kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целями урока является ознакомление учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснение причины и основные этапы вхождения Якутии в состав российского гос-ва; на примере достойных землепроходцев воспитание чувство любви к Родине. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"»

Урок "Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"

Горохова Дария Георгиевна, учитель истории

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории и обществознания

Оборудование:

  • Класс, компьютером, включая мультимедийный проектор с демонстрационным экраном.

  • Учебное пособие "История Якутии" Васильев Н.И. Якутск: Бичик, 2004.

  • Карта "Продвижение России в Сибирь" или "Карта России"

  • Презентация "Якутия в XVII в.: вхождение в состав Российского государства"

Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав российского гос-ва; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине.

План урока:

  1. Открытие Ленского края русскими землепроходцами

  2. Первые годы колонизации

  3. Географические открытия русских землепроходцев

  4. Историческое значение вхождения Якутии в состав Российского государства

Основные понятия: ясак, колонизация, аманат.

Предварительная подготовка: Сообщение учащегося "Петр Бекетов - основатель города Якутска".

Ход урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.

Краткая беседа о продвижении русских в Сибирь в XVI-XVII вв, далее привести учащихся к выводу о том, что Россия не всегда была такой огромной, что ее территория расширялась, что в ее состав вливались многие народы и какое значение это имело.

Далее объявляется тема урока, и формулируются учебные задачи (цели) урока.

II. Изучение нового материала.

Открытие Ленского края русскими землепроходцами

Общая теоретическая часть материала урока не является новой для учащихся, и поэтому новый материал можно разобрать методом беседы, акцентируя внимание на основные понятия и записывая их в рабочую тетрадь. (слайд 4-5)

В 1582 г русскими казаками под предводительством Ермака было разгромлено Сибирское ханство Кучума, началось быстрое продвижение в Сибирь. В конце XVI в. на реке Енисей были построены 3 острога: Мангазея, Туруханск и Енисейск, ставшие базой для дальнейшего продвижения на восток.

Здесь служилые люди получали от местных тунгусов сообщения о "якольской земле". Одним из первых, кто принес эти сообщения, был тунгусский вождь Илтик.

В 1619 г Илтик рассказал о якутах, живущих на реке Лин (по эвенк. - Большая река), которые имеют лошадей и судна. Для проверки слухов была снаряжена Мангазейская экспедиция в 40 чел. во главе с Пантелеем Демидовичем Пянда. Экспедиция прошла по Нижней Тунгуске до Вилюя, по нему пришли на Лену и в 1642 г вернулись в Мангазею.

Из доклада Пянда:

"Та великая река Лена угодна и пространна, и людей по ней розных земель кочевных и сидячих, и соболей: много: Славнее и люднее тое реки нет:"

Заполнение таблицы "Экспедиции землепроходцев" (слайд 6).

В Москве заинтересовались докладом Пянды и решили отправить военную экспедицию. Задание: заполнить таблицу используя учебник стр 25-27

Дата

Имя

Ход и итоги экспедиции

1628-29, 1632

Антон Добрыньский, Мартын Васильев

С Ниж.Тунгуски перешли на Чону и Вилюй, проникли на р.Лену и Алдан. Собрали пушнину и вернулись в Тобольск.

1631

Иван Галкин

Ватага И.Галкина добралась из Енисейска до Лены и проплыла до "якутской землицы". Совершили поход по Алдану и вверх по Лене, собирая пушнину

1632

Петр Бекетов

Прибыл на смену Галкину из Енисейска. Посылал служилых людей на стругах по Лене и привел "под государеву руку" местные племена.

Сообщение учащегося "Петр Бекетов - основатель города Якутска".

Работа с документом - письмо П.Бекетова - и выполнение и беседа по вопросам к нему (слайд 7)

": Сентября в 25 день по государеву указу: поставил я, Петрушка, с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальнейней украине и для ясачного сбору, для приезду якуцких людей, а преж того на Лене реке и в Якуцкой земле государева острога не бывало нигде, а поставил государев острог новый острожек я, Петрушка, против якуцкого князца Мымакова улуса и меж иными многими улусами среди всей земли"

Кто написал это письмо? Какому царю?

Хронология Якутского острога (слайд 8).

25 сентября 1632 г основание г.Якутска

Петр Бекетов заложил острог в 70 верстах ниже современного Якутска.

Иван Галкин перенес острог выше, около с.Суотту

В 1643 г Петр Головин перевез его на Еюков луг

В 1681 г И.Приклонский перевез его около озера Сайсары

Работа с учебником:

Прочитать в чем состояла главная цель освоения русских Сибири и Якутии (слайд 9 и стр.28-30 учебника).

Цель - "мягкая рухлядь" - пушнина - валюта XVII в. Во 2-й пол. XVII в пушнина занимала 1/3 доходов государства. Еще не были разведаны месторождения золота и серебра, и их в основном заменяли меха ("мягкая рухлядь"), моржовая кость (рыбий зуб), бивни мамонтов.

Первые годы колонизации.

Местное население облагалось ясаком - царским налогом пушниной. Для того, чтобы население не уклонялось от уплаты, служилые люди захватывали у них заложников - аманатов.

Для принуждения местного населения служилые люди применяли шертование - кровавую присягу по своей вере.

Ясак в центральных уездах составлял 2 соболя с лица, на севере до 5-8 соболей. В 1647-48 гг. с местного населения было собрано около 6 тысяч шкурок соболей.

Положение простых якутов ухудшилось, т.к., их теперь эксплуатировали не только свои тойоны, но и давил "государев ясак". Поэтому местами отдельные восстания не прекращались.

Работа с учебником:

Заполнение таблицы "Восстания местного населения" (слайд 11).

Год

Территория

Участники

Предводитель

1634

Якутск, центральные улусы

Кангаласцы, намцы, ботурусцы

Мымак, Откурай, Бозеко

1639-1640

Алдан

Якутская и эвенкийская беднота

Оилга

1642

Якутск, центральные улусы

Якуты центральных улусов

Мымак, Ника

1676

Олекма

Олекминские якуты и эвенки

Балтуга Тимирев

1682

Кангаласский улус, с.Покровск

Кангаласцы, казаки, старообрядцы

Дженник

Географические открытия русских землепроходцев.

Материал данного раздела изучен учащимися на уроках истории России, так, что, можно в ходе беседы вспомнить землепроходцев и их открытия. Более подробно можно остановиться на С.И.Дежневе, который долгое время служил в Якутии, два раза был женат на якутках, в г.Якутске установлен памятник - скульптурная композиция посвященная Дежневу, его жене Абакаяде Сючю и их сыну. На этом месте организуется просмотр отрывка из фильма якутского режиссера Айсена Дойду - "Якутия:Познание и обретение себя", где о С.Дежневе рассказывает писатель Д.К.Сивцев Суорун-Омоллоон (слайд 12).

С.И. Дежнев в 1648 проплыл от устья Колымы в Тихий ок., обогнул Чукотский п-ов, открыв пролив между Азией и Америкой.

В 1643 началась экспедиция В.Д.Пояркова - прошел около 8 тысяч км от Лены до Амура, открыв реку Зея, Амурско-Зейское плато и реку Уссури, предпринял плавание вдоль юго-западного берега Охотского моря.

Дело Пояркова продолжили в 1650-1656 Е.П. Хабаров и П. Бекетов. Хабаров не был первооткрывателем, но благодаря его деятельности Приамурье вошло в состав России. Бекетов жe прошел по всему Забайкалью и осуществил первое плавание по всему течению Амура.

В 1651 г М.В. Стадухин из бассейна Анадыря на лыжах и нартах первым проник к устью Пенжины, впадающей в одноименную губу Охотского моря.

Историческое значение присоединения Якутии в состав Российского государства.

Закрепление пройденного материала в ходе беседы по вопросам (слайд 13).

1. Как повлияло географическое расположение Якутии на ее хозяйственное развитие?

2. Почему продвижение русских землепроходцев шло так быстро?

3. Какова цель освоения Сибири и Якутии?

4. Какое значение имело присоединение Якутии к Российскому государств?

Выводы и определения (слайд 14).

Присоединение Якутии к России имело огромное значение и было переломным моментом в истории Якутии. Якуты попали под власть русского царя, но также и включились в более прогрессивный государственный правопорядок, ускорилось их политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Местное хозяйство не было разрушено, устои общественного строя, быта духовной культуры и верований не были уничтожены. Христианизация была поверхностной. Русская государственность устранила межплеменную рознь и междоусобицы тойонов. Эксплуатация выражалась в выкачивании пушнины (ясака). Ясачная политика способствовала быстрому расслоению якутского общества. Присоединение было неизбежным историческим процессом.

III. Далее выполнение викторины по изученному материалу.

Задание 1: Вставьте пропущенное слово

«… Сентября в 25 день по государеву указу… поставил я,_____________, с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальнейней украине и для ясачного сбору, для приезду якуцких людей, а преж того на Лене реке и в Якуцкой земле государева острога не бывало нигде, а поставил государев острог новый острожек я,_______________, против якуцкого князца Мымакова улуса и меж иными многими улусами среди всей земли» прав.ответ: Петрушка.

Задание 2: День и месяц основания г. Якутска?

____ _________ 1632 г основание г.Якутска прав.ответ: 25 сентября.

Задание 3: Вставьте пропущенную дату

Петр Бекетов заложил острог в ________ верстах ниже современного Якутска.

прав.ответ: 70 верстах.

Задание 4: Вставьте пропущенные названия местности, луга и озера. За каждый ответ по 1 б.

Петр Бекетов заложил острог в 70 верстах ниже современного Якутска.

Иван Галкин перенес острог выше, около

с. _____________

В 1643 г Петр Головин перевез его на ________ луг

В 1681 г И.Приклонский перевез его около озера ____________

прав.ответ: с.Суотту, Еюков луг, озеро Сайсары.



5. Как назывался царский налог пушниной? прав.ответ: ясаг.

6. В первые годы колонизации применяли шертование. Что это?

прав.ответ: кровавая присяга по своей вере.

7. Он в 1648 проплыл от устья Колымы в Тихий ок., обогнул Чукотский п-ов, открыв пролив между Азией и Америкой. Кто он? прав.ответ: С.Дежнев.

8. Он прошел по всему Забайкалью и осуществил первое плавание по всему течению Амура. Кто он? прав.ответ:П.Бекетов.

9. Знаете ли вы современный Якутск? прав.ответ:речное училище.

10. Найдите Якутск прав.ответ: слайд № 22.

11. Если Якутия была бы самостоятельным государством, то какое место в мире заняла бы по размеру территории? прав.ответ: 8 (восьмое место).

12.Кому посвящен этот памятник? Где он расположен? прав.ответ:А.Е.Кулаковский, основоположник якутской литературы, поэт, ученый, общественный деятель.

13.Кто и когда основал Ленский острог, будущий город Якутск? прав.ответ: Сотник, русский казак Петр Бекетов в 1632 г.

14. Как называется самая древняя стоянка человека на территории Якутии?

прав.ответ: Дирин-Юрях.

15. Как называется высший представительный орган власти Республики Саха (Якутия) с 1993 г.? прав.ответ: Ил тумэн.

16. Памятник природы Якутии длиною 180 км – это… прав.ответ: вечная мерзлота.

17. Польский политссыльный, автор большой этнографической работы «Якуты», опубликованной в 1896 г. в Санкт-Петербурге. прав.ответ: В.Л.Серошевский.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Якутия в XVII веке: вхождение в состав Российского государства"

Автор: Горохова Дария Георгиевна

Дата: 01.03.2017

Номер свидетельства: 396777


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства