать добро, но это был человек из тех недурных людей, которым всегда своя сорочка к телу ближе и которые добры до тех пор, пока можно делать добро без ущерба для себя; при малейшей опасности они думают уже только о себе и не останавливаются ни перед каким злом».

Костомаров Н.И.

«Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверия; его подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным».

Ключевский В.О.

«Мягкий, любезный, склонный к привету и ласке в личном обращении…, Борис был чуток к добру и злу, к правде и лжи; он не любил насильников и взяточников, как не любил пьяниц и развратников. Он отличался личной щедростью и охотно приходил на помощь бедным и обездоленным.…Соединяя с большим умом административный талант и житейскую хитрость, Борис сумел внести в жизнь дворца и в правительственную практику совершенно иной тон и новые приемы. Вместо обычных для царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни», от царя Федора и Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но… власть он держал твердою рукой и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними».

Платонов С.Ф.

«“… Иван Грозный привел страну в пропасть, и все же в народной памяти он остался ярким и сильным человеком. Борис Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку это ему не удалось, он остался в народной памяти лишь изворотливым, лукавым, неискренним человеком.

Борис Годунов сделал первую до Петра попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Запада. В Россию приезжает значительное количество иностранных специалистов. Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было…

Голод погубил Бориса».

Кобрин В.Б.



Приложение№ 3.

ЛЖЕДМИТРИЙ 1 (1605-1606)


«Был некто из жителей – поселян Галичской области, сын боярский из людей служивых, по имени Григорий, а по прозванью Отрепьев. Он намеревался сначала стать монахом, и дослужился до чина дьяконского.…И под именем ложным отправился он сначала в Литву и там, благодаря хитрому уму своему, всех обманул. И потом простодушных людей русских прельстил и царя московского Бориса сверг, и царство у него отнял».

Из Хронографа 1617 года


«Расстрига (Лжедмитрий 1) же ростом невысок, в груди широк, руки крепкие. Лицо же его отражало царского достоинства, слишком простое имел обличье, а тело его было очень смуглым. Но остроумен, и более того – в книжной науке достаточно искусен, словоохотлив, против врагов своих храбр, смел, весьма мужественен и силен и к воинам своим благосклонен».

Из «Летописной книги» князя Семена Шаховского

«Пока Бог терпел это и допускал, он пришел из Северских земель в град Москву, мать всех городов русских, объединив многие силы безбожных литовцев с перешедшими на его сторону воинами Российской державы, которые были ранее под властью русского царя и были поставлены для защиты против того самозванца.…Переметнувшись справа налево, они подчинились воле обманщика: одни соблазнились его лукавой лестью, другие же и вправду думали, что он царь… к тому же всем было невмоготу Борисово жестокое царствование… обманутые надеялись при нем отдохнуть и хоть немного успокоиться. Но в надеждах и упованиях все обманулись….Хранилища всех ранее собранных царских сокровищ, даже до золотых и серебряных монет, увы, все он опустошил без порядка и рассмотрения не в меру расточительно, все считая за глину, а не за серебро, и раздавая драгоценности: ясно было, что он над ними не трудился; а их число невозможно выразить и многими десятками тысяч; думаю, что их количество превысит и множество песка». Из «Временника» Ивана Семенова

Точка зрения историков:

« 20 июня в прекрасный летний день, самозванец вступил в Москву торжественно и пышно. Впереди поляки…далее барабанщики и полки россиян, духовенство с крестами и Лжедмитрий на белом коне, в одежде великолепной, в блестящем ожерелье.…Звонили во все колокола московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также усыпаны зрителями. Видя Лжедмитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй, отец наш, государь и великий князь Дмитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия!..»

Карамзин Н.М.


«…Он стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев и обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей».

Пушкарев С.Г.


«Первый самозванец правил деятельно и твердо, но и он не оправдал боярских ожиданий. Он действовал слишком самостоятельно, проводил свои особые планы независимо от бояр…и - что было для них всего досаднее - приближал к себе незнатных людей и иностранцев».

Ключевский В.О.


«…Ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. Потому-то он так легко и был свергнут с престола».

Кобрин В.Б.


Приложение№ 4.


ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ (1606-1610)


«В последние годы текущего времени Шуйский, по имени Василий, называемый царем всей Руси, сам себя, избрав, сел на престол имевших верховную власть, первых самодержцев, думаю, без Божия избрания и без его воли и не по общему из всех городов Руси собранному народному совету, но по своей воле…»

Из «Временника» Ивана Семенова


«А царь Василий ростом невысок, лицом некрасив.…Очень скуп и упрям. В тех только заинтересован был, которые ему в уши ложь на людей нашептывали, он же с радостью ее принимал и с удовольствием слушал, к тем стремился, которые к волхованию склонность имели».

Из «Летописной книги» князя Семена Шаховского


«В 1606г. на четыре года российский престол достался Василию Ивановичу Шуйскому, или Василию IV. Ему было уже 54 года. Царь внешне совсем непривлекателен: худенький, приземистый старичок с подслеповатыми слезящимися глазами, длинным горбатым носом, большим ртом, морщинистым лицом, жидкой бородкой и редкими волосами. Новый правитель отличался подозрительностью, завистью, был хитер, суеверен, мстителен, крайне мелочен, скуп, не выделялся умом, но напористо шел к выполнению цели в борьбе за власть, лгал, интриговал, постоянно менял свои позиции, угодничал, совершал промахи и не раз терпел поражения.

При Иване Грозном молодой Василий ничем себя не проявил, оставался в тени. Борис Годунов не обращал на него внимания, а Шуйский во всем повиновался и тайно плел интригу заговора.

Он был лицедеем: сначала выступал против Лжедмитрия, подтверждая, что царевич погиб, затем, наоборот, поддержал самозванца, а позже отказался от своих слов, составил очередной заговор и победил».

Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории.


«После царя – самозванца на престол вступил царь-заговорщик».

Ключевский В.О.





Приложение 5.


В скобках дана нумерация групп.


О ком из деятелей периода Смуты могли сказать:

-«боярский царь» (1)

- «испечен в польской печке, а заквашен в Москве» (2)

- «тушинский вор» (3)

- «не способнейший, а удобнейший» (4)

- «большой воевода»? (5)


О ком идет речь? Какие события связаны с данными характеристиками?

- Красавец, талантлив, полководец, патриот! Ну, чем не царь? (1)

- Всплакнула, да и признала в…мужа своего, но тайно…(2)

- Его звали, да отец не пустил. (3)

- В Москву он вошел под колокольный звон, а вышел…(4)

- Тень Грозного меня усыновила,

… из гроба нарекла,

Вокруг меня народы возмутила

И в жертву мне Бориса обрекла…(5)


Приложение№ 6.

Выберите из приведенных ниже цитат ту, которая, по вашему мнению, лучше всего передает смысл и значение темы «Смутное время в России» или части данной темы, характеризует ее. Поясните свой выбор.

Түбәндә китерелгән өзекләрдән “Россиядә болгавырлык чоры” темасына туры килгәнен сайлап алыгыз. Ни өчен сайлаганыгызны аңлатыгыз.

1. Вселенский опыт говорит,

что погибают царства

не оттого, что тяжек быт

или страшны мытарства.

А погибают оттого

(и тем больней, чем дольше),

что люди царства своего

не уважают больше.

(Булат Окуджава)


2. Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима.

(Наполеон I)


3. Пока у власти стоит бессилие, царит повсюду одно насилие.


4. Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.

(Н. Макиавелли)


5. Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого.

(Н. Макиавелли)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Смута в Российском государстве

Автор: Хачатурян Наталья Михайловна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106395

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Рабочий лист по теме "Новые явления в экономике Российского государства в XVII веке""
    ["seo_title"] => string(94) "rabochii-list-po-tiemie-novyie-iavlieniia-v-ekonomikie-rossiiskogho-ghosudarstva-v-xvii-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "282014"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453637766"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Кризис государства и общества. Смутное время». "
    ["seo_title"] => string(51) "krizis-ghosudarstva-i-obshchiestva-smutnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "100884"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402397960"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "конспект урока  истории упущенные возможности смутного времени "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-istorii-upushchiennyie-vozmozhnosti-smutnogho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "236612"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444125986"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Дворцовые перевороты на пути формирования российского самодержавия "
    ["seo_title"] => string(75) "dvortsovyie-pierievoroty-na-puti-formirovaniia-rossiiskogho-samodierzhaviia"
    ["file_id"] => string(6) "232110"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442753843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства